Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я, ты, он, она - вместе дружная семья




Я, ты, он, она - вместе дружная семья

 

Когда все вместе и заодно...

Какие бывают коллективы?

Жизненный путь коллектива

Психологический портрет коллектива

В трудовом коллективе есть что-то от театра

Коллектив и личность - кто кого?

 

Управление возникло из необходимости координировать совместный труд многих людей, то есть работу коллектива. В связи с этим в данной главе рассказывается о том, что собой представляет коллектив, какие его разновидности существуют, как протекает процесс его формирования, каковы те роли, которые приходится играть людям в коллективе, и что за отношения при этом возникают между ними.

КОГДА ВСЕ ВМЕСТЕ И ЗАОДНО...

 

Коллектив

• Признаки

• Законы

• Роль в жизни человека

 

Современные производственные и управленческие технологии, как правило, предполагают использование совместного труда многих людей, которые для выполнения стоящих задач объединяются в трудовые (научные, учебные и пр.) коллективы.

Главным признаком коллектива считается наличие у всех его участников единой общей цели, ради достижения которой они и объединяются, помогают друг другу, жертвуя в той или иной степени своей самостоятельностью.

Общую цель, как говорится «одну на всех», нужно отличать от одинаковых целей группы лиц. Например, у всех сидящих в приемной врача одна цель — получить необходимую медицинскую помощь. Но она достигается каждым индивидуально, независимо от других, поэтому группа пациентов в данном случае не может считаться коллективом.

Другим признаком коллектива является психологическое признание его участников друг друга и отождествление себя с группой. В основе психологического признания лежат совместные интересы, идеалы, сходство или дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому способствует несколько причин.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. Ведь каждый знает или умеет что-то то, чего не знают и не умеют другие, поэтому может взять на себя недоступную другим работу либо обучить их недостающим навыкам.

Во-вторых, в коллективе удается выполнить гораздо больший объем всем знакомой работы вследствие разделения и специализации труда. Чем меньше человек выполняет операций, тем большего совершенства, умелости в них он достигает, быстрее работает. Кроме того, помимо воли участников при коллективном труде возникает дух соревнования, заставляющий людей стремиться к первенству, работать лучше.

В-третьих, коллективная работа позволяет решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы. Наиболее яркий пример — строительство Египетских пирамид. Ведь только совместными усилиями можно было в те времена перемещать камни весом в сотни тонн.

Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженной в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, требованиях к физическому и моральному облику участников. Наверняка многим приходилось бывать в организациях, где все работники одеты в красивую униформу, аккуратны, вежливы.

Повседневная жизнь коллектива подчинена ряду законов, среди которых можно особо выделить два: закон сохранения личного положения, достоинства, социального статуса и закон компенсации недостатка одних способностей другими, а также опытом и навыками работы.

В соответствии с первым каждый член коллектива будет прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить свое «место под солнцем», и действия эти бывают по своему содержанию весьма неоднозначными. С одной стороны, они могут выражаться в улучшении результативности и повышении качества работы, совершенствовании себя, то есть иметь позитивную направленность. С другой стороны, они могут сводиться к различного рода интригам, использованию бюрократических приемов, защите от всего, что несет возможность любых изменений.

Действия, подчиненные второму закону, также неоднозначны, ибо компенсировать недостаток одних качеств можно не только активной работой в иных областях, но также и лестью, угодничеством перед руководством, «подсиживанием» соперников и т.п.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Он позволяет удовлетворять одну из важнейших потребностей людей — потребность в общении, в принадлежности к группе себе подобных.

Коллектив поддерживает своих участников в трудную минуту, встает при необходимости на их защиту. В своем коллективе люди, в первую очередь, находят признание успехов и достижений.

Коллектив во многом изменяет поведение человека, ибо отношение окружающих заставляет его по-новому взглянуть на себя, оценить свои поступки, согласовывать их с интересами и стремлениями других людей.

Коллектив в значительной мере повышает активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству. Если человек видит, что группа без него может обойтись, то работает хуже, и наоборот — хорошо, если нашел в группе свое место.

В то же время, в зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает не только положительным, но и отрицательным: понятно, например, что воровская шайка ничему хорошему научить не может.

В свою очередь, человек также пытается воздействовать на коллектив, сделать его более «удобным» для себя. Сильная личность может даже подчинить себе его, в том числе в результате конфликта; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в коллективе, а последний взамен берет на себя заботу о его благополучии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.