Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ценностных ориентаций современной молодежи 1 страница




 

Аннотация

The paper presents the study of values of today's youth, reflected the social impact of society on the formation of values. Describes methods and methods of formation values. Disclosed the results of the state, in which the individual resides on the formation of values, it is proved that the youth is exposed to external factors influencing the formation of his personality. The main conclusion of the article: the value orientations of the youth of today – the material well-being and independence, and spiritual value is a myth.

В статье представлены исследования ценностей современной молодежи, отражено социальное влияние общества на формирование ценностей. Описаны способы и методы формирования ценностей. Раскрыты результаты влияния государства, в котором проживает индивид на формирование ценностей, доказано, что молодежь подвержена внешним факторам влияющие на формирования его как личности. Основной вывод статьи: ценностные ориентации современной молодежи – материальное благополучие и независимость, а духовная ценность это миф.

При рассмотрении понятий «ценность» и «ценностная ориентация» Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих идеалов и мотивационные структуры личности, побуждающие её к предметному воплощению этих идеалов.

Н.И. Лапин полагает, что ценности есть обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов общественного и индивидуального сознания. Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, то своеобразным заместителем ценностей выступают ценностные ориентации. Однако если под ценностями понимать третью форму их существования, а именно мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению общественных идеалов, то нельзя не считаться с тем, что ценности могут выступать самостоятельным предметом исследования, также как и ценностные ориентации.

Следуя за Д.А. Леонтьевым, под ценностными ориентациями можно понимать осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Д.А. Леонтьев полагает, что изучение факторов, влияющих на систему ценностных ориентаций, поможет более глубоко понять этот феномен. По мнению большинства авторов, ценностные ориентации представляют собой ценности, выступающие в виде некоторых конечных, идеальных целей, к которым стремится индивид. Ценностные ориентации дают возможность принять решение в ситуации выбора.

Глобальные преобразования, происходящие сегодня в российском обществе, влекут за собой изменения ценностных ориентаций современной молодежи. Это бесспорно, достаточно болезненный процесс, и изучение его закономерностей может способствовать выявлению путей влияния на молодую личность. В частности знания степени сформированности ценностных ориентаций молодежи, может быть ключом для осуществления воспитания личности.

Известно, что ядро сложной структуры личности включает в себя как предельно обобщенные мировоззренческие взгляды, так и установки, определяющие человеческие действия в конкретных ситуациях. Промежуточное положение между мировоззрением и установками занимают ценностные ориентации личности, ограничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. С одной стороны, они являются конкретизацией мировоззренческих взглядов, с другой – определяют общую направленность действий человека. Применительно к молодежной группе изучение ее ценностных ориентации дает возможность выявить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал молодежи, от которого во многом зависит будущее состояние общества.

Последние два десятилетия либеральных реформ показали, что картина ценностных ориентаций современной молодежи весьма разнообразна и зависит от уровня и профиля образования, социального положения, региональных факторов, принадлежности к национально-этнической группе, вероисповедания и многого другого.

Как правило, сформировав свою ценностную картину мира, человек сохраняет ее неизменной практически в течение всей жизни. Такая картина формируется преимущественно на том этапе социализации индивидов, который непосредственно предшествует периодам зрелости. А дальше система ценностей человека меняется обычно только в кризисные периоды, к тому же эти изменения касаются в основном структуры ценностей и отражают изменения приоритетов, вследствие чего одни ценности становятся более значимыми, другие отходят на задний план в развитии и становлении личности.

Об изменениях, происходящих в сознании молодежи, пишут многие социологи. Так В.М. Соколов отмечает, что в духовно-нравственном мире личности сузилась сфера общественно важных позитивных ориентиров и возросла роль сугубо личностных, не всегда «должных» ориентаций, вдвое снизилась важность таких качеств, как сознание и чувство общественного долга, принципиальность, ответственность, общественная активность. Идет процесс размывания таких «простых» норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, вежливость и др. Все большее распространение получает прагматизм в духовной сфере: преобладающая направленность человека только на личную выгоду в знакомствах, экономических связях, социально-политических ситуациях, разрешении различных конфликтов. Возрос вес личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия, «нужных связей», умения «подать себя».

Многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Эмпирические исследования последних лет показали, что большинство опрошенных надеются на избранную ими профессию, но считают, что в основном при выборе работы будут руководствоваться прагматическим подходом. Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. Например, у 73 % из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья. Полезность труда для большинства молодых людей определяется достижениями собственного экономического достатка. Причем ставится в основном цель зарабатывания денег, любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое и на первый план выдвинулось такие, как «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой». Прослеживается четкая ориентация экономических ценностей, связанных со скорейшим обогащением, а успешность определяется наличием дорогостоящих благ, славы, известности. В сознании нынешней молодежи четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов в духе новых условий рыночного хозяйствования, ну а тут, как известно, возможны любые пути.

Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется и в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако современная молодежь не готова к таким индивидуальным шагам. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерности, логически правильно мыслить, убедительно формулировать свои идеи, грамотно аргументировать выводы. В своем подавляющем большинстве молодежь ориентирована на получение любого образования с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Высокий уровень притязаний к образованию носит инструментальный характер, образование рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний.

В отношении семейных ценностей молодежь превыше всего ставит независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семью же планируют в далекой перспективе, после создания успешной, на их взгляд, карьеры.

Ценностные ориентации молодежи формируется задолго до поступления в вуз – в процессе обучения в школе и под влиянием родителей. Социальная действительность меняется так быстро, что человек не успевает адаптироваться. Поэтому в результате у молодого поколения выстраивается достаточно противоречивая система ценностных ориентаций. С одной стороны, на формирование этой системы влияет старшее поколение, носители определенной системы ценностей, сформированной в советское время, с другой – общество, живущее по законам рыночной экономики и внедряющее совершенно новые ценности. С изменением идеалов общества происходит переориентация ценностей на материальную обеспеченную жизнь. Проблема физического выживания выходит на первый план, заметно оттесняя духовные потребности молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – С. 22, 57.

2. Лапин Н.И., Беляева Л.А. Динамика ценностей населения реформируемой России. – М.: Эдиториал УРСС, 1996.

3. Лапин Н.И. О многом и едином в российской трансформации // Общественные науки и современность. – 2002. – № 2. – С. 106-111.

4. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 372-377.

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 5. – С. 25-26.

6. Соколов В.М. Социология морали – реальная или гипотетическая // Социологические исследования. – 2004. – № 8.

 

Никанорова Татьяна,

студентка 2 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

What will be with modern youth? With what values it starts out? These are one of the most exciting questions presently. Unfortunately, becomes ripe crisis of values and falling of moral standards.

 

Прежде чем приступить к статье, необходимо дать определение «ценностных ориентаций». Это элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов». «Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…» [1].

Ценностные ориентации постоянно находятся в движении, одни рождаются на определенном историческом периоде, другие – отмирают. В процессе развития личности молодых людей у них формируется система ценностей, на которых воздействуют родители, общество. Эта система не всегда одна и та же, с изменением условий жизни личности, появляется новые, а иногда происходит полная переоценка.

Что будет с современной молодежью? С какими ценностями она вступает в жизнь? Это одни из самых волнующих вопросов в наше время. К сожалению, назревает кризис ценностей и падение моральных норм.

Что же такое молодежь? Это большая общественная группа, имеющая отличные психологические и социальные черты.

Следует обратить внимание на то, как молодые люди относятся к образованию. Современная система образования России ориентирована на самообучение, многие учащиеся не могут самостоятельно формулировать свои идеи, суждения, делать грамотные выводы. И даже несмотря на то, что информационные технологии достаточно хорошо развиты, не все могут эффективно использовать их. В Интернете достаточно много готовых рефератов, курсовых и дипломных работ, которые имеют низкое качество. А самое главное, многие молодые люди ориентированы на образования для того, чтобы получить диплом, но не знания.

