Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы философии науки. язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, само существование которых было установлено в ходе проведения




язык современной физики, который содержит в себе термины, обозначающие явления и свойства, само существование которых было установлено в ходе проведения различных экспериментов.

В философии и методологии науки обращается особое внима­ние на логическое упорядочивание и сжатое описание фактов. Вме­сте с тем, очевидно, что реализация языковой функции упорядо­чивания и логической концентрации, сжатого описания фактичес­кого материала ведет к значительной трансформации в смысло­вом семантическом континууме, к определенному пересмотру са­мого события или цепочки событий. Когда описательные языки указывают на закономерности, объединяющие данные факты, то в таком случае их статус меняется и говорят о помологических языках.

Многообразная спецификация различных типов языков выз­вала к жизни проблему классификации языков научной теории Одним из ее плодотворных решений было заключение о класси­фикации языков научной теории на основе ее внутренней структу­ры. Таким образом, языки стали различаться с учетом того, в какой из подсистем теории они преимущественно используются. В связи с этим выделяются следующие классы языков науки:

1. Ассерторический — язык утверждения, с его помощью фор­
мулируются основные утверждения данной теории. Ассерто­
рические языки делятся на формализованные и неформали­
зованные. Примерами первых служат любые формальные ло­
гические языки. Примерами вторых — фрагменты естествен­
ных языков, содержащих утвердительные предположения, до­
полненные научными терминами.

2. Модельный — язык, который служит для построения моде­
лей и других элементов модельно-репрезентативной подсис­
темы. Эти языки имеют развитые средства описания и также
подразделяются на формализованные и неформализованные.
Формализованные основываются на использовании средств
математической символики.

3. Процедурный — язык, занимающий подчиненный ранг клас­
сификации и служащий для описания измерительных, экспе­
риментальных процедур, а также правил преобразования язы­
ковых выражений, процессов постановки и решения задач.
Особенностью процедурных языков является однозначность
предяисаний.


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 273

4. Аксеологический — язык, создающий возможность описания
различных оценок элементов теории, располагает средствами
сравнения процессов и процедур в структуре самой научной
теории.

5. Эротетический — язык, ответственный за формулировку воп­
росов, проблем, задач или заданий.

6. Эвристический — язык, осуществляющий описание исследо­
вательского поиска в условиях неопределенности. Именно с
помощью эвристических языков производится столь важная
процедура, как постановка проблемы.

Такая развитая классификация подтверждает тенденцию ус­ложнения языка науки.

Знак и значение — осевые составляющие языка. В науке под значением понимается смысловое содержание слова. Значение предполагает наличие системы определенных смыслообразующих констант, обеспечивающих относительное постоянство структу­ры речевой деятельности и ее принадлежность к тому или иному классу предметов. В логике или семиотике под значением языко­вого выражения понимают тот предмет или класс предметов, ко­торый называется или обозначается этим выражением, а под смыс­лом выражения — его мыслительное содержание.

Знак определяется как материальный предмет (явление, со­бытие), выступающий в качестве представителя некоего другого предмета и используемый для приобретения, хранения, перера­ботки и передачи информации. Языковой знак квалифицируют как образование, репрезентирующее предмет, свойство, отноше­ние действительности. Совокупность данных знаков, их особым образом организованная знаковая система и образует язык.

Наиболее распространенные пути создания искусственных язы­ков теории сводятся, во-первых, к терминологизации слов есте­ственного языка, и, во-вторых, к калькированию терминов ино­язычного происхождения и, в-третьих, к формализации языка. Однако доступ к реальности на основе знаковой системы и пони­мания культуры как гипертекста рождает проблему «непереводи­мости» языков. Язык не всегда располагает адекватными сред­ствами воспроизведения альтернативного опыта, в его базовой лек­сике могут отсутствовать те или иные символические фрагменты.

Для философии науки принципиально важным остается изу­чение специфики языка как эффективного средства репрезента-


274 Основы философии науки

ции, кодирования базовой когнитивной системы, выяснения спе- S цифики научного дискурса и взаимосвязи языковых и внеязыко-вых механизмов построения теории. Острота проблемы соотно­шения формальных языковых конструкций и действительности, аналитичности и синтетичности высказываний присутствует на этапе построения, развития теории. Представление об универсаль­ной репрезентативности формализованных языков, об их идеаль­ности изобилует парадоксальными конструкциями. Оно вызыва­ет к жизни альтернативную концепцию репрезентации (представ­ления предметности), указывающую на то, что отношение языко­вых структур к внешнему миру не сводится лишь к формальному обозначению, указанию, кодированию.

Теория всегда подчиняется процедуре верификации, т.е. под­тверждения. Вместе с тем К. Поппер доказал, что любая теория в принципе фальсифицируема, т. е. подвластна процедуре опровер­жения. Принцип фальсифицируемости составляет альтернативу принципу верификации и влечет за собой резкую критику прин­ципа индуктивизма, столь яростно защищаемого первыми пози­тивистами. Поппер считает, что эмпирические данные опираются на конвенционально принятый эмпирический базис. Тем самым он пытается показать тесную взаимосвязь теоретического и эмпи­рического уровней исследования.

Поппер начинает свою концепцию фальсифицируемости с ут­верждения, что теоретическое знание носит лишь предположи­тельный гипотетический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания предполагает процесс выдвижения научных ги­потез с последующим их опровержением. Последнее отражается в принципе «фаллибнлизма». Поппер полагает, что научные тео­рии в принципе ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы строгие проверки они ни проходили. Иными словами, «нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны».

