Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профориентация




Работоспособность

Интерес, активность

Навыки самообразования

Приемы учебной работы

Качества ума

Кругозор, эрудиция

Мировоззрение

Обучения

Динамика

и промежуточные стадии формирования продуктов

Продукт п + 5
Продукт л + 4

Продукт л + 3

Поэтап­ный конт­роль

Продукт п +1

Начальный уровень^.__ 1л

За- крепле ние

Вос- прия тие

При- 1 /Анализ мене- Ы Конт-ние / / роль

Пробле­ма Задание

Звенья дидактического процесса

Рис. 17



Б § 3 9 3,-.40 о о -Е1 о о<-о Э "О О * 83* Ш1 I!!! § ® | ш °"^ * а =0^ Ш ^ ^|§| •25 5< ф а ;]{ ? о *5 ш - 5 из | Ъ X х Ъ 01 . г»

 




 


В процессе обучения создаются продукты различного ка­чества. Для их определения, анализа и измерения разрабо­таны различные критерии. Общую характеристику продук­тивности принято давать через уровни обучения (или усвое­ния) (дидактическая характеристика) и уровни познаватель­ной активности учащихся (психологическая характеристика). Первая из них указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая — на пути их достижения; обе харак­теристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Выделяются следующие уровни познавательной ак­тивности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависи­мости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько уп­рощенном виде.

I уровень — знакомства. Отличается способностью уча­
щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­
екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне
знакомства ограничено наиболее общими представлениями
об объекте изучения, а мышление — альтернативными суж­
дениями типа «да — нет», «или — или».

II уровень — репродукции. На этом уровне овладение
основными понятиями предмета происходит настолько, что
оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное
описание действия с объектом изучения, анализировать
различные действия и различные исходы.

III уровень — полноценные знания. На этом уровне де­
ятельность учащегося характеризуется умениями приме­
нять усвоенную информацию в практической сфере для ре­
шения некоторого класса задач и получения объективно но­
вой информации.

IVуровень — трансформации. Он характеризуется та­
ким овладением информацией, при котором учащийся смо­
жет решать задачи различных классов путем переноса усво­
енных знаний, умений, навыков.

В соответствии с названными уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-уме­ния) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что чело-


веку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-зна­комств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне пол­ноценных знаний-умений, а в некоторых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформа­цию (хотя бы по аналогии) на другие области (сферы). Про­блема выбора знаний для усвоения в средней общеобразо­вательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют прежде всего цели обучения, которые и должны быть четко определены (В.П. Беспалько).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.