КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Хром-тест 4 7 страница
[dcccxvii] Бенц Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета / Отв. ред. Удовик С. Л. М.: Рефл-бук, 1996. С. 85–86. [dcccxviii] Так, по данным физиологов, во время фазы предельного полового напряжения малые половые губы приобретают красно-фиолетовый (пурпурный — Н.С.) цвет. Изменения цвета малых половых губ настолько характерны, что получили название «половой кожи». Цвет «половой кожи» показателен в отношении повышения полового напряжения женщины. На разрешающей фазе, спустя 10–15 секунд после оргазма резкость цвета малых половых губ постепенно ослабевает. У мужчины же на фазе оргазма головка полового члена приобретает красно-фиолетовый (пурпурный — Н.С.) цвет (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 307–319). Сопоставим это с тем фактом, что в нормальном состоянии малые губы как правило характеризуются желто-коричневатым цветом (Барш Э. П. Семь возрастов женщины. Возрастные особенности физиологии и психологии женщины. М.: «ННН», 1994. С. 25). Это, в частности, еще раз свидетельствует о том, что цвет в норме оказывается контрастным цвету в экстремуме существования. Вместе с тем, к разрешающей фазе тело женщины из нормального желтого “переходит” в красный (маскулинный, мускульный) цвет, тогда как влагалище приобретает темно-фиолетовый (маскулинный, творческий). В сочетании с пурпуром “половой кожи” это и создает ту творческую активность женского интеллекта (в экстремальном состоянии), которая хроматически объединяет “подобное с подобным”. В цветовом круге этот феномен моделируется сдвигом обеих сторон “фемининного треугольника” к пурпуру, то есть реальное затемнение светлых (желтого и голубого) цветов, которое, вероятно, и связано с необходимостью представления женщиной черного цвета для достижения максимума негэнтропии в оргазме. Таким образом, негэнтропийные процессы, осуществляющиеся в сексуальной любви, могут быть промоделированы на уровне преобразования и внешних цветов, которые в хроматизме напрямую связаны с окраской кожного покрова партнеров. [dcccxix] Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 52. [dcccxx] Козлова Т. В. Цвет в костюме. М.: ЛПБИ, 1989. С. 7–8. [dcccxxi] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985. The Luscher Color Test. N.Y., 1971. [dcccxxii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136. [dcccxxiii] Как уже говорилось, Ньютон не считал спектральным цветом пурпурный, а Гете — зеленый. Объединение этих позиций в хроматизме позволило создать адекатный концепт внешнего (по Ньютону) и внутреннего (по Гете) цветового пространства. [dcccxxiv] Современное политическое значение пурпура: малиновый — цвет анархо-синдикалистских группировок и партий в рабочем движении (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 403). [dcccxxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 15. [dcccxxvi] С позиций метафизики пурпур женственного бессознания представляет собой романтичное женское подсознание (голубой), идеализирующее определенные функции активного мужского бессознания (красный). Именно это и позволяет нам следовать истинности слов кн. Трубецкого: “Пурпур Софии скорее был найден непосредственным озарением творческого инстинкта, каким-то мистическим сверхсознанием иконописца”. [dcccxxvii] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46. [dcccxxviii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 350. [dcccxxix] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 555. [dcccxxx] Цит. по: книге: Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 286–289. [dcccxxxi] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 69–70. [dcccxxxii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 130–131. [dcccxxxiii] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 360. [dcccxxxiv] Как отмечает Р. Л. Руссо (Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 163), розовый цвет всегда вызывал впечатление глубочайшей человечности. В реалиях этот цвет присущ и коже младенца, и юной женщине, и красоте восхода. На теле обоих полов всех без исключения рас он встречается на внутренностях конечностей, губ и гениталий. Обратим внимание на единение в этом розовом и младенца с матерью, и женщины с восходом, и конечностей с землей, и губ с любовью к Богу, и гениталий с любовью полов независимо от расы, религии или культуры. [dcccxxxv] Например, “voir la en rose” во французском или “through rose-coloured