Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва 2000




МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Часть 1

Теория автоматического управления

Людмила Петровна Козлова, Олег Иванович Золотов

 

Учебно-методический комплекс

 

Редактор Т.В. Шабанова

 

Сводный темплан 2009 г.

Лицензия ЛР №020308 от 14.02.97

Санитарно-эпидемиологическое заключение №78.01.07.953.П.005641.11.03

от 21.11.2003 г.

Подписано в печать ….. Формат 60х84 1/16

Б. кн.-журн. П.л. 16,00 Б.л. 8,00 Изд-во СЗТУ

Тираж Заказ ….

 

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Издательство СЗТУ, член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

 

 
 

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5

Учебное пособие по курсу подготовки специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в Российской Федерации, представляет новый переработанный и дополненный материал в соответствии с действующей на 01.01.2000 г. законодательной, нормативно-технической и методической базой. Содержание сборника охватывает все направления деятельности в сфере БД, необходимые для осуществления превентивных мероприятий по безопасности дорожного движения в перевозочных структурах. Пособие может быть использовано учебными заведениями при подготовке, повышении квалификации и аттестации специалистов по безопасности дорожного движения, органами государственного контроля и надзора в области БД, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозочную деятельность.

Авторский коллектив:

Абрамов В.А., Белов П.П., Булатов С.А., Евлампиева М.Н., Ибраев К.А., Касьянова И.Т., Коровушкина Н.А., Крутова Т.Н., Лебединец О.Л., Матанцева О.Л., Минаев С.Н., Платонов С.Н., Титов А.Е., Ширяева Е.С., Чебышев А.Е., Чуков В.И., Юров А.П.

Под общей редакцией

директора Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта Венгерова И.А.

Содержание

Содержание. 1 Раздел 1 Анализ состояния безопасности дорожного движения и государственные меры по снижению дорожно-транспортной аварийности в России. 2 Раздел 2 Система государственного управления обеспечением безопасности дорожного движении в России. 8 Раздел 3 Нормативное правовое регулирование в области безопасности дорожного движения. 13 3.1. Сертификация на автомобильном транспорте. 17 3.2. Лицензирование автотранспортной деятельности. 43 Раздел 4 Система сбора и обработки информации о дорожно-транспортных происшествиях. 52 4.1. Понятие о ДТП.. 53 4.2. Основные виды ДТП. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах ДТП.. 53 4.3. Анализ ДТП и аварийности. 55 4.4. Государственная система учета и анализа ДТП. Учет и анализ ДТП в автотранспортном предприятии. 57 4.5. Методы анализа аварийности в местах концентрации ДТП.. 61 4.6. Некоторые вопросы служебного расследования ДТП.. 62 Раздел 5 Роль дорожного фактора в системе «Водитель - Автомобиль - Дорога». 68 5.1. Система «Водитель - Автомобиль - Дорога», виды безопасности элементов системы.. 68 5.2. Автомобильные дороги. 73 5.3. Дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах. 91 Раздел 6 Обеспечение надежности водительского состава. 98 6.1. Определение понятия надежности водителя. 98 6.2. Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки водителей. 99 6.3. Работа с водителями на предприятии. 100 6.4. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. 101 6.5. Наиболее распространенные болезни водителей. 105 6.6. Возмещение вреда здоровью водителя при возникновении профессионального заболевания или несчастного случая на производстве. 106 6.7. Лекарственные средства и безопасность движения. 106 6.8. Алкоголь и безопасность дорожного движения. 107 6.9. Условия труда на рабочем месте водителя. 111 6.10. Режим труда и отдыха водителей автомобилей. 112 6.11. Психофизиологический профессиональный отбор (подбор) водителей. 114 6.12. Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП.. 115 Раздел 7 Организация работы по безопасности движения на транспортном предприятии. 132 7.1 Технические средства, используемые в работе специалиста по БД. Оснащение и организация работы кабинета БД в предприятии. 132 7.2. Повышение квалификации водителей. Основы ситуационного обучения. 134 7.3. Инструментальный технический контроль автотранспортных средств. 152 7.4. Требования по обеспечению безопасности перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. 160 Раздел 8 Охрана труда и охрана окружающей среды на автомобильном транспорте. 165 8.1. Охрана труда на автомобильном транспорте. 165 8.2. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта. Содержание вредных веществ в отработавших газах автомобиля. 172 Раздел 9 Страхование на автомобильном транспорте. 178 9.1. Понятие страхования на автомобильном транспорте. 178 9.2. Страхование автотранспортных средств. 181 9.3. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (страхование автогражданской ответственности) 187 9.4. Страхование грузов. 192 9.5. Страхование ответственности автомобильного перевозчика. 197 9.6. Обязательное страхование пассажиров в междугородном сообщении. 201 9.7. Добровольное страхование водителя и пассажиров транспортного средства от несчастных случаев в результате ДТП.. 203

