Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хром-тест 4 5 страница




[dxxii] Согласно практике д-ра Бэббитта целительные свойства желтого цвета могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит — показано от 2 до 4 чайных ложек заряженной воды перед приемом пищи.

[dxxiii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 6.

[dxxiv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 76; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 19, 23; Кожевников Е. П. Компенсаторное слежение в условиях монохроматической световой среды // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 120.

[dxxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 110–112.

[dxxvi] Элизабет Бремон (Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 192–199) вслед за Р. Л. Руссо (Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 131–137) констатирует: «Иногда на мужчинах встречаются желтые рубашки, но коллективное бессознательное французов связывает желтый с цветом обманутых мужей». И далее она назидательно добавляет: «Несчастны те, кто это игнорирует», — не сомневаясь в истинности сентенции. Однако в следующем разделе мы увидим причину ошибки, которую часто допускают и русскоязычные исследователи, полагая, что любой желтый — цвет измены.

Вместе с тем, эта констатация французских исследователей и торговых менеджеров еще раз подтверждает тезис хроматизма о том, что в нормальных условиях жизни мужчину не характеризует желтый цвет одежд. В экстремальных же условиях (творчество, спасатели, яхтсмены, горнолыжники и т. д.) этот цвет вполне может характеризовать мужчину. Все мы слышали некогда о желтой кофте Маяковского, все мы видим сегодня желтые одеяния Вячеслава Полунина и поэтому вполне можем допустить их наличие, к примеру, у Ван Гога, Пикассо, Дали или Клее.

[dxxvii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239.

[dxxviii] Материалы настоящего раздела приведены в основном по следующим работам: Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 43–52; Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39–40.

[dxxix] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 34.

[dxxx] Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. С. 274.

[dxxxi] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л., ГИЛП, 1932. С. 72, 140–159. Художникам и архитекторам следовало бы детальнее изучить это положение, поскольку оно не во всем согласуется с выводами экспериментаторов (Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. С. 374–390).

[dxxxii] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 444–447.

[dxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. С. 92.

[dxxxiv] О семантике золота как «цвета» ср. исследования С. С. Аверинцева и О. Шпеглера (Закат Европы. С. 423).

[dxxxv] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 6.

[dxxxvi] Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 43–52; Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 96–98.

[dxxxvii] Цит. по: Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. С. 83.

[dxxxviii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 131.

[dxxxix] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 106.

[dxl] Кн. Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе. Paris: YMCA-PRESS, 1965. С. 73.

[dxli] Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М.: Искусство, 1975. С. 86–89.

[dxlii] Кравков С. В. Глаз и его работа. С. 441–446.

[dxliii] Цит. по: Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. С. 122.

[dxliv] Максимов М. М. Очерк о золоте. М., МГ, 1977, 15.

[dxlv] Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13.

[dxlvi] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 41–42.

[dxlvii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 202.

[dxlviii] Любопытно, что концентрация золота в женских волосах намного выше, чем в мужских. См. Этинген Л. Е. Волосы и ногти // Человек. 2002. № 5. С. 148.

[dxlix] Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л.: ЛГУ, 1989. Гл. III.

[dl] См. с. 64 «Хроматизма мифа», где на основе экспериментальных данных достаточно явно представлены различия в восприятии мужчинами и женщинами определенных изображений с позиций их бессознания.

[dli] Забозлаева Т. Символика цвета. С. 102.

[dlii] Акош К. Думают ли животные М., 1965. С. 49.

[dliii] Гегель. Соч. Т. III. Энциклопедия философских нак. Ч. III. Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117.

[dliv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 24.

[dlv] Heller E. Wie Farben wirken, SS.127, 129.

[dlvi] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47.

[dlvii] Гегель. Соч., т.III. Энциклопедия философских нак. Ч. III, Философия духа. М.: АН СССР, 1956. С. 117.

[dlviii] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 20; Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 129.

[dlix] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 428; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. М.: АН СССР, 1959. С. 242.

[dlx] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 200.

[dlxi] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 193.

[dlxii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 771 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 314.

[dlxiii] Цит. по: Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 65.

[dlxiv] Так, по-видимому, Второй интернационал (1889–1919) получил название “желтый” за оппортунизм в период Первой мировой войны как знак практически женского предательства и соглашательства с империалистической политикой своих буржуазных правительств.

[dlxv] Эрнст Неизвестный // Искусство кино. 1989. № 6. С. 69.

[dlxvi] «Желтая пресса» — бульварные издания США, по одной из версий получившие свое название в XIX веке из-за цвета дешевой бумаги, на которой они печатались.

[dlxvii] В то же время «Желтую книгу» нельзя путать с «желтыми книгами», которые издавались в Великобритании (в 20–30-е годы XX в.). В них были изданы правительственные отчеты по внутриполитическим и социальным вопросам, которые по своим обложкам получили название «желтых» и «оранжевых книг» (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 419).

[dlxviii] Цветной рис из «Человек». 2002. №5 (О. Бердслей).

[dlxix] Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1973. С. 293; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 9.

[dlxx] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 306.

[dlxxi] Так, по данным Ю. П. Платонова, желтый цвет у русских, немцев, белорусов, украинцев, поляков и французов символизирует измену или разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков — со злостью; у американцев — с трусостью (Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб.: Речь, 2001. С. 226–227).

[dlxxii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30; Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132.

[dlxxiii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. Ch. III.

[dlxxiv] Кравков С. В. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. М.; Л.: АН СССР, 1950. С. 120, 159

[dlxxv] Китаев-Смык Л. А. Исследование ахроматической и хроматической чувствительности зрения при кратковременном действии невесомости // Пробл. Физиологич. Оптики, 1969. Т. 15. С. 130–133.

[dlxxvi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30; Хен Р. Азбука цветов. Берлин: НП ИСЛ, 1979. С. 47.

[dlxxvii] Кейс Э. Ауры. С. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Гл. 3.

[dlxxviii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 770 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 313.

[dlxxix] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 112.

[dlxxx] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика). § 829 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 325.

[dlxxxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 18.

[dlxxxii] Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л.: Искусство, 1982. С. 500.

[dlxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29.

[dlxxxiv] Кокто Ж. Портреты — воспоминания. М.: Известия, 1985. С. 132.

[dlxxxv] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 17.

[dlxxxvi] Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000. С. 180.

[dlxxxvii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 177, 239.

[dlxxxviii] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 74. В связи с «растительными» характеристиками мужского начала напомню, что мягкий, спокойный, самосознающий мужчина нередко существует как настоящее растение. Но он же может быть — как и растение — агрессивным, колющим и безжалостным. Здесь и темно-зеленая крапива, и серо-зеленые колючки репейника и терновника, и острые шипы желто-, темно- и сине-зеленых кактусов и т. п. Иначе говоря, все зависит не столько от цветообозначения, сколько от оттенка самого цвета, поскольку вербальный язык (насчитывающий около сотни цветообозначений) далеко не всегда адекватен природному языку (содержащему более миллиона цветовых оттенков).

[dlxxxix] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 481.

[dxc] Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172–188.

[dxci] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961.

[dxcii] Heller E. Wie Farben wirken. S. 72–74. Вместе с тем, эта же исследовательница настолько запутывается в рассуждениях о соотнесении зеленого цвета с натурфилософскими принципами Древнего Китая, что даже пытается различать оттенки зеленого цвета. В обобщающей же таблице на с. 140 она же четко указывает, что зеленый — мужественный принцип Ян.

[dxciii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris., Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 206.

[dxciv] Как отмечает С. А. Токарев, в большинстве мифологий «бог смерти» не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих все злое, вредное, опасное, безобразное: таковы египетский бог Сет и др. (Мифы народов мира. М.: СЭ, 1982. Т. 2. С. 457).

[dxcv] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 428.

