Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели




Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория.

 

1. Дайте характеристику речевому событию как основной единице речевого общения.

 

2. Дайте характеристику потоку речевого поведения (дискурсу) и речевой ситуации как составляющим речевого события.

 

3. Дайте структурно-аналитическое понятие дискурса.

 

4. Раскройте понятие «речевое действие (речевой акт)» и соотнесите его с понятием «типы речи».

 

5. Приведите основные позиции анализа речевых действий.

6. Дайте структурно-понятийное определение понятию «речевая ситуация».

 

7. Раскройте понятия «мотивация» и «целеполагание» с позиций речевой коммуникации. Какова роль речевой цели (намерения) для построения публичной речи? Определите социальные и риторические роли юриста.

 

8. Раскройте понятие комплексной роли оратора.

 

9. Какой из составляющих комплексную роль оратора компонентов определяет судебного оратора, политика или преподавателя?

 

10. Определите общее и различное в понятиях «аудитория» и «толпа».

 

11. Перечислите социально-психологические механизмы аудитории как коммуниканта. Приведите примеры на каждый из них из своей ораторской или коммуникативной практики.

 

 

12. Назовите и охарактеризуйте с позиций оратора основные структурные особенности аудитории.

 

 

13. Исходя из структуры дискурса как живой речи, произносимой в процессе развертывания речевого события, объясните, к чему может привести несообразность ее вербального, акустического, жестово-мимического и пространственного начал.

 

 

14. Исходя из структурно-понятийного определения понятия «речевая ситуация», объясните, к чему может привести несоответствие роли участников речевой ситуации обстоятельствам их общения. Составьте требования к образу и поведению говорящего сообразно произвольно выбранной речевой ситуации.

 

 

15. Еще древние утверждали, что «слово – вид дела». Это подтверждают и классики, и современные лингвисты (М.М. Бахтин, Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Л.Н. Толстому принадлежит крылатая фраза «Слово есть дело».

В неориторике и прагматике слово (действие), определяемое целью (намерением) говорящего, называется «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие».

Внимательно ознакомьтесь с классификацией, в основу которой положено речевое намерение и в соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего выделены типы речевых актов и типы речи.

 

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА

№ п/п Цель говорящего Тип речевого действия Тип речи
1. Сообщить, информировать Сообщение, информация Информирующий
2. Высказать и доказать и свое мнение Убеждение Аргументирующий
3. Побудить к действию Побудить к действию Агитирующий
4. Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником Поиски смысла Эвристический (гр. euriko – нахожу)
5. Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический (гр. deiknumi – показываю, приветствую)
6. Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения Игровые речевые акты Гедонистический (гр. hedomai – радуюсь), или диатребический (гр. diatribe – провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира Эмотив Поэтический, художественный

 

 

16. Приведите примеры информирующего, агитирующего, эпидейктического и поэтического (художественного) типов речи.

 

 

17. На одну и ту же тему, для одной и той же аудитории подготовьте информационное сообщение и убеждающую речь. Сделайте сопоставительный анализ текстов.

18. Составьте этикетный словарик на темы «Приветствие», «Извинение», «Благодарность», «Просьба».

19. Охарактеризуйте по признаку уважения/неуважения лиц, о которых идет речь. Обратите внимание на то, что отношение говорящего к вещи или действию человека свидетельствует об отношении к самому человеку.

1) «Здравствуйте, – не очень приветливо говорит мужик. – Заезжай, я покажу куда ставить. Барахла-то много(В. Шукшин)

2) Но какого черта этот инженеришка поехал в степь? Энтузиаст он, что ли? (С. Сидельников)

3) Извозчик громко начал говорить о том, как бывают шаромыжники, которые не платят за езду. (Л.Н. Толстой)

 

 

20. Соотнесите с целевым назначением публичной речи высказывание П.С. Пороховщикова:

«В слове или речи заключаются три намерения автора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием».

 

 

21. «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление», – говорил Цицерон.

Спроецируйте это высказывание великого ритора на оратора и ораторскую речь с позиций цели речевого общения.

 

 

22. «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, но направление его политики», – утверждал Демосфен в «Речи о венке».

Спроецируйте эту мысль великого трибуна Древней Греции на ораторскую ответственность за сказанное.

 

 

23. «Каков человек, такова и его речь», – говорил Сократ.

Перечислите все известные вам риторические позиции, по которым можно понять, каков собеседник.

 

 

24. «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы», – заметил однажды Р. Эмерсон. Что это значит? Перечислите ораторские «плюсы» и «минусы». Дайте рекомендации по превращению «минусов» в «плюсы».

 

25. Выражение Цицерона «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (дословно с лат.: «Поэтами рождаются, ораторами делаются») стало крылатым много веков назад.

Как же все-таки «делаются» ораторами? Перечислите непреложные требования к оратору и качества оратора-профессионала.

 

 

26. Как вы понимаете выражение В. Гофмана «Оратор не актер, но и не простак-говорун, он тактик и стратег»? В чем, по вашему мнению, тактика и стратегия оратора?

 

 

27. Главный герой комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», говорил о себе, что в минуту опасности он оратор, когда хочется отдохнуть – поэт, при случае – музыкант. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с таким соотнесением ролей и ситуаций? Ответ аргументируйте.

