КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хром-тест 4 4 страница
[cccxci] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 446, 447. [cccxcii] Так, в “Романтиках” Константин Паустовский замечает: “Мопассан писал при свете красного абажура, густом как кровь и страсть, писал в те часы, когда его уже подстерегало безумие”. Биографы и исследователи творчества Рихарда Вагнера постоянно упоминают потребность композитора писать музыку только при красном свете (Дерибере М. Цвет в деятельности…. С. 72). [cccxciii] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 69. [cccxciv] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 44. [cccxcv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. S. 186. [cccxcvi] «Рад дурак красному» (В. Даль Пословицы и поговорки русского народа. М.: тип. МГУ, 1862. С. 476). [cccxcvii] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 360. [cccxcviii] Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. С. 95. [cccxcix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 160. [cd] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 169. По прошествии дюжины лет в хроматизме получено более чем достаточное число доказательств справедливости этого положения. Ср. (Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 66). На экстремальность красного для женщины указывает и тот факт, что по мере полового возбуждения цвет малых половых губ переходит из бледно-розового в ярко-красный; во время оргазма частота дыхания, пульс, давление крови у женщины сравнимы с этими показателями при восприятии красного цвета. Помимо этого в момент оргазма отмечается резкое покраснение кожи груди и лица женщины (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 29, 34–35). [cdi] Как следует из хроматического анализа памятников, во всех известных культурах существует общепринятая парадигма: красный — мужской цвет. Поэтому амбивалентность разделения красного цвета по полу, которую находит В. Тернер в пережиточных обществах, имеет смысл рассматривать только при задании граничных условий существования племени. При этом, как показала практика хроматизма, красный цвет может характеризовать женское бессознание исключительно в экстремальных условиях, тогда как мужское — в нормальных (Ср.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 82; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990, § 8.4). [cdii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109. [cdiii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М.: Мысль, 1993. С. 421. [cdiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 140–153. Показательно, что данные физиологии полностью подтверждают наблюдения нашей коллеги. Так, по данным Маделен Мэйкэнеску-Джорджеску, у женщины в ответ на эффективный половой стимул отмечается покраснение различных участков тела, прогрессивно распространяющееся по всему телу на фазе предельной половой напряженности. Интенсивность покраснения увеличивается к концу этой фазы и резко исчезает после оргазма. (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 306–319). А. М. Свядощ также указывает на тот факт, что при нарастании полового напряжения цвет малых губ из бледно-розового переходит в ярко-красный или темно-красный (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 34). [cdv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121. [cdvi] Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35. [cdvii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 5. [cdviii] Так, по данным Н.Федотовой, красный цвет лучше воспринимается в левом полуполе зрения, то есть правым полушарием головного мозга, которое отвечает прежде всего за образное мышление, свойственное преимущественно мужчинам (Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 50). [cdix] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233. [cdx] Чернова А. … все краски … С. 98–121. [cdxi] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239. [cdxii] По данным В. В. Похлебкина, суггестивность этого символа строится на использовании семантики красного цвета — цвета крови и креста как символа христианства. [cdxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 402. [cdxiv][cdxiv] Из-за наибольшей длины волны (среди всех цветов видимой области спектра) после преломления на хрусталике точка локализации красного цвета находится позади сетчатки. Именно поэтому красный объект кажется находящимся ближе, чем в реальности. Очевидно это свойство красных тонов автомобилей и приводит к меньшему числу ДТП — водители встречных машин раньше замечают их и успевают вовремя уклониться от столкновения. Возможно, свою роль здесь играет и «условный рефлекс» дорожных сигналов: красный свет — «стоп» (Статистика “Вокруг света”. 