КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На развитие и формирование подрастающего поколения
ВЛИЯНИЕ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
Аннотация The conditions of life in the big city create the preconditions for groups of young people in a variety of groups, movements that are unifying factor in shaping the collective consciousness of these groups, collective responsibility and the general concept of socio-cultural values. Каждому из нас случалось идти по улице или просто смотреть телевизор и увидеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «Я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Можно по-разному классифицировать неформальные движения. По социально-правовому признаку выделяют: - Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды. - Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты. - Асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п. Молодежные движения можно разделить на следующие группы: - Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, рэперы, транс-культура. - Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы. - Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры. - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры. - Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры. - Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты. - Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы. - Элита: мажоры, рейверы. - Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты. Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг. Молодежные субкультуры выполняют ряд значимых функций как по отношению к своим членам, так и по отношению к обществу, где эти субкультуры существуют. В современном обществе влияние субкультур становится все более и более заметным. Для большинства российских субкультур источником конструирования «субкультурных мифов» стал Запад, тем не менее, существуют различия в направленности отечественных и западных молодёжных субкультур. Большинство отечественных молодёжных движений ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. В то же время возникает ряд политизированных субкультур. Молодежные субкультуры не охватывают всю российскую молодежь. Большинство подростков в нашей стране не включены в субкультуры. Однако благодаря проникновению субкультур в общественную культуру многие подростки являются носителями каких-либо субкультурных ценностей, подчас не придавая этому особого смысла. Молодежные субкультуры вступают во взаимодействия с генеральной культурой, и являются активным и неотъемлемым субъектом социокультурного обмена, оказывающего существенное влияние на всю общественную культуру в целом. Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны. Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны, начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Анализ подходов к изучению молодежных субкультур показал, что для того, чтобы иметь адекватное представление о роли, месте, возникновении, функционировании и проявлении социальной активности молодежных субкультур необходимо рассматривать это сложное социальное явление в комплексе всех подходов, включая постмодернистский. Благодаря этому подходу, многие стереотипы исследователей относительно методологической базы при изучении молодежных культур и субкультур были подвергнуты переосмыслению. Благодаря теоретикам этого направления, произошел сдвиг в сторону изучения продуктов субкультуры: в качестве текста здесь выступают музыка, книги, фильмы, журналы. Набирают силу радикальные политические субкультуры. На одном конце субкультурного политического спектра – ультралевые, на другом – ультраправые. Правда, эти тенденции можно наблюдать в основном в крупных городах. Тем не менее, основная масса молодежи, как правило, аполитична и предпочитает досуговые формы объединений. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Среди молодежных сообществ существует определенная преемственность, поэтому корни некоторых социальных феноменов следует искать, фокусируясь не только на непосредственно изучаемой субкультуре, но и в тех сообществах, которые явным или косвенным образом могли повлиять на нее. В современной России очевидна неэффективность государственной молодежной политики – вместо развития конструктивных форм молодежной активности, фокус смещается на борьбу с деструктивными реакциями. Это не в последнюю очередь влияет на отношение молодежи к государству и политике. В то же время, когда дело касается действительно общественно опасных молодежных субкультур (в первую очередь здесь имеется в виду группировки российских фашистски настроенных скинхедов), подчас правоохранительные органы предпочитают закрывать глаза на беспорядки и национальные погромы, устраиваемые ими, объясняя действие скинхедов обычным хулиганством. Вероятно, это происходит ввиду отсутствия специалистов по формам молодежной активности в органах МВД. Необходимо признать, что в России существуют и проявляют все большую активность радикальные молодежные формирования, однако не все из них стоит расценивать в качестве деструктивных форм социальной активности. Тем не менее, существуют субкультуры с явно выраженными противоправными наклонностями. Очевидно, что существенной угрозой и без того нестабильным межнациональным отношениям являются фашиствующие скинхеды. Потенциально опасными могут быть футбольные фанаты, которые в последнее время активно воспринимают идеологию ультраправых скинхедов. В то же время, дисфункция общественных институтов в целом, и образовательных, в частности, приводит к распространению среди молодежи алкоголизма и наркомании. Противоречие между традиционным для нашей страны качественным высшим образованием и невозможностью занять достойные позиции, как в экономической, так и в политической системах, приводит молодых людей в радикальные движения. Молодые люди с высшим образованием не находят ему применения в рамках существующей в России общественной системы. Это прямое следствие сырьевой экономики и нынешней политики правящей партии. Многие незнающие люди укоряют всех неформалов. За что же их укорять? За то, что их желание выделиться из толпы, найти единомышленников не совсем стандартными способами? А может людей просто пугает все непонятное и неизведанное, а неформалы как раз и кажутся нам такими? Ну что ж, остается только надеяться, что у людей появится желание узнать о них больше. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков. На самом деле субкультуры – это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что следует оценивать людей по их поступкам, смотреть в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом.
ЛИТЕРАТУРА 1. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. – 2-е изд., испр. – М., 2004. 2. Корженко А.Л. Молодёжная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 80-88. 3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М., 1994. Чернецкий Александр, студент 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир) Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.А. Твелова
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |