КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щитовые проходческие комплексы
Щитовые проходческие комплексы применяют в сложных горно-геологических условиях, требующих, как правило, сплошного крепления проводимой выработки — в слабых грунтах и породах, в плывунах или под ними, при неглубоком залегании выработок под сооружениями, под близкими водоносными горизонтами, при проведении подземных городских трасс различного назначения. Разнообразие горно-геологических условий и требований к возводимой крепи обусловили следующие основные технологические схемы щитовых комплексов: щитовые комплексы, для проходки тоннелей независимо от возводимой крепи, применяемые при работе в устойчивых крепких породах. В неустойчивых мягких породах требуется возведения временнойкрепи, которая не является опорным элементом для домкратов передвижения щита. Щит должен иметь специальное распорное устройство. Применение ограничено, так как в таких условиях более целесообразно вести комбайновую или буровзрывную проходку; щитовые комплексы для строительства тоннелей со сборной крепью. При работе комплексов в головной части щита 2 (рис. V.38, а) разрабатывается порода вручную или исполнительным органом /, а под защитой его оболочки 3 собирается тоннельная крепь из отдельных чугунных или железобетонных элементов 5. Щит продвигается вперед, упираясь гидравлическими домкратами 7 в торец собранной крепи. Тоннельная крепь в этом случае имеет наружный диаметр меньше, чем наружный диаметр щита, так как необходимо зону сборки крепи перекрыть оболочкой щита и иметь специальный зазор 6 для возможности сборки крепи и поворотов щита на криволинейных участках трассы. Пустоты между крепью и стенами выработки в устойчивых породах обычно заполняют це-ментно-песчаным раствором 4. За проходческим комплексом на некотором расстоянии от забоя, как правило, ведутся гидроизоляционные работы — чеканка швов между элементами крепи и контрольное нагнетание за нее цементного раствора. Механизмы и устройства щитового комплекса в этом случае должны обеспечивать разработку породы в забое и ее погрузку в транспортные средства, разгрузку сборных элементов крепи из транспортных средств и подачу их в зону сборки, сборку крепи, прием материалов для нагнетания и нагнетание цементно-песчаного раствора на крепь, а также продвижение проходческого комплекса вперед по мере образования выработки. При строительстве тоннелей со сборной крепью, обжатой в породу (рис. V.38, б), наружный диаметр крепи 8 получается равным диаметру выработки и необходимость в нагнетании цементно-песчаного раствора отпадает. В этом случае комплекс может не иметь устройств для нагнетания цементно-песчаного раствора и приема материалов, необходимых для этой цели, а должен иметь приспособления для обжатия крепи в породу, вставляемые в окна 9, которые впоследствии заливаются монолитным бетоном 10. При выполнении гидроизоляционных работ контрольное нагнетание цементного раствора за крепь остается. Рис. V.38. Схемы возведения сборной крепи: а — обычной; б — обжатой в породу
Существует несколько схем проведения тоннелей проходческими комплексами при строительстве тоннелей со сборной крепью, из которых можно выделить схематично несколько характерных (рис. V.39). Порода (рис. V.39, а) в головной части щита 2 разрабатывается вручную или частично механизированным способом, а ее погрузка на конвейер 4 или непосредственно в одиночные вагонетки 5 осуществляется или вручную, или погрузочными устройствами / щита. Элементы сборной крепи 6 подаются к крепеукладчику 3 по нижнему ярусу. Аппарат 7, заполненный материалами для нагнетания цементно-песчаного раствора за крепь, размещается также внизу. Порода (рис. V.39, б) в головной части щита разрабатывается механизированным исполнительным органом 12, а ее погрузка осуществляется системой конвейеров 11 в нерасцепленные составы вагонеток 10. Элементы сборной крепи к крепеукладчику и материалы к аппарату для нагнетания цементно-песчаного раствора подаются или по верхнему 8, или по нижнему 9 ярусам. В случае, если при строительстве тоннеля в сложных гидрогеологических условиях щит оборудуется герметической перемычкой, отделяющей кессонную камеру с повышенным давлением воздуха от остальной части комплекса, порода выдается из этой камеры через шлюзовые аппараты. Порода (рис. V.39, в) в призабойной камере 13 щита, отделенной герметической перегородкой 14 и заполненной водой или тиксотропным раствором, разрабатывается гидромеханизированным способом или механизированным исполнительным органом, превращается в пульпу и удаляется по трубе 16. Вода или тиксотропный раствор подаются в камеру по трубе 15. Элементы сборной крепи и материалы для приготовления цементно-песчаного раствора могут подаваться к механизмам по верхнему или нижнему ярусам. Рис. V.39. Схемы комплексов для проведения тоннелей со сборной крепыо: а — частично механизированным щитом с погрузкой конвейером в одиночные вагонетки; о — с механизированным щитом с подачей элементов крепи по верхнему ярусу; в — со щитом с призабойной камерой, заполненной водой или тиксотропным раствором