РАЗДЕЛ 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ АВАРИЙНОСТИ В РОССИИ

Состояние безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте Российской Федерации по-прежнему продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой. Хотя за последние годы и наметилась тенденция снижения абсолютных показателей аварийности, уровень ее остается высоким.

В период с 1995 по 1999 гг. в стране произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. Только в 1999 году социально-экономический ущерб от гибели и ранения людей в дорожно-транспортных происшествиях превысил 150 миллиардов рублей, что составляет 4-5 % валового национального продукта. В большинстве развитых зарубежных стран по оценкам ученых аналогичные ежегодные потери от аварийности на автомобильном транспорте составляют всего 1-2 %. Таким образом, размер потерь валового национального продукта от дорожно-транспортной аварийности в России является одним из самых высоких.

По основным показателям аварийности на автомобильном транспорте Россия находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы.

Высокие темпы роста автомобильного парка страны создают дополнительные предпосылки ухудшения обстановки на дорогах. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 млн. единиц, в основном за счет его пополнения легковыми автомобилями. Сейчас на тысячу россиян приходится немногим более 100 автомобилей, но Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня «насыщения» - примерно 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств в стране неизбежно ведет к росту количества ДТП и числа раненых в них.

Проблема гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях продолжает оставаться наиболее серьезной проблемой в области безопасности дорожного движения. Если с 1994 по 1996 год количество погибших в ДТП на российских дорогах по отношению к предыдущему периоду сокращалось, то в 1997 году темпы, сокращения замедлились, а в 1998 и 1999 годах произошел рост количества погибших (на 4,9 и 2,4 % собственно), что свидетельствует об ухудшении положения с безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

По сравнению с другими странами Россия имеет недопустимо высокие значения относительных показателей, характеризующих уровень опасности дорожного движения, прежде всего показателей количества погибших в ДТП. Основными из них являются следующие:

1. Количество погибших на 100 тысяч населения, отражающее уровень риска для человека погибнуть в ДТП.

Уровень риска погибнуть в ДТП для жителей России почти на 1/3 превышает уровень аналогичного риска для жителей экономически развитых стран с высокой интенсивностью дорожного движения, таких как США, Германия, Франция.

Исходя из того, что безопасность дорожного движения в России по этому основному показателю находится в настоящее время на уровне, близком к критическому, следует считать приоритетной задачей в области безопасности дорожного движения - снижение в ближайшие годы количества погибших в ДТП до 14-15 на 100 тыс. населения (что соответствует сохранению жизни 5-7 тыс. человек).

2. Количество погибших на 10 тыс. транспортных средств, характеризующее степень потенциальной опасности для человека транспортных средств, участвующих в дорожном движении.

По своей потенциальной опасности как источника гибели человека транспортные средства России являются одними из самых опасных по сравнению с транспортными средствами в других странах. Так, в 1999 году потенциальная опасность транспортных средств в России была в 4-5 раз выше, чем в США, Германии, Франции и в 5-7 раз выше, чем в небольших странах с социально ориентированной экономикой (Швеция, Финляндия).

3. Количество погибших на 100 пострадавших и количество погибших на 100 ДТП, характеризующие тяжесть последствий ДТП.

Тяжесть последствий ДТП в России, оцениваемая по двум наиболее часто используемым показателям: по количеству погибших на 100 пострадавших в ДТП и по количеству погибших в 100 ДТП, остается одной из самых высоких по сравнению с другими зарубежными странами. Так, количество погибших на 100 пострадавших в России в 5-10 раз больше, чем в развитых зарубежных странах.

Даже с учетом того, что в указанных странах более развита система личного страхования граждан, способствующая более полному учету раненых в ДТП, разница в значениях показателей тяжести последствий ДТП чрезвычайно значительна. Очевидно, что в России в настоящее время деятельность, направленная на защиту человека от последствий ДТП, на спасение людей в случаях уже произошедшего ДТП, значительно отстает от уровня зарубежных стран.

В 1999 году из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 120197 ДТП, в которых погибло 23857 и ранено 142016 человек. Наибольшее влияние на аварийность, связанную с нарушениями правил дорожного движения, оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам - 72,6 % ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что позволяет выделить транспорт физических лиц в качестве наиболее проблемной группы по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Наибольшей частотой совершения ДТП характеризуются водители со стажем до 2 лет, на их долю в 1999 году приходится 18,3 % ДТП от всех ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, причем эта доля в последние годы увеличивается.

Три четверти всех происшествий совершается в первые три часа управления транспортным средством. Случаи управления транспортным средством 13 и более часов не уменьшаются; на транспорте юридических лиц на 9-12 часу работы совершается 5,4 % ДТП, после 13 и более часов - 1,3 % ДТП.

Доля ДТП по вине нетрезвых водителей на транспорте физических лиц составляет 29 %, на транспорте юридических лиц - 24 %, количество ДТП по вине нетрезвых водителей на транспорте юридических лиц за период с 1995 по 1998 гг. сократилось, на транспорте физических лиц осталось практически на прежнем уровне.

По инициативе Министерства транспорта Российской Федерации была разработана и утверждена Правительством (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 653) Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 1996-1998 годы.

Цели программы - сокращение на 10-20 % числа погибших в ДТП (сохранение жизни от 3,2 до 6,5 тыс. человек) - предполагалось достичь за 3 года. Запланированные темпы снижения аварийности соответствовали принятым международным стандартам при реализации аналогичных целевых программ (4-8 % за год).

Программа включала 4 целевых блока программных мероприятий (проекта):

1. Организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

2. Выявление и устранение участков концентрации ДТП. Совершенствование контроля за скоростными режимами и поведением водителей в местах повышенной опасности.

3. Создание информационной системы обнаружения ДТП.

4. Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП.

К сожалению, программа не была полностью финансирована и реализована в намеченные сроки, ее реализация продлена до 2000 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 667).

Позитивным моментом следует считать, полностью реализованный проект программы «Создание информационной системы обнаружения ДТП». Минтрансом России и Федеральным дорожным агентством России совместно с рядом субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию системы оперативной регистрации радиосигналов о ДТП, организованы центральные и линейные диспетчерские, пункты обнаружения ДТП и вызова помощи пострадавшим на федеральных автодорогах Московской, Тверской, Тульской, Новгородской, Нижегородской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ростовской, Самарской, Смоленской, Воронежской, областей, Краснодарского края, г. Сочи (всего 91 пункт).

В рамках проекта «Совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП»:

- разработан пакет документов, регламентирующих деятельность медицинских учреждений, служб ГИБДД, дорожно-эксплуатационных и транспортных организаций по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, их эвакуации и спасению;

- создана система автоматизированного обнаружения ДТП и вызова помощи на место происшествия;

- совместно с МЧС России создаются Центры спасения в Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях.

В 52 субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы повышения безопасности дорожного движения, включающие основные направления федеральной программы. Региональные программы по повышению безопасности дорожного движения направлены на разрешение конкретных, присущих данному региону (субъекту Федерации) проблем дорожно-транспортной аварийности. Министерством транспорта РФ были разработаны «Рекомендации по реализации федеральной целевой программы «Повышение БДД в России на 1996-1998 гг. субъектами Российской Федерации». Представленная в рекомендациях технология разработки и реализации региональных программ, а также методическое обеспечение являются универсальными и могут служить основой как для последующих долгосрочных, так и для среднесрочных программ по повышению безопасности дорожного движения.

В настоящее время накоплен большой опыт управления реализацией федеральной программы, координации деятельности широкого круга исполнителей, в том числе опыт управления разработкой и реализацией региональных программ повышения безопасности дорожного движения.

Реализация мероприятий Программы в течение 1996-1999 годов способствовала снижению уровня аварийности и сокращению числа пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 1995 годом: в 1999 году произошло дорожно-транспортных происшествий на 7,5 тысяч меньше, чем в 1995 году, число раненых в дорожно-транспортных происшествиях сократилось на 1,8 тысяч человек, а число погибших - на 3,1 тысяч человек. Тяжесть последствий ДТП уменьшилась за этот период на 7 %. В целом, снижение аварийности в 1996-1999 годах по сравнению с 1995 годом позволило сохранить жизни более 15 тысячам человек.