1966. № 11. С. 53). [cdxv] Обратим внимание на то, как это представление интерпретировалось классиком аналитической философии Людвигом Витгенштейном в § 443 Философских исследований: «Красное, которое ты себе представляешь, безусловно, не то же самое (не та же самая вещь), что красное, которое ты видишь перед собой; как можешь ты тогда утверждать, что это именно то, что ты себе представлял?» Иначе говоря, здесь уже предполагалось существование неразрывной связи между образом цвета и его концептом — как внутренним цветом нашего представления о внешнем цвете окружающей среды. Любопытно, что в истории хроматизма априорные размышления философов все чаще и чаще подтверждаются на практике: репрезентативный анализ представленной нами базы данных дал достаточно ясный ответ на вопрос Витгенштейна. В то же время, как пишет А. П. Василевич, мы имеем каким-то образом структурированное множество цветовых оттенков, в котором чисто условно выделяются области близких цветов. Оттенкам в языке соответствуют слова; при этом непрерывность, присущая цветовому пространству, уступает место дискретности, свойственной языку (Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53). И далее (С. 106) замечает, что различные формулы символической логики помогают уяснить какие-то детали, но все это — искусственные языки, не имеющие непосредственной связи с интуицией; человеческое сознание привыкло к естественному языку, и именно его надо признать наиболее пригодным метаязыком семантического описания. [cdxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 9. [cdxvii] Кожевников Е. П. Компенсаторное слежение в условиях монохроматической световой среды // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 120. [cdxviii] У взрослого мужчины количество эритроцитов в 1 куб. мм составляет в среднем 5 млн, у взрослой женщины — 4,5 млн. (Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 567; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинскии Я. Я. Антропология. М., 1941. С. 256). Любопытно, что в эритроцитах крови у 15 % людей отсутствует резус-фактор (Батуев А. С., Никитина И. П., Журавлев В. Л, Соколова Н. Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 35). Не являются ли и эти 15 % очередным свидетельством несоответствия гендера полу, то есть не могут ли они быть материальным маркером гендера? Насколько мне известно, до настоящего времени ответа на этот вопрос не существовало. [cdxix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 1, 4; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. Гл. VIII, IX; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 23. [cdxx] Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд ЛГ, 1990. С. 47–48. [cdxxi] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 74. [cdxxii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. S. 6; Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132. [cdxxiii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232. [cdxxiv] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131. [cdxxv] Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 74. [cdxxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971. [cdxxvii] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. [cdxxviii] Eysenck H. J., Eysenck S. B. Manual of the Eysenck Personality Inventory. San Diego: E&IT, 1968. [cdxxix]. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971. [cdxxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136. [cdxxxi] Ньютон не считал спектральным цветом пурпурный, а Гете — зеленый. Объединение этих позиций позволило создать адекатный концепт внешнего (по Ньютону) и внутреннего (по Гете) цветового пространства, впервые представленный мной в «Античном хроматизме» (С. 460–474). [cdxxxii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 271–272. [cdxxxiii] Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. М.: УПГ, 1941. С. 256. [cdxxxiv] Forman Y. (Red.). La couleur. Nature, histoire et décoration. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194. [cdxxxv] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 32–33. [cdxxxvi] Гольдштейн А. Безразличие к цвету // Декорат. Искусство СССР. 1966. №6. С. 10–12. [cdxxxvii] Наука и религия. 1988. № 1. С. 64. [cdxxxviii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3. [cdxxxix] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976. С. 6. [cdxl] Гоген П. Ноа-Ноа. М.: Изд. Маковского, 1914. С. 123. [cdxli] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47. [cdxlii] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 49. [cdxliii] Исследование цвета пламени показало, что образ пламени репрезентативно связан не с красным, а с оранжевым цветом (Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Педаг. Наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 29). [cdxliv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993, P.194. [cdxlv] Отсюда ученый заключает, что семантическое поле цвета по-разному строится в стихе и прозе (Москович В. А. Статистика и семантика. М.: Наука, 1969. С. 142). В хроматизме рассматриваются причины этих различий и на уровне информационной модели интеллекта анализируется, что соотнесение образ-концепта «оранжевого» с бессознанием, то есть с андрогинностью животной, биологической жизни человека не может являться нормой для поэтически-творческого подсознания. В качестве же исключения может быть создано даже «оранжевое небо», где имя цвета не адекватно денотату и, разумеется, образ-концепту. Прозаические же произведения нередко основаны на формальной логике изложения и, следовательно, на доминировании сознания, оперирующего не образ-концептами, а понятиями, к которым оно, вообще говоря, относит и цветообозначения. [cdxlvi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 22. [cdxlvii] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 64, 73, 77. [cdxlviii]. Klar G. (u. а.). Lüscher-Test… С. 6, 24. [cdxlix] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109. [cdl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 170. [cdli] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 404. [cdlii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 223. [cdliii] Желто-оранжевыми лучами д-р Бэббитт лечил следующие заболевания: анемические состояния и малокровие; запоры и истощение; аменорею, расстройство менструального цикла; недостаточность функций печени, почек и органов малого таза; твердые хронические опухоли, отеки; бронхит, воспаление легких, простуду; паралич, ревматизм, ознобы; подавленность, переутомления и т. д. (Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. Гл. 6). [cdliv] При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психотерапевтическим курсом лечения. И несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3–4 сеанса цветолечения заметно убывает (Серов Н. В. Лечение цветом. СПб.: Лисс, 1993. С. 24). [cdlv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194. [cdlvi] Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. Возможно, это сказывается и на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости: по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет. [cdlvii] Согласно выводам В. Ф. Шемякина, названия для коричневого цвета в немецком и английском языках восходят к древнему индоевропейскому корню, означающему цвет шерсти животных и, в частности, бобра и медведя (Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13). Вместе с тем в русском языке, согласно В. И. Далю, “коричневый” скорее может происходить от коряного цвета, цвета коры деревьев. [cdlviii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 131. [cdlix] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12. [cdlx] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47. [cdlxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test … С. 6. [cdlxii] Цит по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 77. [cdlxiii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Гл. 3; Кейс Э. Ауры. С. 6. [cdlxiv] Кандинский В. В. Альбом. Текст художника. М., 1918. С. 58. [cdlxv] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29. В «переработанном и дополненном переиздании» этой книги, по понятным причинам психологическая интерпретация цветовосприятия была просто опущена (Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов. М.; Л.: ГОНТИ, 1938). Любопытно, что при Брежневе появляется впечатление, как мне кажется, весьма близкое к образу, который выразил Кандинский: «коричневый усыпляет и подавляет» (Губерман И. Чудеса и трагедии черного ящика. М.: ДЛ, 1969. С. 237). Однако это — отдельная тема для исследований внутренней среды человека в мире социума. [cdlxvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. [cdlxvii] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 47. [cdlxviii] La couleur. Nature, histoire et décoration. P. 194. [cdlxix] Похлебкин В. В. Словарь международной символики... С. 404. [cdlxx] Подробнее о коричневой форме фашистов в Германии (см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 207–208). [cdlxxi] Забозлаева Т. Символика цвета. С. 95. См. также Heller E. Wie Farben wirken. S. 105. [cdlxxii] Гендерное различие потребностей в сексуальном удовлетворении может быть интерпретировано по принципу символических различий сердолика. Так, его коричневатые оттенки принято подразделять на “мужской” — темно-коричневый и “женский” — розовато-оранжевый. Вместе с тем собственно коричневый снимает эти различия, объединяя в себе мужскую и женскую потребность, о чем говорит и близость цветов их оргазма (см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 9). [cdlxxiii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 765–766 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 312–313. [cdlxxiv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 126. [cdlxxv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; Турчин В. Символика цвета // Юный художник, 1991. № 7. С. 36–40. [cdlxxvi] В различных течениях китайской философии считалось, что равновесие Инь — Ян имеет место 18 дней каждого сезона, что давало основание эпизодически наделять желтым (золотым) цветом Ян категорию. Иначе говоря, в развивающейся системе желтый цвет может характеризовать и Инь, и Ян в зависимости от условий (нормальных или экстремальных), что полностью соотвествует положениям хроматизма о зависимости репрезентативных данных от условий наблюдения. Поскольку и Гете, и Кандинский, и Шпенглер называли желтый типично земной краской, а желтый цвет являлся неизменной характеристикой «земли» в Китае, то с учетом общепринятой семантики «земля — женщина» в обычных условиях желтым цветом репрезентативно характеризуется женская категория Инь. См.: Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. С. 17–55; Васильев Л. С. Этика и ритуал а трактате «Ли цзи» // Там же. С. 173–201; Торчинов Е. А. Этика и ритуал в религиозном даосизме // Там же. С. 202–235; Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38). [cdlxxvii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 200; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363. [cdlxxviii] Как замечает Ева Геллер, «Для нас (европейцев — Н.С.) черный определенно мужской, а желтый мы ощущаем как женский», полагая, что в Китае все наооборот: «Желтый — Ян принцип» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 139). Однако с этим трудно согласиться по многим причинам. Во-первых, в китайской натурфилософии желтый цвет рассматривался относительно других в зависимости от сезона и имел преимущественно женственный характер в связи с матрилинейностью правления. Во-вторых, согласно китайской символике желтый цвет всегда ссотносился с пассивностью земли (желтоземы), которая требовала своего красного возделывателя. И, наконец, в-третьих, желтый цвет всегда сопоставлялся в китайской традиции с такими женскими символами как роза и сладкий вкус (ср. табл. 13.2 в Хроматизме мифа и табл. на с. 140 в книге Евы Геллер), что также не дает никаких оснований его соотнесения с мужественноым принципом Ян. Об этом говорил еше Бань Гу: “Почему среди пяти первоэлементов два (“дерево” и “огонь”) относятся к силе Ян, а три (остальные) относятся к силе Инь? (Земля, относящаяся к силе Инь), будучи почитаемой превыше всех, сочетается с небом, (относящимся к силе Ян). Что касается “металла”, “дерева”, “воды” и “огня”, то здесь силы Инь и Ян соединяются попарно (Бань Гу. Бо ху тун // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 227–236; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 433–438). [cdlxxix] Как и в белом цвете (См. выше), так и здесь мы встречаемся с материальным маркером, характеризующим экстремальное состояние мужчины в сексусе. Поэтому для нормальных условий жизни вряд ли может быть обоснована интерпретация желтого (и золотого) цвета с цветом отца даже с мифологической точки зрения, на которой основывается Джоанна Келлогг в статье «Значение цвета и формы в изображении мандалы» (см.: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 66–75). Привлечение же мифов индуизма, или более поздних версий, к примеру, о Зевсе, золотом дожде и Данае подчеркивает исключительно эктремальный характер проявления желтого (золотого) цвета как маскулинного. [cdlxxx] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363. [cdlxxxi] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976. [cdlxxxii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47–52. Если придерживаться этого положения, то становятся объяснимыми и нимбы Аполлона, Будды и Христа как духовно-великих людей. Вместе с тем, справедливость этого положения свидетельствовала бы и в пользу известного психологам эмпирического факта — гениальные творцы всегда обладали женственными характеристиками личности, то есть женственным бессознанием. А это, в свою очередь, давало бы основания говорить о сущностном факторе творческой переработки информации прежде всего бессознанием. Так как именно последнее положение и констатируется в науке (Юнг, Леви-Стросс, Симонов, Фромм и другие), то круг замыкается: религия предшествует науке. И следовательно, религия и наукя являются взаимодополняющими компонентами единого процесса познания истины. [cdlxxxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 340. Примечательно, что до XII века желтый цвет имел преимущественно положительное значение; после XII века приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т. п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах. Строго говоря, это был не чисто желтый цвет, что мы увидим в следующем разделе. [cdlxxxiv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 109–111. [cdlxxxv] Козлова Т. В. Цвет в костюме. М.: ЛПБИ, 1989. С. 7–8. [cdlxxxvi] Савельева О. О. Коммерция в стиле модерн // Человек. 2002. № 5. С. 59, 62. [cdlxxxvii] Василий Кандинский. О духовном... С. 43. [cdlxxxviii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М.: Мысль, 1993. С. 421. Весьма показательно, что и Кандинский, и Шпенглер говорят о «материальном», «земном», «телесном» характере желтого цвета, что в хроматизме непосредственно связано с телесными функциями бессознания. [cdlxxxix] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 42–43. [cdxc] По-видимому, природа женщины всесторонне связана с желтым цветом. Здесь и желтое пятно сетчатки, отвечающее за максимальную чувствительность цветового (колбочкового) зрения, а также и центрального зрения, которым женщины практически в упор рассматривают друг друга (в отличие от преимущественно мужского периферического (палочкового, ахромного) бокового зрения, требуемого, по В. А. Геодакяну, для защиты и / или охоты) (Геодакян В. А. Половой диморфизм и «отцовский эффект» // Ж. общ. биол. 1981. Т. 42. № 5. С. 657–668; Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 14, 254–255). У женщин же в крестцовом отделе симпатического ствола ВНС ученые выделяют “средний отдел”, иннервирующий матку и влагалище и, разумеется, отсутствующий у мужчины как доминанта бессознания (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 593). У женщины периодически возникает и желтое тело, окрашиваемое каротином и ксантофилом и превращающееся затем в белое (перед побелением собственно тела женщины после месячных) (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 69–70). У женщины же наблюдается и насыщенность тела (ср. эрогенные зоны) нервными окончаниями, которые, по данным ученых, в неокрашенных клетках содержат бледно-желтый или зеленовато-желтый пигмент (Лаврентьев Б. И., Плечкова Е. К. Нервная клетка и нервное волокно. Неврон // Анатомия и гистология нервной системы. Книга 1. М.: Медгиз, 1955. С. 125). [cdxci] Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 437. [cdxcii] Хримли А. Эстетическое восприятие цвета и формы // Эстетика и производство. М.: МГУ, 1969. С. 49. [cdxciii] Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. [cdxciv] Редакционный комментарий к войне в Ираке // TV EuroNews. 