Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фигуры речи




Тропы

Понятие выразительности речи

Выразительность речи - это такое положительное ее качество, которое позволяет усилить впечатление от сказанного, воздействовать не только на разум, но и на чувства и воображение собеседника.

Во всех этих случаях более эффективной и будет личностно окрашенная, то есть выразительная речь. При непосредственных контактах выразительность нашей речи придают голос, мимика и жестикуляция, в целом двигательное поведение, передающее наши эмоции и умонастроения.

Способов сделать речь яркой и оригинальной достаточно много. Много возможностей для этого заложено и в языке.

Оживляют речь прилагательные-определения, называемые эпитетами. Так, слово "луна" может быть эмоционально подчеркнуто оценочными эпитетами: молодая, свежая, спелая, безрогая, выщербленная и т.д. Важно, чтобы эпитет был нестандартным, незатертым. Вот ряд эпитетов к слову "походка": бодрая, бойкая, бравая, вялая, гибкая, грациозная, крупная, крепкая, деревянная, легкая и др.

Особенно уместны красочные определения в рекламном тексте, который должен воздействовать не только на мысли, но и на чувства читателя. Конечно, при этом надо соблюдать меру, "не пересаливать", ибо в таком случае, даже яркая словесная находка может показаться надуманной, вымученной.

Выразительной делают речь средства словесной образности - метафоры, сравнения, метонимии, иронические слова, антитезы (противопоставления), гиперболы (преувеличения), каламбуры и т.д. (об этом подробнее - немного ниже).

Метафора - это переносное употребление слова, основанное на скрытом сравнении. Например: медведь ревел - огонь р евел; колючий кустарник - колючий человек; закипела вода - закипеть от возмущения; спортсмен прыгает - сердце прыгает от радости; птицы летят - мысли летят и др. " Мечты кипят в уме, подавленном тоской" (Пушкин).

В каждом втором примере слова употреблены в метафорическом значении.

Образности речи можно учиться на хороших художественных произведениях, особенно поэтических.

Выразительную силу речи придают пословицы, поговорки, вообще устойчивые выражения переносного употребления.

Стиль речи тесно связан с "цветами красноречия", то есть семантическими (смысловыми) средствами выразительности речи. У М.В.Ломоносова раздел риторики, посвященный элокуции, называется "Украшение". Вот как ученый понимал задачи этого раздела: Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте стиля, в течении слова, в великолепии и силе оного ( Краткое руководство к красноречию).

Впервые фигуры и тропы были осмыслены и описаны в Древней Греции. Это описание на материале латинского языка и применительно к речевой практике своего общества было продолжено в Древнем Риме. Поэтому термины, связанные с переносным употреблением слов и выражений, в основном греческого и латинского происхождения. Однако эти непонятные сначала термины обозначают живые словесные образы, которыми мы пользуемся, не подозревая, что говорим метафорами, гиперболами, антитезами, то есть словесными образами. Причем образность речи свойственна не только начитанным людям, но и всему народу. Народная речь на всех ступенях культуры и во всех странах изобилует риторическими фигурами: молодец против овец, а против молодца и сам овца - антитеза. Прям, как кочерга - оксюморон; где нам дуракам, чай пить? - ирония и мейозис. Обилие образных выражений в языке - свидетельство того, что любой народ ценит и любит иносказательную речь, которая не только экономно предает рациональный смысл, но и сопровождает его живыми эмоциями и меткими оценками.

Словесные образы обладают:

1) наглядностью, «картинностью», которая достигнается сравнением называемых предметов или их близостью: на сердце кошки скребут; волны бегут; Уж побледнел закат румяный, / И тополи, стеснившись в ряд, / Качая тихо головою, / Как судьи, шепчут меж собою;

2) способностью передать субъективный взгляд на вещи, эмоцию, оценку;

3) они дают возможность слушателю или читателю включиться в словесную игру, получив тем самым удовольствие от обращенной к нему речи. "Люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют ее";

4) достоинством словесных образов является их смысловая емкость, способность выразить "немногим многое": страна ликует; закат побледнел; "многошумящее человеческое хотение" (Иван Грозный);

5) словесный образ обладает внутренней энергией, интенсивностью, которая обращена к чувственным (зрительным, обонятельным, слуховым, осязательным, вкусовым) ощущуениям.

Итак, словесный образ стремится к наглядности, экономности, легкости восприятия, содержательности, эмоциональной насыщенности и экспрессивности. Именно эти (как и другие) качества образной речи придают ей риторичекую ценность. Поэтому когда говорять об «украшении» речи, красноречии, выразительности, имеют в виду именно образное слово.

Теперь перейдем к характеристике разновидностей образной речи.

Все образные слова и обороты речи делятся на тропы и фигуры.

Тропы - обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении в целях достижения большей выразительности.

Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет. Тропы усиливают высказывание, благодаря тому, что к логическому содержанию добавляются эмоционально-экспрессивные оттенки. Образные средства позволяют увидеть и проанализировать явление со всех сторон и хорошо запомнить его.

Основной вид тропов - метафора. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. На прямое значение наслаивается добавочный смысл, который становится основным, например: дом горит - земля горит под ногами, девочка всхлипывала - вода всхлипывала, колючий кустарник - колючий человек, птицы разлетелись - мысли разлетелись.

Довольно часто метафоры используются в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идёт дождь, часы стали, тёплые отношения, острое зрение. Однако эти метафоры почти утратили свою образную связь с «исходными предметами», потускнели, как бы стёрлись. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол (ручьи бегут), существительное (стаи волн), прилагательное (стальные нервы).

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объёма, назначения, положения в пространстве и времени и т.д. Метафору называют также скрытым сравнением, поскольку один из членов сравнения в ней не называется, ср.: гибкий человек - гибкий, как тростник, прут. Чем неожиданнее и точнее уподобление, тем свежее метафора, тем она выразительней.

Употребление одной метафоры часто влечёт за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развёрнутая метафора: Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком…; В саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть (С. Есенин).

Использование метафор позволяет создать у слушателей и читателей образы и картины, которые сохраняются в памяти с особенной прочностью, так как за ними закрепляются конкретные представления.

Другой вид тропов - метонимия. В отличие от метафоры она основана на смежности (близости) называемых предметов. Если при метафоре два одинаковых предмета или явления должны основываться на сходстве между ними, то при метонимии два предмета или явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово "смежные" в этом случае следует понимать не просто как соединение, а несколько шире - тесно связанные друг с другом. Таким образом, метонимией считается перенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности, т.е. на основании внешней или внутренней связи между ними. Такая связь может быть:

1) между предметом и материалом, из которого сделан предмет: фарфор и бронза на столе (Пушкин); здесь имеется в виду "посуда из фарфора и бронзы";

2) между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел; …Шипенье пенистых бокалов (Пушкин);

3) между автором и его произведением: …Белинского и Гоголя с базара понесёт (Некрасов); Он любил Моцарта (имеются в виду произведения Моцарта);

4) между действием и орудием этого действия: Он жил своим пером; Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (Пушкин);

5) между местом и людьми, находящимися в этом месте: Зал аплодировал стоя; Ликует буйный Рим (Лермонтов).

Разновидностью метонимии является синекдоха. Эта фигура основана на переносе значения с одного явления на другое по признаку количественного соотношения между ними, когда употребляется название части вместо названия целого, родовое название вместо видового, единственное число вместо множественного и наоборот. Примеры: Речь идёт о внимании к рабочему человеку (имеется в виду не один человек, а весь рабочий класс); Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин); и слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов).

Синекдоха используется в различных функциональных стилях. Например, в разговорной речи используются синекдохи, получившие общеязыковой характер (умного человека называют "голова", талантливого мастера - "золотые руки").

Эпитеты - это слова, определяющие предмет или действие и подчёркивающие в них какое-либо характерное свойство, качество. Иными словами, эпитеты - это художественные определения предмета или действия.

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные и причастия, но могут использоваться и наречия, существительные-приложения, например: прозрачный сумрак, усыпляющий шум дождя, утёс-великан, говорить убаюкивающе. "Нестёршийся", свежий эпитет усиливает выразительность и образность речи, привлекает внимание слушателей.

Понятие "эпитет" иногда неоправданно расширяют, относя к нему любое прилагательное, выступающее в функции определения. Однако к эпитетам не следует причислять прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие им образной характеристики. Например, в предложении Дубовый листок оторвался от ветки родимой (Лермонтов) прилагательные выполняют лишь смысловую функцию. В отличие от эпитетов такие определения иногда называют логическими. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значением, ср.: лимонный сок - лимонный свет луны; седой старик - седой туман.

В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов:

1) общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом): трескучий мороз, молниеносное решение;

2) народно-поэтические (употребляются в устном народном творчестве): красна девица, чисто поле, серый волк;

3) индивидуально-авторские (созданные авторами): мармеладное настроение (Чехов), чурбанное равнодушие (Писарев).

Большую помощь в подборе свежих эпититов и удачном их использовании может оказать "Словарь эпититов русского литературного языка" К.С, Горбачевича, Е.П. Хабло (Л., 1979).

Сравнение - это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить, описать одно из них при помощи другого. Стилистическая функция его - создание выразительно образа, например: закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду (Есенин). Сравнения выражаются чаще всего конструкциями со словами как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто и т.п., но могут выражаться и другими способами: формой творительного падежа (Слёзы лились градом); формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Она бежала легче серны молодой - Батюшков); при помощи слов подобный, похожий, напоминает и т.п. (Кленовый лист напоминает нам янтарь - Н.Заболоцкий).

Чаще всего используются простые сравнения, построенные на сопоставлении многих схожих черт. В отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нём называются оба сопоставляемых предмета (явления, качества, действия): Факты - это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь (И.П.Павлов).

Гипербола - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, например: Я вас не видел сто лет! Тысячу извинений! Таких примеров - миллион!

Это приём позволяет наглядно выделить главное, усилить нужное впечатление.

Литота - троп, противоположный гиперболе. Это образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления, например: мужичок с ноготок, осиная талия, капля в море. Эти тропы включаются в устойчивые выражения - фразеологизмы.

Олицетворение – это перенесение свойств и признаков одушевленных предметов на неодушевленные: …И звезда с звездою говорит (Лермонтов); забормотал спросонок гром.. (Паустовский). Этот приём используется не только в художественном, но и в научном и публицистическом стилях, например: Лазер делает глазные операции… Лазеру по плечу не только точные, ювелирные работы, но и грубые, тяжёлые (здесь действия лазера ассоциируются с действиями человека), ср. также: воздух лечит, рентген показал.

Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа. Например, в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость - в образе Зайца, хитрость - Лисы, коварство - Змеи и т.д.

Аллегория широко используется в разговорной речи; многие пословицы, поговорки, афоризмы содержат аллегорию. Аллегоричны, например, такие выражения, как метать бисер перед свиньями, делить шкуру неубитого медведя, нести свой крест, иметь руку.

Фигура речи - оборот, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания.

Анафора, или в переводе с греческого «единоначатие» - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков,из которых состоит высказывание. Вот как использовал этот приём писатель Л.М. Леонов в докладе, посвящённом 150-летию со дня рождения А.С. Грибоедова: "Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. Мой освобождённый народ высоко оценил благородный гнев "Горя от ума" и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою…"

Писатель трижды повторил сочетание "есть книги" в одинаковых синтаксических позициях и тем самым подготовил слушателей к мысли о том, что произведение А.С. Грибоедова "Горе от ума" занимает особое место в сердцах русских людей.

Эпифора - стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении слов или выражений в конце предложений или отрывков. Например: Буря событий сотрясала мир, пронизала умы и сердца, а Густав Вигеланн лепил эти тела… У нас в стране шла коллективизация, одни выявляли в своей среде врагов народа, другие затаились, умалив сердце страхом… Третьи покорно ехали в эшелонах, идущих на север, на восток… А Густав Вигеланн лепил эти тела… Огонь и смерть катились по Европе, умирали блокадники Ленинграда… А Густав Вигеланн лепил (из газет).

Анафора и эпифора как стилистические фигуры особенно широко используются в поэтической речи. Этот приём часто встречается у М.Ю.Лермонтова, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой и др. поэтов. Так, цветаевское "Мне нравится, что вы больны не мной" почти целиком построено на употреблении анафоры, а другое её стихотворение - на употреблении эпифоры "Мой милый, что тебе я сделала?!" Приведём еще примеры:

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют -

Буду ждать тебя…

(М. Цветаева);

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками ранними веет

Едва-едва…

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? Тьма?

Может быть!.. За ночь прийти успеет

Зима.

(А. Ахматова)

Инверсия -это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Например: Обеды задавал он отличные (И.С. Тургенев); Изумительный наш народ! (И. Эренбург).

Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание слушателя к тому или иному факту, явлению. Например: Что может быть увлекательнее путешествий? Произнесённый говорящим риторический вопрос воспринимается как положительное утверждение и несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Риторическое обращение - это подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин). Риторические обращения служат не столько для называния объекта речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к нему, дать ему характеристику. Наибольший интерес представляет использование обращений в поэтической речи: Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос; Ты жива ещё, моя старушка? (Есенин); Прощай, свободная стихия! (Пушкин).

В деловой речи функция обращений иная: они играют информативную роль (указывают, кому адресован документ), а также организуют текст, выступая своего рода "зачином". Здесь используются в качестве обращений слова и словосочетания: гражданин, дамы и господа, уважаемый господин и др.

Все рассмотренные виды тропов и фигур можно успешно использовать в разных видах речи для того, чтобы лучше воздействовать на мысли и чувства слушателя или читателя. Но одно дело понять, что такое метафора или ирония, а другое дело практически пользоваться этими словесными красками. Это дается длительным и целенаправленным упражнением, аналитическим подходом к текстам мастеров и переработкой собственных сочинений в направлении их словесной оригинальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.