Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 1 Тема: Введение




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Цель лекции: Изучить основные понятия и определения «Безопасности жизнедеятельности».

План лекции:

План лекции:

1. Основополагающие вопросы курса «Безопасности жизнедеятельности.

2. Объект изучения курса.

3. Актуальность проблем БЖД.

 

1. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления любых опасностей.

Причиной аварий, катастроф, несчастных случаев чаще всего становится некомпетентность людей в вопросах безопасности.

Устранить эту причину можно, если создать систему непрерывного образования и воспитания народа в области безопасности жизнедеятельности.

Курс ОБЖ направлен на преодоление опасностей, в том числе и опасностей инерционности системы образования.

Новая концепция ориентирует развитие курса в двух направлениях.

1. В курсе наряду с имеющимся материалом должны рассматриваться вопросы предупреждения новых опасностей для человека от собственной жизнедеятельности.

2. Вопросы безопасности жизни должны рассматриваться системно на трех уровнях:

Первый уровень – вопросы индивидуальной, личной безопасности. Это содержание нынешнего курса, которое необходимо знать каждому, чтобы осознанно совершить свой выбор личного поведения, особенно в образе жизни.

Второй уровень – национальный. На этом уровне рассматриваются вопросы безопасности наций, народов в борьбе за недостаточные ресурсы, создание наилучших условий для своих стран, для выживания большинства населения.

Третий уровень – глобальный. Сегодня существует возможность полной катастрофы человечества при безответственном использовании государствами технологий глобального масштаба.

Основные тематические линии содержания образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности»:

- основы здорового образа жизни;

защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

- основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

- основы защиты Отечества;

- современный комплекс проблем безопасности.

Новая образовательная область тесно связывается с другими образовательными областями. Она объединяет, дополняет и систематизирует появляющиеся в содержании образовательных областей вопросы новой направленности, раскрывая (в комплексе) основы безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства в природных, техногенных и социальных условиях.

Связанные в единую систему, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность обучающихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Эта компетентность позволит выпускникам обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.

2. Объектом изучения в БЖД является комплекс явлений и процессов в системе "человек – среда обитания", отрицательно воздействующих на человека и природную среду.

В жизненном цикле человека текущее состояние системы "человек – среда обитания" многовариантно. Наиболее характерными являются системы: "человек – природная среда (биосфера)", "человек – машина – среда рабочей зоны", "человек – городская среда", "человек – бытовая среда (жилище)" и т.п.

Во всех вариантах системы "человек – среда обитания" постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором. В существующей независимо от человека системе "производство - производственная среда" роль человека не исчезает. Она значительна, так как параметры и функционирование производства (технологической системы) предопределяются человеком на стадии проектирования и создания технической системы.

Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях также остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль. К сожалению, аналогичную ситуацию все чаще приходится наблюдать в системе "человек – техносфера". В тех случаях, когда техносфера доведена до состояния, не пригодного для существования животных, произрастания растений и проживания людей, человек теряет приоритетную роль в системе "человек – техносфера" и вынужден, в конечном итоге, либо покинуть зону проживания, либо расплачиваться своим здоровьем и продолжительностью жизни.

Для правильного понимания негативных явлений, происходящих в системе "человек – среда обитания", и достижения условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, необходимо изучение элементов, составляющих систему, и явлений, происходящих в ней. Предметом изучения в БЖД являются: объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере (производственной, городской и бытовой среде); анатомо – физиологические возможности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов среды обитания в обычных и чрезвычайных ситуациях; средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

3. Актуальность проблем безопасности жизнедеятельности (БЖД) вызвана тем, что современный человек живет в мире опасности со стороны природных, антропогенных, технических, экологических, социальных и др. факторов.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Можно сказать, что безопасность – состояние действительности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности, т.е. состояние защищённости отдельных лиц, общества и природной среды от чрезмерной опасности.

В качестве единиц измерения безопасности предлагается использовать показатели, характеризующие состояние техносферы, здоровья человека и состояние (качество) окружающей среды. Соответственно, целью процесса обеспечения безопасности является достижение максимально благоприятных показателей производственной среды, здоровья человека и высокого качества окружающей среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным и характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.п.) и действиями человека. Изменяя величину любого потока массы, энергии, информации, действий человека от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек - среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека;

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и (или) приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Критерии безопасности техносферы – ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве.

 

Контрольные вопросы

1. Для чего предназначен курс «Основы безопасности жизнедеятельности»?

2. В каких направлениях ориентирует развитие курса новая концепция «Основ безопасности жизнедеятельности»?

3. Что является объектом изучения в курсе БЖД?

4. Характеристика комфортного (оптимального) состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

5. Характеристика допустимого состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

6. Характеристика опасного состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

7. Характеристика чрезвычайно опасного состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания».

 

Основная литература:

1 Закон Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», 5.07.1996 г.

2 Закон Республики Казахстан «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», 27.03.1997 г.

3 Закон Республики Казахстан «О гражданской обороне», 7.05.1997 г.

4 С.В. Белов, А.В. Ильницкая., А.Ф. Козяков, Л.Л. Морозова. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.

5 Гражданская оборона. Под ред. Е.П. Шубина. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.

6 Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций под ред. О.Н.Русака. – Санкт–Петербург: 1992. – 100 c.

7 Приходько Н. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. – Алматы: 2000. – 364 с.

8 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Ч.1 – 2. – М.: 1998. – 244 c.

9 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для ВУЗов. – М.: 1999. – 2000 c.

 

Дополнительная литература:

10 Экология и безопасность жизнедеятельности. – М.: 2000. – 447 c.

11 Журналы «Военные знания».

12 Журналы «Гражданская защита».

13 Журналы «Основы безопасности жизнедеятельности».

14 «Информационно-методический сборник материалов по ЧС и ГО» АЧС РК.

 

ЛЕКЦИЯ №2 Тема: Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель лекции: Изучить организационные основы «Безопасности жизнедеятельности».

План лекции:

 

1. Цель, содержание и задачи курса, роль в подготовке специалиста.

2. Основные принципы регулирования и нормирования безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС.

3. Законодательные акты РК в области безопасности жизнедеятельности. Система по обеспечению безопасности при ЧС в Республике Казахстан.

4. Цель, основные задачи ГО в ЧС. Общие принципы организации. Структура ГО на хозяйствующих субъектах.

 

1. Безопасность жизнедеятельности – система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека.

Основными целями дисциплины являются:

1. Заложить выпускникам основы знаний и практических навыков:

- о характеристике опасных и вредных факторов на боевых постах, при

эксплуатации электроустановок и т. д.;

- необходимых для успешного решения задач по предупреждению происшествий;

- необходимых при проведении различных хозработ.

2. Воспитать у выпускников чувство личной ответственности за обеспечение безопасных условий работы личного состава на любом участке.

Задачи, которые необходимо уметь решать после изучения дисциплины БЖД:

- обучать л/с требованиям безопасности по видам деятельности, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;

- организовывать проведение работ с повышенной опасностью;

- лично соблюдать требования безопасности при эксплуатации ВВТ и в быту.

Безопасность – состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно-важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность развития личности, общества и государства.

Безопасность жизнедеятельности – состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Безопасность является неотъемлемым свойством любой системы (человек – среда, человек – машина-среда) и ее целью. Понятие «безопасность» является сложным и носит системный характер. Все системы и подсистемы испытывают взаимовлияние как положительные, так и отрицательные.

Классификация видов безопасности вытекает из концепции национальной безопасности.

Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинаковых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, общие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. Поэтому дисциплина "БЖД" использует знания, полученные студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста (бакалавра, инженера и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому она относится к обязательным общепрофесоиональным дисциплинам.

Цель дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования развития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

2. Закон РК «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» в первой редакции принят 5 июля 1996 года.

Основной задачей закона является регулирование общественных отношений на территории РК по всем вопросам, связанным с чрезвычайными ситуациями.

В нем впервые даны четкие определения следующих понятий и терминов:

чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;

ЧС природного характера – чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражением сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

ЧС техногенного характера – чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами, взрывами, авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на энерго- и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;

- зона ЧС – определенная территория, на которой возникла ЧС;

- авария – нарушение технологического процесса, повреждение механизмов, оборудования и сооружений;

- стихийное бедствие – бедствие, вследствие которого возникла ЧС;

- катастрофа – разрушительное явление, повлекшее ЧС регионального или глобального масштаба.

Приводится классификация ЧС по масштабу распространения и объему причиненного ущерба (объектовая, местная, региональная и глобальная).

Согласно закону первостепенной целью всех мероприятий по защите населения в условиях мирного и военного времени является, прежде всего, обеспечение его безопасности.

Эти требования изложены в основных принципах защиты населения и объектов хозяйствования при различных ЧС (ст.3 гл. 1) и включают в себя:

- гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по их предупреждению и ликвидации;

- заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС;

- обязательное проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации ЧС, оказание экстренной медицинской помощи и социальная защита пострадавших.

Одно из важнейших мест в законе отводится проведению действенного комплекса мер, направленных на предупреждение ЧС.

Требованиями, изложенными в статьях 20-22 закона, предусмотрена обязательность проведения всех первоочередных мероприятий по ликвидации или локализации ЧС.

При этом ответственность за организацию спасательных работ, привлечение сил и средств аварийно-спасательных служб, реализацию предусмотренных планом мероприятий несут первые руководители организаций и местные исполнительные органы.

При необходимости в ликвидационном процессе могут быть задействованы службы экстренной медицинской помощи Центра медицины катастроф, а при их недостаточности – медицинские силы и средства центральных и местных исполнительных органов.

В статьях 10-13 закона прописаны полномочия в области ЧС Правительства РК, центральных исполнительных органов, в том числе и МЧС, а также местных представительных органов.

Закон устанавливает конкретные функции основных исполнителей – граждан РК. Они нашли отражение в статьях 7 и 8 закона.

3. В настоящее время большую озабоченность в мире вызывают отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. Их существенное влияние на экономику, обороноспособность, национальную безопасность государств отмечается практически повсеместно. Поэтому вопросы предупреждения, ликвидации ЧС, восстановления жизнедеятельности объектов хозяйствования, населения и территорий, подвергшихся чрезвычайным ситуациям, все более начинают приобретать государственную значимость.

Эффективность решения этих задач во многом зависит от наличия соответствующей законодательно-правовой базы.

В Республике Казахстан такая база в основном уже создана. Введены в действие свыше 40 законодательных актов, затрагивающие практически все основные проблемы безопасности жизнедеятельности, приняты соответствующие нормативные и подзаконные документы. Разработана и введена в действие Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, практически завершена структурная перестройка органов управления, государственного контроля и надзора за ЧС.

Главенствующая роль среди них принадлежит:

Закону РК «О ЧС природного и техногенного характера» от 05.07.1996 г. и Закону РК «О Гражданской обороне» от 07.05.1997 г.

В них отражены практически все требования:

- по эффективному предупреждению, ликвидации ЧС и восстановлению жизнедеятельности населения и объектов хозяйствования;

- по обеспечению гражданской защиты населения и территории государства в мирное и военное время;

- по вопросам организации службы ГО и ЧС, информации, связи и оповещения при ЧС, планирования и осуществления комплекса защитных мероприятий, финансирования и материально-технического обеспечения.

В них нашли четкую регламентацию:

- основные задачи и полномочия органов власти и управления, представительных и общественных органов;

- конкретные функции граждан в этих вопросах;

- ответственность должностных лиц, исполнителей и граждан, виновных в грубых нарушениях действующих стандартов, правил и норм безопасности.

Введение в действие этих законов вызвало необходимость внесения существенных изменений и дополнений и в такие законы, как Закон РК «О национальной безопасности», Закон РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК», законы по деятельности правоохранительных органов страны и вопросам социальных льгот, компенсаций и пенсионного обеспечения.

Совокупность реализации законов, затрагивающих проблемы ЧС и ГО, обеспечивают:

- условия для успешного развития страны;

- выполнение функциональных обязанностей государства по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территорий;

- ведение единой целенаправленной политики государства в области предупреждения, ликвидации ЧС, гражданской защиты населения как в мирное, так и в военное время.

Постановлением Правительства РК от 28 августа 1997 года № 1298 создана Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ГСЧС).

Основными задачами ГСЧС являются:

- проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды при возникновении ЧС в мирное и военное время;

- формирование системы организационных, экономических и правовых мер по обеспечению зашиты населения, территорий, экологической безопасности;

- определение порядка реагирования на чрезвычайные ситуации, устранение их последствий, расследование причин их возникновения;

- организация мониторинга и информирования населения;

- организация разработки и выполнения государственных целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, защиту человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования объектов хозяйствования и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;

- обеспечение высокой готовности органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГСЧС к действиям в ЧС, работам по их ликвидации;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

- обучение и подготовка населения к действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации кадров специалистов ГСЧС;

- осуществление международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включает в себя территориальные, функциональные и отраслевые (объектовые) подсистемы и имеет два уровня: местный и республиканский (государственный).

Руководство ГСЧС осуществляют:

на республиканском (государственном) уровне:

- Президент и Правительство Республики Казахстан в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан;

- Центральный исполнительный орган РК по чрезвычайным ситуациям (создание, функционирование и дальнейшее развитие, а также оперативное управление ГСЧС);

- центральные исполнительные органы Республики Казахстан (руководство функциональными и отраслевыми подсистемами ГСЧС);

на местном уровне:

- местные исполнительные органы, рабочими аппаратами которых при управлении территориальными подсистемами ГСЧС являются территориальные органы Центрального исполнительного органа по чрезвычайным ситуациям, отделы (работники) по Гражданской обороне в местных исполнительных органах;

- руководители организаций (руководство объектовыми подсистемами ГСЧС).

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

- воинских частей Гражданской обороны;

- республиканского и региональных аэромобильных оперативно-спасательных отрядов;

- подразделений противопожарной службы;

- формирований водно - спасательной службы;

- водолазных аварийно-спасательных отрядов;

- аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, в том числе штатных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и других специализированных служб;

- службы спасения 051;

- служб обеспечения пожарной безопасности в лесах, включая службу авиационной охраны и защиты лесов;

- территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны;

- служб по обеспечению селевой, паводковой и снеголавинной безопасности;

- воинских частей постоянной готовности войск радиационной, химической и биологической защиты, инженерных и других родов войск Министерства обороны Республики Казахстан;

- единой авиационной поисково-спасательной службы.

Силы ГО в мирное время являются составной частью ГСЧС.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31.12.2003 г. №1383 утверждена Программа развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2004-2010 годы.

4. Силы ГО предназначены для выполнения задач ГО по защите населения, организаций и территорий, проведения спасательных и неотложных работ в очагах поражения, химического, биологического, радиационного, бактериологического заражения в мирное и военное время.

Силы ГО состоят из:

- воинских частей ГО РК,

- территориальных и объектовых формирований ГО,

- формирований служб ГО и ЧС,

- оперативно-спасательных отрядов и пожарных частей.

Использование сил ГО осуществляется по решению начальника ГО соответствующего уровня.

По характеру использования силы ГО подразделяются на формирования повышенной готовности и постоянной готовности.

По международным нормам силы повышенной готовности, к которым относятся воинские части ГО и оперативно-спасательные отряды, должны быть ГОТОВЫ для работы в автономном режиме в течение 14 суток.

В соответствии с законом о ГО на период проведения спасательных работ в районе крупномасштабных ЧС по специальному решению Правительства могут выделяться части Минобороны РК, МВД РК, подразделения и ведущие специалисты военизированных, аварийно-спасательных и специализированных формирований организаций, центральных и местных исполнительных органов.

Особая роль среди сил ГО отводится воинским частям ГО РК.

В Казахстане действуют три воинские части ГО, укомплектованные профессиональными специалистами и всей необходимой аварийно-спасательной техникой, оборудованием и снаряжением.

При объявлении мобилизации воинские части ГО входят в состав Вооруженных Сил РК.

Формирования ГО в силу своей наибольшей численности и приближенности к непосредственным очагам различных происшествий и чрезвычайных ситуаций составляют главную основу сил ГО РК.

Они предназначены для проведения спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении ЧС, применении современных средств поражения в мирное и военное время.

Согласно закону о ГО формирования ГО создаются по территориально-производственному признаку и подразделяются на территориальные и объектовые формирования.

Базой создания всех формирований ГО являются объекты.

Территориальные формирования создаются решением акима соответствующего уровня.

Состав и численность формирований определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, территорий и организаций в мирное и военное время, по следующим принципам:

-для регионов, подверженным землетрясениям, формирования ГО готовятся из расчета 1 спасатель на 10 человек населения,

-для промышленных регионов, подверженных наводнениям, пожарам и другим потенциальным опасностям, формирования ГО готовятся из расчета 1 спасатель на 15…20 человек населения.

Объектовые формирования предназначены для ведения работ непосредственно на объектах, но могут использоваться также и для ведения спасательных работ и вне объекта, для выполнения задач в интересах территорий.

Перечень территориальных и объектовых формирований, порядок их создания и функционирования, сроки приведения в готовность определяются «Инструкцией о формированиях ГО РК и примерных нормах оснащения».

В случае необходимости могут быть созданы и другие нештатные формирования Гражданской обороны, не входящие в установленный Перечень.

Общее руководство ими осуществляет руководитель спасательными работами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.