Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические и социально-психологические особенности среднего и малого бизнеса




Классификация отечественного бизнеса

В отечественных источниках по бизнесу среди предпринимателей выделяют четыре большие группы представителей отечественного бизнеса. (http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/facts.htm#t16).

Во-первых, номенклатура – бывшие партийные работники и руководители крупных приватизированных предприятий. Они имели опыт руководящей работы в составе партийных, комсомольских или советских органов, принимали активное участие в управлении крупных промышленных предприятий. Большинство являлись инженерами и не имеет специального бизнес-образования. Они обладали широкой сетью неформальных связей и неплохие организаторские способности. Этот вид отечественных предпринимателей умел работать в команде, но были незнакомы с методами рационального ведения бизнеса, поэтому редко занимаются рационализацией предпринимательской деятельности и бизнеса. Хотя и среди них есть исключения. В качестве примера можно привести бывшего олигарха М. Ходарковского, который прошел комсомольскую школу, имел хорошее образование в области химии, опыт работы руководителя и активно изучал экономические науки, будучи президентом компании «Юкас».

Во-вторых, люмпенизированные группы – молодые люди без образования и профессии, ставшие предпринимателями в возрасте 20-30 лет. Эта группа предпринимателей была особенно многочисленна до кризиса 1998 года. Большинство из них имели богатый опыт работы в теневом или полулегальном бизнесе. Ими был накоплен достаточный капитал на посреднической, торгово-закупочной деятельности. Они имели высокий уровень притязаний, стремились накопить большой капитал любыми средствами. Представляли собой одну из наиболее агрессивных частей российского предпринимательского слоя. Обладали широкой сетью неформальных связей в основном в теневых структурах и криминальной среде.

В-третьих, высококвалифицированные специалисты – предприниматели, выходцы из научных институтов, военно-промышленных комплексов и т.д. Социальный тип данного вида предпринимателей сформировался из высококлассных специалистов, которые в результате реформ не смогли реализовать себя в профессиональной сфере. Среди них многие занялись бизнесом не связанным с их прежней профессией и образованием. По образованию большинство из предпринимателей такого типа инженеры. В последствие они испытывали недостаток профессионального образования. Большинство относились к единоличным предпринимателям, плохо работали в команде. Как правило, причиной неудач большинства первоначально преуспевающих предпринимателей такого типа стал рост компании.

В-четвертых, высококвалифицированные специалисты, получившие специальное бизнес образование в крупнейших отечественных и зарубежных вузах. Молодое современное поколение отечественных предпринимателей, которые получили несколько образований, в том числе бизнес-образование. Эти специалисты подготовлены для работы в команде. Имеют хорошие деловые связи среди предпринимателей. Очень активны и деятельны. Имеют высокие возможности и претензии для превращения в российскую бизнес элиту. Основные проблемы: отсутствие личных капиталов и неформальных связей в административной среде. Возможно, четвертая группа предпринимателей является потенциальной группой среднего бизнеса в России при условии благоприятного социально-политического и социально-экономического климата в стране.

Бизнес-консультант М. Рыбаков дает свою классификацию отечественных бизнесменов:

1. Фрилансер-одиночка. Предприниматель, который работает на себя. Весь бизнес держится на нем.

2. Трудяга. Владелец мелко-среднего бизнеса. Специалист в своем деле работает по 16 часов и все завязано на нем. Создает бизнес с нуля, т.е. на начальном этапе выполнял все функции, а именно, оказывал услуги и их продавал. Авторитетен в коллективе и у клиентов. Бизнес доходит до пределов своего роста (обычно около 50 человек), а потом либо остается без изменения, либо сжимается, либо «пульсирует» (то растет, то сжимается). Характерно для малого бизнеса многих стран мира. Как консультант М. Рыбаков советует: «Формализовывать бизнес… Так, чтобы бизнесом руководили не только вы лично, но и команда управленцев. С прицелом на то, чтобы «вырастить» грамотного управляющего, которому отдать должность если уж не генерального директора, то уж исполнительного с правом подписи — точно. Это тяжело психологически, но другого пути нет. … Естественно, что передать бизнес в том виде, в котором он есть, обычно нереально – все быстро развалится. Именно поэтому надо перевести его в стадию регулярного менеджмента, когда работа строится не через «вашу мать», а через четко отлаженные механизмы. Описаны процессы, понятны цели каждого подразделения и должности. Выстроена система контроля и система мотивации, которая даже в ваше отсутствие направляет всех сотрудников, начиная с управляющего, в нужную вам и бизнесу сторону» (Рыбаков, 2009). Чтобы следовать данному совету, необходимо иметь образование в области менеджмента как минимум.

3. «Мозг». Во главе многих бизнесов стоят образованные и умные люди: выпускники престижных московских университетов (МГУ, МИФИ, ФизТеха, Бауманки, и др.) Особенно, их много в современных информационных технологиях и компьютерном бизнесе. Такие компании используют современные ИТ-системы. Проблема у таких бизнесменов возникают в управление людьми, но при разумном подходе они способны справиться с ней.

4. Инвестор. Бизнесмены вкладывают деньги в бизнес, и надеются, что, как минимум, вернут их, а лучше — с прибылью. Здесь успех зависит от того, кто управляет вашим бизнесом, и насколько управляющий компетентен и порядочен, а бизнес — прозрачен и эффективен. «Хорошим инвестором может быть только зрелый человек, который «понюхал пороху», сам не раз создавал успешные бизнесы. Иначе, даже если у вас есть деньги, то вы их с высокой вероятностью потеряете» (Рыбаков, 2009). Данное замечание очень важно, т.к. только опытный человек обладает хорошими связями в самых разных сферах и структурах и как следствие способен разрешать серьезные проблемы компании, в которую инвестируются деньги и привлекать ключевых клиентов. Успешные инвесторы обладают счетностью мышления, хорошо ориентируются в той сфере бизнеса, куда направлены инвестиции, разбираются в людях, кому доверяются деньги. И конечно должны иметь хорошую интуицию, в силу того, что даже при тщательных расчетах невозможно учесть все факторы, влияющие на успех кампании. Важным моментом для инвесторов является выстраивание эффективной система контроля, позволяющей быстро оценивать состояния дел в бизнесе.

5. «Крыша». Типичный российский вариант: политик, чиновник, «авторитет» и т.д. Часто, сам не разбирается в данном бизнесе и вообще интересуется только прибылью. Чаще собственник недоступен, а права управляющего ограничены. Такие компании часто существуют только за счет связей или «крыши», что противоречит законам свободного рынка, т.к. остаются вне конкуренции.

Другая классификация бизнеса основана на количественных показателях: крупный бизнес, средний, малый бизнес и микропредприятия. В России к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников, за предшествующий календарный год которых не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и до 15 человек для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать: для малого бизнеса 400 млн. рублей, для микропредприятий – 60 млн. рублей. В промышленности, строительстве и на транспорте к малым относятся предприятия, численность которых не превышает 100 человек. Соответственно в сельском хозяйстве – 60 человек, в научно-технической сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, – в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Наиболее многочисленна группа малого бизнеса, которая образована малыми предприятиями и микропредприятиями, она представлена не только люмпенизированными группами, но другими подгруппами. Следовательно, ее необходимо выделить как особую пятую группу представителей малого бизнеса или индивидуального предпринимательства в основном в сфере торговли, услуг, строительстве. Эта группа наиболее большая по численности и представляет собой переменное множество индивидуумов с профессиональным образованием и без него. Данная группа характеризуется с широкими возрастными границами и условно может быть разделена на четыре подгруппы. Первая – наиболее консервативная часть индивидуальных предпринимателей в течение длительного времени сохраняющая свой неизменный статус и сферу деятельности (торговля, сфера бытовых услуг). Вторая – составляет подгруппу индивидуумов, которые только организовывают свой собственный бизнес (торговля, сфера услуг, ресторанный бизнес, ремонтный бизнес, строительство). Третья подгруппа предпринимателей в силу тех или иных обстоятельств приостанавливает свою деятельность или совсем ее прекращает (см. Рис.). Четвертая подгруппа – это предприниматели, имеющие опыт в малом бизнесе, расширяют его, и переходит в категорию среднего бизнеса либо изменяют свой статус в бизнесе.