28.03.2003. [cdxcv] Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. С. 73. [cdxcvi] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232. [cdxcvii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132. [cdxcviii] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131. [cdxcix] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985; Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. The Luscher Color Test. N.Y., 1971. [d] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136. [di] Строго говоря, 3-й закон Грасмана формулируется более широко: результат смешения двух или большего числа стимулов зависит только от цветов этих стимулов и не зависит от того, какой спектральный состав излучения обуславливал цвет каждого из стимулов (Луизов А. В. Цвет и свет. Л.: ЭАИ, 1989. С. 63). [dii] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 67. [diii] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 459. [div] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 20. [dv] Там же. С. 22. [dvi] Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж: МОДЭК, 1993. С. 115; Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000. С. 155. [dvii] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 7–8. [dviii] В хроматизме желтый цвет сублимирует функции женственного бессознания в нормальных условиях существования. Поэтому получить чисто желтый цвет из аддитивного смешения красного и зеленого, как это осуществляется психологами не представляется возможным. Действительно, если красный моделирует функции мужественного бессознания, а зеленый, как мы убедимя ниже — мужественного самосознания, то их смешение приводит к нонсенсу самосознающего бессознания. Как показано в тексте на примерах интерпретаций желтого цвета в функциональной психологии, эти представление никогда не могут быть верифицированы из-за их расплывчато-противоречивого характера, о чем говорит и Л. Н. Собчик (см.: Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 31–32). [dix] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 110. [dx] Любопытно, что последовательные образы от желтого раздражителя затухают быстрее, чем от белого. Констатацию этого опытного факта. С. В. Кравков еще в середине прошлого века считал весомым аргументом в пользу введения на автотранспорте желтых (не только противотуманных) фар в целях уменьшения слепящего действия автомобильных огней (Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 355). [dxi] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 254, 383. [dxii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 20–21. [dxiii] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 150. Как констатирует Дерибере, это не было объяснено, но отмечалось во многих местах. [dxiv] Так, по утверждению удачливых менеджеров зарубежных фирм, они приобрели состояние благодаря окраске своих офисов в желтый цвет (Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35). [dxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 6, 23, 32, 33, 97. [dxvi] Сюда же, по-видимому, можно отнести и желтую кофту Маяковского, и желтые цвета Достоевского и т. д. и т. п. [dxvii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 59–66. [dxviii] Круг спектрально чистых цветов расположен ортогонально к ахромной оси времен и пересекается с ней в точке средне-серого цвета, который моделирует настоящее. Поэтому все полихромные цвета моделируют те или иные функции исключительно в настоящем времени (Юиг Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 135). [dxix] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 34. [dxx] Разумеется, с позиций физики все выглядит гораздо проще: согласно закону Рэлея, интенсивность рассеянного туманом света обратно пропорциональна четвертой степени длины волны, однако для выполнения этого закона необъодимо, чтобы частицы составляли не более 1–2-х десятых длины волны, что применимо далеко не для всякого тумана. [dxxi] Полностью отдавая отчет в некоторой метафизичности этих комментариев, я тем не менее полагаю возможным внимательное к ним отношение со стороны исследователей, заинтересованных в создании базовой модели человека. Ибо прежде всего эти комментарии основаны на концептах цветовых канонов, объективированных мировой историей человечества. Эти и другие факты, таким образом, дают достаточно характеристическую картину для их детального обсуждения в рамках определенной модели. Представленная здесь хроматическая модель интеллекта показала реальную возможность четкой интерпретации всего ряда эмпирических и теоретических данных, большая часть которых ранее лишь констатировалась без попыток какого-либо обсуждения.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |