Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Тема - Логистический подход к организации и управлению доставкой грузов. 5 страница




Уровень сервиса можно оценить, также сопоставляя факти­ческое время на выполнение определенных логистических ус­луг со временем, которое необходимо было бы затратить в слу­чае оказания всего комплекса возможных услуг.

 

Показатели работы предприятия, используемые в качестве критериев логистического сервиса

 

Для оценки уровня логистического сервиса поставщи­ка товаров применяют следующие критерии:

- надежность поставки;

- полное время от получения заказа до поставки партии, това­ров;

- гибкость поставки;

- наличие запасов на складе поставщика;

- возможность предоставления кредитов, а также ряд других.

Надежность поставки — это способность поставщика соблю­дать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах.

Гибкость поставки означает способность поставщика учиты­вать особые пожелания клиентов: изменение формы заказа, изменение тары и упаковки, получение клиентом информации о состоянии заказа и др.

Для каждого отдельного сервисного предприятия набор кри­териев качества логистического сервиса различен. Например, уровень логистического сервиса магазинов самообслуживания можно оценить всего по двум критериям:

• ассортимент товара;

• скорость кассового обслуживания покупателей.

При этом показатели уровня сервиса будут выглядеть сле­дующим образом:

- уровень сервиса по ассортименту товаров:

· m1 — количество наименований товара, предлагаемого дан­ным магазином;

· М1 — количество максимально возможных наименований товара;

- уровень сервиса по скорости кассового обслуживания:

· m2 — количество одновременно обслуживающих кассовых аппаратов;

· М2 — общее количество кассовых аппаратов в данном мага­зине или максимально возможное количество аппаратов в таких магазинах.

Скорость обслуживания можно определить также как сред­нее время обслуживания одного покупателя, но для этого необ­ходимы соответствующие измерения.

Для транспортного предприятия критериями уровня логисти­ческого сервиса могут быть надежность поставки, время транс­портировки груза, количество сопутствующих услуг и др.

 

Определение оптимального объема логистического сервиса

 

При повышении уровня логистического сервиса растет объем продаж компании, а следовательно, и доходы. С другой стороны, расширение сферы услуг влечет за собой увеличение затрат предприятия. Поэтому важной задачей логистики на пред­приятии является поиск оптимального уровня сервиса.

Кривая затрат на обеспечение логистического сервиса име­ет экспоненциальный характер, т.е. при прохождении определен­ной точки затраты на сервис резко возрастают, поскольку на­чальный уровень сервиса определяется небольшими вложени­ями. Однако по мере того как потребности рынка растут, предприятие вынуждено идти на дорогостоящие мероприятия.

Кривая дохода от реализации имеет S-образную форму, что объясняется двумя основными причинами:

- большинство рынков требует от продавца наличия минималь­ного уровня сервиса. В противном случае предприятие не бу­дет принято рынком;

- после достижения определенного уровня сервиса рынок ста­новится нечувствительным к его дальнейшему увеличению.

Кривая доходов определяется реакцией рынка, и при совер­шенной конкуренции компания, как правило, не может повлиять на ее изменение, однако компания может повлиять на кривую расходов.

Улучшить уровень сервиса посредством выполнения макси­мального числа заявок можно двумя способами:

• увеличить размер запасов;

• наладить быструю систему получения заявки и доставки за­каза.

Первый путь — экстенсивный и требует роста затрат, связанных с содержанием запасов. Второй путь не требует пополнения запасов, конкурентоспособность здесь возрастает за счет четкой логистики продвижения информации и материалов. Принцип четкого установления мест стыка.

В местах стыка материальный и информационный потоки пе­реходят через границы ответственности отдельных подразделе­ний предприятия или через границы предприятия. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.

 

Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю

 

Рассмотрим этапы прохождения логистического инфор­мационного потока при перевозке груза от поставщика к потре­бителю на различных видах транспорта: железнодорожном, мор­ском, речном и автомобильном.

