КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учитель гуманизма
Его имя — Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г. Свои педагогические взгляды изложил в книге «Ргеес-от 1о 1_еагп Тог 1пе 80'5», где утверждает, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. «ТасНПа1е»). Учителя — создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспита-теля-облегчителя. От него требуется только одно — определенно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чувствами фацилита-тора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фа-цилитатора. Только в этих условиях личность может принять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтернативные решения. К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики: 1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их ус 2. Основные элементы — уроки и экзамены. Урок — до 3. Учитель является руководителем, обучаемый — подчи
4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. 5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к 6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково 7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, 8. В школе место не для личности, а для интеллекта. (1983) предложил новую — РСА (Регзоп СепЛегес! АрргоасЬ — концентрация на личности). Модель содержит девять основных положений: 1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно ува 2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за 3. Учитель руководствуется собственным опытом. 4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собствен 5. В классе постепенно создается климат, облегчающий 6. Все направлено на поддержание постоянного учебно- и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед. 7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину. 8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и вос 9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитатель В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его обучения. Он будет: • принимать участие в выборе того, что он сам хочет и бу • находить выход для своего творчества; • более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах; • развивать доверие к себе и одобрение своих действий; • открывать, что учиться интересно; • ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу; • любить и уважать учителей так, как они любят его; • находить в школе место для своих увлечений; • развивать свои знания о способах и источниках накоп • открывать, что некоторые вещи очень трудны для изуче • открывать, что такое обучение дает большое удовлет • выполнять задания совместно с другими, овладевая на Учителем-фацилитатором может быть не каждый. Кандидат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджерсом вопросы. Попробуем? 1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |