Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек в условиях автономного существования в водной среде: сигнализация и связь, водообеспечение, выживание в холодной воде, питание. Безопасность водных переходов




Тема 6: Экстремальные ситуации на воде

 

1.Человек в условиях автономного существования в водной среде: сигнализация и связь, водообеспечение, выживание в холодной воде, питание. Безопасность водных переходов.

2.Первая медицинская помощь при утоплении, укачивании.

 

Корабли гибнут, налетая на рифы и скалы, садясь на мель, сталкиваясь с затонувшими судами, из-за пожаров и взрывов, штормов и тайфунов, столкновений и т.д. Нередки аварии самолетов над океанскими просторами и вынужденные посадки самолетов на воду.

Для спасения экипажей и пассажиров судов самолетов, терпящих бедствие в открытом море, существуют различные индивидуальные спасательные средства - надувные жилеты, воротники, пробковые и капковые спасательные пояса.

Аварийный запас пищи

В соответствии с общепринятыми гигиеническими нормами человеку требуется ежедневно 80-100 г белков, 400-500 г углеводов, 80-100 г жиров, 20 г хлористого натрия, 0,1 г витаминов (без холина), 0,5-1,0 г холина. Калорийность рациона должна покрывать энергетические траты организма, составляющие при умеренной физической работе примерно 3000-3500 ккал. Однако, при формировании аварийного пищевого рациона эти нормы оказываются неприемлемыми вследствие ограниченности объема аварийных укладок.

Человек может обходиться в течение двух и более недель без ущерба для здоровья рационом, энергетическая ценность которого составляет всего 500 ккал. Правда, в первые дни он будет испытывать сильное чувство голода, однако в дальнейшем оно постепенно уменьшится.

Нередко человек, даже испытывающий сильный голод, отказывается от пищи в силу непривычности, неприятного внешнего вида или существующих предубеждений.

А между тем у некоторых народов такая пища является традиционной. Например, жители многих стран Азия и Африки охотно используют в пищу саранчу. В Бирме большим лакомством считаются жареные и печеные сверчки-кузнечики.

Особенно важное значение при длительном недостатке пищи имеет регулярное питье.

Чтобы привлечь внимание проходящих судов, самолетов на спасательных лодках и плотах всегда хранится запас сигнальных средств, ракет, дымов, фальшфейеров, но ими надо пользоваться разумно, лишь тогда, когда есть полная уверенность, что сигнал бедствия будет замечен.

Днем это надо делать только тогда, когда судно подойдет на расстояний 4-5 км. В ночное время ракеты и сигнальные огни хорошо видны с дистанции 12-18 км. Чтобы частицы горящего вещества из фальшфейера или сигнального патрона не попали на ткань плота и не прожгли ее, патрон держат на вытянутой руке за бортом с подветренной стороны.

Для подачи сигнала бедствия самолету пользуются специальными красящими порошками - флюоресцином, уранином.

При работе с аварийной радиостанцией ее нужно тщательно оберегать от попадания воды, т.к. морская соль может серьезно нарушить работу станции и даже вывести ее из строя.

Весьма эффективным в условиях плавания в океане оказывается сигнальное зеркало. Вспышки солнечного зайчика принимаются на расстоянии 10-15 км.

3. Автономное плавание на спасательных средствах

Так сколько же может продержаться человек оказавшийся среди океана? Почему одни неделями, месяцами борются с холодом, голодом, жарой и жаждой, другие погибают, не израсходовав запасов воды и пищи? В чем причина преждевременной смерти людей? Тщательное изучение множества документов, связанных с гибелью людей в океане, убеждает, что людей губят безволие и растерянность, губит не опасность, а страх перед ней. 65-дневное плавание в океане на маленькой резиновой лодке французского врача Алена Бомбара (1952 г), более чем двухмесячное плавание и либерийского врача Линденмана (1955 г), и другие примеры, внесенные в летопись мореплавания показывают, что с океаном можно бороться, если даже нет запасов пресной воды и пищи. Мужественным людям их дает океан.

В од о о б е с п е ч е н и е

Люди, оказавшиеся на борту спасательных шлюпок в тропиках, находятся на солнцепеке и в течение дня получают извне огромное количество тепла.

