Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к главе 4 страница




Но именно такова стратегия изменения, построен­ная на применении формальных норм и стиля руковод­ства, ориентированного на задачу. Организационные улучшения начинают здесь с вывешивания приказа об изменении штатного расписания, режима работы, вы­говоров за опоздание, контроля посещения и т. д. Насильственная инновация, опирающаяся на инструмен­ты и символы позиционной власти, редко достигает же­лаемого результата, так как начинает с самого трудного участка. В этом случае смещается естественный поря­док, очередность циклов изменения, вместо прогрессив­ных наблюдаются регрессивные процессы, обнаружи­ваются скрытые формы сопротивления.

Напротив, партисипативный цикл изменений, ос­нованный на привлечении работников к участию в при­нятии решений (отсюда и его название), начинается с формирования новых знаний у индивидов, их представ­ления о целях организации, создания у них желаемых установок. Положительное изменение отношения к предстоящему нововведению закрепляется в группо­вом участии в разработке общих целей, создании ме­ханизма совмещения формального и неформального руководства. При насильственном вмешательстве ре­зультаты неустойчивы и все может вернуться на пре­жние места, когда руководитель потеряет свою долж­ность. В свою очередь, недостатком партисипативного цикла является затяжной, медленный (хотя и более ус­тойчивый) характер изменений. Здесь могут быть та­кие стадии, как «размораживание» (т. е. освобождение от старых установок и привычек), переобучение и зак­репление нового.

Вопросы к главе

1. Что такое организационное поведение?

2. Почему социальная система не имеет иной структуры, кроме той, которая задана ее функционированием?

3. Что такое открытая система?

4. Из чего состоит «топография» организационного простран­ства?

5. Чем отличается престиж от статуса?

6. Какие два типа власти различают социологи?

7. Из каких элементов состоит модель поведения Хоманса?

8. Охарактеризуйте шкалу лидерского поведения Танненбаума и Шмидта.

9. О чем говорит теория Арджириса?

10. Опишите четыре модели стилей управления Лайкерта.

11. Что такое «уровень доверительности» и как его можно исполь­зовать на практике?

12. Какие типы управления выделили Блейк и Моутон?

13. Что такое адаптивный стиль руководства?

14. Чем различаются эффективный и успешный руководители?

15. Опишите мысленную модель Басса.

16. Что описывают три переменные Лайкерта и в чем их практи­ческая польза?

Глава 23 Современный менеджмент

Западный менеджер — это человек, умело опериру­ющий незримыми факторами успеха. Он не является собственником (инвестором), и у него нет такого мощ­ного оружия, как капитал. Он не является инженером, и поэтому не властен над современной техникой и технологией. Правда, он немного экономист, опериру­ющий незримыми факторами процветания. Но менед­жер не является профессиональным экономистом, хотя экономическая подготовка входит в программу его обу­чения. Так кто же такой современный менеджер, и что такое современный менеджмент?

В какой-то степени (может быть, в значитель­ной) современный менеджер — полиглот. Он должен знать все, что касается положения его компании, и владеть наукой о том, как добиваться наилучшего по­ложения для своей компании, как привести ее к успе­ху. Для этого менеджмент как наука обладает широ­ким арсеналом эффективных инструментов успеха.

Стратегическое планирование

До сих пор мы касались одного, хотя и очень важ­ного, инструмента — управления персоналом. Но кро­ме него на вооружении у западного руководителя име­ются и другие средства, которые непосредственно выходят на мотивацию и поведение людей в организа­ции. Таким инструментом выступает стратегическое планирование, или стратегическое управление. Под стратегическим управлением подразумевается сово­купность программ, принципов, методов и приемов, при помощи которых высшее руководство планирует раз­витие компании на среднесрочную или долговремен­ную перспективу [69; 132]. Обычно составляется план с 5-летним горизонтом планирования.

В отличие от привычного нам экономического и со­циального планирования, которое получило особенно широкое распространение в 70-е годы, стратегическое планирование не является чисто формальной процеду­рой. У нас планирование было самоцелью, вне средством развития. Главное — побольше показателей, помасштаб-нее задачи и грандиознее темпы развития. При формаль­ном планировании важнее красиво отчитаться, даже ду­тыми цифрами, мнимыми показателями.

При стратегическом планировании, напротив, важ­нее всего дать правдивый анализ внутреннего состо­яния дел и внешнего положения компании на рынке. В соответствии с этим выделяются два раздела. В пер­вом ключевыми выступают такие вопросы: заинте­ресован ли персонал в снижении экономических по­терь, и какие барьеры здесь встречаются правильно ли и своевременно удовлетворяются нужды потребите­лей; как они обслуживаются каков уровень издержек в сравнении с основными конкурентами; какие изделия и услуги наиболее рентабельны? Рационально ли ис­пользуются сырье и ресурсы, рациональна ли методи­ка распределения накладных расходов?

Экономический план в различных компаниях и в различных странах может включать самые разные по­казатели и инструменты. Он не унифицирован, не све­ден к единому стандарту, не превращен в абстрактную догму, мешающую эффективному управлению. Стра­тегический план может состоять из таких разделов, как: а) продукция и рынок, б) средства производства, в) ре­сурсы, г) организация труда и распределение работ, д) си­стема управления, е) программа мотивации и поощрения.

Разумеется, только экономист способен рассчитать такие нормативы, как доход на акцию, приращение соб­ственности, отдача от вложенного капитала, прибыль, до­ходы и оборотный капитал, доходы на одного занятого, прибыль на одного занятого. Специалисты по экономи­ке входят обычно в функциональный штаб, приданный в помощь менеджеру. Они в совершенстве владеют эко­номической методологией и методикой, разрабатывают модель и программу стратегического плана.

Но что же в таком случае делает стопроцентный менеджер? Он занимается делом, он не теоретизирует, а организует. Самые прекрасные задумки экономистов могут рассеяться как дым, если в них не вдохнет жизнь менеджер. Он воплощает слово в дело. Только одному ему известными способами он добивается, чтобы цели компании стали задачами персонала, были приняты ими как свои собственные.

Грош цена экономическим программам «внутри­фирменного хозрасчета», если рабочие отвергают их или уровень доверительности к начальству крайне низок. Поэтому к чисто экономическим методикам распреде­ления накладных расходов менеджер добавляет про­грамму вовлечения персонала в управление, его сплоче­ния, методы обеспечения благоприятного психологичес­кого климата, предлагает новые методы организации и стимулирования труда.

Стратегическим планирование будет лишь тогда, когда менеджмент не гонится за сиюминутной выгодой, а строит отношения с персоналом с учетом перспекти­вы. Ибо приводной механизм такого планирования вов­се не экономика, капиталы или техника. Самый эффек­тивный механизм — персонал. Поэтому настоящий менеджер интересуется не тем, поставлено ли новое оборудование, какого оно качества и как в результате улучшилась работа. На то есть технические специалис­ты. Он интересуется другим: какова доля улучшений в работе, осуществленных по инициативе персонала? Что делается для обучения и повышения квалификации пер­сонала? Способствует ли действующая система стиму­лирования сотрудничеству между группами или она еще больше обостряет конфликты? Повторяю, изобрести новую систему вознаграждения, разработать методы обучения или наладить производственный процесс мо­гут и должны специалисты. Менеджер все это прикла­дывает к людям, он — наладчик работы персонала.

Вторая часть плана посвящена анализу положения компании на рынке. В частности, речь идет об исследо­вании сегментации рынка, выявлении возможностей увеличения объема продаж за счет ценовой конкурен­ции, опережающей поставке на рынок более совершен­ной продукции, привлечении потребителей к разработ­ке новой продукции [68;124;125;127].

