Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение описания




Итак, рассмотрим, как строится содержание в описании, повествовании, рассуждении. Собственно, речь пойдёт о порядке представления содержания в разных типах речи.

Описание - самостоятельный текст или часть текста, в котором отражается состояние предмета, факт сосуществования предметов и их признаков в какой-то момент времени.

Художественные описания служат для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера (внутреннего убранства дома), внешности человека.

Какую же схему предлагают старые риторики при построении нехудожественных описаний?

М.В. Ломоносов рекомендовал такой порядок расположения смысловых блоков (топосов):

 

Описание бездушных вещей Описание одушевлённых вещей
1. Место 2. Целое и части 3. Материальные их свойства 1. Место, или время, или жизненные свойства 2. Материальные части и их свойства 3. Действия, и обстоятельства времени и места

 

Вот пример описания самовара из старой риторики:

Самоваром называется машина, в которой нагревается вода для приготовления чаю (определение). Части его (целое-части). Форма. Из чего делается (свойства материальные). Лучшие самовары делаются в Туле (место). Как нагревается в самоваре вода? (действие или функция). Употребляется самовар по преимуществу в России, но проникает от нас и в Западную Европу, и Азию (применение, место). В данном описании, таким образом, использованы топосы: определение, целое и части, свойства материальные, место, функции, место применения.

Такого рода описания даются и в современных энциклопедиях, справочниках, руководствах, наставлениях ("Наставление по стрелковому делу"), инструкциях, аннотациях и т.д. Вот пример из энциклопедии "Физкультура и спорт" (М.: Радуга, 1982):

Крикет - спортивная командная игра с мячом и битами ( определение). Родина крикета - Англия. Эта игра популярна также в Австралии, Индии, Японии (место). С18 в. начали проводиться официальные соревнования между крикет-клубами по правилам, сохранившимся в своей основе до наших дней (время). В крикет играют две команды (нападающие и обороняющиеся) по 11 человек. По жребию одна из команд начинает защиту ворот… (Далее следуют объяснения других правил игры, ее материального обеспечения и техники игры). В энциклопедии даются описания большого количества видов физической культуры и спорта, даже самых экзотических. Принцип построения статей этой энциклопедии о разных видах спорта единообразен. Отдельные смысловые звенья (топосы) выделяются в тексте подзаголовками, которые выполнены полужирным шрифтом, так что читателю легко ориентироваться в содержании описаний.

Пример художественного пейзажного описания:

Дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от нее, петляя меж сосен, и умерла на полянке, около домика. Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить и растоптать ее белые звездочки (В. Белов. Бобришный угор).

Помимо собственно пейзажной зарисовки, в этом фрагменте "читается" и состояние рассказчика, его восприятие этого пейзажа. Такое описание свойственно художественному пейзажу, причем не только литературному, но и, скажем, живописному.

Географическое описание местности в отличие от художественного пейзажа строится иначе, например, так:

Рельеф Казахстана представлен всеми высотными ступенями - от низменных равнин до высокогорий. Низменности расположены на севере, где образуют южную часть Западно-Сибирской равнины, на северо-западе (Прикаспий) и на юге (Туранская равнина). На их долю приходится около 1/3 территории республики. Более половины ее площади занимают плато - Приуральское, Тургайское, Устюрт, Бетпак-Дала - и возвышенности - Общий Сырт, Кокчетавская с высотами до 300-400 м., а также обширный Казахский мелкосопочник с высотами до 400-600 м… ( Страны и народы: Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т. Советский Союз. Республики Закавказья. Республики Средней Азии. Казахстан. - М.: Мысль, 1984. - С. 330).

Что касается описания "одушевленных предметов", то здесь используются такие основные типы описаний, как описание животного и описание внешности человека, то есть его портрет. Вот портрет героя романа М.Ю. Лермонтова:

Он (Печорин) был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение… Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение его тела изобразило какую-то нервическую слабость…

Еще один пример портретной зарисовки из современной прозы:

Братец выглядел сильно.

Над утесами плеч возвышалось бурое кирпичное лицо. Купол его был увенчан жесткой и запыленной грядкой прошлогодней травы. Лепные своды ушей терялись в полумраке. Форпосту широкого прочного лба не хватало бойниц. Оврагом темнели разомкнутые губы. Мерцающие болотца глаз, подернутые ледяной кромкой, - вопрошали. Бездонный рот, как щель в скале, таил угрозу (Сергей Довлатов. Заповедник).

"Техническое" описание человека не дает того впечатления от внешности, которое выражено в художественном портрете, "согретом" симпатией автора, поданном с иронией, пренебрежением или негодовванием. Стремление рассказчика "догадаться" о внутреннем состоянии героя, "увидеть" его характер через внешность как раз и отличает литературный портрет человека от его "практического", объективного описания как биологического вида. Литературный портрет создает субъективное ощущение, правдоподобный образ внешности, а научное описание - объективно достоверную картину. Это не означает, что то или иное описание "лучше" или "хуже". Это значит что они используются в разных целях и каждый в своем месте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.