Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен массовой культуры




Предпосылки возникновения массовой культуры:

Ø Трансформация социальной структуры общества в сторону открытости, формирование среднего класса.

Ø Урбанизация: рост городов приводит к увеличению плотности взаимодействий между людьми.

Ø Развитие средств коммуникации, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию и широкому распространению информации.

Ø Коммерционализация культуры: превращение деятельности по производству культурных ценностей в способ заработка.

Можно выделить несколько характерных признаков массовой культуры:

· Стандартизация культурных текстов: стандарты масскульта – это многократно копируемые шаблоны, тиражируемые в различных произведениях, создаваемых по ограниченному количеству типовых сценариев.

· Унификация: тексты массовой культуры ориентированы на "среднего" человека без учета индивидуальных особенностей последнего. Производители масскульта прежде всего работают в области универсальных, массовых жанров, имеющих спрос среди максимально большого числа потенциальных потребителей.

· Тривиализация (упрощение, нивелирование культурной информации). Массовая культура стремится к выпуску максимально простой для понимания обывателей продукции, способной найти отклик у наибольшей аудитории. Сложная для понимания публики информация искусственно упрощается и стереотипизируется (сокращенная версия «Войны и мира», «Анна Каренина» в форме комикса и т. п.).

· Эстетизация ужасного. Сюжеты масскульта изобилуют различными проявлениями девиации (драки, грабежи, предательства, убийства и т. п.). При этом подобные действия зачастую оправдываются, а совершающие их лица героизируются.

Как и всякой другой культуре массовой культуре присущи основные общекультурные функции, но как специфическое порождение индустриального общества она приобретает специфические функции, на которых следует остановиться особо. Это, прежде всего:

1. Рекреационная функция – развлечение потребителей культуры.

2. Экономическая функция – получение прибыли от реализации культурной продукции.

3. Консюмеризм (формирование установки на потребительство) – пропаганда потребления как стиля жизни и способа самовыражения.

4. Компенсаторная функция – отвлечение, бегство от действительности (эскапизм).

 

Литература

1. Акопян К.З. Массовая культура: учеб. пособие / К.З. Акопян. – М.: Альфа-М, 2004. – 304 с.

2. Зиммель, Г. О сущности культуры / Г. Зиммель // Культурология: Хрестоматия; Сост. проф. П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – С. 53-59

3. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 280 с.

4. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.: «REFL-book», 1994. – С. 72-109

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.