Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правильность и мастерство речи




Отношение речи оратора к нормам литературного языка, его правильности, чистоте и выразительности лежит в основе стиля. В разных условиях употребления языка складываются так называемые нормы речи, то есть стилистические нормы различных жанров.

Соответствие наших высказываний общим языковым и частным речевым нормами и составляет культуру речи оратора, культуру речи определенной среды или всех носителей данного языка.

Под культурой речи понимается владение нормами образцового языка: произношения, ударения, словоупотребления, грамматики - а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями, предметом и обстановкой речи.

Принято говорить о двух уровнях освоения литературного языка: о правильности речи и о мастерстве речи. Правильность речи (то, что в старину называли ее грамматикой) как раз и предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях. Под мастерством речи понимается успешное использование таких положительных качеств речи, как точность, логичность, чистота, богатство, уместность, выразительность, простота и краткость.

Кроме требований правильного использования языка и названных положительных качеств речи, к культуре речи относят этические правила ее ведения: речевые формулы приветствия, прощания, извинения, просьбы, вопроса, благодарности, обращения и др. Деловой этикет предполагает, например, использование в начале письма такой формулы: Уважаемый господин…. Заключительная формула вежливости: Искренне Ваш…. Этикет речи находит отражение не только в собственно словесных формулах, но и в таких требованиях, как: быть правдивым, объективным, нельстивым, неназойливым и др. Лесть, хвастовство, грубость, словесная неряшливость и другие отрицательные качества содержания являются прямыми или негласными запретами в стилистике общения.

Таким образом, культурная речь должна быть не только правильной, но и этичной, а также отвечающей ожиданиям точности, логичности, выразительности и т.д.

Нормы языкового употребления разделяются на следующие разновидности:

- орфоэпические, то есть правила произнесения слов и словосочетаний, нормы ударения и интонации;

- морфологические, то есть нормы употребления правильных форм слов: офицер ы, съел две кильки (только как неодушевленное существительное), хотим (неверно - "хочем");

- словообразовательные нормы, которые используются как общепринятые модели образования слов. Например: рецензент (неверно - "рецензер" или "рецензист");

- лексические нормы предполагают употребление слов и сочетаний в устойчивых значениях. Например, слово знаковый (имеющий отношение к знаку) сейчас иногда ошибочно употребляется в значении "значительный", "значимый" («знаковая речь президента»);

- синтаксические нормы, которые действуют в сфере употребления словосочетаний, простых и сложных предложений и допускают больше вариантов. Однако и здесь действуют правила смысловой и формальной сочетаемости слов. Например, будет ошибочной фраза: Нам следует извлечь эти ошибки ( надо сказать: Нам следует извлечь уроки из этих ошибок);

- орфографические нормы, которые регулируют правильность написания слов;

- нормы постановки знаков препинания (пунктуационные), которые обеспечивают правильность понимания строения предложения при его разделении на смысловые части.

Общие нормы литературного языка изучаются в школе. Их освоение обеспечивается изучением правил, многочисленными упражнениями, чтением и пересказом учебников и образцовых текстов, а также написанием сочинений, эссе и других творческих работ.

Речевые нормы действуют на уровне жанров и их групп. Так называемые функциональные стили: деловой, научный, публицистический, художественный и разговорный - представляют каждый внутри себя совокупность жанров, точнее жанрово-ситуативных стилей той или иной сферы употребления языка. Обучение деловым или публицистическим жанрам в настоящее время проводится на занятиях по развитию речи или на факультативах. Системное представление об общей риторике, частью которой была бы стилистика речи, а также сведения о частных риториках, к сожалению, в наших казахстанских школах не дается (исключая лишь некоторые специализированные гуманитарные школы). Овладение элементами риторики и на его базе социально значимыми жанрами литературного употребления повысило бы культуру общения, а она находится сейчас на весьма низком уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.