Термин «фальсификация» означал опровержение теории ссыл­кой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Фаль-сифицируемость предполагала открытость любой подлинно на­учной теории для фальсификации. Фальсифицируемость, соглас­но Попперу, означает, что в связи с теорией мыслится не только совокупность эмпирических данных, подтверждающих эту тео­рию, т. е. выводимых из нее путем дедукции, но и совокупность потенциальных фальсификаторов еще не зафиксированных эм-


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения нового знания 275

лирических свидетельств, противоречащих этой теории. Теория называется «эмпирической» или «фальсифицируемой», если она точно разделяет класс всех возможных базисных высказываний на два подкласса: во-первых, класс всех тех базисных высказыва­ний, с которыми она несовместима, которые она устраняет или запрещает (это класс потенциальных фальсификаторов теории), и, во-вторых, класс тех базисных высказываний, которые ей не противоречат, которые она «допускает». Иначе говоря, как счита­ет В. С. Степин, «теория фальсифицируема, если класс ее потен­циальных фальсификаторов не пуст».

Современные методологи указывают на необходимость раз­личения уровней собственно теоретической организации знания, оовень экстраполяции, т. е. переноса методов частной модели а. все случаи теоретического поиска, во многом ограничен и не ляется универсальной процедурой. Способы построения теории еняются исторически. При этом в теории сохраняется как инва--гантное содержание, так и специфические особенности тех или чых эволюционных стадий развития научного мышления. В по-роении научной теории свое место занимают процедуры интер­претации и математической формализации.

В. С. Степин обращает внимание на три особенности постро­ения развитой научной теории. Первая указывает на то, что «раз­витые теории большей степени общности в современных услови­ях создаются коллективом исследователей с достаточно отчетли­во выраженным разделением труда между ними», т.е. речь идет

0 коллективном субъекте научного творчества. Это обусловлено
усложнением объекта исследования и увеличением объема необ­
ходимой информации. «Вторая особенность современной теоре­
тико-познавательной ситуации состоит в том, что фундаменталь­
ные теории все чаще создаются без достаточно развитого слоя
первичных теоретических схем и законов», «промежуточные зве­
нья, необходимые для построения теории, создаются по ходу тео­
ретического синтеза». В качестве третьей особенности выступает
применение метода математической гипотезы, «построение тео­
рии начинается с попыток угадать ее математический аппарат»1.
При обнаружении неконструктивных элементов внутри теорети­
ческих схем проводилась своеобразная селекция идеализирован-

1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 420—422, 427.


276___________________________________ Основы философии науки

ных объектов. Обращение к мысленному эксперименту позволя­ло объяснить или опровергнуть предполагаемые зависимости и

необходимые условия.

Теория обладает прогностической функцией, которая опира­ется на два вида прогноза: тривиальный и нетривиальный. Три­виальный (по определению В. Налимова— авгуровый) прогноз представляет собой проявление некоторой устойчивости достаточно инерционной системы, отличительной чертой которой выступает неопределенность, задаваемая прошлым в системе причинно-след­ственных отношений. Нетривиальный прогноз заставляет учиты­вать потенциальную возможность факторов, не включенных «в модель в силу их весьма малой значимости в прошлом». Для не­тривиального прогноза характерны следующие признаки. Во-пер­вых, изменчивость и подвижность самой системы, которая была бы открыта и могла бы строить свое функционирование, активно включая в себя реально действующие и внешние ее собственной структуре факторы. Во-вторых, это принципиально иной тип свя­зи, при котором причинно-следственная зависимость не является основополагающей, аналогично тому, как «петля при вязании сви­тера не есть причина узора, хотя без нее он не может быть со­здан». Нетривиальный прогноз использует так называемый «фильтр предпочтений», создаваемый на основе образа желаемо­го будущего, и осуществляет выбор с учетом подобного многооб­разия предпочтений.

В контексте исследований по философии науки выделяются такие виды прогнозирования, как поисковый и нормативный про­гнозы. Суть первого — выявление характеристик предметов и событий на основе экстраполяции тенденций, обнаруженных в настоящем. Второй говорит о возможном состоянии предмета в соответствии с заданными нормами и целями. Современный уро­вень развития науки привел к разработке и активному использо­ванию таких прогностических методов, как «прогнозный граф» и

«дерево целей».

Графом называют геометрическую фигуру, состоящую из вер­шин — точек, соединенных отрезками-ребрами. Вершины обозна­чают собой цели, ребра — способы их достижения. Причем на всем протяжении ребра могут встречаться прогнозируемые откло­нения оТ предполагаемой прямой научного поиска. Тогда граф имеет структуру с ответвлениями, отражающую реальный ход


Глава IV. Динамика науки как процесс порождения" нового знания 277

движения научной мысли. Графы могут содержать либо не со­держать так называемые циклы (петли), могут быть связанными или несвязанными, ориентированными или неориентированны­ми. Если связанный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называют деревом целей или графо-деревом.

Дерево целей строится с учетом того, что ветви, происходя­щие из одного ствола, должны быть взаимоисключающими и об­разовывать замкнутое множество, т. е. содержать в себе все эле­менты конечного множества. Сам же графический образ дерева выполняет во многом иллюстративную функцию и может быть заменен списком альтернативных решений. В последнем выдер­живается принцип выделения все менее и менее значимых уров­ней и событий. Для оценки их значимости можно приписать каж­дому из них коэффициент относительной важности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.