Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методов, форм, средств




Рис.8

Известны следующие уровни деятельности школы, педаго­гов и учащихся — недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются сле­дующие основные способы оптимизации учебно-воспитатель­ного процесса:

1. Комплексный подход как общее требование предотвраще­
ния односторонности в проектировании, планировании, внед­
рении мер практической деятельности, оценке результатов.

2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначе­
ния, возможностей и т.д.) педагогической системы.

3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспи­
тательного процесса с помощью выделения главного, межпред­
метной и междунаправленческой координации, построения ра­
циональной структуры содержания.

4. Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного про­
цесса, которые позволяют наиболее успешно решать постав­
ленные задачи в установленное время.

5. Осуществление дифференцированного и индивидуально­
го подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и
всем другим обучаемым.

6. Рациональное сочетание управления и самоуправления
учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулиро-


1имне и корригирование ее течения. Постепенное превращение Лучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и и I рат времени на их достижение по установленным критериям Оптимальности и в соотношении затраты—продукты.

Если вкратце подытожить основные педагогические дейст-1ия по оптимизации учебно-воспитательного процесса, по-иучим:

• комплексирование и конкретизацию задач;

• генерализацию (выделение главного);

• межпредметную и междунаправленческую координацию;

• выбор вариантов на основе их сравнительной оценки;

• дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспита-
гельного процесса;

• гуманизацию;

• создание необходимых условий;

• сочетание управления и самоуправления;

• оперативное регулирование и корригирование процесса;

• оценку его итогов по установленным критериям;

• переход к более сложным проблемам;

• постоянность и постепенность инновационного процесса.

Слабым местом современного инновационного процесса является отсутствие ответа на вопрос — что он дает учите­лям и учащимся? В опыте оптимизации 70—80-х годов на этот вопрос давался развернутый ответ. Учителю оптимиза­ция учебно-воспитательного процесса дает следующее.

Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, вос­питания и развития школьников.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реаль­ные учебные возможности школьников и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, суще­ственное в содержании учебного материала, избирать рацио­нальную последовательность основных элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффектив­ные методы и средства обучения.

В-пятых, учит дифференцированному подходу к слабо­успевающим, наиболее подготовленным, всем остальным учащимся.


 



8 И. П. Подласый, кн. 1




В-шестых, учит избирать оптимальный темп обучения.

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей.

В целом же методика оптимизации учебно-воспитатель­ного процесса является реально доступной для каждой шко­лы, каждого учителя. Овладение методикой оптимизации поднимает общий уровень педагогической культуры учите­лей, позволяет в целостной взаимосвязи воспринимать все категории, закономерности и принципы педагогики, руковод­ствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возмож­на лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие за­кономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и инди­видуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в целом и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот поче­му оптимизации должно предшествовать глубокое овладе­ние основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соот­ветствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учи­телей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптими­зирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают та­кими личностными качествами:

• творческим стилем мышления;

• мобильностью мышления;

• конкретностью мышления;

• системностью мышления при умении выделить главное;


I


 

• чувством меры в принятии решений и в действиях;

• контактностью в общении, чувством такта.

Все эти качества необходимо развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций.

X. Для запуска инновационного процесса оптимизации I
требуются: '

1. Значительные инвестиции.

2. Полная перестройка педагогической системы.

3. Желание, инициатива, понимание «узких мест» ПС, ви­
дение перспектив улучшения.

4. Согласие учителей и родителей.

5. Административный нажим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.