Сейчас подавляющее большинство молодых людей ставят перед собой приоритет материального благополучия. Согласно опросам, молодежь в основном отдает свое предпочтение не нравственным и духовным ценностям, а большим деньгам. Например, у 74 % опрошенных людей из 600, материальное благополучие – стимул жизни. Умение зарабатывать деньги составляет человеческое счастье для многих молодых людей. Независимость и карьеру, достижение высокого статуса, молодежь ставит также превыше семейных ценностей.

Молодежь сегодня имеет разные ценностные ориентации. Это зависит от социально-демогра­фических характеристик людей, от политики, духовности, экономики. В результате строятся разные жизненные ориентиры, одни, те, кто адаптируются к рыночной экономике, оказываются в част­ном секторе, другие, в государственном. Другие не могут самоопределиться. По данным социологов, те, у кого есть такие качества, как деловитость, грубость, равнодушие, самоуверенность, креативность, оперативность, упорство по карьерной лестнице добиваются большего, чем те, у кого нет этих качеств.

Итак, необходимо выделить факторы, от которых зависит ориентация молодежи [2]:

1) возрастно-демографический;

2) образовательный;

3) девиантно-делинквентный.

Возрастно-демографический фактор связан с определённым возрастом, от 14 до 30 лет, с социальным статусом, а также зависит от поддержки государства и общества. Ценности воспринимаются от родителей, учителей, старших.

Образовательный фактор связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Молодые люди, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Девиантно-делинквентный фактор включает кризис переходного возраста, адаптацию к социальному окружению и возможность всему этому противостоять с помощью поступков, поведения.

Внимание к формированию ценностей и личностных ориентиров должно стать основой общества. Ведь именно они определяют сферу человеческой занятости, интересы, отношения, идеалы. Они выступают в качестве целей. По моему мнению, с молодежью должна вестись целенаправленная работа для того, чтобы осветить все прелести жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб., 1998.

2. Семенов В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи // СОЦИС. – 2007. – № 4.

Печёнова Любовь,

студентка 1 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация

Subculture – is a community of people whose beliefs, views on life and behavior are different from conventional or simply hidden from public view, which distinguishes them from the wider concept of culture, an offshoot of which they are members.

 

Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Молодежная субкультура появилась в науке в середине 50-х годов XX века. Поскольку традиционные общества развиваются постепенно, замедленными темпами, опираясь в основном на опыт старших поколений, постольку феномен молодежной культуры относится преимущественно к динамическим обществам, и был замечен в связи с «техногенной цивилизации». Если ранее культура не делилась так ярко выражено на «взрослую» и «молодежную» (независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т.п.), то теперь у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже в образе жизни в целом.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает и в связи с тем, что физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст – время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме.

Психологически молодежь принадлежит миру взрослых, а социологически – миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово – зрелость его отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность – поиск социального статуса. Посредством нее юноша «упражняется» в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи – досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества.

Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственно внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению. Довольно часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, «тусовок», музыки и наркотиков. Однако эта же среда форми­рует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой объявляется принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью всего поведения. Вся ценностная сетка молодежной контркультуры связана с иррационализмом, что продиктовано признанием собственно человеческого лишь в природном, то есть отмежеванием «человеческого» от того «социального», которое возникло вследствие «монополии головы». Последовательное проведение иррационализма определяет гедонизм как ведущую ценностную ориентацию молодежной контркультуры. Отсюда и мораль вседозволенности, являющаяся важнейшим и органическим элементом контркультуры. Поскольку бытие контркультуры сконцентрировано на «сегодня», «теперь», то гедонистическая устремленность – прямое следствие этого.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру. В настоящее время в молодежной среде нашей страны можно выделить три ведущих категории субкультуры, первую из которых образуют молодые люди, занимающиеся мелким бизнесом (мажоры). Они ориентированы на «легкое» добывание денег и «красивую жизнь». Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями.

Вторую категорию составляют «люберы», «гопники» и т.п. Они отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, исповедованием «культа физической силы», ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях – связью с уголовным миром. Их «идеология» опирается на примитивизированные социалистические идеалы, окрашенные «уголовной романтикой». Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки этого толка, как правило, хорошо вооружены, причем уже не только цепями, ножами, кастетами, но и огнестрельным оружием. Современная молодежь, однако, состоит не только из неформалов. Третью категорию составляют так называемые «яппи» и «не-ояппи». Это выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования, как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. Хиппи – это специфическая подгруппа субкультуры, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинэйджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Панк – это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 37-50.

2. Корженко А.Л. Молодёжная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 80-88.

3. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1987.

4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М., 1994.

Понедельченко Анна,

студентка 3 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Questions are presented to orientation of modern youth in article valuable. Mechanisms, conditions and factors helping formation valuable orientations are shined.

 

Перед тем как углубится в тему необходимо разобраться, что такое ценностные ориентации. Ценностные ориентации – а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания – критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Авторы сходятся на том, что ценностные ориентации являются центром личности, вокруг которого выстраивается в направленности и содержании социальной активности, общее отношение к себе и окружающему миру [1].

Ценностные ориентации развиваются по мере социализации личности. Зависит как от самого общества, так и от психологически-индивидуальных особенностей индивида. Они изменчивы. Если они не осознаются и не используется и теряют свою актуальность, то они постепенно во все теряются. Принятие же новых – это длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Само данное понятие множество раз становилось предметом исследований ученных. На данный момент, можно выделить следующие факторы, которые влияют на ценностные ориентации молодых людей:

1) возрастно-демографический;

2) амбивалентно-транзитивный;

3) образовательный;

4) девиантно-делинквитный.

1. Возрастно-демографический. Данный фактор имеет отношение к определенному возрасту (17-28 лет), к социальному положению, и в какой-то мере от попечения самого общества и государства в целом.

Условное понимание законов, общепринятых норм и правил – насаждается извне родителями, учителями, взрослыми, старшими и обществом в целом. Но соблюдение данных предписаний у детей носит характер не зависимости от совести, как внутреннего регулятора, а боязнь наказания или осуждения со стороны.

Социальное положение студента до конца не оформлено, так как не известны будущие перспективы. Такое неопределенное положение не позволяет студенту закрепить собственные ценностные ориентации.

Что касается государства и общества – это связано с той идеологией и социальной политикой, которую они продвигают. Среди молодежи преобладает, желание стать симпатичным обществу, быть таким как все, угодить.

Положительная сторона данного фактора это открытость молодежи для ценностных направленностей.

2. Амбивалентно-транзитивный. Связан с переходностью молодежи к самостоятельности. Но в тоже время эту самостоятельность еще необходимо доказать практически.

Однако, с другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что связано с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и «цеховым» ценностям.

3. Образовательный фактор является, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных ведущих дисциплин добавляются моменты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Студенты, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Проводимые исследования отметили интересный факт: существует зависимость между типами профессиональной мотивации молодежи и их установкой на различные виды профессиональной деятельности. Так, студенты с доминантным типом профессиональной мотивации – те, которые намерены получить прочные знания по изучаемым предметам для использования их в дальнейшей карьере - прежде всего, ориентированы на практическую деятельность по своей специальности. Студенты с ситуативным типом профессиональной мотивации – те, которые определяют цель учебы как «по возможности изучить учебные дисциплины для вероятного их использования в дальнейшей карьере» – на предпринимательство и административно-управленческую деятельность, а студенты, ставящие перед собой цель только получить диплом, готовы заниматься «чем угодно, лишь бы деньги платили.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.