[dxcvi] Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38; Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск: Наука, 1991. С. 9–24; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[dxcvii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45. В самом деле, не пользуется ли самосознание мужчины этим «тонким обманом», если в его интеллекте доминирует подсознание, а социум требует от него сознательного исполнения долга и воспитывает его для этого? Как мне кажется, этой «аурой» подсознательно пользуется любой чиновник, что и приводит к его итоговому цвету — затемненному сине-зеленому (см. ниже). Интересно, что далее Рамачарака связывает семантику практически этой ауры («зеленый цвет грязного оттенка») с ревностью, тогда как «черно-зеленый цвет выражает низкий обман». Как известно, именно ревностное служение долгу и принципиальный макиавеллизм составляют сущность любого карьериста-бюрократа. И ревность же бытовую наделяет Шекспир в «Отелло» именно эпитетом зеленоглазой ведьмы.

[dxcviii] Легченков Т., Гончарова М. Азия, mon amour // Петербург на Невском. 2002. № 06 (065). С. 36–37.

[dxcix] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[dc] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[dci] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 356.

[dcii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 421–422. Показательно в последнем определении полное совпадение с рапредмечивающей тенденцией творчески-мужского самосознания в хроматизме.

[dciii] То есть 50-й день после Пасхи.

[dciv] См. определенные черты как «мужских клубов», так и возникновения «женского языка» в моей книге Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 2–9.

[dcv] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: langue verte).

[dcvi] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[dcvii] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 105; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24–33. Отметим, что и многие другие исследователи неосознанно (то есть без какого-либо рационального обоснования) противопоставляли маскулинность зеленого фемининности пурпура, желтого и голубого цветов. Можно ли это считать случайностью? По-видимому, можно, если вооружиться абсолютным игнорированием архетипических свойств цвета, которые до нас донесла мировая культура.

[dcviii] В православии, согласно символике цвета богослужебных облачений, зеленый определенных оттенков как цвет вечной жизни, оживотворения, используется в День Святого Духа, День Святой Троицы и Вход Господень в Иерусалим; а также в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых. В католической церкви Папа Иннокентий III установил зеленые цвета также в качестве литургических для крещения (и белые) и воскресных дней.

[dcix] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84. Не говорит ли и здесь упоминание лишь богов (но никак не богинь) о том, что именно в мужском интеллекте периодически возникает мощная доминанта красного сексуального либидо, которая исключительно в рамках зеленого самосознания и дает женщине “весеннее обновление природы” либо в негэнтропийном зарождении новой жизни, либо в энтропийном процессе уравновешивания межполовых отношений, либо в процессе творческой сублимации ради той же женщины. И на мой взгяд, мужчина может только поклоняться этой женщине, чтобы она и далее молилась неиссякаемой обновляемости его, а следовательно, и ее природы — природы человеческого взаимодействия.

[dcx] Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 97.

[dcxi] Праздник Бориса и Глеба с 1072 года отмечался 2 мая в «день первых ростков» (Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 670).

[dcxii] Там же. С. 670–674.

[dcxiii] Зеленые чалмы одевают паломники, возвращающиеся из Мекки (Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 34).

[dcxiv] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 75–76.

[dcxv] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 28.

[dcxvi] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, Полифакт, 1990. С. 39–47. Патриархальность зеленого цвета является здесь характернейшим признаком фанатизма. По данным А.Черновой, наглядные примеры фанатизма мусульмане показывали и в XYI веке. Так, у английских франтов того времени пользовался большим успехом именно зеленый цвет. И некоторые из них, чересчур приверженные этому цвету, рисковали появляться в зеленых костюмах или зеленых штанах в мусульманских странах. Там они имели крупные неприятности, точнее говоря, их попросту неоднократно избивали за кощунственное, на взгляд правоверных, отношение к цвету магометова знамени.

[dcxvii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 402.

[dcxviii] О происхождении зеленых одежд Магомета, а также цветах Лиги арабских государств см. Heller E. Wie Farben wirken. S. 73.

[dcxix] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 552; Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 359.

[dcxx] Блаватская Е. П. Алхимияв XIX столетии // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 173–175.

[dcxxi] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 111–114.

[dcxxii] Согласно хроматической модели интеллекта, имеет место как психологическая, так и концептуальная, поскольку и Шекспир, и Мольер проявили гениальность истинно мужественных творцов в зеленом сублимате самосознания, которое естественно-природным образом сочеталось в их интеллекте с чисто женственным видением цветовой среды в пурпуре сверхсознания (см. далее).

