Основные характеристики
| Первичное обследование
| Динамика
|
Раннее речевое развитие (N, с задержкой)
|
Лепет
|
|
|
Первые слова
|
|
|
Фразы
|
|
|
Понимание обращенной речи
|
Совершенно не понимает обращенную речь
|
|
|
Понимание ограниченное (в пределах ситуации)
|
|
|
Понимание на бытовом уровне
|
|
|
Выполняет речевые инструкции
|
|
|
Понимание в полном объеме
|
|
|
Пассивный словарь
|
Название предметов реальных и на картинках
|
|
|
Понимание смыслового значения слова
|
|
|
Понимание действия предметов
|
|
|
Понимание простого сюжета
|
|
|
Понимание лексико-грамматических конструкций
|
|
|
Фонематический слух(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
|
Нарушен
|
|
|
Сохранный
|
|
|
Характеристика экспрессивной речи
|
1-й уровень речевого развития
|
|
|
Полное отсутствие звуковых и словесных форм общения
|
|
|
Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания
|
|
|
Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражание
|
|
|
Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)
|
|
|
2-й уровень речевого развития
|
Пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.
|
|
|
3-й уровень речевого развития
|
Пользуется развернутой фразой. недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
|
|
|
Нормальный уровень речевого развития
|
Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован нормально.
|
|
|
Особенности речи
|
Проявляет склонность к эхолалии
|
|
|
Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)
|
|
|
Вербализм
|
|
|
Словарный запас(резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)
|
|
|
Называние предметов и предметных картинок
|
|
|
Описание сюжетной картинки
|
|
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
|
|
|
Пересказ текста
|
|
|
Понимание значения стихов, сказок
|
|
|
Творческий рассказ
|
|
|
Слоговая структура слова(нарушена, N)
|
|
|
Нарушения:
|
|
|
Парафразии (замены)
|
|
|
Элизии (пропуски)
|
|
|
Интеракции (повторение)
|
|
|
Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
|
|
|
Персеверации (отсроченное повторение)
|
|
|
Перестановка
|
|
|
Произносительная сторона речи
|
Степень разборчивости речи
|
Речь невнятная, малопонятная для окружающих
|
|
|
Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная
|
|
|
Разборчивость речи не нарушена (N)
|
Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
|
|
|
Ритм речи(N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов)
|
|
|
Дыхание(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
|
|
|
Дифференциация носового и ротового выдоха
|
|
|
Наличие нижнедиафрагмального дыхания
|
|
|
Ротовой выдох
|
|
|
Голос
|
N (сильный, звонкий)
|
|
|
Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)
|
|
|
Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая эмиссия)
|
|
|
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (маломодулированный или немодулированный; монотонный
|
|
|
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N, нарушена)
|
|
|
Строение и подвижность органов артикуляции Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)
|
|
|
Лицевая мускулатура
|
|
|
Гипомимия
|
|
|
Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, Ы)
|
|
|
Сглаженность носогубныхскладок
| | |
Оральные синкенезии
|
|
|
Тремор подбородка
|
|
|
Ассиметрия
|
|
|
Гиперкинезы
|
|
|
Губы(толстые, тонкие)
|
|
|
Тонус (гипертонус, гипотония, дистония,N)
|
|
|
Подвижность (малоподвижные, подвижные)
|
|
|
Наличие расщелины или послеоперационных рубцов
|
|
|
Зубы (крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие стемы, N)
|
|
|
Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)
|
|
|
Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, N)
|
|
|
Мягкое небо(подвижное/неподвижное, длинное/короткое)
|
|
|
Расщелина или послеоперационные рубцы
|
|
|
Увуля
|
|
|
Субмукозная щель
|
|
|
Язык
|
|
|
Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка
|
|
|
Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
|
|
|
Гиперкинезы, тремор
|
|
|
Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)
|
|
|
Посинение кончика языка
|
|
|
Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)
|
|
|
Язык не выводится из полости рта
|
|
|
Произвольное высовывание языка
|
|
|
Верхний подъем
|
|
|
Боковые отведения (повороты вправо-влево)
|
|
|
Пощелкивание
|
|
|
Облизывание губ
|
|
|
Снижение амплитуды артикуляционных движений
|
|
|
Умение держать артикуляционную позу
|
|
|
Способность к переключению
|
|
|
Гиперсаливация
|
|
|
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)
|
|
|
Глотание (поперхивается, не нарушено)
|
|
|
Фонетико-фонематический строй речи
|
|
|
с ш р к й п а о
с’ ж р’ г ф б э у
з ч л х в т ы
з’ щ л’ м д и
ц н
|
|
|
Нарушение звукопроизношения
|
Усередненность гласных (нарушена лабиализация)
|
|
|
Недостаток произношения звонких согласных
|
|
|
Недостаток произношения глухих согласных
|
|
|
Недостаток произношения мягких согласных
|
|
|
Недостаток произношения твердых согласных
|
|
|
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи
|
|
|
Фонетический строй речи сформирован достаточно (в пределах возрастной N)
|
|
|
Нарушение дифференциации звуков
|
|
|
Форма речевого расстройства у ребенка с дизартрией:
|
|
|
1. просодические расстройства плюс искажения звуков
|
|
|
2. просодические расстройства плюс замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений
|
|
|
3. просодические расстройства плюс звукопроизносительные расстройства (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слова
|
|
|
| | | | |