При перевозках по железной дороге используются следу­ющие документы:

- накладная, являющаяся договором перевозки на железнодо­рожном транспорте;

- дорожная ведомость (документ, сопровождающий груз на всем пути следования);

- корешок дорожной ведомости (остается на станции отправ­ления и служит основным документом для учета и отчетности о выполнении плана перевозок);

- квитанция о приеме груза (важный юридический документ, свидетельствующий о приеме железной дорогой груза от отправителя);

- вагонный лист (составляется на каждый загруженный вагон).

В накладной на лицевой стороне отправитель указывает станцию и отделение перевозок назначения, и трассу к пункту назначения, наи­менование отправителя и получателя, число мест груза, род упаковки, техническую норму загрузки вагона, массу груза. Эти же данные заносят в дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости, квитанцию о приеме груза.

При перевозке грузов на морском транспорте различают линейную и нелинейную (трамповую) форму судоходства. В пер­вом случае суда работают между определенными портами по заранее объявленному расписанию и единым для всех фрахто­вым ставкам. При данной форме судоходства договором пере­возки является коносамент.

Договором морской перевозки при нелинейных формах су­доходства является чартер. А коносамент в данном случае так­же оформляется, но выполняет другие функции: он служит как подтверждением наличия чартера, так и принятия груза к пере­возке, а также товарораспорядительным документом.

Погрузка груза на морском транспорте оформляется поруче­нием на отгрузку экспортного груза или грузовым поручением. Выгрузка груза в российским портах оформляется генеральным актом. Если имеются расхождения по количеству и качеству гру­за между данными коносамента и генерального акта, то запол­няется акт-извещение, в котором фиксируются все несоответ­ствия.

На речном транспорте перед открытием навигации отпра­вители заключают навигационные договоры на перевозку и бук­сировку плотов.

Одновременно с предъявлением груза к перевозке грузоот­правитель обязан передать порту (пристани) отправления на­кладную, которая является основным документом, сопровожда­ющим груз на всем пути следования.

Для перевозки на автотранспорте оформляется договор. Водителю при выпуске автомобиля на линию выдается путевой лист, который является первичным документом работы. Пере­возки грузов должны производиться при обязательном оформ­лении товарно-транспортного документа — накладной. Товарно-транспортная накладная служит основанием для расчета заказ­чика с автотранспортной организацией.

Из определения логистики вытекают основные операции:

- организация перевозки товаров или собственно перевозка;

- установление цены перевозки (тарифная политика);

- определение требований к упаковке и осуществление упаковочных работ;

- погрузка, разгрузка, перегрузка или организация этих работ;

- формирование и управление запасами;

- учет и обработка заказов на осуществление работ, связан­ных с логистикой;

- обеспечение должного уровня удовлетворения потребно­стей клиентов в отношении логистических операций;

- прогнозирование объемов работ, связанных с логистичес­кими операциями;

- организация и обеспечение доставки закупаемого сырья и полуфабрикатов;

- организация и обеспечение доставки готовой продукции на склады или в розничную сеть;

- организация и обеспечение размещения товаров на npoизводственных складах предприятия;

- организация и обеспечение перемещения продукции в рамках внутрифирменного производственного цикла;

- ведение претензионной работы по логистическим операциям;

- контроль расходов, связанных с осуществлением логистических операций;

- мониторинг логистических операций и выявление способов и методов их совершенствования;

- информирование клиентов о всех этапах и процессах движения товара и осуществления логистических операций.

Кроме того, возможны организация и осуществление широкого круга самых неожиданных действий, обусловленных необходимостью обеспечения логистических операций, в пер­вую очередь по доставке товара.

Функции ло­гистики в различных сферах бизнеса:

- транспортировка;

- складирование;

- упаковочные работы;

- обработка груза (погрузка, разгрузка, перегрузка);

- обработка заказов клиентов;

- управление запасами;

- производственные операции;

- операции по закупке;

- маркетинг и прогнозирование конъюнктуры товарных рынков;

- размещение производственных мощностей и ряд других.

Логистическая система — это система доведения материально­го потока до потребителя.