spectacles” в английском. [dcccxxxvi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 160. [dcccxxxvii] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 360. [dcccxxxviii] Кейс Э. Ауры… С. 6. На мой взгляд, именно эта семантика розового цвета должна была сказаться на политическом значении розового как цвета оппортунизма в мировом рабочем движении (См.: Похлебкин В. В. Словарь …. С. 403). [dcccxxxix] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 32. [dcccxl] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. С. 66; Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 172. [dcccxli] Даревский Г. Музыкальное творчество под действием цвета. Цит. по: Хаустен Р. Свет и цвета. М.; Л., 1926. С. 174. [dcccxlii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 7. [dcccxliii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29. [dcccxliv] Heller E. Wie Farben wirken. S. 115. [dcccxlv] Даже Эндимион мог говорить о беременной богине исключительно в ее непредставимом — для мифологичского мира — представлении (Эндимион. Афина и Дева. Философия унижения и античные эротические таинства. СПб.: Лисс, 1992. С. 61). [dcccxlvi] Не зря же голубые тона постоянно сопоставляются с женственной нежностью, тогда как красные с мужской силой (Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 57). [dcccxlvii] Согласно современным взгядам специалистов на мастурбацию, неблагоприятные психологические последствия сводятся к самоотгораживанию индивида от социальных контактов (аутизм), то есть погружение в самоанализ (Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: “Репринт”, 1994. С. 38). [dcccxlviii] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник. М.: Медицина, 1990. С. 18–21. [dcccxlix] О психологии и полицейском преследовании лесбиянок в США (см.: Морз Б. Лесбиянки. М., Пан-Маркет, 1993. С. 152–155). Гомосексуальность также определяет те 15 % исключений, которые дают расхождение между гендером и полом. По разным данным «исключительные» лесбиянки составляют 3–5 % и геи — 4–6 % (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 100). [dcccl] Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М.: ЭСИ, 1994. С. 29, 37, 102. [dcccli] Характернейшие примеры показывает Апулей в «Амуре и Психее»; см. также Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. С. 64, 118. [dccclii] Семантическая близость желтого и голубого цветов обсуждается со времен Владимира Даля. Так, например, по Далю, «голубым иногда народ зовет желтый цвет» (См.: Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13; Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975. С. 193; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 190–191). Об этом же говорят и чисто женственные характеристики голубого цвета: слабый, ждущий, скромный (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 131). [dcccliii] Потребность в нежности и ласках иногда наблюдается при задержках психосексуального развития мужчин (Сексопатология: Справочник / Под ред Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 21). [dcccliv] С одной стороны, об этом говорят тесты по шкале «фемининность — маскулинность», а с другой, воспоминания современников. Так, например, Марина Влади неоднократно оговаривает любовь Высоцкого к голубому (Влади М. ВЛАДИМИР или Прерванный полет. М.: Прогресс, 1989. С. 36, 91 и др.). Примечания к 3 Части [dccclv] Лепехов С. Ю., Абаев Н. В. Роль психологической регуляции в политической деятельности тайных религиозных объединений традиционного Китая // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. Новосибирск: Наука, 1991. С. 125–140. [dccclvi] Heller E. Wie Farben wirke. S. 147. [dccclvii] Для процесса вербализации и опремечивания идей (то есть их хроматической материализации) эта ось принимает обратное направление в соответствии с двумя стадиями собственно познавательного процесса: 1. бессознательно-подсознательная генерация идей, не существовавших ни в прошлом, ни в настоящем и 2. их формально-логическое обоснование и социальная фиксация в настоящем для будущего. [dccclviii] Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000. С. 74 [dccclix] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990, 145–147. [dccclx] Аналогичные соотношения в цвете были замечены еще каббалистами: «Черный — это корень и первоисточник всех других цветов» (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 8). [dccclxi] В. А. Геодакян. Половой диморфизм и эволюция длительности онтогенеза и его стадий // Докл. АН СССР, 1982. Т. 263. № 6. С. 1475–1480. [dccclxii] Серов Н.В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001, Т. 68. № 5. С. 43–47. [dccclxiii] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. [dccclxiv] Заан Д. Белый, красный и черный: цветовой символизм в черной Африке // Психология цвета. М.: Рефл-бук, К., Ваклер, 1996. С. 47–78. [dccclxv] Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290. [dccclxvi] Платонов К. К. Психологическая структура личности // Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–75. [dccclxvii] Вежбицкая Анна. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. [dccclxviii] Heider Е. R. Universals in color naming and memory // Exper. Psych. 1972. V. 93. P. 10–20. [dccclxix] Вежбицкая Анна. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 283. [dccclxx] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. С. 136. [dccclxxi] Там же. С. 146. [dccclxxii] Серов Н. В. Лечение цветом... С. 37. [dccclxxiii] Он же. Эстетика цвета. С. 39–40. [dccclxxiv] Биологическое созревание в юные годы происходит в совершенно различном темпе у разных индивидов. Так, в однородном (по паспортно-возрастному составу) классе разница в уровне биологического развития пубертатных подростков составляла до семи лет (Стокгольм, 1975 год) (Хельмиус Г. Сценарий взросления…. С. 68). Поэтому далее приводятся усредненные данные между биологическим и паспортным возрастом. [dccclxxv] Филимоненко Ю. И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбГУ, 1997. С. 63. [dccclxxvi] Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989; он же. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. [dccclxxvii] Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. [dccclxxviii] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. [dccclxxix] Любопытные обоснования критики Пиаже и Выготского см.: Одуева Н. К. О переходе от ощущения к мысли. К истории умственного развития ребенка. М.: АН СССР, 1963. С. 96–107. [dccclxxx] Loevinger J. Ego development. Conceptions and theories. San Francisco, Jossey-Bass, 1976. [dccclxxxi] Kegan R. The evolving self. Problems and process in human development. Cambridge, 1982. [dccclxxxii] Маслов В. М., Ботнева И. Л., Васильченко Г. С. Основные этапы формирования сексуальности // Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 388–394. [dccclxxxiii] Кора покрывает всю поверхность мозжечка — как свободную, так и в бороздах. Уже при исследовании невооруженным глазом видно, что кора состоит из двух слоев: наружного — светло-серого и внутреннего — более темного, желтого (Кононова Е. П. Мозжечок // Анатомия и гистология нервной системы. Книга 1. М.: Медгиз, 1955. С. 383–406). [dccclxxxiv] Кононова Е. П. Средний мозг. Межуточный мозг. Большой мозг. Подкорковые узлы большого мозга // Анатомия и гистология нервной системы. Книга 1. М.: Медгиз, 1955. С. 442–443. [dccclxxxv] Кнудсен, 1958; Пфистер, Биологические таблицы, 1941; Зиве, 1931 (Блинков С. М., Глезер И. И. Мозг человека в цифрах и таблицах. Л.: Медицина, 1964. С. 338, 346). [dccclxxxvi] Дорошенко В. А., Конева Н. М., Смирнов В. А. Регистрация и анализ электроэнцефалограммы // Методы исследований в психофизиологии: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 1994. С. 6. [dccclxxxvii] Так как в хроматизме изучается норма, то патология развития человека в этих схемах мной не приводится. [dccclxxxviii] См. к примеру, Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 131. [dccclxxxix] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 143–144. [dcccxc] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 153. [dcccxci] Бардин К. В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека // Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: Педагогика, 1972. С. 244–264; Зонова А. В. О цветовом зрении детей первых месяцев жизни // От простого к сложному. Элементы развития высшнй нервной деятельности ребенка. Экспериментальные исследования. М.; Л.: Наука, 1964. С. 135–153; Бетелева Т. Г. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 65–86; Демирчоглян Г. Г. Детское зрение. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. С. 22–32; Кудряшова Н. И. (Сост.) Зрение–нормализация–восстановление. М.: Грегори-пейдж, 1995. Гл. 1; Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 233–238. [dcccxcii] В силу того, что поле зрения у новорожденного «трубочное», периферия сетчатки не может воспринимать холодные цвета примерно до 2–3 лет. Поэтому литературные данные Г. Крэйг о возможности различения новорожденными зеленого и бирюзового цветов мне кажутся несколько преувеличенными. [dcccxciii] Так, в частности, специализация корковых областей, вовлекаемых в процесс восприятия достигает наибольшей выраженности лишь к 6–7 годам, а формирование системы сенсорного анализа стимулов заканчивается лишь к стадии взрослости. (Бетелева Т. Г. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 86). [dcccxciv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 330, 333. [dcccxcv] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 18. [dcccxcvi] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 177, 214. [dcccxcvii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144, 223–225, 266, 271. [dcccxcviii] См. лит. в монографии Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 329–331. [dcccxcix] Цит. по: Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 183. [cm] Палей И. М., Гербачевский В. К. Проблемы личности в курсе психологии. Л.: ЛГУ, 1972. С. 16. [cmi] Сухова А. В. Особенности функционирования некоторых сенсорных систем у мужчин и женщин // Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой. М.: МГУ, 1989. С. 233–234. [cmii] Представление о своей половой принадлежности формируется к 1,5–2 годам, причем осознание пола происходит вне связи с какими-либо конкретными признаками по механизму установки (Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 51). [cmiii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 423. [cmiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 257, 334, 366–367. [cmv] По-видимому, здесь впервые появляется возможность экспериментального измерения внутреннего отношения (переживания) социального к индивидуальному (идеальному), на учете которого при изучении возрастной динамики настаивал Л.С. Выготский (Собр. соч. М., 1984. Т. 4. С. 258). В хроматизме это отношение моделируется соответственно М- и Ид-планами интеллекта, откуда появляется возможность измерения их отношения (М- / Ид-планов), то есть цветов, моделирующих информацию сознания, к цветам, моделирующим подсознание. [cmvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 145, 271, 275–276. Данные Г. Крэйг о том, что за языковую активность отвечают системы левого полушария головного мозга, позволяет соотнести его функции с сознанием как компонентом интеллекта. [cmvii] Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1998. С. 104. [cmviii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 143, 334, 719. [cmix] См. лит. в монографиях: Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. СПб., Дорваль, 1992; Крэйг Г. Психология развития / Под ред. А. А. Алексеева. СПб.: Питер, 2000. С. 421. [cmx] Психологическую картину кризиса 3-х лет см. также (Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. § 3.7). [cmxi] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 177, 214. [cmxii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 365–367, 361, 415. [cmxiii] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 10. [cmxiv] Хачапуридзе Б. И. Проблемы и закономерности действия фиксированной установки. Тбилисси, 1962. С. 90–93. [cmxv] Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 51. [cmxvi] Хельмиус Г. Сценарий взросления. О любви, сексуальности и социализации в подростковые годы. СПб.: Нордмедиздат, 2003. С. 110. [cmxvii] Показательно, что созревание правого полушария в раннем детстве, напротив, идет более медленными темпами (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 271, 356, 365, 398). [cmxviii] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 153. [cmxix] Следует отметить, что согласно данным Купер и Мэтьюз, дети начинают предпочитать синий цвет лишь после 10 лет, что, по-видимому, может быть связано с опечаткой, так как противоречит преобладающему числу экспериментальных данных (Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 89). [cmxx] Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга. 2000. С. 180. [cmxxi] По данным Свядоща, у детей 3–5 лет нередко отмечается стремление к разглядыванию и ощупыванию половых органов. У 3–4 летних и более старших девочек может возникать сильное влечение к мастурбации без каких либо отклонений от нормы со стороны психического и физического развития (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М., 1974. С. 26, 91). Вместе с тем если девочка-младенец не возражала, чтобы при осмотре врач дотрагивался до ее половых органов, то после 3–4-х лет картина резко меняется, как замечает практикующий гинеколог Э. П. Барш (С.396). [cmxxii] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 177, 214. [cmxxiii] Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М: Просвещение, 1991. С. 89–107. [cmxxiv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 146–147, 365, 434–435. [cmxxv] Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии... М.: Мир, 1968. С. 468. [cmxxvi] Хачапуридзе Б. И. Проблемы и закономерности действия фиксированной установки. Тбилисси, 1962. С. 90–93. [cmxxvii] Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред Л. Н. Собчик. СПб.: Дорваль, 1992. С. 100–114. [cmxxviii] Агранович Е. С. Теоретические и экспериментальные предпосылки для нормирования цвета в школе // Здравоохранение в Белоруссии. 1966. № 7. [cmxxix] Журкин А. А. Художественно-оформительская деятельность: Учебное пособие. СПб.: Любавич. 1996. С. 34. [cmxxx] Крэйг Г. Психология развития. С. 146–147, 365. [cmxxxi] Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. [cmxxxii] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 177. [cmxxxiii] Первые постоянные зубы иногда кажутся слишком большими для детского рта до тех пор, пока кости лицевой части черепа не приобретут соответствующих размеров. (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 461). [cmxxxiv] Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. М.: Педагогика, 1988. С. 10. [cmxxxv] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.Просвещение, 1974. С. 153. [cmxxxvi] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 506–507. [cmxxxvii] Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001. [cmxxxviii] Хачапуридзе Б. И. Проблемы и закономерности действия фиксированной установки. Тбилисси, 1962. С. 90–93. [cmxxxix] Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. С. 51. [cmxl] Там же. С. 77–79. [cmxli] Сухова А. В. Особенности функционирования некоторых сенсорных систем у мужчин и женщин // Антропология — медицине / Под ред. Т. И. Алексеевой. М.: МГУ, 1989. С. 234. [cmxlii] Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред Л. Н. Собчик. СПб.: Дорваль, 1992. С. 100–114. [cmxliii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 473–474. [cmxliv] Бардин К. В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека // Сенсорные и сенсомоторные процессы. М.: ИП, 1972. С. 244–264. [cmxlv] Журкин А. А. Художественно-оформительская деятельность. СПб., 1996. С. 34. [cmxlvi] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. С. 146. [cmxlvii] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, Полифакт, 1990. С. 26. [cmxlviii] См. Васильченко Г. С. С. 242, 423. [cmxlix] Именно в период от 8 до 10 лет несколько ускоряется созревание правого полушария головного мозга, преимущественно отвечающего за формирование отрицательных эмоций (Крэйг Г. Психология развития. С. 356, 636). [cml] По данным Г. П. Г. П. Хожаиновой, в детском возрасте ЭЭГ характеризуются медленной активностью, сниженным альфа-ритмом, отсутствием пароксизмальных вспышек. За 1–2 года до начала полового созревания происходит становление доминирующего альфа-ритма во всех областях коры больших полушарий и уменьшение выраженности медленных волн (Хожаинова Г. П. Электроэнцефалографические исследования // Сексопатология… / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 252–253). [cmli] Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания: Онтогенетическое исследование. М.: Наука, 1985. [cmlii] Первый (препубертатный) период полового созревания, имеет характерные отличия от других периодов: определенная степень зрелости гипоталамических структур, ациклический характер выделения гонадотропинов, начало увеличения матки и др. (Тумилович Л. Г. Онтогенез и регуляция функции репродуктивной системы // Бодяжина В. И., Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1990. С. 69–72). [cmliii] Согласно современным воззрениям, еще у плода (как мужского, так и женского пола) в гипоталамусе заложены три половых центра: в преоптической зоне гипоталамуса — мужской центр полового поведения и женский центр, регулирующий циклическое выделение гипофизом гонадотропина; в вентро-медиальных ядрах гипоталамуса — центр женского полового поведения. Далее под действием половых гормонов у мальчиков инактивируются женские, а у девочек — мужской половой центр (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М., 1974. С. 