Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация педагогической системы I




Непреходящей общей инновацией, относящейся к педаго­гической системе в целом, является оптимизация учебно-вос­питательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в нача­ле 70-х годов видный ученый академик Ю.К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были до­стигнуты определенные результаты, которые и сегодня являют­ся значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация (от лат. ор11тит — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В та­кой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной систе­ме, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспита­тельной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных усло­виях. Отыскать его — главная задача оптимизации. Она реша­ется путем сравнения возможных вариантов и оценки имею­щихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ПС тем целям, для достижения которых она создана. Опти-


 




мальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимиза­ции всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь опти­мального значения в соответствии с поставленной целью.

Ю.К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зо­вет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение1.

Необходимо различать теоретическое и практическое на­правления оптимизации. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление ва­риантов. В практическом аспекте оптимизация означает инно­вацию, реорганизацию, перестройку ПС, приведение ее в наи­лучшее для решения поставленных задач и имеющихся кон­кретных условий состояние.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на осно­вании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, настаивающей, чтобы критерий содержал только один показатель (параметр), в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия процессов, протекающих в педагогичес­кой системе.

«Оптимальным, — пишет академик Ю.К. Бабанский, — мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следую­щим критериям: а) содержание, структура и логика функцио­нирования его обеспечивают эффективное и качественное ре­шение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных про­грамм (теперь говорят государственного стандарта. — И. П.) на


эвне максимальных учебных возможностей каждого школь­на; б) достижение поставленных целей обеспечивается без эевышения расходов времени, отведенных действующим небным планом для классных занятий, а также без превыше-*я максимальных норм времени, установленных школьной и рудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учите­лей, что одновременно должно предупредить факты переутом­ления учителей и учащихся»1.

Выше на примере некоторых «инновационных» учебных за­ведений было показано, что желаемых результатов можно до­стичь путем перегрузки учителей и учащихся. Длительные пе­регрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Требования критерия оптимизации однозначны — оптимальным можно считать только такой учебно-воспитатель­ный процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возмож­ной для них отдачей.

Напомним, что в соответствии с прежними нормами, кото­рых пока никто не отменял, школьники должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в первом классе, 1,5 ч — во втором, 2 ч — в третьих-четвертых классах, 2,5 ч — в пятых-шестых классах, 3 ч — в седьмом классе, 4 ч — в восьмых-десятых классах. Сегодня, когда здоровье подавляющего боль­шинства обучаемых ухудшилось, эти нормы можно корректи­ровать только в сторону снижения.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два по­казателя:

1) получение максимально возможных (реально достижи­
мых) в данных условиях результатов в образовании, воспита­
нии и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени
на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и
учителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.