Маркетинг

На Западе давно развивается специальная область менеджмента — маркетинг. Маркетинг (анг. marketing, от market — рынок) — специальная отрасль (теория и практика) управления, занимающаяся разработкой но­вой продукции, производства и сбыта товаров (или ока­зания услуг). В числе проблем или функций маркетинга обычно называют изучение спроса, ценообразование, рекламу, стимулирование сбыта, планирование товарно­го ассортимента и другие.

Иными словами, маркетинг — целостная система организации управления, направленная на обеспече­ние максимального сбыта продукции, достижение вы­сокой эффективности операций и расширение ры­ночной доли. Наконец, маркетинг является особой управленческой концепцией и одновременно формой взаимоотношения компании с заказчиком [31].

Современный словарь терминов маркетинга содер­жит около 2,5 тыс. слов. Таков уровень нынешнего раз­вития важнейшей науки. В развитых индустриальных странах маркетинг преподается практически во всех школах бизнеса. Дипломированный управляющий мар­кетингом и коммерцией должен знать не только сугубо экономические дисциплины или владеть навыками ра­боты на компьютере. В курс обучения входит изучение динамических контактов, методов общения с работни­ками, интервьюирования, основ ораторского искусства, ведения деловых контактов. Специалист по маркетингу — это менеджер высокой квалификации.

Современный маркетинг — динамически развива­ющаяся область менеджмента. В ней постоянно возни­кают новые темы и проблемы, углубленное изучение которых приводит к образованию самостоятельных на­правлений и подотраслей. Таким направлением стала концепция жизненного цикла продукции, которая чаще всего оперирует регрессионным анализом с использо­ванием коэффициентов корреляции на основе статис­тических данных о выпуске продукции, спросе и пред­ложении, бюджете расходов и т. д.

Управление качеством

Еще одной самостоятельной областью исследова­ний стала концепция управления качеством продукции. Кроме статистического анализа здесь широко применя­ются анкетирование и интервью. Прежде считалось, что качеством должно заниматься специальное подразделе­ние и более никто. Но в ведущих фирмах мира на дости­жение высокого качества нацелены все службы пред­приятия. Ключевую роль в повышении качества играют требования покупателей, информация о неисправнос­тях, просчетах и ошибках, оценки потребителей. Спе­циальные исследования показывают, что в плохо рабо­тающих компаниях на исправление брака может уходить до 60% времени, в нормально функционирую­щих фирмах — не более 20%, а в лучших — менее 5% либо вообще не тратится время на исправление ошибок своих коллег.

Повышение качества продукции сегодня становит­ся стратегическим ресурсом и решающим фактором сохранения и повышения конкурентоспособности ком­пании. Специалисты говорят о зарождении новой уп­равленческой дисциплины, которая может или должна внести принципиальные изменения в существующую систему менеджмента. Это достаточно широкое явле­ние, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций.

Япония стала родоначальницей новой методологии деятельности предприятия. Согласно эти методологичес­ким принципам, именно качество, а не что-либо иное (например, объем выпускаемой продукции) выступает сутью производственного процесса. Значит, качество как бы «растекается» по всей технологической цепоч­ке, а не сосредотачивается на конечных стадиях. Для этого качество должно быть формализовано и выраже­но при помощи количественных показателей. Высокое качество достигается только в результате каждодневных мини-усовершенствований производственной деятель­ности, а не одноразовых кампаний, специальных мер или государственного контроля.

В связи с такой переориентацией категории каче­ства продукции прибавляется задач менеджеру. Теперь уже не просто высокая технология гарантирует подоба­ющее качество. Его гарантирует весь персонал. Он дол­жен иначе быть обучен, иначе взаимодействовать, ина­че строить отношения с заказчиками, поставщиками, клиентами. Человеческие ресурсы приобретают страте­гическое значение, они становятся все более важным измерителем экономического успеха компании.

Традиционно менеджеры относились к повышению качества всего лишь как к одному из рядовых моментов управления, не придавая ему приоритетного значения. Институт стратегического планирования при Кембридж­ском университете провел исследование 1200 американс­ких фирм. Оказалось, что норма прибыли на инвестиро­ванный капитал составила в фирмах, выпускающих продукцию низкого качества, 13%; высокого качества — 30%. Потребителей прежде всего интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические ка­чества продукции [126,с. 33—38].

Сейчас все больше говорят о необходимости сис­темы тотального контроля качества в компании. Созда­ние такого контроля, благодаря которому усиливается воздействие запросов потребителей на качество про­дукции, входит в число критериев, определяющих ква­лификацию менеджеров. Соответственно пересматри­вается и определение эффективного управления. В число главных показателей входит ориентация на стра­тегическое планирование, которое способно увязать качество продукции с реальными запросами потреби­телей и создать условия, при которых продукция реа­лизуется по ценам, отвечающим спросу покупателей. При этом компания никак не должна страдать. Напро­тив, производительность труда должна расти, а наклад­ные расходы — снижаться.

Традиционное управление качеством — система мер, которые позволяют создавать продукцию, удовлетворяющую запросы потребителя. Она ограничивалась рамками предприятия, хотя и захватывала весь его пер­сонал. Кружки качества — типичная черта обычного уп­равления качеством. Япония уже миновала эту стадию и все больше переходит к следующей. Она называется тотальным контролем качества. Новая система выходит за рамки предприятия и включает контроль рынка сбы­та продукции, анализ рыночной конъюнктуры, после­продажное обслуживание и т. д. При этом прежняя сис­тема контроля качества не устраняется, она еще больше углубляется и систематизируется.

Бывшие социалистические страны, пожелавшие внедрить у себя маркетинг (в частности Югославия и Венгрия) и активно выходившие на международный рынок, начинали с локальных задач. Они лишь успели создать на предприятиях службы маркетинга и в них сосредоточили все функции по управлению качеством продукции. Другие страны, например, Советский Союз, не вступили и на эту фазу развития. Здесь еще только ищут пути и возможности использовать зарубежный опыт. В то время как западные страны перешли уже на третью стадию — включение в управление качеством всех подразделений предприятия. Это гораздо более вы­сокий уровень развития и более эффективный менедж­мент. Наконец, это качественно иное содержание задач менеджмента.

Логистика

Круг задач и необходимых знаний, которыми дол­жен владеть современный менеджер, очень широк. Он неплохо владеет системным подходом, знает принци­пы кибернетики и может провести консультирование клиентов с использованием компьютера. В общих чер­тах он владеет анализом «портфеля проектов», хотя для глубокой оценки позиций компании на рынке в сравне­нии с конкурентами приглашаются консультанты. И не потому, что собственные менеджеры не способны каче­ственно и в срок установить, какую именно продукцию выгоднее сейчас производить, исходя из рыночных тен­денций. Но для безошибочного диагноза нужен банк информации, который включал бы данные о сотнях ты­сяч балансов предприятий ежегодно. Что и делают консультативные фирмы. Вступить с ними в активный ди­алог способен только высококвалифицированный пред­ставитель компании.

Как профессионал высокого класса, менеджер дол­жен быть в курсе последних достижений науки управле­ния, например знать современные концепции логистики [85; 95]. Под логистикой понимают систему управления материальными и товарными потоками внутри и вне предприятия. Впервые системы логистики появились в США в 1950 г., а в Западной Европе — в середине 60-х годов. Интегральным элементом логистической системы выступают информационные системы, которые стали предметом самостоятельной управленческой дисципли­ны. Поток инноваций, принципиально новых идей и раз­работок здесь постоянно возрастает, особенно в связи с компьютеризацией управления.

Управление проектом и управление затратами

Западный менеджер не может считаться компетент­ным, если он не знаком с последними тенденциями в та­кой отрасли менеджмента, как управление проектом. В ней интегрируются различные области науки и произ­водства, но особенно тесно она связана с изменением структуры организации. Применяя знания в той или иной области менеджмента, современный менеджер как бы меняет вместе с тем и управленческие роли (а вмес­те с ними — стиль руководства).

В управлении проектом оптимальной считается роль «модератора», который развивает у подчиненных ини­циативу, ответственность и самоорганизацию. В управ­лении качеством многие менеджеры придерживаются другой роли — «строгого контролера». В управлении зат­ратами — это тоже самостоятельное и быстро прогрес­сирующее, особенно в Японии, направление менеджмен­та, руководитель выступает скорее в роли исследователя, ибо в достаточном совершенстве он должен владеть «функционально-стоимостным анализом».

Новые области менеджмента

Количество новых областей менеджмента, мето­дик, концепций и инструментов управления, которыми должен владеть современный менеджер (с разной сте­пенью совершенства), постоянно возрастает. В само­стоятельную отрасль выдвинулось управление серви­сом. Разнообразие видов сервиса столь велико, что управление сервисом возможно лишь при строгой классификации, построении специальных моделей и информационных систем. Например, американскому потребителю сейчас предлагается около 600 моделей легкового и грузового автотранспорта.

Не говоря уже о традиционных областях менеджмен­та, в частности, управлении производством, которое сей­час включает гигантское количество старых и новых концепций, моделей, программ и т. д., современные об­ласти менеджмента также растут в объеме и распадают­ся на подотрасли. До недавнего времени внедрение счи­талось частью управления производством. Сейчас это самостоятельное и перспективное направление, внутри которого уже выделяются собственные подотрасли, на­пример, «ноу-хау», гибкое автоматизированное произ­водство.

В каждой из этих отраслей уже не столько менедж­мента в целом, сколько одного из его направлений, появ­ляются даже конкурирующие концепции и теории, аль­тернативные программы, что свидетельствует о высокой плотности эмпирических исследований и активном тео­ретическом поиске. Так, управление информационными ресурсами (Information Resource Management) охватыва­ет планирование, подготовку персонала, разработку бюд-жетов, организацию, оперативное управление и другие виды информационной деятельности.

Частным разделом этой деятельности выступает уп­равление на основе моделей (model management), струк­турное моделирование, ситуативное моделирование. Особенно активно развиваются сейчас такие направле­ния менеджмента, как имитационное моделирование и теория принятия управленческих решений. В этой об­ласти выпускается множество специальных монографий и учебников, проводятся международные конференции, методология и методика преподается в большинстве школ бизнеса. В отдельное направление выделилось так­же управление риском (risk management), которое эф­фективно в условиях нестабильной экономической си­туации и интенсивной нововведенческой деятельности.

Таков далеко не полный перечень направлений со­временного менеджмента. Мы убеждаемся, что это практически необозримое поле деятельности, причем постоянно обновляющееся и расширяющееся. Не оши­бусь, если скажу, что в менеджменте сейчас насчитыва­ется несколько десятков областей и направлений, в каж­дом из которых можно выделить еще десятки и сотни более частных сфер знания, представляющих перспек­тивный фронт науки.

Управление персоналом и требования к менеджеру

Однако рассмотренные направления менеджмента еще не затрагивают его сердцевины — управление персо­налом. Правда, технико-экономические сферы менедж­мента непременно используют достижения human relations. Но управление персоналом по своим масшта­бам не менее грандиозное явление. Социология эффек­тивного управления — а ее надо считать главной сфе­рой компетенции менеджера — опирается на весь комплекс социальных наук, т. е. социологию, психоло­гию, социальную психологию, антропологию, экономи­ку, педагогику. В распоряжении менеджера результаты десятков, если не сотен тысяч, эмпирических исследо­ваний и экспериментов, связанных с мотивацией и по­ведением людей в организации.

В списке требований к компетенции менеджера значится около 10 основных тематических областей, в которых кандидаты на получение соответствующего сертификата должны продемонстрировать высокий профессионализм. Сюда входит понимание природы управленческих процессов, знание основ организаци­онной структуры, функциональных обязанностей и стиля работы менеджера. Он должен знать основы уп­равления ресурсами, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг; разбираться в современной информационной технологии и сред­ствах коммуникации.

У кандидатов проверяют даже ораторские способ­ности и умение письменно выражать свои мысли (конеч­но же, не на тривиальном уровне). И мало ли что требу­ется от претендента в менеджеры. Но самое главное (или одно из главных) — искусство управления персоналом, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, разрешение конфликтов, совершенствова­ние психологического климата [97,с.53—55].

Современный менеджер — это философ, инженер, врач и артист в одном лице. Он также ученый и, что весьма важно, глубоко религиозный и обязательно нравственный человек.

Вопросы к главе

1. Что такое стратегическое планирование и стратегическое уп­равление?

2. Какие разделы включает стратегический план?

3. Каково значение слова «маркетинг» и что в него включается?

4. Охарактеризуйте управление качеством продукции.

5. Чем различаются культура качества, кружки качества и тоталь­ный контроль качества?

6. Что такое логистика?

7. Как можно описать структуру знания в современном менедж­менте, взаимосвязь направлений и подотраслей?

8. Из чего складывается подготовка современного менеджера?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

Приводимые ниже задачи, вопросы, упражнения по­могут лучше усвоить пройденный материал. Для их ре­шения придется еще раз обратиться к тексту, найти нужное место, где кроется ответ, или вспомнить име­на, даты, понятия, события. Если уж вы совсем расте­рялись и не можете ничего поделать с собой, тогда от­крывайте «Ответы» в конце книги. Для того чтобы их легче было обнаружить, все задачи и упражнения про­нумерованы. Итак, приступаем.

Упражнения

По исходному определению или описанию, при­водимому ниже, найдите нужное понятие, фамилию, явление в тексте книги. Для облегчения задачи в скоб­ках цифрами указаны вначале количество букв в этом слове, а затем через точку с запятой — номер главы, в тексте которой вы встретите искомое слово. Обще­распространенные слова, относящиеся к менеджменту, даны без подсказки, указывающей на главу книги.

1. Античный правитель, при котором Греция достигла наивысшего расцвета (6;3)

2. Мировой центр текстильной промышленности и де­ятельности основоположников «научного менеджмента» (9;5)

3. Автор статьи «Инженер как экономист» (4;6)

4. Выдающийся предприниматель, представитель утопического социализма (4;5)

5. Родина первой менеджерской революции (5;2)

6. Страна, в которой появился первый свод законов (7;2)

7. Рыночная площадь в Древней Греции (5;3)

8. Пионер «упрощения работы» 20-х годов XX века (9;6)

9. Город, в котором родился Ф.Тейлор (11;6)

10.Попечительский, заботливый стиль управления (11; 1)

11. Гавань с портом в Древней Греции (5;3)

12. Автор книги «Менеджмент и Макиавелли» (4; 1)

13. Государственный служащий, бюрократ (8)

14. Вид спорта, в котором Тейлор достиг наибольших успехов (б;6)

15. Низшее должностное лицо, мастер, десятник (11)

16. Соратник Тейлора, математик, создатель специальной линейки с 14 независимыми переменными (4,6)

17. «Великий американский гуманист», предложивший термин «научный менеджмент» (7;6)

18. Сподвижник Тейлора, которого он называл «перво­классным экспериментатором» (5,6)

19. Власть немногих (9)

20. Автор системы территориального управления в Древнем Риме (10;2)

21. Выдающийся итальянский государь, поэт, философ, покровитель искусств (6;4)

22. Метод изучения времени и движений (11)

23. Американский экономист, увидевший в менеджменте движущую силу социального развития (9,5)

24. Известный инженер, сподвижникТейлора, работавший в области планирования и стимулирования труда (5;6)

25. Крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США конца XIX — начала XX века (7;6)

26. Античная деревня (4;3)

27. Соратник Дж.Уатта (6,5)

28. Немецкий мыслитель, родоначальник социологии бюрократии (5; 11)

29. Один из авторов теории элиты (6;4) 3D. Власть одного(8)

31. Американский социолог, участник Хоторнского экс­перимента (12; 18)

32. Немецкий фельдмаршал, перестроивший армию по образцу экономического предприятия (7; 10)

33. Античный город-государство (5,3)

34. Название главной книги А. Богданова об управлении (10;14)

35. Изобретатель паровой машины, один из основопо­ложников «научного менеджмента» (4;5)

36. Выдающийся английский политэконом XVIII— XIX вв. (7;5)

37. Высший чин в древнеегипетской иерархии управ­ления, инструкция которому описана в одном из конкретных примеров (6; 11)

38. Кормчий в Древней Греции (10;3)

39. Автор иерархической теории потребностей (6; 19)

40. Свойство продукции, особенно тщательно контролируемое в современном менеджменте (8;23)

41. Хранитель печати в Древнем Египте (8; 11)

42. Сознательное ограничение нормы выработки (14)

43. Внешний побудитель к действию (6)

44. Город, в котором проводились исследования Мэйо (6; 18)

45. Древнегреческий термин, обозначающий искус­ство управления (11;3)

46. Соратник Тейлора, прославившийся рационали­зацией приемов кладки кирпича (9;6)

47. Внутренний побудитель к действию (5)

48. Почетное звание, обозначение должности (5)

49. Английский промышленник, пионер «эффективно­го менеджмента» (7;5)

50. Античный философ, автор размышлений в диалоги­ческой форме (6;3)

51. Американский философ и психолог, создатель ин­стинктивной теории мотивации (5;21)

52. Руководитель сражения в античности (8;3)

53. Сборочная линия (8)

54. Шведская компания, в которой проводился извест­ный эксперимент с внедрением автономных групп (6,18)

55. Обозначение заведования домашним хозяйством в древнегреческом языке (10;3)

56. Малое сообщество, фрагмент рабочей группы в Хо-торнских экспериментах (5; 18)

57. Соратник Тейлора, «человек Ренессанса среди ис­кателей приключений» (7; 10)

58. Центр зарождения цивилизованного менеджмента (5;3)

59. Античная мастерская (10;3)

60. Венгерский специалист, изучавший внедрение тей­лоризма в 80-е годы XX века (6;8)

61. Американский психолог, предложивший методику распознавания психогенетических мотивов (6;21)

62. Сильная форма экономического наказания в дис­циплинарной системе Тейлора (5;8)

63. Античный философ, предприниматель, купец, ин­женер, мореплаватель (5;3)

64. Автор книги «Достигающее общество» (11;21)

65. Научная организация труда (3)

66. Семейный труд, человеческие отношения, челове­ческое общество на древнегреческом языке (8,3)

67. Автор «формулы успеха» в мотивации предприни­мателей (8;21)

68. Античный философ, автор принципа «пропорцио­нальной взаимности» (10;3)

69. Практика, согласно которой предприниматель обя­зывался сохранить численность работающих независимо от реальной потребности в них (11; 10)

70. Античный философ-материалист, промотавший на­следство отца (8;3)

71. Американский психолог, создавший теорию «локуса контроля» (6;21)

72. Чин, получение которого являлось венцом карьеры древнеегипетского чиновника (5; 11)

73. Автор двухфакторной теории мотивации (8;20)

74. Основатель доктрины «человеческих отношений» (4; 18)

75. Древнеегипетский вельможа, ставший «вторым из двух и третьим из трех на этой земле» (10; 11)

76. Американский психолог, в 1980 г. установивший, что предрасположенность к риску одинаково прису­ща предпринимателям и менеджерам (8;21)

77. Ответственный специалист, создатель социальной инженерии (6,17)

78. Отечественный ученый, лидер «русского файолйз-ма» (5:17)

79. Автор «Никомаховой этики» (8;3)

80. Точная наука, которой занимались почти все ан­тичные философы и благодаря которой они достигали успехов в практической деятельности (10;3)

81. Английский математик, механик и экономист, имя которого упоминает Маркс в «Капитале» (7;5)

82. Родоначальник «политического реализма» (10;4)

83. Автор теории «менеджерской революции» (8; 12)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.