Учитывая, что уровень автомобилизации в России в настоящее время значительно ниже, чем в экономически развитых странах, и далек от «насыщения», численность автомотопарка будет продолжать увеличиваться высокими темпами и к 2003 году может достичь 25 единиц на 100 жителей страны. С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются плотность и интенсивность движения на дорогах России, существенно возрастает количество новых, не обладающих достаточным опытом управления транспортным средством, водителей, что оказывает и будет оказывать существенное негативное влияние на состояние аварийности.

Принятие и реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на период 2001-2003 г.г.», позволит уменьшить негативные последствия роста уровня автомобилизации.

Цели и задачи России в области безопасности дорожного движения на период реализации данной Программы, определены на основе анализа особенностей состояния безопасности дорожного движения в России, изменений в структуре дорожно-транспортной аварийности в связи с ростом уровня автомобилизации, а также их прогноза.

Основной целью государственной политики в области безопасности дорожного движения, достижение которой позволит России выйти на соответствующий международным стандартам уровень безопасности, является снижение числа погибших в ДТП не менее, чем на 4 - 6,5 тыс.человек (сокращение после реализации программы количества погибших в ДТП на 15-20 %).

Программные мероприятия, направленные на решение задачи повышения безопасности дорожного движения в России, объединены в 5 целевых проектов:

1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения;

2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения;

3. Повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;

4. Совершенствование организации и условий дорожного движения;

5. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Программа «Повышение безопасности дорожного движения на период 2001-2003 гг.» обеспечивает преемственность с действующей федеральной целевой программой: в ней предполагается дальнейшее развитие важнейших и наиболее перспективных направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения.

При разработке государственной целевой программы по повышению БДД необходима оценка как общих финансовых затрат, необходимых для её реализации, так и отдельных направлений (мероприятий). Исходя из главной цели программы - сокращения числа погибших в ДТП - для определения её экономической эффективности необходима стоимостная оценка ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии. Методика оценки социально-экономического ущерба от гибели и ранения человека в дорожно-транспортном происшествии была разработана специалистами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта. Результаты расчета по указанной методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стоимостная оценка величины ущерба от гибели и ранения человека в ДТП

Наименование показателя Величина социально-экономического ущерба,
тыс. руб. тыс. $
Гибель человека, имевшего семью, -Н1 1551,9 267,6
Гибель человека, не имевшего семьи, - Н2 1470,2 253,5
Ранение с получением инвалидности без возможности дальнейшей работы, - Н3 740,96 127,8
Ранение с получением инвалидности и возможностью частичной работы, - Н4 447,05 77,1
Ранение без получения инвалидности, - Н5 15,96 2,75
Гибель ребенка, - Н6 1759,6 303,4

На основе стоимостной оценки ущерба от гибели и ранения человека в ДТП рассчитан и общий социально-экономический ущерб по Российской Федерации, приведенный в таблице 2.

Таблица 2

Величина социально-экономического ущерба от ДТП в Российской Федерации за 1997 г.

Наименование показателя Величина ущерба, тыс.руб.
Ущерб от гибели людей, имевших семью  
Ущерб от гибели людей, не имевших семьи  
Ущерб от ранения с получением инвалидности без последующей работы  
Ущерб от ранения с получением инвалидности с последующей работой  
Ущерб от временной нетрудоспособности  
Ущерб от гибели детей  
Итого:  

Приложение № 1 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Динамика основных показателей дорожно-транспортной аварийности

Годы ДТП Погибло Ранено
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Приложение № 2 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Изменение основных показателей аварийности в России по отношению к предыдущему году, (%)

Приложение № 3 к разделу «Анализ состояния БДД в России»

Показатель количества погибших в ДТП на 100 пострадавших в ДТП и его изменение по отношению к предыдущему году.

(приложение 3)

РАЗДЕЛ 2 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИИ В РОССИИ

Система государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения находится в стадии формирования, постепенно адаптируясь к социально-экономическим изменениям, происходящим в России. Для этого периода характерно недостаточно оптимальное взаимодействие всех субъектов системы, как в вопросах стратегического характера, так и вопросах текущего (оперативного) управления. Отсутствие закрепленного в законодательной базе четкого разделения задач, функций, полномочий, порядка взаимодействия и, главное, ответственности управленческих органов в области безопасности дорожного движения создает ситуацию, при которой эффективность принимаемых государственных решений, к сожалению, недостаточно высока. В ближайшей перспективе необходима разработка системы оценочных показателей (критериев) деятельности управленческих структур. Однако, имеются значительные позитивные сдвиги в разработке государственных механизмов, направленных на повышение безопасности дорожного движения в России: лицензирование автотранспортной деятельности, сертификация автотранспортных средств, перевозочных и сервисных услуг, применение программно-целевого подхода в разработке федеральных и региональных программ, внедрение различных видов автотранспортного страхования.

Управление обеспечением безопасности дорожного движения в России осуществляется Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, администрациями субъектов Российской Федерации. На развитие и функционирование данной системы оказывают влияние научные и общественные организации, занимающиеся вопросами БДД.

В существующей системе управления обеспечением безопасности дорожного движения определены три основных уровня:

- Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения;

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Высшим уровнем в системе управления, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, является Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения. Правительственная комиссия создана по инициативе Минтранса России и МВД России постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 года № 546.

Правительственная комиссия рассматривает состояние аварийности на автомобильном транспорте и определяет приоритетные направления государственной деятельности по ее снижению в Российской Федерации в целом, в ее субъектах, а также в отраслях народного хозяйства; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности дорожного движения; рассматривает ход разработки и реализации федеральных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения; оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов РФ в разработке региональных программ по повышению безопасности дорожного движения, реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; готовит предложения по совершенствованию законодательства в сфере БДД.

Следующим по рангу уровнем государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относятся:

Министерство транспорта Российской Федерации;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования Российской Федерации;

Российское дорожное агентство;

Министерство путей сообщения Российской Федерации;

Госстандарт Российской Федерации.

Одной из основных задач Минтранса России является государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере. Минтранс России в соответствии с возложенной задачей осуществляет следующие функции:

- организует и проводит аттестацию работников транспортного комплекса, обеспечивающих безопасность дорожного движения на право занятия ими соответствующих должностей;

- разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудованию и материалам, используемым в транспортном комплексе, организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;

- организует в транспортном комплексе во взаимодействии с Госстандартом России работы по сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандартизации и метрологическому обеспечению производства;

- разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по повышению безопасности дорожного движения, организует в пределах своей компетенции контроль за техническим состоянием автотранспортных средств.

Исходя из общих функций и полномочий Минтранс России решает задачи обеспечения безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозочного процесса, ремонте и техническом обслуживании автотранспортных средств, подготовке водителей автотранспортных средств.

Основными задачами Минтранса России являются определение государственной политики и осуществление государственных мер по ее реализации: разработка федеральных программ развития, проектов законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм в области функционирования автомобильного транспорта.

К числу функций, связанных с государственным управлением обеспечением безопасности дорожного движения, относятся такие, как:

- разработка и утверждение правил, положений, технических норм, отраслевых стандартов и других нормативных актов по вопросам: перевозок грузов, пассажиров; технической эксплуатации и ремонта транспортных средств;

- осуществление в установленном порядке сертификации транспортных средств, эксплуатационных материалов и оборудования на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;

- определение требований к уровню профессиональной пригодности кадров на автомобильном транспорте;

- организация и осуществление работы по лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиционной деятельности, деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.

Функции государственного контроля за автотранспортной деятельностью осуществляет Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации, созданная в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 26 ноября 1991 г. № 20. Главными задачами Российской транспортной инспекции являются:

- осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения при эксплуатации транспорта;

- лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации проводит: государственный надзор и контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Сотрудникам ГИБДД предоставлено право останавливать автомототранспортные средства, производить их досмотр, проверять документы на автомототранспортные средства и перевозимый груз, применять в установленных случаях и в установленном порядке меры административного воздействия (пресечения) и административные взыскания.

На ГИБДД МВД России возложено осуществление государственного контроля за соблюдением действующих правил дорожного движения, нормативных документов в части БДД при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений, установке и эксплуатации технических средств регулирования движения, к конструкции и техническому состоянию механических транспортных средств, при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов, а также нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке участников дорожного движения, функции по регулированию дорожного движения и осуществлению неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, а также учет ДТП, нарушений ПДД и регистрация автомототранспортных средств.

Среди других функций в области обеспечения БДД определены: принятие экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортным средством, регистрация автомототранспортных средств и выдача учетно-регистрационных документов, государственный технический осмотр.

Разграничение задач при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей автотранспортных средств между ГИБДД МВД России и Ространсинспекцией Минтранса России представлены в таблице.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.