Главным в логистической системе является системный подход, предполагающий проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени при организации движения материальных и ин­формационных потоков. Выполнение этого требования реали­зуется путем создания эффективных логистических систем, ох­ватывающих снабжение, производство, сбыт, вопросы транс­портировки и складирования.

Проследим движение материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления. Для этого рассмот­рим схему перемещения сырья, а затем и товара от добываю­щего предприятия через его переработку, сеть оптовых баз и магазинов до конечного потребителя (рис. 2.1).

Для управления движением материального потока необхо­димо прежде всего рассмотреть различные способы воздействия на материальный поток:

- выбор транспортного средства для перевозки товаров;

- выбор оптимального маршрута перевозки сырья от добываю­щего предприятия на перерабатывающее, а готовой продук­ции на оптовый склад и в магазины;

- определение оптимального уровня запасов на складе сырья, готовой продукции;

- выбор количества и территориального расположения оптовых баз;

- определение оптимального размера расфасовки готовой про­дукции и др.

Основной целью оптимального управления движением ма­териального потока является повышение конкурентоспособнос­ти предприятий за счет:

снижения расходов по продвижению грузов;

оптимизации запасов на всем пути следования;

сокращения времени прохождения товаров от первичного ис­точника к потребителю;

повышения качества сервисного обслуживания потребителей.

 

 

Предприятие №2

                   
 
Предприятие №1   Добыча сырья
   
       
 


Сеть Потре – магази - бители нов
Склад Цеха по Склад сырья перера- готовой ботке продук- сырья ции

 

Рисунок 1 - Движение материального, информационного и финансового потоков

 

Для представления объекта как системы используют систем­ный подход. При этом различают внутреннюю и внешнюю сре­ду системы, а также вход и выход (рис.2.2.).

 

 

Управляющий элемент системы

 

 

Рисунок 2 - Схематическое представление объекта в виде системы

 

Если имеют место материальные потоки, то всегда имеется какая-то товаропроводящая (логистическая) система. Рассмот­рим признаки и свойства, присущие логистической системе:

1) элементами логистической системы являются:

- транспортные предприятия,

- склады,

- предприятия оптовой и розничной торговли,

- перегрузочная и перевозочная техника и др.

Причем элементы логистической системы можно рас­сматривать на макро- и микроуровне (рис.2.3, 2.4);

2) квалифицированный персонал обеспечивает связи между от­дельными элементами. Так, на макроуровне основу связи со­ставляет договор, а на микроуровне элементы связаны внут­рипроизводственными отношениями;

3) связи между элементами более или менее упорядочены;

4) логистическая система обладает качествами, которыми не об­ладает ни один элемент в отдельности. Это, во-первых, спо­собность поставить нужный товар в нужное время и место, необходимого качества с минимальными затратами, во-вто­рых, способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистические системы делят не макро- и микрологис­тические.

Макрологистические системы формируются на уровне го­сударства, межгосударственных, межрайонных, межреспубли­канских связей.


потребитель
производитель
Рисунок 2.3 - СХЕМА поставки зерна из регионов производства (Республика Казахстан) в регионы потребления (Республика Иран)

 

Рисунок 4 - Схема логистической системы при поставке зерна из Республики Казахстан в Республику ИРАН


Микрологистические системы создаются на уровне предприятия, организации и являются подсистемами макрологистических систем (принцип матрешки). При этом кри­терии оптимизации у макро- и микрологистических систем раз­личны. Для предприятия в качестве критериев оптимизации его функционирования в рыночной среде используются минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание максималь­ной доли рынка и др. В макрологистических системах зачастую критериями являются экологические, социальные, военные цели, хотя критерий минимальных издержек также используется.

Кроме того, в зависимости от наличия посредников в систе­ме продвижения товаров различают три вида логистических си­стем (рис. 2.5.):

1) система с прямыми связями: материальный поток проходит непосредственно от производителя к потребителю, минуя по­средников. В настоящее время встречается редко;

2) эшелонированная система. В таких системах имеется хотя бы один посредник;

3) гибкие логистические системы. Здесь движение материаль­ного потока от производителя к потребителю может осуще­ствляться как напрямую, так и через посредников.

 

Каналы распределения товаров

 

Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потре­бителю.

Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды:

• сокращение объема работ по распределению продукции;

• экономия финансовых средств на распределение продукции;

• продажа продукции более эффективными способами;

• обеспечение широкой доступности товара.

Канал распределения — это путь, по которому товары дви­жутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы не­посредственно влияют на скорость, время, эффективность дви­жения и сохранность продукции при доставке.

Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права соб­ственности ни него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточ­ных уровней между производителем и потребителем. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 2.6.

 

А) система с прямыми связями

ПОТРЕБИТЕЛЬ   АО, ТОО, оптовая и розничная торговля    

 

 

 

 

Рисунок 5 - Виды логистических систем в зависимости от наличия посредников

 

Каналы распределения, показанные на этом рисунке, состоят из независимого производителя и одного или нескольких неза­висимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, которое, старается извлечь мак­симальную прибыль. При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. все предприятия действуют разроз­ненно, не организованы в систему. Такие каналы распределе­ния называют горизонтальными.


ПОТРЕБИТЕЛЬ   АО, ТОО, частные лица
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ   фермерские хозяйства
1) канал нулевого обслуживания

 

 


2) одноуровневый канал

 

 


3) двухуровневый канал

 

 


4) трехуровневый канал

 

 


Рисунок 6 - Каналы распределения товаров разных уровней


Выделяют также вертикальные каналы распределения, со­стоящие из производителя и одного или нескольких посредни­ков, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.

 

Структура канала распределения

 

Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

• от чьего имени работает посредник;

• за чей счет посредник ведет свои операции.

Возможно выделение четырех типов посредников (табл. 1).

 

Таблица 1 - Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

 

 

Логистический подход к транспортировке

 

Существует два основных подходы к организации транспортного процесса:

- традиционный;

- логистический с участием оператора мультимодальной перевозки.

При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия.

Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.7.

При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса – единый оператор мультимодальной перевозки.

Наличие единого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе. Логистический подход к смешанной перевозке представлен на рис. 2.8.

Сравнительная характеристика традиционного и логистичес­кого подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 2.2.


 

 

  Условные обозначения: Материальный поток Информационный и финансовый потоки  

 

 

Рисунок 7 - Традиционная организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

 

 

 

 

Рисунок 8 - Логистическая организация перевозки с участием нескольких видов транспорта

 


Таблица 2 - Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозки

Традиционный подход (прямая смешанная перевозка) Логистический подход (мультимодальная перевозке)  
Два и более вида транспорта Два и более вида транспорта
Отсутствие единого оператора перевозки Наличие единого оператора пе­ревозки
Отсутствие сквозной ставки на перевозку Единая сквозная ставка на транс­портировку
Последовательная схема взаи­модействия участников Последовательно-центральная схема взаимодействия участни­ков

 

 

Критерии выбора видов транспорта для конкретной перевозки

 

Основным критерием выбора того или иного вида транспорта выступает экономическая целесообразность и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в срок и без потерь. В то же время различные виды транспорта взаимозаменяемы, и здесь уже все зависит от выбора грузовладельца.

Использование различных видов транспорта зависит от огромного количества факторов: географические и сезонные условия; степень разновидности инфраструктуры; возможность соблюдения требуемых сроков перевозки и обеспечения сохранности груза в пути; политика государства; политическая ситуация в регионе; наличие нормативной и законодательной базы и множество других. Кроме того, на выбор того или иного вида транспорта влияет проблема альтернативности маршрута доставки, а следовательно, использование прямого или смешанного сообщения.

Следует различать экономические и неэкономические критерии выбора вида транспорта. Например, такой фактор, как наличие или отсутствие выхода к морю, определяет выбор вида транспорта.

На выбор транспорта большое влияние оказывает транспортная характеристика перевозимых грузов — совокупность его физических и химических свойств, определяющих условия и технику перевозки, погрузки, выгрузки, перегрузки, хранения, складирования и т. д. Очень важный критерий — величина провозной платы.

 


Лекция13. Тема - Базисные условия поставки. Содержание - Инкотермс 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.