 

Психология бизнеса выше указанных четырех подгрупп и психология субъектов этих подгрупп наиболее интересна для данного курса. Каковы представители отечественного среднего и малого бизнеса? По результатам опроса участников 2 международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство в России»(……): 46,6% предпринимателей пришли с производства, 18,8% ранее работали в вузах и научных учреждениях, 13,5% являлись выходцами из государственного аппарата. По результатам все того же опроса, 90% предпринимателей имели на тот момент высшее образование, а 13,5% и ученую степень.[7] Другие опросы выявили, что менее образованными (имеют чаще других среднее образование) предпринимателями в России являются, те, кто занят в сфере торговли и бытовых услуг.[8]

Во многих зарубежных странах малое предпринимательство имеет более внушительные размеры, чем в России и играет существенную роль в экономике, поскольку в этой сфере бизнеса занято, по различным оценкам, от 46 до 78% трудоспособного населения (см. Табл. 1.1).

Таблица 1.1

Малые и средние предприятия Европейского союза и США

 

  Количество МСП (млн.) Занятость на МСП, чел (млн.) Выручка сектора МСП (трлн. Евро)
Россия 3,2   0,8
Германия 1,9 13,6 2,2
Франция 2,6 8,8 1,9
Италия 3,8 12,3 1,9
Великобритания 1,7 9,8 2,2
Польша 1, 6 5,9 0,5
Нидерланды 0,6 3,6 0,8
Эстония 0,05 0,3 0,02
США Около 26 - -

Источник данных по странам Евросоюза: «Ежегодный отчет о малых и средних предприятиях Европейского Союза» – Annual Report on EU Small and Medium sized Enterprises, 2010/2011 «Are EU SMEs recovering from the crisis?» European Commission, DG-Enterprise, Authors: P.Wymenga, Dr V. Spanikova, Dr J. Derbyshire, A. Barker, Rotterdam, Cambridge, 2011. Данные по Евросоюзу за 2010 год являются оценочными (http://ec.europa.eu/enterprise/policies/sme/facts-figures-analysis/performance-review/index_en.htm#h2-3).

 

Приведенная ниже таблица и диаграмма дает представление об этой группе предпринимателей.

Таблица 1.2

Показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательствапо итогам сплошного наблюдения* 2010 г.

 

Юридические лица Средние Малые Микропредприятия** Всего
Количество зарегистрированных        
Количество действующих        
Индивидуальные предприниматели Средние Малые Микропредприятия** Всего
Количество зарегистрированных        
Количество действующих        

* Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год: В 3 т. / Федер. служба гос. статистики – М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 1: Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (сводные итоги). – 135 с.

**Микропредприятия – до 15 человек занятых, ежегодная выручка до 60 млн. руб. Малые предприятия – до 100 человек занятых ежегодная выручка до 400 млн. руб. Средние предприятия – до 250 человек занятых, ежегодная выручка до 1000 млн. руб.

 

Структура российского малого бизнеса такова – лидирует торговля и ремонт авто и др. бытовых изделий, занимая почти треть рынка малого бизнеса, за ними идут операции с недвижимостью и строительство, охватывая в сумме более 30% малых предприятий.

Обратимся к анализу предпринимателей, имеющих опыт в малом бизнесе, расширяющих его, и осуществляющих переходят в категорию среднего бизнеса либо изменяющих свой статус в бизнесе.

Во-первых, данная подгруппа наиболее адаптивных предпринимателей, т.к. не только выживает в суровых условиях отечественного бизнеса, но и развивает свое предприятие, увеличивая капитал, наращивая производственные мощности, расширяя сферу деятельности. Также представители этой подгруппы активно осваивают различные роли бизнесмена.

Е.Н. Емельянов и С.Е. Поварницына в своей книге «Психология бизнеса» (Емельянов, Поварницына, 2000) описали человека бизнеса через освоение ролей в процессе профессионального развития предпринимателя как бизнесмена. Это роли Предпринимателя, Менеджера. Инвестора и Лидера. Более подробно остановимся на этих ролях. Во-первых, кто такой предприниматель и чем он отличается от капиталиста?

Рис. 1.1. Структура российского малого бизнеса на 1 квартал 2012 года

 

Предприниматель всегда рискует собственными деньгами или долей капитала в компании, непосредственно участвует в производственной деятельности и/или управляет, свободно распоряжается ресурсами (сырьевыми, техническими, денежными, наемной рабочей силой и пр.), свободен в выборе факторов производства и предпринимательской активности. Очень важное отличие предпринимателя от капиталиста состоит в том, что предприниматель сам управляет своим бизнесом, а капиталист лишь финансирует дело. Другими словами инвестирует свой собственный капитал в какое-либо предприятие и в этой роли он выступает Инвестором.

Австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 1934 году писал: предприниматель – это человек, пытающийся превратить новую идею в успешную инновацию, которая в свою очередь способна нарушить экономическое равновесие тем самым стимулирует экономическое развитие (Шумпетер, 1982). Согласно его теории для предпринимателя характерны два вида поведения: адаптивное и креативное. Первое связано с умением исходить из тех ресурсов, которые имеются в наличии и максимально их использовать для достижения целей. Второе отвечает за творческое начало деятельности предпринимателя, на что обращал особое внимание Й. Шумпетер.

Как отмечала Е.П. Ермолаева (Ермолаева, 1995) на основе концепции Й. Шумпетера Б. Карлоф разработал современный комплексный подход к предпринимательству, как процессу умелого балансирования между интересами потребителей и оптимальной прибыльностью использования капиталов и ресурсов, с одной стороны, и их творческого согласования, с другой. По степени преобладания и характеру проявления в деятельности предпринимателя каждого из четырех необходимых деловых качеств, а именно: способности структурного управления, оценки рыночных потребностей, максимизации выгоды, постановки и реализации целей, – Карлоф выделил три типа предпринимательства: структурное (купля-продажа и изменение структуры компаний); стратегическое (объединение доходов для достижения специфических целей конкурентной борьбы) и оперативное (выявление свободных ресурсов и минимизация бесполезных затрат).

По мере развития бизнеса предприниматель не способен управлять и делом и людьми одновременно. С ростом объемов производства, капитала, человеческих ресурсов появляется необходимость находиться во многих местах одновременно, работать с большим числом документов, выполнять функции менеджера (подбирать кадры, осуществлять оперативное лидерство, делегировать ответственность, оценивать и контролировать, проводить совещания и многое другое). Как отмечают Е.Н. Емельянов и С.Е. Поварницына: «В бизнесе остаются те, кто, в конце концов, находит в себе силы и возможности для изменения своей внутренней позиции. Переход от роли Предпринимателя к роли Менеджера – далеко не одномоментный процесс, и многим людям для него требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. Весь вопрос состоит только в том, в какой мере они будут успевать со своими внутренними изменениями за изменениями требований развивающегося бизнеса и ситуации вокруг него.

Однако когда позади несколько главных моментов этого перехода: переход от управления делом к управлению людьми, делегирование полномочий, отказ от стремления тратить доходы на себя и осознание необходимости максимум вкладывать в развитие дела, остается только одна задача – учиться, учиться и учиться всему тому, что называется регулярным менеджментом» (Емельянов, Поварницына, 2000,с.88).

Если обратиться к статистике рождения и закрытия предприятий в России (см. Рис. 1.2), то можно предположить, что одной из причин закрытия является проблема перехода предпринимателя от одной роли в другую. Подобного рода статистика наблюдалась и в США.

Рис. 1.2. Сравнительная диаграмма рождения и закрытия предприятий в России (кол-во предприятий на 1 тыс. существующих официально открытых и закрытых) по сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года

 

Одной из причин такого положения вещей является проблема перехода от роли Предпринимателя к роли Менеджера.

Необходимо заметить, что оставаться в роли предпринимателя не значит – плохо. Мировой опыт показывает, что мелкое частное предпринимательство может существовать достаточно долго. Передаваться по наследству от отца к своим детям или существовать как семейный бизнес. Для Европы это характерно в сфере торговли, услуг, сервиса, ресторанного бизнеса, сельского хозяйства и др., там, где ручной труд и частная инициатива достаточно эффективны.

По мере накопления капитала у предпринимателя появляется все большее количество свободных денежных ресурсов, которые он не в состоянии использовать для расширения собственного бизнеса. Еще более вероятно, что наиболее активные и удачливые предприниматели в силу своих психологических особенностей, связанных с их активностью и креативностью нуждаются в новых проектах и в новых делах начинают осваивать новую роль в бизнесе. Эту роль обозначают как Инвестор. Другими словами бизнесмен вкладывает свободные деньги (немалые деньги) в различные проекты. Являясь инициатором, того или иного проекта, бизнесмен может выступать в роли Лидера.

Не все люди становятся предпринимателями. Есть психологические особенности тех, кто мотивирован, стать предпринимателем и способен в сложных условиях неопределенности с большой долей риска вести собственный бизнес. Забегая вперед, отметим, что для людей бизнеса и предпринимательства характерны некие черты личности, которые остаются неизменными на протяжении всей истории предпринимательства и присуще предпринимателю в любой из выше рассмотренных ролей. Как считал Ф. фон Хайек предпринимательство, и предприниматель характеризуются не родом занятий, а поведением хозяйствующего субъекта (Ф. фон Хайека, с.14).

Литература

1. Акперов И.Г., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Аристотель.Соч. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. Названия работ Аристотеля в соответствии с принятым обозначением: EN – Никомахова Этика, ММ – Большая Этика, Pol. –Политика.

3. Блауг М.Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

4. В.И. Верховин Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. № 8, 1995. с.65

5. Гербер М. Создание предприятия, которое работало бы: Предпринимательство: миф и реальность. М., 1996.

6. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е Психология бизнеса — М.: АРМАДА, 2000.- 511 с.

7. Ермолаева, Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов) / Под общ. Ред. Проф. Бодрова В.А. – М.:Институт психологии РАН, 1995

8. История отечественного государства и права. Часть I. Учебник / под.ред О.И. Чистякова.. – М.: Юристъ, 2005. – Ч.1.

9. История отечественного государства и права. Часть II. Учебник / под.ред О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2005. – Ч.2.

10. История предпринимательства в России: Региональный финансово-экономический инс-т – Курск, 2011. – 208 с. (http://lib2.rfei.ru/system/235/235)

11. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики: предварительный эскиз. – М., 1991.

12. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Изд-во ИП РАН, 2001. 240 с.

13. Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия // http://www.sme-psychology.ru.

14. Портнов В.П. История отечественного государства и права. Часть I. Гл.8. Учебник / под.ред О.И. Чистякова.. – М.: Юристъ, 2005. – Ч.1, Ч.2.

15. Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов) / Под общ. Ред. Проф. Бодрова В.А. – М.:Институт психологии РАН, 1995

16. Федер. служба гос. статистики – М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. Т. 1: Юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (сводные итоги).

17. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.

18. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Часть I. Гл.15. Учебник / под.ред О.И. Чистякова.. – М.: Юристъ, 2005. — Ч.1, Ч.2.

19. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – с.169-170).

20. Brochaus R. The psychology of entrepreneur // Encyclopedia of entrepreneurship. Prentice Holl, pp. 39-57.

21. http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/facts.htm#t16

22. Odiorne С The Management Theory Jnugle and the Existential Manager // Academy of Management Journal. 1966. V. 9. N2. P. 111-116.

Задание для самостоятельной работы

1. Психологические особенности российского и зарубежного предпринимательства в исторической ретроспективе.

2. Границы бизнеса: бизнес, квази-бизнес и не-бизнес. Различия между предпринимателем и менеджером.

3. Психология принятия решений.

4. Преодоление стереотипов мышления в оценочных суждениях.

5. Ответственность бизнеса перед обществом.

6. Бизнес в структуре социализации индивида.

7. Психологические проблемы адаптации личности к изменению экономических условий.

8. Отношение личности к деньгам и собственности.

 

Список литературы для самостоятельной работы:

 

1. Бизнес-этика/авт.-сост. И.Н.Кузнецов.- 3-е изд.-М.: Дашков и К, 2009.- 498 с.

2. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е Психология бизнеса — М.: АРМАДА, 2000.- 511 с.

3. Мананикова Е.Н. Психология управления: Учебное пособие/Е.Н.мананикова.- 2-е изд.- М.6 Дашков и к, 2009.- 320 с.

4. Самыгин С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие/С.И.Самыгин, Г.И.Колесникова, С.Н.Епифанцев.- М.: КНОРУС, 2012.- 256 с. (УМО)

5. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие/А.К.Семенов, Е.Л.Маслова.- 6-е изд., испр. И доп.- М.: Дашков и К, 2009.- 276 с.

6. Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник/В.И.Шуванов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 463 с.(УМО)

7. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008.- 304 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.