Проходческие щитовые комплексы для строительства тоннелей с монолитно-прессованной. бетонной крепью позволяют строить тоннели по технологии, при которой крепь формуется непосредственно около забоя из бетонной смеси давлением, создаваемым проходческим щитом или дополнительным устройством по мере образования выработки. Бетонная смесь нагнетается в пространство, ограниченное с наружной стороны оболочкой щита 2 (рис. V.40), с внутренней стороны опалубкой 6, сзади уже готовой тоннельной крепью 5 и со стороны забоя штампом — прессующим кольцом 3. Щит продвигается вперед, упираясь домкратами / через прессующее кольцо и бетонную смесь 4, которая под давлением прижимается к породе, заполняя пространство, освобождаемое оболочкой, и исключая подвижки породы сзади щита. В результате наружный диаметр тоннеля получается равным или несколько большим, чем наружный диаметр щита, а бетонная крепь имеет плотный контакт с окружающим ее породным массивом. Последнее обстоятельство значительно уменьшает развитие горного давления на крепь, улучшает условия ее статической работы и позволяет даже в подвижных песчаных породах исключить появление осадки поверхности земли над тоннелем, которая возникает при сооружении тоннелей со сборной крепью. Щитовые комплексы для строительства тоннелей с комбинированной крепью применяются в тяжелых инженерно-геологических условиях, в которых из-за возникающих больших нагрузок оправдано возведение комбинированной крепи, сочетающей как сборные элементы, так и монолитно-прессованный бетон. Комплексы, кроме механизмов для разработки забоя и погрузки породы в Рис. V.40. Схема возведения монолитно-прессованной бетонной крепи
транспортные средства, одновременно должны включать механизмы и устройства для выполнения операций по возведению как сборной, так и монолитно-прессованной бетонной крепи. Комплексы выполняются в двух вариантах: со специальной опалубкой для возведения монолитно-прессованной бетонной крепи. Внутренняя крепь из сборных элементов возводится в уложенной монолитной крепи за опалубкой; крепь из сборных элементов возводится без отставания за щитом и служит опалубкой для монолитно-прессованной бетонной крепи. Проходческие щитовые комплексы для строительства тоннелей методом проталкивания сборной крепи (рис. V.41) применяют в мягких породах при сооружении тоннелей сравнительно небольшой протяженности под шоссе, железнодорожными путями и т. п. Механизмы и устройства комплекса выполняют операции по разработке породы в забое и погрузке ее в транспортные средства, сборке крепи в монтажной камере и се проталкиванию вперед. С целью уменьшения трения между наружной поверхностью крепи и породой иногда применяют нагнетание смазывающего раствора за крепь или тонкие металлические волосы, которые разматываются с наружной стороны по мере проталкивания крепи, в результате чего трение крепи о породу заменяется трением ее о металл. Наиболее характерными являются следующие примеры. Крепь 3 (рис. V.41) в головной части жестко соединена с ножевой секцией 2, оборудованной элеронами 1 для направленного проталкивания. Порода отбирается вручную или частично механизированным способом и грузится в одиночные вагонетки 4. Крепь устанавливается в монтажной камере 6 и проталкивается домкратной установкой 8 с распределительным кольцом 7. Крепь может проталкиваться по частям с использованием как домкратной установки в монтажной камере, так и одной или нескольких промежуточных домкратных установок 5. По площади поперечного сечения различают щиты малого (до 3200 мм), среднего (3200—5200 мм) и большого (более 5200 мм) диаметров. По степени механизации различают щиты частично или полностью механизированные. В частично механизированных щитах разрушение пород забоя производится подрезными ножами с его зачисткой ручным инструментом, отбойными молотками или буровзрывным способом с последующей погрузкой пород в конвейерный бункер или специальными погрузочными средствами — нагребающими лапами, ковшовыми машинами, наклонными грейферами, скребковыми грузчиками и др. В механизированных щитах разрушение пород забоя производится исполнительными органами избирательного или роторного типа, конструктивно принципиально не отличающихся от органов разрушения проходческих комбайнов. При разработке мягких и вязких пород применяются роторные винтовые двух заходные и более планшайбы, оснащенные пластинчатыми подрезными резцами. При разрушении пород с коэффициентом крепости f = 1 ÷ 3 планшайбы оснащаются стержневыми резцами, а при более крепких породах — шарошечным инструментом.
Рис. V.41. Схемы комплексов для проведения тоннелей методом проталкивания крепи: а — с головной ножевой секцией; б — со щитом
В зависимости от типа и состояния окружающих и разрушаемых пород щиты выполняют с закрытой головной частью, с открытым забоем и с шандорным креплением. Проведение выработок в плывунах производится под повышенным давлением с применением кессонных камер.
1.7. Области применения и выбор типа проходческого щита Наиболее полное представление о рациональных областях применения проходческих щитов, исходя из конструктивно-технологических схем их основных функциональных элементов, дает классификация щитов /8/, в которой они классифицированы по двум группам признаков: I- основным, определяющим область применения щитов; II - вспомогательным, определяющим конструктивно-технологические схемы основных функциональных элементов щита. Проходческие щиты 1. Область применения 1.1. Категория грунтов, пород: - грунты водонасыщенные, плывуны (В); - грунты естественной влажности, неустойчивые, сыпучие (Н); - грунты мягкие малоустойчивые (М); - грунты устойчивые с коэффициентом крепости f ≤ 5 (У); - породы скальные устойчивые с коэффициентом крепости f > 5 (С). 1.2. Форма и диаметр щита, тоннеля, выработки: - щиты малого диаметра: 0< 3,2 м; - щиты седнего диаметра: О = 3,2- 5,6; - щиты большого диаметра: В = 5,6- 10,0; - щиты для арочных выработок; - щиты для прямоугольных выработок. 1.3. Угол проведения выработки: - щиты для горизонтальных выработок; - щиты для наклонных выработок. 1.4. Длина выработки: - щиты для выработок длиной > 200-300 м; - щиты для выработок длиной от20 до 200м. 2. Конструктивно-технологические схемы основных функциональных элементов. 2.1. Для крепления и удержания забоя: - выдвижные козырьки (Н, М); - подвижные поворотные плиты (Н, М); - шандоры (В, Н); - диафрагмы (В); - рассекающие площадки (Н, М); - роторный исполнительный орган (Н, М). 2.2. Для разработки забоя 2.2.1. Немеханизированные щиты: - ручная (лопата, отбойный молоток) с рабочими площадками (Н, М); - БВР с рабочими площадками (У, С); 2.2.2. Механизированные щиты: - механизированная с исполнительными органами; - роторный: с притру зом (В, Н), без пригруза (М, У, С); - планетарный фронтальный: с пригрузом (В, Н), без пригруза (М, У, С); - планетарный цикличный (М, У, С); - стреловидным (Н, М, У); - экскаваторный (Н, М); - челюстные механизмы (грейферные) (Н, М); - ударный (У, С); - гидромеханизированный ( В, Н, М); - комбинированный. 2.3. Для погрузки разрушенной массы: - непрерывного действия: - ковшевой роторный (Н, М, К, С) - нагребающие лапы (Н, М, У, П); - шнековый (В, Н, М); - гидромеханизированный (В, Н, М); - лопастной барабанный (Н, М, У); - гравитационная (Н, М); - цикличного действия: - ручная (Н, М); - ковшовый автономный (Н, М, У, С); - экскаваторный (И, М); - челюстные механизмы (Н,М, У); - скребковый (Н, М, У, С). 2.4. Для возведения обделки (крепи): - комплексы для строительства сооружений со сборной крепью (необжатой, обжатой в породу); - комплексы для строительства сооружений с монолитно-прессованной бетонной крепью; - комплексы для строительства тоннелей методом проталкивания сборной крепи - комплексы для строительства сооружений с комбинированной крепью: - со специальной опалубкой; - без специальной опалубки. Кроме рассмотренных признаков щиты по ОСТ 12.44.250-84 делятся на два типа: - проходческие щиты механизированные (ПЩМ), в которых все основные процессы (разработка и погрузка породы в забое транспортирование до перегрузочного конвейера комплекса и крепление тоннеля, выработки) механизированы; - проходческие щиты частично механизированные (ПЩ), в которых разработка забоя производится вручную, погрузка породы может быть механизирована или производится вручную, креплние тоннеля (выработки) механизировано. В соответствии с этим же ОСТом условное обозначение щита состоит из типоразмера, вида крепи (С - сборная, М - монолитная, К - кольцевая), названия исполнительного органа (П - комбинированные площадки, Р - роторный, К - качающийся, Э - экскаваторный).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |