Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура введения




Введение имеет три основные задачи:

- привлечь внимание и интерес слушателей (реклама темы);

- подготовить и настроить аудиторию на позитивное восприятие речи ("вербовка союзников");

- готовить почву для разработки темы: подчеркнуть значимость темы для данной аудитории, сформулировать цель и задачи, назвать основные вопросы, которые будут освещены в основной части.

Не обязательно все три функции должны быть представлены в начале речи равноценно.

Реклама нужна, когда право ритора на выступление неочевидно. Её задача - убедить аудиторию слушать его. Риторика учит в подобных ситуациях говорить о насущном для аудитории. При этом привлекается внимание к неожиданному повороту темы. Иногда нужно, чтобы оратор представил свое отношение к теме: " Я вообще-то не собирался выступать! Нужна была важная причина, чтобы я заговорил, и она есть…"

Вербовка союзников особенно необходима в конфликтно настроенной аудитории. При этом используется либо 1) тактика снятия противоречий, либо 2) "отложительная" тактика.

1) «Вам конечно хорошо известно, что… (нам с вами хорошо известно…); Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе вместе… ". Сначала оратор говорит об общих взглядах, затем о "многоликости истины", а уже потом о сути разногласий, о необходимости быть терпимым к инакомыслию и т.д.

2) Оратор заявляет: Допустим, вы правы. Тогда получается, что… или: Ваши аргументы во многом совпадают с моим мнением. Я согласен, что… Однако ваше утверждение о…кажется мне сомнительным. Давайте посмотрим почему…

При таком повороте темы конфликтный вопрос "откладывается на потом". Поскольку есть не только разногласия, но и точки соприкосновения, то ваш партнер, как правило, принимает вашу точку зрения уже спокойнее и вовлекается в рассуждение уже на новых основаниях.

Презентация темы - основная задача введения. Она применяется, например, в школьной или вузовской аудитории. Начиная лекцию, преподаватель формулирует вопросы, которые он намерен развернуть в ходе рассуждения. Следуя предложенной логике развития темы, лектор затем последовательно освещает поставленные вопросы, предлагая по каждому из них резюме. Такое начало лекции готовит слушателей к продолжительной серьезной работе. Аудитория на каждом этапе прослушивания понимает "где мы находимся".

Некоторые риторики рекомендуют выразительный, "шокирующий" зачин: прямой вопрос к слушателям, цитата, наглядный пример, юмористическое замечание, пословица, парадокс и т.п. Если такое начало бывает уместным, то оно позволяет сразу завладеть вниманием аудитории. Однако оно не ориентирует слушателей в содержании темы.

Таким образом, введение к письменному или устному тексту имеет основными задачами: привлечь внимание аудитории, завоевать ее доверие и сообщить о плане развертывания речи.

Основная часть сообщения строится либо по хронологическому принципу, либо по принципу рассуждения, либо как-то иначе в зависимости от целевой задачи сообщения (информировать, доказать, убедить, развлечь и т.д.). В основной части убеждающей речи, например, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность. Здесь-то как раз и используются логические законы и правила доказательства, приводятся уместные доводы, избирается та или иная форма аргументации: индукция, дедукция, аналогия, концентрический или стадиальный методы изложения. Немного позднее мы подробно остановимся на основных разновидностях построения главной части. Теперь же скажем только, что убедительность речи зависит именно от более или менее удачного ее построения.

Что касается заключения, то оно рассматривается, во-первых, как составная часть всего высказывания, а во-вторых, как подведение итогов и формулировка выводов по предмету сообщения. В этом случае в заключении могут отражаться основные тезисы рассуждения, которые были обоснованы в главной части. Заключение может включать перспективу развития данной темы, ее сопоставление с другими темами и те проблемы, которые следует решать при ее дальнейшей разработке. Заключительная часть речи может, наконец, строиться как обращение, призыв к слушателям. Вот пример адвокатского заключения:

Я признаю, что мой подзащитный виновен, я не могу отрицать этого, но давайте подумаем о том, не найдется ли в наших сердцах немного сочувствия к нему, уже достаточно наказанному самим собою. Пусть бросит в него камень тот, кто сам без греха.

Теперь мы перейдем к характеристике основных типов композиции речи: описания, повествования и рассуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.