КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 12
Эллинская сказка «Мудрец» Дается в сокращении по кн.: Дорошевич В.М. Рассказы и очерки / Автор вступ. статьи А.П.Карелин. – М.: Современник, 1987. – 352 с.
Беотинец Акселос, эллин родом и варвар душой, был по делам в Афинах. Осмотрел Акрополь. - Акрополь как Акрополь! Стоит высоко. Был в театре Диониса. - Театр хороший. Отделан белым мрамором.. Слушал лучших ораторов. - Говорят много. И захотелось побеседовать с Сократом. - Быть в Афинах и не поговорить с Сократом! На что же тогда человеку дан язык? Прохожий афинянин указал ему под портиком Академии задумчиво гулявшего небольшого человека с невзрачным лицом: - Это Сократ. «Такой великий муж мог бы быть повыше ростом и повиднее. Впрочем, мудрецы об этом не заботятся!» - подумал беотиец. Он пошёл навстречу Сократу и глубоко ему поклонился. Сократ учтиво ответил на поклон и прошёл мимо. Беотиец опять забежал вперёд и поклонился. Сократ улыбнулся, поклонился и продолжал прогулку. Тогда биотиец снова забежал вперед и сказал: - Привет тебе, мудрейший из смертных! Сократ остановился, засмеялся глазами и сказал: - Видел ли ты всех людей на свете? - Н-нет! - Раз ты их не видел, ты не мог и говорить со всеми людьми на свете. Не так ли? - Совершенно верно. - Почему же, в таком случае, ты знаешь, что я умнее всех людей на свете? Не осторожней ли было бы, с твоей стороны, сказать: «Мне кажется, что ты мудрейший из людей»? - Да, пожалуй, так было бы благоразумнее. - Но раз ты не знаешь, насколько умны другие люди на свете, такое мнение твое ни на чем не основано. Не так ли? - Выходит, что так. - Уверяют в чем-нибудь, не имея на то никаких оснований, или плуты, или глупцы. Не правда ли? - Д-да! - Хотел ли ты обмануть меня, говоря, что я мудрейший из людей? - Нет. - Значит, ты не плут? Кто же ты в таком случае? Реши сам! «Однако!» - подумал беотиец и сказал: - Что же мне было делать, когда ты ничего не говоришь! На что роза, если она не пахнет, и мудрец, если он не говорит? Сократ улыбнулся. - Прекрасно. Скажи: свойственно ли коню ржать? - Я думаю! - А быку мычать? - И ещё как! - Барабану блеять? - Ну ещё бы! - Что же, конь беспрерывно ржёт? - Зачем же! - И бык не мычит беспрерывно? - Конечно, нет! - Но, может быть, беспрерывно блеет хоть баран? - Тоже нет! - Видал ли ты, чтоб конь заржал при виде коровы? - Не бывает. - Или бык замычал при виде овцы, или баран заблеял при виде лошади? - Нет, нет и нет! – весело отвечал беотиец. - Не ржет ли конь при виде лошади? - Разумеется. - А бык при виде коровы? - Это всякому известно. - А баран не начинает ли блеять тогда, когда увидит овцу? - Верно. - Одним словом, мы можем сказать, что конь ржет, бык мычит и баран блеет тогда, когда видит себе подобных? - Почему же не сказать? Можно сказать! - И из того, что правилу этому одинаково подчиняются и конь, и бык, и баран, не должны ли мы заключить, что это закон природы? - По-моему, должны. - Скажи, мудрец станет ли идти против законов природы? - Не думаю! - И отлично делаешь. Теперь ответь мне на один вопрос. - Хоть на тысячу тысяч! - Не думаешь ли ты, что мудрецу так же свойственно говорить мудрые вещи, как коню ржать, быку мычать и барану блеять? - Я так и думаю. - Прекрасно! Если конь ржет, бык мычит, а баран блеет только при встрече с себе подобными, то значит, и мудрец должен говорить только с подобными себе. Какое же основание, друг, я имел заговорить с тобою? И посмотрев на него с любовью, Сократ пошел дальше. - Пусть меня разорвет Цербер! – воскликнул Акселос. – Чтобы человека два раза подряд заставили самого себя назвать дураком! Это может случиться только с беотийцем, да и то в Афинах! Через мгновенье он, однако, подумал: «А мудрость, оказывается, вовсе не такая трудная вещь!» И чтобы развлечься после неприятного разговора, пошел к гетерам. Гетера Хризис лежала на окне своего дома, с накрашенным лицом, - чего требовало ее занятие, - и одетая в роскошные одежды, чего ее занятие не требовало вовсе. - Иди смелее, красавец! – крикнула она Акселосу, когда тот остановился у ее порога. Беотиец хитро улыбнулся. - За что тебе платят деньги? – спросил он. Гетера из окна оглядела его с удивлением с ног до головы. - За то, что я женщина! - Но не всем же женщинам платят деньги. Ты должна отвечать: за то, что я красива. - Ну, за то, что я красива! - Итак, в любви платят за красоту? - Платят и за красоту… - Стой, стой! Не отвлекайся! Иначе ничего не выйдет. Ты согласна: за красоту? - Пусть будет по-твоему. - Ты зовешь меня для любви? - За чем же другим будет звать к себе гетера? - Отвечай: да или нет? - Да, да, да! - И так как ты сама назвала меня красавцем, а в любви платят за красоту, то значит, ты зовешь меня затем, чтобы платить мне деньги! Гетера расхохоталась так, что чуть не упала из окна. Беотинец глядел на неё, счастливо улыбаясь. - Ну, вот, видишь теперь сама, что ты или мошенница, или дура! - Что? Гетера вскочила. - В Афинах оскорбляют женщину? И какую женщину?! Которая никому не доставила ничего, кроме удовольствия?! Слуги! Возьмите этого чужестранца, этого варвара, и киньте его куда-нибудь подальше от моего дома. Два раба, нубийцы, с мускулами, которые как толстые змеи, перевились у них на руках, схватили беотийца, отнесли на ближайший перекресток и кинули, как юноши кидают копьё. - Однако, философия до добра не доводит! – подумал Акселос, поднимаясь и потирая локти, колени и лицо. И грустный пошел домой. На следующий день он услышал на площади, что Сократ арестован, ночью его судили и присудили к смерти. - Все за его философию. -Однако я еще дешево отделался! – подумал беотиец, вспоминая о вчерашнем происшествии с гетерой. И поспешил уехать в Фивы из города, где делаются такие странные вещи. Задания к тексту 1.Выделите в тексте законченные диалогические фрагменты. 2.В каждом из диалогических фрагментов выделите вопросно-ответные единства. Проанализируйте их связь. В чем она заключается. 3. Выделите конкретную цель, которую ставил перед собой Сократ, в каждом диалогическом фрагменте. 4.Сделайте общий вывод о характере диалогов. Можно ли назвать эти диалоги диалектическими?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |