Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотрудников коммерческой организации 2 страница




Я считаю, что молодёжь и её ценности являются актуальной проблемой и этим вопросом нужно заниматься, чтобы не допустит кризиса. Только тщательные исследования могут объяснить конфликт поколений, господствующий в нашем обществе.

Нужно понять суть молодёжной культуры. Но также нужно определить границы реальных способностей молодёжи. Выяснить, что он сможет сделать для утверждения себя в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социология молодежи: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2011.

2. Социология / Под ред. проф. И.А. Лавриненко. – М., 2008.

 

Вацик Светлана,

магистрант 1 курса СПФ АГПА (г. Кропоткин)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Костенко

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

 

Аннотация

Under the stress is understood extraordinary emotional mental stress in response to adverse conditions. Such adverse factors may be specific situation intractable on the basis of available information. However, the cause of stress depends not only on the situation itself, but also on the properties of the individual, his life experience, evaluation, self-confidence, age readiness to solve those or other problems. Numerous studies have established that with age and experience increases the adaptability of child organizarse specific characteristics such adaptability.

 

С высоты прожитых лет взрослым порой кажется, что детство – беззаботная пора, в которой нет места нервному стрессу. К сожалению, это утверждение далеко от истины: именно сильный стресс, перенесенный в детстве, является причиной многих отклонений в развитии ребенка. О негативном влиянии стресса на ребенка любого возраста написано огромное количество статей, теоретические выкладки подтверждены многочисленными экспериментами, но, как показали продолжительные исследования американских учёных, о размерах ущерба, который наносит человеческому организму стресс, пережитый в детском возрасте, мы даже не догадываемся.

Главная черта каждого ребёнка – его эмоциональность. Ребёнок очень живо реагирует на любые изменения в его окружении. Чаще всего эмоциональные переживания в детском возрасте носят положительный характер, но при определённых условиях могут быть и отрицательными, что может привести к невротическим и психосоматическим расстройствам. Всё это возникает в результате эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.

С 1989 года нейрофизиологии и психологи, работающие в Университете Висконсина, наблюдают за несколькими сотнями людей буквально с момента рождения. В 2002 году уже были опубликованы первые систематизированные результаты, которые удалось получить в ходе эксперимента. Они подтверждают на практике тот факт, что постоянные стрессы, которые воздействовали на ребёнка в возрасте четырёх лет, оборачиваются чрезвычайно большими проблемами с поведением в шести- и семилетнем возрасте.

Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей это не так. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается, наверное, в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире.

Стресс может сопровождать первые шаги ребенка, его первый день в школе, тренировки по футболу и половое созревание. Результаты исследований, проведенных на людях и на животных, показывают, что пережившие экстремальный неконтролируемый стресс в детстве с большей долей вероятности будут страдать от тревожности и депрессии и будут более подвержены стрессу в последующей жизни. При рождении мозг живых существ обладает важной способностью гибко реагировать на стрессовые события и адаптироваться к ним. Согласно исследованиям существует критический период в течение первых нескольких недель жизни, во время которого травмы особенно опасны с точки зрения способности мозга справляться со стрессом.

Однако интересный поворот в результатах исследований, возникает, когда дети находятся под воздействием слабого, более управляемого стресса. Судя по всему, такой стресс, наоборот, помогает увеличить стрессоустойчивость. Умеренный стресс, судя по всему, полезен, и даже необходим. Это своего рода стрессовая прививка, по аналогии с прививками против инфекций.

Под стрессом понимают внеочередное эмоционально-психическое напряжение в ответ на неблагоприятные условия. Такие неблагоприятные факторы могут быть конкретной ситуации неразрешимыми на основании имеющейся информации. Однако, причиной стресса зависит не только от самой ситуации, но и от свойств человека, его жизненного опыта, оценка, уверенность в себе, возраст Готовность к решению тех или иных проблем.

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

· ребенок становится сильно раздражительным;

· его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;

· ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

· частое проявление негодование и возросшая требовательность;

· ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;

· детские страхи сильно усиливаются; ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и т.д.;

· могут появляться дефекты речи;

· на новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;

· ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;

· у ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

· малыш очень быстро утомляется;

· часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту;

· ребенок часто может видеть ночные кошмары;

· возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;

· в течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;

· пониженная самооценка;

· возникает агрессивное отношение к окружающим людям;

· без особой причины ребенок расстраивается;

· сверхмерная озабоченность своим здоровьем;

· нежелание гулять с друзьями, посещать школу; ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира;

· слишком высокая старательность; ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;

· возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;

· внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;

· нервные тики и дефекты речи; малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и т.д.;

· сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются. У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса: расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного. Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик. Ребенок находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними. Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста – просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.

Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:

Стресс у деток в возрасте пяти-десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям – кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно. В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному: одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других. Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте – оскорбления и издевательства в школе.

Также стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим. В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете. В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

Борьба со стрессом у деток.

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками. Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает. Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Профилактика стресса у детей.

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской. Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями. Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни. Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе. Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Профилактика стресса у детей грудного возраста и детей до двух лет.

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого. В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении. Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Профилактика стресса у детей в дошкольном возрасте.

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями. Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему. Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать. Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка. Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных ситуаций. Один из способов того, как снять стресс у ребенка, – решать проблемы сообща. Не оставляйте его наедине с собой в сложных ситуациях – увидев, что возникли трудности, поговорите с ребенком, выслушайте внимательно и предложите помощь. Не нужно бояться обращения за помощью к специалистам, например, педагогам или психологам, которые помогут вам лучше вникнуть в ситуацию и понять, отчего возникает стресс у ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2009.

2. Возрастная психология / Под ред. А.К. Белоусовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

3. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб., 2006.

 

Веселова Ирина,

магистрант 2 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.А. Твелова

 

Психологическое сопровождение старшеклассников

в профессиональном определении

 

Аннотация

Growing as process of social self-determination mnogomerno and multilaterally. Relyefny all its contradiction and difficulty are shown in formation of vital prospect, the relation to work and professional self-determination.

 

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношении к труду и профессиональному самоопределению.

Социальное самоопределение – определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Процесс социального самоопределения можно представить формулой: «мечтаю» → «надо» → «могу» → «хочу» → «принимаю решение», где

- мечтаю = имею идеальный образ желаемого;

- надо = анализирую реальные условия, возможности, потребности и требования социума;

- могу = осознаю свои индивидуально-личностные, материальные и другие возможности;

- хочу = соотношу реальное положение дел с идеальным образом желаемого, мотивирован на достижение, т.к. знаю зачем мне это надо;

- принимаю решение = сам делаю выбор, т.е. определяюсь.

Именно в этом случае происходит осознанный, зрелый выбор и человек успешно самоопределяется.

Выделяют этапы социального самоопределения личности: личность может находиться в трёх состояниях – не определился, сомневается и определился.

1. Если человек не определился, значит, он не включился в процесс самоопределения, т.е. у него отсутствует мечта о своём будущем.

2. Если сомневается – человек включился в процесс самоопределения, но на одном из этапов он столкнулся с противоречиями, которые пока не смог преодолеть. В качестве противоречий могут выступать личностные качества, нравственные позиции, финансовые возможности, уровень притязаний, социальный статус самоопределяющейся личности и т.д.

3. Определившийся человек – это человек, включившийся в процесс самоопределения и сделавший свой выбор в соответствии со своим мировоззрением, так как, по словам И.С. Кона, социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения… но мировоззрение – это не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ориентации.

Таким образом, заключаем, что предложенная формула самоопределения – это, на наш взгляд, кратчайший путь успешного социального самоопределения, в основе которого лежат условия, возможности, потребности и требования социума, а также система потребностей и убеждений человека, выражающих его отношение к миру; каждый старшеклассник включён в процесс самоопределения и во многом от школьных психологов и педагогов (в том числе классных руководителей) зависит успешность протекания и результативность социального самоопределения выпускников школы.

4. Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с профессиональным самоопределением.

Выбор профессии – важнейшая задача юношеского возраста, центральный момент становления личности учащихся старших классов общеобразовательной школы.

В настоящее время можно выделить целый ряд специфических проблем, стоящих перед человеком в профессиональном самоопределении, выборе профессионального будущего. Одни из них связаны с нестабильной ситуацией в стране, изменчивостью рынка труда, другие – с тем, что прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом перестали соответствовать реальной жизни, а новые в современной России практически не сформированы.

Надо сказать, что профессиональное определение проходит в 2 этапа:

1-й этап – в 9 классе, когда ученик решает: остается он в школе или идет получать среднее образование;

2-й этап – в 11 классе, когда поступает в вуз на заранее запланированную специальность.

Естественно, что ученикам сложно определиться с выбором: уйти или остаться, поэтому наиболее актуальным становится вопрос о необходимости сочетания образовательного процесса с проведением профориентационной подготовки старшеклассников, которую должны проводить и преподаватели, и психологи, и родители учащихся.

Они должны познакомить ребенка с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда, помочь учащемуся в самопознании, где важно выявить не только его личностные особенности, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей.

Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Должна быть сформирована психологическая готовность старшеклассника к сознательному выбору профессии. Для этого требуется систематическая, последовательная и длительная работа, эффективность которой может обеспечить только четкая система реализации долгосрочных программ, учитывающих все многообразие влияний на выбор человеком профессии.

Основные факторы, влияющие на профессиональный выбор (по Е.А.Климову):

1. Позиция старших и семьи.

2. Позиция сверстников.

3. Позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.п.).

4. Личные профессиональные и жизненные планы.

5. Способности и их проявления.

6. Притязание на общественное признание.

7. Информированность о той или иной профессиональной деятельности.

8. Склонности.

Заметим, что «позиция старших и семьи» занимает первое место из 8 основных. Это говорит о том, что учащиеся в выборе профессии, главным образом, ориентируются на мнение и советы своих родителей. Типичная ошибка родных заставлять ребенка добиваться того, чего не добились сами, невзирая на детские интересы и способности. Педагог Т.Ф. Акбашев говорил о том, что ребенка следует не воспитывать, а выращивать, развивая задатки, которые у него есть. Он подметил, что ребенка чаще воспитывают неправильно, добиваясь от него усвоения программы и совершенно не считаясь с его задатками.

Поэтому специалисты по профориентации должны работать не только с детьми, но и с родителями. Чтобы не происходило навязывание детям родительского мнения и профессия была выбрана в соответствии с задатками и способностями ребенка.

Почему задатки и способности, а не престиж профессии мы ставим на первое место? Дело в том, что престиж – понятие относительное. Если сто лет назад профессия шофера считалась модной и престижной, и каждый дворовый мальчишка мечтал ездить на автомобиле, то сегодня уже нет. Мода приходит и уходит, а способности остаются. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С. Станис­лавский, «мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам». Поэтому так важно подобрать такую профессию, которая подходит именно вам. Только в этом случае успех будет вашим постоянным спутником. А хороший специалист, мастер своего дела, востребован всегда и везде.

Нужно ориентироваться на психологические особенности личности, которые помогут правильно определить направленность будущей профессиональной деятельности. Когда будет выявлена направленность, ученик сможет определить область подходящей ему профессии, далее выбрать предметы для сдачи ЕГЭ, которые нужны для поступления в желаемое учебное заведение на уже заранее определенную специальность.

Итак, приходим к выводу, что профориентационная работа должна активно функционировать задолго до сдачи экзаменов, так как процесс выявления психологических особенностей требует времени.

Профориентационная работа, в конечном счете, должна привести учащихся к осознанию того, что профессию надо выбирать не для родителей, а для себя самого, учитывая свое собственное мнение, свои предпочтения и желания, что именно ты строитель своей жизни, а профессиональное самоопределение – ее фундамент – залог успешности, самоактуализации и карьерного роста. Поэтому так важно заложить его правильно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батаршев А.В. Психология профессионального становления учащейся молодежи. – М., 2011.

2. Личность и профессия: Психологическая поддержка и сопровождение / Сост. Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. / Под ред. Л.М. Митиной. – М., 2009.

3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004.

4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. – М., 2007.

5. Шульга Т.И. Психология профессионального образования: Психология учащихся. – М., 2007.

 

Гетманская Ольга,

студентка 5 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент Т.И. Олешко




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.