В борьбе с перегревом организм использует все защитные механизмы, и в первую очередь потовыделительную систему, которая работает с максимальным напряжением. Водопотери на солнце в тропической зоне океана иногда достигают 740-810 г/час и с каждой каплей теряемого пота возрастает угроза обезвоживания. Возникает парадоксальная ситуация, с одной стороны, организму необходимо обеспечить охлаждение с помощью пота, а с другой, потоотделение увеличивает обезвоживание, ибо потери жидкости нечем восполнить.

Вместе с тем, существует простой метод, с помощью которого можно снизить потоотделение и в тоже время обеспечить охлаждение организма: достаточно смочить одежду забортной водой, и она, испаряясь, возьмет на себя охлаждающую функцию пота.

При самом строгом режиме экономии воды рано или поздно запасы ее приходят к концу. Страдания от жажды в океана гораздо сильнее, чем в пустыне. Человек видит сверкающую волную гладь, слышит шепот волн, ощущает освежающее прикосновение брызг - и не может утолить жажду.

Хроника морских катастроф знает случаи, когда жертвы кораблекрушений использовали морскую воду для сохранения жизни. Но морская вода разрушительно действует на организм человека. Она вызывает глубокие расстройства многих органов и систем. Поэтому памятками и инструкциями для моряков и летчиков питье морской воды в условиях автономного пребывания на спасательных лодках и плотах запрещено.

Не нить первые сутки после аварии, экономить пресную воду, помня, что 300-600 мл води в сутки - рацион, которого хватит на 5-6 дней без особых последствий для организма. Находясь на открытой шлюпке, необходимо сделать самую примитивную теневую защиту от солнечных лучей. Смачивать в жаркое время суток одежду забортной водой, помогая организму сохранить внутренние резервы жидкости. но не забывать высушить ее до захода солнца. Ограничить до минимума физическую работу в жаркие дневные часы. Н и к о г д а и н и п р и к а к и х о б с т о я т е л ь - с т в а х н е п и т ь м о р с к у ю в о д у

Поскольку прямые и отраженные солнечные лучи легко поражают чувствительные участки кожи вокруг губ, ноздрей, век, вызывая болезненные ожоги, все эти уязвимые места необходимо в дневное время смазывать солнцезащитным кремом или заклеивать липким пластырем. В яркие солнечные дни надежно защитят глаза от раздражения очки-светофильтры.

5. В ы ж и в а н и е в х о л о д н о й в о д е

Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,30С. Однако, даже наиболее теплые поверхностные води мирового океана в тропической зоне имеют температуру 29-300С, а большая часть поверхностных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов - ниже 250С. Следовательно, в подавляющем большинстве случаев время безопасного пребывания людей, оказавшихся в воде в результате тех или иных коллизиях, будет ограничено скоростью охлаждения организма. Поскольку теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигает критического предела, при котором не возможно дальнейшее существование. Скорость этого процесса зависит не только от температуры воды, но и от физического состояния человека, его индивидуальной устойчивости к низким температурам, от теплозащитных свойств одежды на нем. толщины подкожно жирового слоя.

Что испытывает человек. Неожиданно оказавшийся в ледяной воде? У него перехватывает дыхание. Голову будто сдавливает железный обруч. Сердце бешено колотится. АД подскакивает до угрожающих пределов. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.

Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три четыре раза. Однако, через некоторое период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 300С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, АД падает до критических цифр.

Достаточно кратковременного пребывания в воде с низкой температурой, чтобы наступили отчетливые нарушения в деятельности организма. Уже при температуре 240С время безопасности пребывания измеряется всего 7-9 часов, при 5-150С оно уменьшается вдвое. Температура 2-30С оказывается смертельной через 10-15 минут, а при -20С не более 5-8 минут. Но эти сроки не абсолютны и могут варьироваться в ту или другую сторону.

Основной причиной смерти людей в холодной воде является переохлаждение, т.к. тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно, чтобы возместить теплопотери.

