Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель гуманизма




Его имя — Карл Роджерс. Родился в США в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со сто­роны учителей, но это только укрепило его в стремлении


посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образо­вав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, пре­вратившийся в крупнейший исследовательский центр, су­ществует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.

Свои педагогические взгляды изложил в книге «Ргеес-от 1о 1_еагп Тог 1пе 80'5», где утверждает, что основой измене­ний в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую разви­тию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс назы­вает «облегчением» (англ. «ТасНПа1е»).

Учителя — создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспита-теля-облегчителя. От него требуется только одно — опреде­ленно подчеркнуть воспитаннику, что его любят, им интере­суются, им занимаются. Важнейшими чувствами фацилита-тора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безуслов­ное одобрение личности воспитуемого, аутентичность фа-цилитатора. Только в этих условиях личность может при­нять решение об изменении своего поведения. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисципли­ну, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, сам он должен принимать и альтерна­тивные решения.

К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики:

1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их ус­
воения.

2. Основные элементы — уроки и экзамены. Урок — до­
минирующая форма, а экзамен определяет уровень приори­
тетных знаний.

3. Учитель является руководителем, обучаемый — подчи­
ненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль
всегда направлен вниз.



 

4. Учитель как авторитет является центральной фигурой.
Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как дик­
татор, но всегда в центре.

5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к
обучаемому. Он не надеется, что учащийся будет хорошо
работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит
в честность и компетентность учителя.

6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руково­
дить, держа его периодически или постоянно в чувстве стра­
ха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как
раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный
страх перед повторением ошибки действуют намного силь­
нее. Этот страх возрастает по мере продвижения по сту­
пенькам образования, потому что обучаемый теряет всегда
больше.

7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания,
ни методов образования, не имеют права выбирать учите­
лей. Учитель также не имеет права голоса.

8. В школе место не для личности, а для интеллекта.
Вместо традиционной модели образования К. Роджерс

(1983) предложил новую — РСА (Регзоп СепЛегес! АрргоасЬ — концентрация на личности). Модель содержит девять основ­ных положений:

1. Главное условие: фацилитатор имеет достаточно ува­
жения к себе и воспитанникам, чтобы понять — они, как и он
сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие вы­
полняется, то становятся возможными другие аспекты мо­
дели РСА.

2. Фацилитатор разделяет с другими ответственность за
обучение и воспитание.

3. Учитель руководствуется собственным опытом.

4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собствен­
ную программу самостоятельно или совместно с другими.
Он выбирает направление собственного обучения с полным
осознанием ответственности за последствия своего выбора.

5. В классе постепенно создается климат, облегчающий
учение. Вначале им руководит фацилитатор. Со временем
обучаемые создают его и поддерживают сами. Взаимообу­
чение становится доминирующим.

6. Все направлено на поддержание постоянного учебно-
воспитательного процесса. Содержание обучения, хотя оно


и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.

7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.

8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и вос­
питанности, собирает информацию от других членов группы
и педагога.

9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитатель­
ный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому про­
движению и связи с жизнью. Это происходит потому, что
направление обучения является личным выбором, обуче­
ние — собственной инициативой, а личность (с ее чувства­
ми, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирова­
на на саморазвитие.

В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протя­жении его обучения. Он будет:

• принимать участие в выборе того, что он сам хочет и бу­
дет изучать;

• находить выход для своего творчества;

• более экспрессивен в своих чувствах, мыслях, делах;

• развивать доверие к себе и одобрение своих действий;

• открывать, что учиться интересно;

• ожидать, когда же наконец наступит время идти в школу;

• любить и уважать учителей так, как они любят его;

• находить в школе место для своих увлечений;

• развивать свои знания о способах и источниках накоп­
ления знаний;

• открывать, что некоторые вещи очень трудны для изуче­
ния и будут требовать усилий, концентрации и самодисцип­
лины;

• открывать, что такое обучение дает большое удовлет­
ворение;

• выполнять задания совместно с другими, овладевая на­
выками социального поведения.

Учителем-фацилитатором может быть не каждый. Канди­дат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на сформулированные К. Роджер­сом вопросы. Попробуем?

1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внут­ренний мир растущей и развивающейся личности? Смо­жешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить этот мир?



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.