 

 

28. М. Волконского по праву можно считать одним из законодателей «Правил поведения человека, выступающего перед публикой». Проверьте: все ли приведенные ниже настоятельные рекомендации вы выполняете?

Опираясь на свою собственную ораторскую практику и наблюдения за выступающими (в вашей аудитории, по телевидению и т. д.), дополните свод этих правил.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО[29]

1. Не ходите вдоль рампы, не поворачивайтесь в профиль к слушателям.

2. Не переминайтесь с ноги на ногу (это создает впечатление слабости).

3. Вправо идете – с правой ноги.

4. Не делайте маленьких шажков (это от беспокойства).

5. Движение должно быть не сразу, не резко, «тушевано».

6. Не смотрите, куда ступить, не отрывайте глаз от слушателей для этого.

7. Быстрая перемена направления походки только при быстрой перемене направления мысли.

8. Всегда смотрите на слушателя.

9. Руки не в карманах!

10. Жест указующий – смотреть в сторону руки; жест патетический – на слушателя.

11. Жест должен останавливаться на слоге слова с логическим ударением.

12. Не придавайте силы словам кивком головы (это ослабляет убедительность).

13. Не ставьте ноги на одной линии.

14. Не меняйте положения во время паузы, только во время речи.

15. Рукопись должна быть в порядке.

16. Не облокачивайтесь на кафедру.

17. Если нервничаете, стойте смирно: никто не заметит.

18. Не теребите пуговицу, не играйте цепочкой, не сморкайтесь на паузе. Делайте это, когда говорите.

 

29. «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить», – гласит восточная мудрость. А в вашей коммуникативной практике говорению или слушанию вы отдаете предпочтение? И почему?

 

 

30. «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает», – учит русская пословица. Согласны ли вы с этим? Уместно ли в данном контексте вспомнить другую пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь»? Приведите доказательные примеры.

 

 

31.Однажды Уинстон Черчилль заметил: «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». Как, по вашему мнению, сказывается нарушение этого правила на восприятии речи и самого оратора?

 

32. Проанализируйте два высказывания Скилефа: «Красноречие начинается с умения слушать» и «Аудитория – лучший учитель красноречия». Какое из них вам кажется большим по объему? Приведите примеры.

 

 

33. Составьте рекомендации говорящему коммуниканту.

 

34. Составьте рекомендации слушающему коммуниканту.

 

 

35. «Если можете установить профессию большинства слушателей, – советовал А. Аджаров, – ищите опоры в их профессиональных интересах». К содержанию или форме речи относится совет известного ритора 20-х годов XX века?

 

 

36. Составьте рекомендации для аудитории.

 

 

37. А.Ф. Кони говорил, что всегда играл три роли: первого любовника – был всю жизнь влюблен в Фемиду; резонера – постоянно учил и напутствовал молодежь; злодея – требовал казни для преступников.

Какова была его социальная роль?

 

 

38. Составьте перечень требований к образу и поведению судебного оратора.

 

 

39. А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» так описал «работу» лектора:

 

…Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива.

Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот[30].

Представьте себя таким дирижером-оратором перед большой аудиторией. Каким образом собираетесь вы контролировать ее внимание?

Выберите для выступления (регламент 1-2 минуты) любую из тем: «Аудитория», «Ее Величество Аудитория» или «Многоголовая гидра». Умейте отстоять выбор темы.

 

 

40. Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»[31] стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

 

Блиц-урок 16.

«В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления».

Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.

Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.

Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.

Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.

Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».

Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.

Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».

11 способов завоевать аудиторию

1. Почему данная группа пригласила меня выступить (мотивировка, указанная в приглашении)? Какая предварительная информация о моем выступлении и с каким уклоном была предоставлена данной аудитории?

2. Какую цель ставит перед собой данная группа?

3. Какими основными особенностями характеризуется данная группа (с профессиональной стороны, с социальной стороны, с демографической стороны, по служебному положению и т. п.)?

4. Кто недавно выступал перед этой группой? Как были приняты эти ораторы? Могу ли я получить копии их текстов?

5. Кто те ораторы, которые с наибольшим успехом выступали перед данной группой в недалеком прошлом? Почему они имели успех?

6. Каким путем я могу подать свое выступление так, чтобы оно соответствовало особенностям именно данной группы? Какого рода юмор будет оправдан? Что категорически возбраняется?

7. Кто те люди, которые являются в данной группе неформальными лидерами? Кто из них будет присутствовать на моем выступлении? Как мне установить с ними контакт?

8. Кто представит меня аудитории? Как он (или она) меня охарактеризует? Какие комплименты я смогу сделать ему (или ей)?

9. Ожидается ли, что я буду отвечать на вопросы? Какие основные вопросы могут быть заданы? Существуют ли какие-либо нежелательные вопросы, которые не должны застать меня врасплох?

10. Какие именно положения, высказанные в моем выступлении, будут действительно полезными для данной группы? Следует ли мне для большей доходчивости использовать какие-либо наглядные пособия (графики, сводки и т.п.)?

11. Кто является «моим человеком» в данной группе, способным помочь мне в работе над выступлением, а также обеспечить надежную «обратную связь» при оценке моего выступления?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.