КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории развития общества
В XIX веке возникло два направления теорий социальных изменений, которые по сей день актуальны и представляют объект для дискуссий: теория эволюции, теория социальных циклов. Они все исходят из положения о том, что процесс изменений в обществе носит направленный и эндогенный характер, протекающий закономерным и неизбежным образом, проходящий через ряд этапов. Социальный эволюционизм, родоначальником которого является Герберт Спенсер (1820-1903), основывается на следующих предпосылках: Ø детерминизм: каждое состояние общества представляется как этап более широкого процесса, детерминированного более ранними стадиями; Ø фатализм: социальное развитие – неизбежный, неотвратимый процесс, независящий от людей; Ø финализм: социальное развитие идет к определенной конечной цели, достижение которой в будущем неизбежно; Ø прогрессизм: каждое последующее состояние общества лучше прежнего, а то состояние, которое связано с достижением конечной цели, будет абсолютным воплощением добра и счастья; Ø однолинейность: развитие всегда идет одним и тем же путем, проходит те же самые стадии, перескочить которые невозможно. В социологии сложились различные интерпретации эволюции. По-разному представляются этапы эволюции, ее основные механизмы и движущие силы. Рассмотрим наиболее известные из них. Огюст Конт сформулировал «закон трех стадий». Он выделяет теологическую, метафизическую и позитивную стадии развитии человеческого разума и связанных с ним способов познания мира. Герберт Спенсер рассматривает социальное развитие в виде дихотомии – от военного общества к промышленному. Первое ориентировано на завоевание и оборону, сильно централизовано, настроено на коллективизм, на подчинение блага и интересов отдельного человека общим интереса, оно применяет насилие и репрессии, ценит послушание и дисциплину. Промышленное общество ориентировано на развитие производства и торговли, имеет децентрализованный характер, индивидуализировано, ценит инициативу, независимость. Эмиль Дюркгейм полагал, что человеческое общество эволюционирует от организационных форм, опирающихся на «механическую солидарность» к таким, где доминирует «органическая солидарность». Для общества первого типа характерны низкий уровень интеграции, люди связаны сходством выполняемых производственных ролей. Для сохранения целостности общества необходим мощный аппарат насилия и репрессий, жесткие законы и крайние меры наказаний. Другая форма общества отличается высоким уровнем интеграции и взаимозависимости между людьми, поскольку каждый выполняет разные, но взаимно необходимые, дополняющие друг друга функции. Цельность общества поддерживается посредством органической связи, закрепленной в договорах и контрактах. Таким образом, разделение труда Дюркгейм считал основным критерием общественного прогресса. Наследуют дух эволюционизма теории модернизации, получившие известность в 1950-60-х годах. Она является ответом на исторический опыт, связанный с обретением свободы и самостоятельности бывшими колониальными странами так называемого третьего мира. Возникла историческая ситуация, когда высокоразвитые страны и отсталые постколониальные сосуществуют друг с другом. Модернизация тем самым представляет собой преодоление пропасти, отделяющей их, выравнивание опоздания. Социальные изменения рассматриваются в рамках теории модернизации не как постепенные, спонтанные, а как задуманные, направляемые и стимулируемые извне. Модернизация – совокупность социальных изменений, которые приводят к замене традиционного общества обществом современного типа. Модернизация, таким образом, напрямую связана с такими тенденциями как научно-техническая революция, секуляризация, индустриализация, урбанизация, демократизация. Развивая эволюционистское мышление, ряд современных социологов осуществляют попытку создать картину будущего. Даниел Белл в своей работе «Грядущее постиндустриальное общество» (1974) пытается представить, что произойдет после полной реализации возможностей индустриального общества. Он делит историю человечества на три фазы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. По его мнению, к концу XX века передовые в экономическом отношении страны Западной Европы, США, Япония обретут черты постиндустриальных обществ. Основная его черта – центральное место теоретических знаний, выступающих стержнем, вокруг которого будут организованы новые технологии, экономический рост и социальная стратификация. Следствием этого будет: переход от энергетической технологии к информационной, преобладание сектора услуг при значительном снижении промышленного сектора, рост значения планирования и прогнозирования развития, новым господствующим классом будут выступать высококвалифицированные специалисты и ученые. Теория социальных циклов утверждает: Ø ни одно историческое событие не является абсолютно уникальным, ход действий и событий через определенные промежутки времени возвращается к исходному состоянию; Ø идея направленности и как следствие идея прогресса теряют смысл; Ø развития общества многолинейно; Ø существуют определенные уникальные социокультурные системы, которые существуют параллельно и не подчиняются единой логике. Теория цикличности нашла свое систематическое изложение в рамках философии истории и оттуда перешла в социологию. Наиболее ярко она представлена концепцией культурно-исторических типов Николая Данилевского (1822-1885), автора известного труда «Россия и Европа». Он утверждает, что человечество – не единое целое, а стихия, которая в различных точках складывается в формы. Наиболее крупные из них – культурно-исторические типы (цивилизации), различающиеся своеобразием социально-исторического развития. Каждый из них проходит закономерный жизненный цикл: − формирование цивилизации из разобщенных, рассеянных элементов культуры; − нахождение своей культуры и политической формы; − расцвет цивилизации; − стагнация, обусловленная исчерпанием творческого потенциала; − упадок и гибель цивилизации. В современной социологии наиболее интересную теорию цикличности формулирует Питирим Сорокин в своем фундаментальном труде «Социальная и культурная динамика» (1957). Он полагает, что социальный мир складывается из цельных «социокультурных систем». Главная составляющая любой социокультурной системы – «культурный менталитет», определяющий способ миропонимания и навязывающий иерархию ценностей. Сорокин выделяет два противоположных типа культурных менталитета: идеациональный (умозрительный) и чувственный, а также средний между ними – идеалистический. Идеациональный тип исходит из того, что: · мир вечен, имеет духовную сущность, недоступную для чувственного познания); · самыми важными являются духовные потребности; · способ их удовлетворения – минимизация большинства физических потребностей вплоть до отказа от них. Совершенно иной характер носит чувственная культура, которая опирается на убеждения, что: · мир материален и доступен познанию его человеческим разумом; · важнейшими являются физические потребности; · прогресс заключается в овладении окружением – в господстве над природой и другими людьми. Таким образом, Сорокин определяет ход истории как волны культурных изменений, цикл приливов и отливов противоположных типов культурного менталитета.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |