Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек на работе




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Социальные факторы, влияющие на поведение личности:

1. Круг общения — группа людей, с которыми человек поддерживает служебные и личные контакты.

2. Роль — совокупность действий, ожидаемых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.

3. Статус — оценка окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.

 

Поведение

• Типы поведения

• Обусловленность руководства и подчинения

 

Под поведением понимается совокупность взаимосвязанных (целенаправленных и нецеленаправленных) действий, осуществляемых человеком. Эти действия обусловлены как его внутренними свойствами (особенностями организма, психологией, разумом), так и внешним окружением.

Как показывает практика, существует три типа поведения людей на работе: независимый, нейтральный и зависимый.

Первый свойствен лидерам и проявляется в стремлении подчинить других своей воле, утвердить и навязать собственное мнение, быть всегда и везде первым. Иногда такое независимое поведение может превращаться в агрессивное. В отдельных случаях это может помочь достижению целей, но порождает конфликты.

Нейтрально держат себя обычно люди, также имеющие независимый характер, но не желающие не только подчиняться, но и подчинять себе других.

Зависимый тип поведения свойствен либо ленивым, слабохарактерным личностям, либо тем, кто хорошо знает свои недостатки и поэтому предпочитает подчиняться. Такое поведение не позволяет достичь личных целей, но обеспечивает спокойную жизнь.

Каждый из этих типов поведения обусловлен степенью осознания его необходимости, внутренними мотивами и волевыми усилиями человека.

Различное соотношение этих обстоятельств приводит к тому, что для одних людей необходимость определенного типа поведения является вынужденной, внешне навязанной. Это обусловлено как непониманием его важности, необходимости, мотивов, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек. В таких условиях необходимость руководства или подчинения воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест, а порой и озлобление.

Для других руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовольствие. У руководителей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, то есть также обретают своего рода свободу.

Но и здесь самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, а наоборот, будут иметь неблагоприятные последствия из-за ориентации не на выполнение стоящих задач, а на достижение комфортного состояния. На этом в свое время сыграл Гитлер, освободив своих солдат от «химеры», называемой совестью.

Наконец, для третьих руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер, эффективны, результативны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.