Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 6. Законы и принципы современной общей риторики.




1. Перечислите и объясните все основные законы риторики.

 

2. Раскройте на примерах риторический закон гармонизирующего диалога.

 

3. Раскройте на примерах риторический закон эмоциональности речи.

 

4. Раскройте на примерах риторический закон продвижения и ориентации адресата.

 

5. Раскройте на примерах риторический закон удовольствия

 

6. Перечислите и объясните принципы диалогизации речевого поведения.

 

7. Раскройте на примерах риторический принцип внимания к адресату.

 

8. Раскройте на примерах риторический принцип близости содержания речи интересам адресата.

 

9. Раскройте на примерах риторический принцип конкретности и образность речи.

 

10. Прочтите дайджест, составленный из рассуждений на тему «Устная речь». Выделите главные мысли текста, основные понятия расположите по мере «вхождения» одного в другое. Составьте памятку.

 

Первая наша задача – выяснить, что мы делаем, когда говорим. Речь – это общение.

Устная речь возможна в определенной обстановке и при определенных условиях. Она ограничена во времени и в пространстве, ибо существует лишь в момент произнесения. Чтобы объясниться, нужно быть по крайней мере вдвоем. При этом один говорит, а другой слушает. Речь собеседников не должна быть одновременной, иначе они ничего не поймут и ни о чем не договорятся. В процессе речи собеседники, говорящий и слушающий, меняются ролями.

В отличие от слова письменного, устное исчезает мгновенно, поэтому слушающий понимает, «схватывает» речь.

Собеседники должны быть разделены расстоянием, достаточным, чтобы слышать, не напрягая слуха, и говорить, не напрягая голоса. Это расстояние – примерно полтора-два метра. Поэтому речь обладает свойством, называемым линейностью, – слова произносятся и осмысливаются последовательно одно за другим.

…Всякий говорящий слушает самого себя. Контроль собственной речи обязателен. Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз. Поэтому собеседники устанавливают темп речи, приноравливаясь друг к другу. Изменение его одним из собеседников значимо. Оно связано или с поворотом темы, или с возникшей в процессе беседы новой эмоцией.

Темп речи зависит от предмета разговора. Услышав реплику собеседника, мы некоторое время обдумываем ее, прежде чем ответить. Скорость ответа зависит от новизны и сложности сказанного.

Правильная тактика речи, в особенности в дискуссии и полемике, во многом зависит от того, сумеем ли мы навязать собеседнику нужный темп речи. Каждый из нас вольно или невольно подражает собеседнику. Если один из участников разговора заранее продумал его, хорошо знает, о чем пойдет разговор, и представляет себе, как будет отвечать собеседник, то он станет быстрее реагировать на речь. У него останется больше времени на обдумывание реплик, и он сможет владеть беседой. Устная речь подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывание хода не задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот, кто оказался в цейтноте, обязан сделать ход или отложить партию. Если же мы хотим понять собеседника, узнать, что он собой представляет, следует замедлить темп его речи вопросительными репликами.

Устная беседа состоит из трех частей: выяснения предмета разговора и взаимного приспособления собеседников, обсуждения вопроса, принятия решения. Если в речи меньше частей, она недостаточна, если больше – избыточна. Речь – особого рода часы. Если она правильно организована, ее темп – мера умственной работы человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.