Однако, смерть настигает человека, оказавшегося в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение. Причиной ее может быть "холодовой шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин. после погружения в воду, или нарушения функций дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи. Крайне осложняет спасение человека в холодной воде быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, т.к. температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

Анализ случаев длительного пребывания людей в холодной воде, закончившихся благополучно, показывает, что даже в ледяной воде смертельное охлаждение организма должно наступить не ранее, чем через 60-90 мин., а следовательно причиной гибели людей являются либо утопление, либо "холодовой шок", либо нарушения деятельности сердца.

Как вести себя, оказавшись в холодной воде: стараться сохранить неподвижность или согреваться активными плавательными движениями. Исследования показали, что при активных плавательных движениях наряду с увеличением теплопродукции нарастает и теплопотери. В результате энергетические резервы организма окажутся израсходованными значительно быстрее. Особенно интенсивно этот процесс протекает у людей худощавых, со слаборазвитой подкожно-жировой клетчаткой. Активные плавательные движения рекомендуются лишь в тех случаях, когда расстояние до берега и до спасательного средства можно преодолеть минут за 20-40 без полного истощения тепловых резервов.

Первая медицинская помощь людям, извлеченным из воды направлена в первую очередь на быстрейшее восстановление температуры тела, активное согревание всеми имеющимися средствами.

Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в теплую имеющуюся одежду, одеяло, парашютную ткань. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки. Бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышками. Во время автономного плавания на спасательной лодке или плоту нередко у людей в результате долгого пребывания в вынужденной позе, постоянного охлаждения появляются судороги мышц, живота, нижних конечностей. Они болезненны, но безопасны и легко устраняются быстрым растиранием сведенных мышц активными движениями пальцев, стоп.

6. П и т а н и е в у с л о в и я х а в т о н о м н о г о п л а в а н и я

Благодаря достижениям консервной промышленности и изобретениям новых способов сушки различных продуктов для моряков и летчиков, совершающих полеты над океаном, созданы разнообразные аварийные рационы пищи.

По данным Всемирной организации здравоохранения, рацион из 100 г углеводов и 500 мл воды в сутки обеспечивает жизнедеятельность организма в условиях плавания на спасательной шлюпке в течение 5 суток.

Оказавшись на спасательной шлюпке или плоту, приходится сразу же подумать о пополнении своих продовольственных запасов. Океан - достаточно богатая кладовая, надо только умело распорядиться ее дарами. Практически в пищу можно использовать все живые существа - рыб, птиц, моллюсков, даже медуз. Дополнением к ним могут служить водоросли, зоо- и фитопланктон. Мясо большинства рыб, обитающих в океане, съедобно даже в сыром виде.

7. О с н о в ы п р ф и л а к т и к и и о к а з а н и е п е р в о й м е д и ц и н с к о й п о м о щ и п р и у к а ч и в а н и и

У к а ч и в а н и е, или морская болезнь, является состоянием организма человека, возникающим в условиях воздействия комплекса раздражителей при качке судна. Морская болезнь развивается обычно у значительной части людей, находящихся на борту спасательной шлюпки или плота.

По характеру реакций организма различают две основные формы укачивания. Первая из них протекает с ярко-выраженными вегетативными проявлениями - тошнотой, рвотой, профузным холодным потом, обильным слюнотечением, к которым присоединяются головные боли головокружение, затруднение сердечного ритма. При второй, скрытой форме люди жалуются главным образом на вялость, апатию, сонливость, снижение работоспособности. Развитие морской болезни способствуют запахи пищи, красок, керосина, прием жирной или сладкой пищи, алкоголь, курение, пребывание в замкнутом, плохо вентилируемом помещении, высокая температура воздуха.

Для профилактики морской болезни применяются множество медикаментозных препаратов: аэрон, платифиллин, димедрол, дифазин, нипольфен, фенерган, изотиазин, банадрил и др., но наибольший эффект оказывают производные белладонны - скополамин и гиосцианин

Для предупреждения морской болезни лекарственные препараты целесообразно принять сразу же после посадки на спасательные лодки, плоты, если волнение моря выше 2-3 баллов.

В условиях автономного плавания на спасательных шлюпках и плотах при появлении признаков морской болезни рекомендуется принять горизонтальное положение, слегка запрокинув голову. При этом неприятные ощущения обычно уменьшаются. Такая поза устраняет добавочные ускорения, возникающие при активных и пассивных движениях головы, и уменьшает смещение внутренних органов по отношению к диафрагме. Кроме того, при, горизонтальном положении тела отолиты будут находиться в условиях наименьшего раздражения.

Способствует уменьшению укачивания оптическая фиксация неподвижной точки горизонта, отдаленных волн, облаков. При подташнивании облегчают состояние глубокие, ритмичные (10-12 раз в мин.) вдохи в момент подъема лодки на гребень волны, сосание кристаллов лимонной кислоты, кислой карамели, жевание "резинки" и т.п.

Обильные рвоты и усиление потоотделения при морской болезни увеличивают потери организмом жидкости и, следовательно, ускоряют обезвоживание. Рвотные массы необходимо, как и в самолетах, собирать в пластиковые мешочки во избежание привлечения к плоту акул.

8. Я д о в и т ы е ж и в о т н ы е М е р ы, п р о ф и л а к т и к и о к а з а н и е п е р в о й п о м о щ и п р и з а б о л е в а н и я х, в ы з в а н н ы х и м и

Среди океанских просторов, в прибрежной зоне, среди скал, в тихих лагунах коралловых атоллов встречается немало ядовитых рыб, пресмыкающихся, медуз, моллюсков, представляющих опасность для человека.

Я д о в и т ы е м е д у з ы

Ф и з а л и и. Их яд напоминает по своему нервно-паралитическому действию яд кобры и крайне опасен для человека. Описаны случаи гибели людей после обширных ожогов, нанесенных их стрекательным аппаратом.

Менее опасными, но достаточно болезненными, являются ожоги, вызванные а к т и н и я м и и к о р а л л а м и. Особенно болезненны ожоги, вызванные жгучим кораллом - л о ж н ы м к о р а л л о м - встречающимся среди коралловых зарослей морей и океанов. Нередко после ожогов на коже образуются долго не заживающие язвы.

М о р с к и е з м е и сами редко нападают на людей. Яд некоторых морских змей по силе нейропаралитического действия сходен с ядом кобры и даже превосходит его в 8-10 раз. Отравление развивается довольно медленно, и иногда проходит несколько часов, прежде чем появятся первые симптомы, из которые наиболее характерны -спазм челюстных мышц и опущение век.

Я д о в и т ы е р ы б ы (р ы б ы - х и р у р г ы, р ы б ы - ж а б ы, к р ы л а т к и, м о р с к и е р ш и, с к а т ы - х в о с т о к о л ы и т.д.) - это рыбы наделенные природой ядовитыми шипами. Их укол как удар тока или ножа, вызывает острую пронзительную боль и сопровождается местными (опухоль, краснота или синюшность) и общими явлениями (сердечная недостаточность, головокружение, обморок, бред, судороги). Нередки смертельные исходы.

В тропиках встречаются различные рыбы, в мясе и внутренних органах которых содержатся токсические вещества, опасные для здоровья человека (представители семейства двузубых, еж-рыба, луна-рыба и др.) Особенно тяжелые отравления вызывают печень, икра, молоки рыбы фугу. Ее яд поражает отростки нервных клеток - аксоны, блокируя передачу нервных импульсов. Он (яд) в десять раз ядовитее кураре, а по своей активности в 160 тыс. раз превосходит кокаин.

В отдельных случаях опасными для человека становятся м о л л ю с к и, хотя в обычных условиям все они съедобные. Ядовитыми они становятся в результате бактериального заражения или питания ядовитым планктоном.

Лучший метод профилактики от ожогов медуз и уколов ядовитых рыб и моллюсков - осторожность (при разборе улова в сетке, при снятии рыб с крючка, при сборе моллюсков в поисках пищи среди кораллов и водорослей). Брать раковину моллюска можно только за широкий конец и ни в коем случая не класть на руку.

Если же человек подвергся нападению ядовитого животного, помощь должна быть оказана без промедления.

Для предупреждения отравления ядовитой рыбой рекомендуется не употреблять в пищу рыб ярких расцветок, лишенных боковых плавников, чешуи, имеющих округлую форму, черепахообразную голову, клювовидные челюсти, с кожными язвами и наростами, с кровоизлияниями и опухолями внутренних органов. Необходимо также помнить, что икра, молоки, печень многих рыб потенциально опасны для человека.

Лечение пищевых отравлений направлено в первую очередь на удаление яда из организма. Поэтому при первых признаках отравления (тошнота, головокружение, зуд вокруг губ) необходимо немедленно очистить желудок обильным питьем соленой воды с последующим вызыванием рвоты.

Затем пострадавшего надо согреть, т.к. периферическое кровообращение ослаблено, дать горячий крепкий чай, кофе. При нарушении сердечной деятельности п/к вводится кофеин, кордиамин, камфора и т.д., при остановке дыхания производится искусственное дыхание.

II. Б Е З О П А С Н О С Т Ь В О Д Н Ы Х П О Х О Д О В

1. С т е п е н ь р и с к а в в о д н ы х п о х о д а х.

Турист-водник, пришедший на реку, построивший или собравший судно и пустившийся в плавание, подвергается риску или ставит себя в потенциально опасную ситуацию. В результате неправильных действий туриста или других причин потенциально опасная ситуация может превратиться в аварийную или в аварию. Авария - это попадание туриста в воду или нахождение на неуправляемом туристском судне хотя бы одного туриста. В настоящее время в водном туризме на известны четыре вида аварий: переворот туристского судна поломка судна; сброс туриста в воду с судна в результате воздействия на судно водного потока; попадание туриста в воду не с судна, а на броде, на разведке и т.д.

Под несчастным случаем понимается травма или гибель туриста, попавшего в аварию. В водном туризме результатом большинства несчастных случаев является смерть, т.к. на туриста в воде очень быстро воздействует сразу несколько опасных факторов.

Степенью риска называют отношение числа погибших за год туристов в оформленных группах к числу участников оформленных туристских походов. Этот показатель неодинаков для разных рек, физио-географических районов, для походов разной степени сложности, для разных возрастных групп. В среднем степень риска в водном туризме иногда доходит до 3(10-4. Степень риска в простых походах в основном в 2 раза ниже средней степени риска по всем походам, а степень риска в сложных походах в 4-6 раз выше степени риска по всем походам и соответственно в 8-12 раз выше степени риска в простых походах.

Для водного туризма, первый источник повышенной опасности - сам водоем без препятствий. Более опасные источники - пороги, шиверы, водопады, на пешеходной части - броды. Источники повышенной опасности могут быть предусмотренными и непредусмотренными.

Предусмотренными можно назвать источники, обозначенные на схемах и привязанные к ориентирам, просматриваемые с воды до конца или разведанные. Непредусмотренными - будут источники повышенной опасности, к встрече с которыми туристы не готовы.

Возникновение несчастного случая зависит, во-первых, от правильного выбора маршрута, правильного выбора судна, физической и технической готовности, тренированности туриста, т.е. от тщательной подготовки похода, во-вторых, от выбора правильного способ действий, правильной техники и тактики в потенциальной опасной ситуации.

Причины максимума несчастных случаев на воде в разные годы были разными: отсутствие индивидуальных спасательных средств; неправильный выпуск недостаточно подготовленных групп в обычные походы третьей категории сложности, походы с преодолением открытых водоемов, широкое освоение плотов на поперечных гондолах во время походов шестой категории сложности; позднее вскрытие рек и проведение походов сразу, а иногда и вместе с ледоходом; неудачные конструкции катамаранов, отсутствие коротковолновой радиосвязи и т.д.

Значительную опасность для туриста-водника представляют открытые водоемы-озера и водохранилища. На них встречается один тип аварии - переворот судна. Наиболее опасно для туриста, попавшего в аварию на открытом водоеме, переохлаждение, т.к. чтобы добраться до берега, приходится затратить много времени, например, при плавании против ветра. Поэтому основная задача при плавании по открытому водоему - не допустить переворота байдарки или другого судна. При подготовке маршрута необходимо собрать данные о направлении и силе господствующих ветров в период похода, об изменении силы ветра в течении суток, о величине волн, поднимаемых ветром. Ходить по открытым водоемам в направлении и против ветра не рекомендуется при высоте волны более 0,2-0,3 м, что соответствует волнению в два балла, а при направлении ветра и волны в борт судна - при высоте волны более 0,2-0,3 м, что соответствует волнению в один балл. Для пересечения открытых водоемов следует выбирать время суток с наименьшей силой ветра, чаще всего это утренние и вечерние часы или ночь. Плыть на озере нужно всегда кучно, на расстоянии не более 50 м между судами. Если при переходе через озеро суда захватил усиливающийся ветер. Нужно плыть к ближайшему берегу в направлении носом на волну

2. Опасные ф а к т о р ы в о д н о г о п о т о к а

Водный туризм - потенциально опасное занятие. Опасность для жизни становится реальной, если турист попадет в воду и на него начинают действовать опасные факторы водного потока.

Первая и основная опасность - это возможность утопления, т.е. потеря дыхания в результате закрытия дыхательных путей водой. Опасность у т о п л е н и я есть всегда в походе любой категории сложности, на любой реке. Она меньше на спокойных реках, охватываемых маршрутами первой категории сложности, где потерпевшему достаточно навыков дыхания, приобретенных при обучении плаванию. Она быстро растет с ростом категории сложности маршрута, т.к. в бурной воде трудно дышать и поддерживать себя на плаву. Особенно велика эта опасность на горных реках, несущих в воде большое количество взвешенных частиц.

Вторая опасность - п е р е о х л а ж н е н и е организма, зависящее от времени пребывания в воде с низкой температурой. Опасность переохлаждения велика на всех реках в период весеннего половодья и на горно-таежных и горных реках с холодной водой в любое время года. Переохлаждение наступает вследствие интенсивной отдачи тепла организмом. Температура тела быстро понижается. Последовательные симптомы переохлаждения следующие: отклонения от нормального поведения, агрессивность, затем апатия, усталость и нежелание двигаться, потеря чувства опасности, ложное ощущение благополучия, неловкость в движениях, нарушения речи, потеря сознания.

При температуре тела 34-350С появляется мышечная скованность, начинаются нарушения деятельности головного мозга, при температуре тела около 330С сокращается частота пульса до 50, при температуре тела 300С начинается аритмия и пропадает сознание. Остановка дыхания и смерть наступают при температуре тела около 24-250С. Ниже приведена таблица, где представлены средние данные об опасности пребывания в воде различной температуры в обычной одежде.

Воздействие охлаждения на организм очень индивидуально и зависит также при прочих равных условиях от типа нервной системы и степени возбуждения

Третья опасность - возможность получения травмы деталями судна при его перевороте, береговыми предметами, камнями в русле, а также от попадания между судном и берегом, между судном и камнями в русле. Эта опасность почти отсутствует на простых маршрутах и очень велика на сложных, особенно горных реках.

Серьезная травма, полученная при перевороте судна, может явиться причиной шокового состояния. У нетренированного и малоопытного туриста шоковое состояние вызывает сам факт переворота судна и попадания в воду, даже не сопровождающийся травмой.

3. И н д и в и д у а л ь н о е с п а с а т е л ь н о е с н а р я ж е н и е

Для борьбы с опасными факторами водного потока служит индивидуальное спасательное снаряжение.

С п а с а т е л ь н ы й ж и л е т является универсальным средством для поддержания туриста на плаву почти в вертикальном положении автономно, т.е. независимо от его действий. Для туриста-водника особенно важна автономность спасательного жилета, т.е. в нем можно предпринимать любые необходимые действия, не заботясь о поддержании себя на плаву - эту задачу выполняет спасательный жилет.

Основной характеристикой спасательного жилета является его подъемная сила, определяемая объемом его надувных емкостей или объемом пенопласта, заполняющего карманы.

Спасательный жилет состоит из капронового жилета с зашитыми в нем нагрудными и наспинными воздушными емкостями. Спереди на боках имеются завязки или застежки, а для поддержания жилета на теле - паховая тесьма или ремни.

На море спасательные жилеты вытесняются спасательными нагрудниками.

Г и д р о к о с т ю м.. Дополнительными средствами борьбы с переохлаждением является использование шерстяной одежды и гидрокостюма. Шерстяная одежда, даже намокшая, улучшает теплоизоляцию тела. Обычно используется шерстяной или полушерстяной тренировочный костюм, одеваемый под гидрокостюм. Гидрокостюм чаще используется самодельный. Туристы-водники изготавливают гидрокостюмы из легкого прорезиненного однослойного капрона.

Наиболее сложно обеспечить гидроизоляцию ступней. Имеется два пути. Использование резиновых сапог с выпуском брючин гидрокостюма поверх и перетяжкой их резиновым бинтом и подклеивание к брючинам гидрокостюма снизу резиновых носков.

З а щ и т а т е л а и г о л о в ы

Для предотвращения травм при перевороте судна и при попадании между судном и берегом или между судном и камнями используется защита тела Голову защищает каска, наиболее удобна хоккейная каска, используются также самодельные шлемы, склеенные из кусков пенополиэтилена. Можно изготовить защитно-спасательный комплект, в котором совмещены функции поддержания туриста на плаву и защиты от травм. Он выполняется в виде двухслойного штормового (туристского) костюма на два размера больше. Между слоями ткани зашиваются бруски пенополиэтилена размером (5-10)х(2-З) см или меньше. Куртка такого костюма выполняет функции спасательного жилета. Поэтому в нее зашивается наибольшее количество брусков, чтобы обеспечить необходимую подъемную силу. Небольшое количество более тонких и более мелких брусков зашивается в районе локтевых и плечевых суставов на куртке и в районе коленных и тазобедренных суставов на брюках. Спасательные жилеты и защитно-спасательные костюмы надевают поверх гидрокостюма.

4. Навыки пребывания в воде и страховка

Кроме индивидуального спасательного снаряжения, туристу-воднику необходимы навыки и тренированность пребывания в воде вне судна. Сюда входят правильное поведение при перевороте судна или при сбросе с судна, исключающие, шок страха или испуга, правильное поведение в случае одиночного плавания в воде; самоконтроль состояния и контроль времени пребывания в воде, ориентирования и определение особо опасных мест на реке.

Переворот любого судна чаще всего не является неожиданным, а предвидим за время от нескольких секунд до нескольких минут. Переворот легких судов (байдарок и одно-двухместных катамаранов) нужно пытаться предотвратить открениванием с опорой на весло. Предотвратить переворот более тяжелых судов открениванием не удается, зато сам переворот происходит медленно (20-30 сек). За это время каждый член экипажа занимает такие места, чтобы не получить травмы, чтобы не быть зажатым между корпусом судна и препятствием, чтобы не быть далеко откинутым от судна и быстро влезть на него, чтобы не оказаться под судном. После переворота нужно убедиться, что все члены экипажа находятся около или на перевернутом судне, что никого нет под судном и никто не травмирован. Если в течение 5-7 мин. не удается причалить к берегу, нужно бросить судно и выходить на берег самостоятельно. При сбросе с судна сброшенный в воду должен постараться немедленно догнать судно и залезть на него самостоятельно или с помощью товарище. Если в течение нескольких минут догнать судно не удается, необходимо выбираться на берег.

Попав в воду, нужно вести себя активно, рассчитывая не на страховку, а на собственные силы, и контролировать время пребывания в воде: не более 15 мин. в холодной воде и 20 мин, в более теплой воде. Необходимо также контролировать свое физическое состояние, ориентируясь на симптомы переохлаждения.

В походах четвертой-шестой категории сложности очень часто возникает необходимость в страховке. Первоочередной целью страховки является спасение людей, если люди плывут вместе с судном, то спасают одновременно и судно. Способов страховки несколько. Любая страховка должна срабатывать очень быстро, т.к. ограничено время пребывания людей в холодной воде, а течение быстро проносит их мимо постов страховки. Следовательно, все члены группы должны иметь практические навыки в проведении страховок




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.