Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая наука о видах и типах финансовой политики




Содержание и направления финансовой политики государства.

Тема 3. Финансовая политика государства

Характеристика финансовых отношений, составляющих суть финансов, и соответствующих им денежных потоков.

 

Основные финансовые отношения и соответствующие им финансовые потоки, связывающие звенья финансовой системы:

1) финансовые отношения между государством и предприятиями: со стороны предприятия – поток налогов, платежей, пошлин, страховых взносов, а со стороны бюджета – финансирование в рамках государственных программ.

2) финансовые отношения между государством и гражданами: со стороны граждан налоги (например, подоходный налог), платежи, страховые взносы, а со стороны бюджета – это зарплата работникам бюджетных учреждений, стипендии, льготы по коммунальным платежам (трансферты населению).

3) финансовые отношения между предприятиями и работниками: платежи по зарплате, социальные выплаты, предоставление льготного жилья и льготных кредитов;

4) финансовые отношения между субъектами хозяйствования: платежи за сырьё, материалы и поставленную готовую продукцию;

5) финансовые отношения между предприятиями и вышестоящими организациями: платежи на содержание вышестоящих и создание централизованных фондов;

6) финансовые отношения между предприятиями и банками: получение кредитов, уплата процентов, хранение денежных средств на счетах и т.п.

 

 

 

Цель: Студент знает содержание и направления финансовой политики государства, виды и типы финансовой политики, направления финансовой политики Республики Беларусь.

Вопросы для изучения:

1. Содержание и направления финансовой политики государства.

2. Экономическая наука о видах и типах финансовой политики.

3. Финансовая политика Республики Беларусь на текущий год.

 

 

Финансовая политика государства – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов управления и использования финансов.

Основной целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества.

В связи с этим, финансовая политика призвана:

1) создавать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности;

2) определять наиболее рациональные формы изъятия доходов в пользу государства;

3) наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы и перераспределять их между сферами общественного производства, концентрируя их на главных направлениях социально – экономического развития.

Реализацией финансовой политики государства занимаются законодательная и исполнительная ветви власти, причём разработка направлений финансовой политики – приоритет исполнительной власти: правительство разрабатывает проекты законов, необходимых для её реализации, и вносит их для утверждения в парламент.

Финансовая политика государства включает:

1. Бюджетную.

2. Налоговую.

3. Денежную.

4. Кредитную.

5. Ценовую.

6. Таможенную политику.

Бюджетная политика охватывает бюджетный процесс, законы и финансовые органы, его реализующие. Целью бюджетной политики является концентрация достаточной доли ВВП в бюджете и использование её на социально-экономические нужды государства, причём приоритетом бюджетной политики является направление средств на цели, определяющие всю экономическую политику государства.

Если цели бюджетной политики требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, то государство прибегает к внешним и внутренним кредитам.

Налоговая политика. Основная цель – обеспечить доходную часть бюджета. Принципы её формирования: уровень налоговых изъятий должен быть оптимален, т.к. чрезмерное налоговое давление вызывает свёртывание экономической активности. Налоговая система должна быть организована по возможности так, чтобы быть справедливой по уровню изъятия доходов, удобной, простой и дешёвой. В частности, должно быть избрано правильное соотношение доли косвенных и прямых налогов и т.п.

Денежная политика – реализуется по двум направлениям:

1. Эмиссионная политика

2. Стабилизация национальной валюты.

Эмиссионная – кроме определения необходимого количества денег, имеет ещё одну цель – увеличение доходов бюджета, здесь требуется осторожность, т.к. при переходе определенной границы эмиссии денежная система подвергается инфляции, что нарушает экономическую безопасность страны.

Кредитная политика – обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчётов и ссудного каптала. Величина процентной ставки может негативно сказаться на экономической активности в обществе. В среднем норма рентабельности в нормальных условиях хозяйствования находится в пределах 8-12 %, поэтому уровень ставки рефинансирования должен находиться в сопоставимых уровню рентабельности пределах, чтобы кредитные ресурсы были доступны субъектам хозяйствования.

Ценовая политика – реализуется по следующим основным направлениям:

1. Корректировка цен на монопольные товары и услуги, поскольку повышение цен на эти товары и услуги ведёт к увеличению цен во всех отраслях народного хозяйства

2. Регулирование цен на социально значимые товары и услуги. Традиционно государством устанавливается список этих товаров и услуг и фиксируются цены, при этом предусмотрены дотации из бюджета.

Таможенная политика – может рассматриваться, как часть налоговой и ценовой, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействия на цену товара.

Специфика: ограничивается или расширяется доступ на внутренний рынок товаров и сдерживается или поощряется экспорт.

Основные направления:

1. Регулирование цен на ввозимые товары. Уровень таможенных пошлин должен быть высокий на товары, которые производятся в стране, и низкий на товары, которые не производятся.

2. Регулирование инвестиционной деятельности. К примеру, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, устанавливается высокий таможенный сбор, то это уменьшит инвестиционные возможности отечественных субъектов хозяйствования, в результате чего снизятся темпы внутреннего производства и увеличится доля импортной продукции. В результате бюджет пополнится, однако экономика разоряется.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:

1. Финансовую стратегию – это долговременный курс государства, предусматривающий решение крупных задач, целевых программ.

2. Финансовую тактику – решение задач конкретного этапа развития общества.

 

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к разработке программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933 гг., поставивший под сомнение способности рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. В 60-х годах задачей финансовой политики являлось обеспечение высокой занятости, стимулирования темпов экономического роста. С 70-х годов приоритеты – борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами (обеспечение высокой занятости, выравнивание платёжного баланса).

Экономическая теория выделяет следующие виды финансовой политики:

1. Политика экономического роста.

2. Политика стабилизации.

3. Политика ограничения деловой активности.

Политика экономического роста предусматривает систему финансовых мер, направленных на увеличение объёмов ВВП и повышение занятости. При этом происходит:

1) снижение налогового бремени (стимулируется хозяйственная активность);

2) увеличение государственных расходов, связанных с созданием новых рабочих мест.

Указанные меры приводят к дефициту бюджета

Политика стабилизации: удерживается на типичном для страны уровне объем ВВП, поддерживается стабильность цен. Цель – стабилизировать бюджет, уровняв доходы и расходы.

Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение объёмов ВВП по сравнению с возможным уровнем. Предусматривается уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Такая политика ориентируется на профицит бюджета.

В зависимости от того, какими способами и механизмами реализуется финансовая политика, она бывает дискреционная и недискреционная.

Дискреционная – это политика, проводимая непосредственно правительством, предусматривает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма ВВП и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Недискреционная политика – опирается на способность финансовой системы государства к саморегулированию (политика «встроенных стабилизаторов»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.