[dcxxiii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 305

[dcxxiv] Как говорил Наполеон Бонапарт, «Красный — цвет Англии; я не могу выносить его вида». Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 358.

[dcxxv] Все эти идиомы («скука зеленая» и т. п.), вероятно, создаются творческим подсознанием, для которого любое проявление самосознания является скучным, «занудным» и не заслуживающим особого внимания из-за его очевидности для интеллекта.

[dcxxvi] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132.

[dcxxvii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 40. Вместе с тем, эта констатация французского законодателя мод еще раз подтверждает тезис хроматизма о том, что в нормальных условиях жизни женщину не характеризует зеленый цвет одежд. В экстремальных же условиях (бизнес, политика, спорт и т. д.) этот цвет вполне может характеризовать и женщину.

[dcxxviii] Козлова Т. В. Цвет в костюме. М.: ЛПБИ, 1989. С. 30.

[dcxxix] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 214.

[dcxxx] Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 297.

[dcxxxi] И, очевидно, чувствуя это, Витгенштейн § 278 «Философских исследований» анализировал предложение именно с зеленым цветом: “«Я знаю, каким мне представляется зеленый цвет» — что ж, ведь это не лишено смысла! — Безусловно. А какое применение ты намерен найти этому высказыванию?” По-видимому, вслед за Гете Витгенштейн, неоднократно пытался анализировать соотношение между простотой и сложностью концепта «зеленый» (Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11, u. a.).

[dcxxxii] Древнегреческое цветообозначение хлорос, означалоне только зеленый, желтый, но и белый, светлый, блестящий. Вопрос о их этимологической близости и возможной изначальности какого-либо из них ставился А. Ф. Лосевым еще в «Античной эстетике». О их возможной семантической близости, то есть о зеленом самосознании как составляющем белое вселенское сознание косвенно говорят и замечания ученых, согласно которым именно в сочетании с белым зеленый цвет создает ощущение чистоты и ясности.. (см., например, Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. С. 152). Устойчивость цветоразличения является наиболее высокой после предварительного наблюдения желтого, зеленого и белого цветов (Рабкин Е. Б., Соколова Е. Г. Цвет вокруг нас. М., 1969. С. 25).

[dcxxxiii] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[dcxxxiv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. Гл. VIII, IX; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 1 и 4.

[dcxxxv] Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб.: Б&K, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[dcxxxvi] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика). § 785, 829 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 316, 325.

[dcxxxvii] То есть здесь явственно проступает семантика зеленого как характеристика женского сознания в экстремальном (возбужденном) состоянии. Однако Алла Чернова в своем великолепном исследовании полагает, что семантика зеленого цвета была унаследована еще от античности, где зеленый был цветом Афродиты (… все краски мира. С. 111) и со ссылками на А. Ф. Лосева приводит такие эпитеты богини как «Афродита в садах», «Священносадовая», «Афродита в стеблях» и т. д. Во-первых, возникает вопрос, может ли женщина маскироваться под цвет фона в обычных условиях? Маловероятно. Опыт показывает, что женщина всегда и во всем старается приобрести цвет, дополнительный к цвету фона. Во-вторых, далее в той же статье А. Ф. Лосев приводит уже не фон для Афродиты, а ее собственные эпитеты: «золотая», «многозлатая» и т. д., гендерный смысл которых был раскрыт в предыдущих главах. И, наконец, в-третьих, в «Античном хроматизме», как мне кажется, была достаточно ясно представлена невозможность для «женского начала» принимать семантику зеленого цвета в нормальном состоянии интеллекта, к чему я снова вернусь в заключении этой части книги.

[dcxxxviii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 131.

[dcxxxix] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М.: Мысль, 1993. С. 421–422. В отличие от зеленого в данном случае наблюдается чисто хроматическое определение рапредмечивающих тенденций и идеализирующе-женственного подсознания (голубого), и творчески-мужского самосознания (зеленого).

[dcxl] Бумажные деньги стали выпускаться правительством США в 1862 году и получили название “greenback” потому, что зеленым была отпечатана только оборотная сторона (Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 354).

[dcxli] Данные из обзора: Соснин В. А. Психология религии: американский опыт // Психол. Журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 118–127.

[dcxlii] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997; Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[dcxliii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232.

[dcxliv] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131.

[dcxlv] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.

[dcxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136.

[dcxlvii] Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24.

[dcxlviii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. С. 15.

[dcxlix] Гипоталамо-гипофизарная система поддерживает тонкое и сложное равновесие между гормонами, которые управляют морфо-функциональными изменениями юношей и девушек пубертатного возраста. Так, в частности, одним из этих изменений является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка часто покрывается угрями (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 564–570).

[dcl] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 576.

[dcli] Это объясняется тем, что при нервно-соматическом истощении использование этого цвета может вызвать излишнее напряжение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и вывести человека за пределы выносливости (Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 213).

[dclii] Riley C. A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music and psychology. University Press of New England, 1995; Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002; Миронова Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993.

[dcliii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 206.

[dcliv] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 84–85.

[dclv] Фридрих Ницше. Генеалогия морали. Памфлет. СПб.: Вестник знания, 1908. С. 55.

[dclvi] См. также Серов Н. В. Лечение цветом. СПб.: Лисс, 1993; он же. Эстетика цвета. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[dclvii] По усредненным данным разных авторов, человеческий глаз способен различать от 1 до 1,5 миллионов цветовых оттенков. В то же время для всей совокупности этих цветов в самых развитых языках существует максимум 100–150 цветообозначений, каждое из которых, следовательно, может описывать около 10 тысяч оттенков. Очевидно здесь-то, — в цветообозначениях, но никак не в цвете — и появляется пресловутая размытость символических значений цвета, на существовании которой настаивают отдельные исследователи. См., например, публикации (Бер. У. Что означают цвета…; Миронова Л. Н. Семантика цвета…, Brémond É. L’intelligence de la couleur…, Riley C. A. Color codes…, и т. д. и т. п.).

Результаты экспериментов, в которых исследовалась связь между реальными цветовыми оттенками и словесными цветообозначениями, показали[dclvii], что хотя можно представить ситуацию, когда, например, словом зеленый будет называться любой оттенок зеленого цвета, тем не менее само цветообозначение зеленый имеет вполне отчетливое значение для носителей языка — гораздо более узкое, чем все множество зеленых оттенков. Разумеется, это положение остается справедливым по отношению к любым другим цветам и их оттенкам.

Как отмечает А. П. Василевич, мы имеем каким-то образом структурированное множество цветовых оттенков, в котором чисто условно выделяются области близких цветов. Оттенкам в языке соответствуют слова; при этом непрерывность, присущая цветовому пространству, уступает место дискретности, свойственной языку. Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[dclviii] Л. Н.Собчик также признает принципиально мужской характер сублимата этого цвета, когда приводит рефрен, часто звучащий в межличностных отношениях, — «Ты меня уважаешь?» и констатирует, что этот тип реагирования значимо чаще встречается среди мужчин (Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. С. 41).

[dclix] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39.

[dclx] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 53.

[dclxi] Параимпатический отдел ВНС играет своего рода охраняющую роль, осуществляя сужение зрачков при сильном свете, расширение сосудов, торможение сердечной деятельности, задержку потоотделения и др. (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 582, 593). В половой же сфере с активацией парасимпатических цетров связывается эрекция фаллоса и клитора (Латаш Л. П. Вегетативная нервная система и сон // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 640–642).

[dclxii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 228.

[dclxiii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 130.

[dclxiv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961.

[dclxv] При отдельных династиях голубой цвет входил в стихию нефрита (как синий) и тогда характиризовал категорию Ян. Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149, 248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[dclxvi] Риза — длинная женская одежда. Напомню, что первыми жрицами практически всех древних обществ были женщины, сохранявшие традиции (см. Белый цвет). И мужчины, становящиеся жрецами, лишь следовали традиции и одевали (и до сих пор одевают) «женские» богослужебные одеяния. Этот пример наглядно демонстрирует существенное достоинство (и как его диалектичеки-неразрывная сторона — недостаток) любой религии: сохранение традиционной культуры в пренебрежении временными — индивидуалистическими, политическими, упадническими и т. п. — тенденциями развития цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.