15). [cmliv] Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 177. [cmlv] Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Полд ред Л. Н. Собчик. СПб.: Дорваль, 1992. С. 100–114. См. график по «страхам» в «Светоцветовой терапии». С. 27. [cmlvi] Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 290–291. [cmlvii] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 144. [cmlviii] По данным Б. И. Хачапуридзе Проблемы и закономерности действия фиксированной установки. Тбилисси, 1962. С. 90–93. [cmlix] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 153. [cmlx] Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии… М.: Мир, 1968. С. 468. [cmlxi]. Сексопатология… / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 52. [cmlxii] Первая фаза пубертатного периода, имеет такое отличие от других периодов как начало созревания нейронов и аксонов гипоталамуса, формирование суточной цикличности выделения гонадотропинов и наступление менархе. В 10–11 лет особенно интенсивно идет увеличение матки (Тумилович Л. Г. Онтогенез и регуляция функции репродуктивной системы // Бодяжина В. И., Сметник В. П., Тумилович Л. Г. Неоперативная гинекология. М., 1990. С. 70–71). По данным же С. Т. Огаркова, к 10–11 годам повышается секреция гонадотропинов гипофиза, что, вообще говоря, позволило бы предположить инактивацию подсознательной доминанты (коррелирующей с передними центрами гипоталамуса), если бы были однозначные данные о функциональной связи гипофиза с задними центрами гироталамуса. [cmlxiii] Пубертат (лат. pubertatis — половая зрелость) — период резкого ускорения интеллектуального (физического и психического) развития, связанный с половым созреванием в подростковом возрасте. [cmlxiv] Цит. по: Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. С. 308. Как мне кажется, без использования архетипической модели интеллекта (АМИ) психология так и останется с измерениями тех параметров интеллекта, при которых, как великолепно показала М. А. Холодная, «исчезает собственно интеллект». В самом деле, преобладающая часть психологических исследований до сих пор строится на выборках по физическому возрасту (к примеру, интеллект учеников 5–6 классов средней школы сравнивается с таковым в 7–8 классах) без учета психологического возраста, гендера и даже пола. Образно говоря, проводится сопоставление птички, зайчика, оленя и волка, раз уж они находятся в одном лесу. И ведь даже эти звери покажут факторы различий, которые будут достоверно коррелировать с их психологическим возрастом и, само собой разумеется, с полом. Поэтому остается лишь сожалеть о судьбе тех исследований, которые — даже после доказательств достоверности и адекватности АМИ — пытаются сопоставлять IQ обеспредмеченных интеллектов лишь по критерию физического возраста и месту пребывания. Предварительное же тестирование по АМИ позволяет отделить по крайней мере птичек от зайчиков и оленей от волков в данном лесу. [cmlxv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 536, 539–544. [cmlxvi] О развитии Я-концепции в аспекте идентичности (см.: Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 138–140). [cmlxvii] См. Васильченко Г. С. С. 242, 423. [cmlxviii] Хачапуридзе Б. И. Проблемы и закономерности действия фиксированной установки. Тбилисси, 1962. С. 90–93. [cmlxix] Первая яйцеклетка созревает в 13–14 лет, что проявляется наступлением первой менструации (в городах и в южных районах в 10–12, в сельских и северных районах — в 14–16 лет). В период полового созревания изменяются поведение и характер девочки, ее интересы и внешний вид: она превращается из девочки в девушку. У мальчиков половое развитие происходит позднее на 1–2 года. В возрасте 11–12 лет начинается выработка яичками мужского полового гормона — тестостерона. Рост половых органов у мальчиков наступает в 11–12 лет, но особенно быстро половое созревание начинается с 14-летнего возраста. [cmlxx] Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. С. 153. [cmlxxi] Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1990. [cmlxxii] Согласно статистике ФРГ, почти у всех девочек 13 лет были свидания, но только у 25 % случались поцелуи (Васильченко. С. 243). [cmlxxiii] Терминология фрейдистской школы видоизменена по монографии: Хельмиус Г. Сценарий взросления… С. 52–126. [cmlxxiv] 13 лет — средний возраст наступления первой менструации (менархе) (Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 422, 566).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |