КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Снижение вредных влияний автомобильного подвижного состава на окружающую среду 1 страница
Снижение негативного влияния автомобильного транспорта возможно по нескольким направлениям. Первое направление не требует значительных капитальных вложений. Оно заключается в организации и осуществлении контроля за составом и нормативным значением компонентов отработавших газов автотранспортных средств. Уменьшение количества вредных веществ, попадающих в окружающую среду с отработавшими газами, может быть достигнуто за счет улучшения технического состояния подвижного состава, регулировки карбюратора и системы зажигания, исключения подтекания топлива и масла. Повышение профессионального мастерства водителей, применение рациональных приемов управления автомобилем позволяет добиться снижения расхода топлива на 5-10 % и сокращения выброса вредных веществ. Существенное снижение вредных выбросов за счет уменьшения времени прогрева автомобиля перед выездом на линию дает оснащение организаций автомобильного транспорта системами подогрева двигателей автомобилей и наличие теплых стоянок. Расчеты показывают, что за счет рационального управления скоростью движения на дорогах, повышения равномерности режимов движения отдельных автомобилей, снижения разброса скоростей в транспортном потоке и задержек у светофоров, можно добиться уменьшения выбросов вредных веществ от автомобилей на 15-20 %. Уменьшают вредное влияние на окружающую среду рационально спланированные маршруты перевозок грузов и пассажиров, правильный подбор по грузоподъемности (пассажировместимости) подвижного состава, рациональное размещение автотранспортных организаций и их подразделений, сокращение непроизводительных пробегов. Второе направление требует более существенных затрат. К сокращению выброса токсичных веществ приводит дизелизация автомобильного парка, особенно если при этом повышать качество дизельного топлива. К уменьшению вредного влияния автотранспорта приводит и улучшение качества традиционных моторных топлив, например, применение малосернистых топлив - не более 0,05 % серы по весу, отказ от этилированного бензина, например, замена ТЭС на метилтретичнобутиловый эфир (МТБЭ). Существенное снижение загрязнения окружающей среды может дать совершенствование топливной аппаратуры и режимов работы ДВС (изменение конструкций камер сгорания, повышение турбулентности подаваемой смеси - в карбюраторных двигателях; повышение давления впрыскивания топлива, выбор оптимального числа и направления струй топлива - в дизельных двигателях; внедрение микропроцессорных электронных схем управления впрыском топлива и зажиганием). В значительной степени снизить содержание вредных веществ в отработавших газах можно за счет применения нейтрализаторов. В настоящее время наибольшее распространение получили каталитические нейтрализаторы, в которых в качестве катализатора используются редкоземельные элементы - платина, палладий, радий. Эти вещества позволяют существенно снизить порог энергии, при котором начинаются окислительно-восстановительные реакции. В мировой практике сейчас широкое применение находят нейтрализаторы тройного действия (CO/CH/NOx). Максимальная эффективность таких нейтрализаторов достигается при их работе в контуре автоматической системы управления подачей топлива, включающей, помимо непосредственно нейтрализатора, кислородный датчик и электронный блок управления. Эффективность очистки нейтрализатором отработавших газов по всем компонентам составляет при температуре 750 °С около 90 %. Необходимо отметить, что практическое использование нейтрализаторов сталкивается с рядом серьезных технических проблем. Во-первых, в результате реакций между присадками к топливам и маслам (в частности, тетраэтилсвинцом) и катализатором происходит его химическое «отравление». Этим, в частности, в значительной степени сдерживается пока применение нейтрализаторов в России. Во-вторых, рабочий диапазон температур нейтрализаторов составляет 250-950 °С. В связи с этим остро стоит проблема нейтрализации выхлопа при непрогретом двигателе (режим запуска двигателя, работа автомобиля с частыми остановками и т.д.). Кроме того, эффективность работы нейтрализатора резко снижается при работе с неотрегулированным двигателем (на богатой смеси) из-за повышения температуры в выхлопной системе до 870 °С и более. В-третьих, через каждые 80-100 тыс. километров пробега возникает необходимость регенерации нейтрализатора. В-четвертых, температурный режим работы нейтрализаторов предъявляет высокие требования к термостойкости их корпуса и набивки, к выбору места установки на автомобиле. В-пятых, применение нейтрализаторов, как правило, приводит к определенной (5-7 %) потере мощности двигателя за счет увеличения противодавления на выпуске. Кроме того, нейтрализаторы относительно дороги и это тоже в значительной степени тормозит их внедрение в России. Большое внимание во всем мире уделяется в настоящее время также вопросам разработки и применения сажевых фильтров и каталитических дожигателей сажи для двигателей. Применение этих устройств особенно актуально в городах с интенсивным автобусным движением. Сажевые фильтры различных конструкций позволяют снизить выбросы сажи на 60-90 %. В последние годы широко проводятся исследования в области использования присадок к топливам в целях уменьшения токсичности и дымности выбросов. В качестве присадок к дизельным топливам, снижающим содержание сажи в отработавших газах, применяются металлоорганические химические соединения, ферроцены. Механизм действия этих присадок заключается в их рассеивающем воздействии на сажу и каталитическом воздействии на процесс ее сгорания. Наиболее распространены антидымные присадки на бариевой основе. Применение присадок позволяет снизить дымность в 4-7 раз (в зависимости от процента содержания присадки в топливе и от режима работы двигателя). Для защиты от прямого негативного воздействия на окружающую среду и человека шума работающего ДВС применяют: звукоизолирующие кожухи-капоты, кабины (от шума механического происхождения), глушители (от аэродинамического шума при впуске воздуха и при выпуске отработавших газов). Третье направление предполагает более существенные изменения на автомобильном транспорте. В первую очередь, это замена традиционных нефтяных топлив, так называемыми альтернативными видами моторных топлив, в первую очередь, газовым топливом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропан-бутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2-4 раза, окислов азота - в 1,1-1,5 и суммарных углеводородов - в 1,4-2 раза. Однако переход на использование сжатого газового топлива по ряду оценок сочетается с недостатками, в частности снижением мощности двигателя на 20 % и грузоподъемности на 14 % (из-за значительной массы газовых баллонов), уменьшением запаса хода автомобилей на одной заправке до 180-220 км (вдвое по сравнению с автомобилями, работающими на бензине), необходимостью значительных затрат на переоборудование автомобилей, автотранспортных организаций, строительство газонаполнительных станций. Кроме указанных видов топлива делались и делаются попытки применить в качестве топлива ДВС этанол, метанол, водород, спирт и др. Перспективы снижения выбросов вредных веществ связаны также с внедрением автомобилей с газотурбинными двигателями и электромобилями. Газотурбинные двигательные установки имеют более высокие экологические показатели за счет совершенствования процесса сгорания топлива (увеличение времени сжигания топлива, усовершенствование способов подачи топлива и воздуха, сгорание топлива в двухзонных камерах сгорания), применения альтернативного топлива (сжиженный газ, водород и др.) и рациональной организации движения. Электромобиль является экологически чистым видом транспорта и будет иметь будущее при создании малогабаритного и емкого аккумулятора электрической энергии. Все перечисленные направления по снижению воздействия выбросов вредных веществ автотранспортных средств требуют своего дальнейшего развития, путем совершенствования системы государственного контроля, применения методов экономического регулирования, проведения научных исследований в области создания новых поколений автомобилей. РАЗДЕЛ 9 СТРАХОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ 9.1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Ежегодный рост автомобильного парка страны (в настоящее время зарегистрировано более 30 миллионов автомототранспортных средств), увеличение интенсивности дорожного движения, рост автомобильных перевозок грузов и пассажиров (объем автомобильных перевозок грузов превышает объем перевозок всех других видов транспорта вместе взятых), рост автотуризма - эти и другие факторы приводят к значительному числу совершаемых дорожно-транспортных (ДТП) и иных негативных событий и происшествий при эксплуатации автомобильного транспорта. Относительные показатели аварийности в нашей стране (т.е. приведенные к одному транспортному средству, к единице протяженности дорог и т.п.) в 3-8 раз выше, чем в зарубежных странах развитой автомобилизации. А это значит, что риск получить повреждение автотранспортного средства (АТС) или ущерб жизни и здоровью на наших дорогах существенно выше, чем в других странах. Кроме больших социальных потерь ДТП приводят к многомиллионным материальным убыткам граждан, организаций и государства. Эксплуатация АТС чревата и иными рисками. Так, например, ежегодно угоняется несколько десятков тысяч автомобилей. Кроме ДТП и угонов дорожное движение, перевозочная деятельность сопровождаются многими другими рисками и событиями, приводящими к причинению вреда элементам, составным частям и субъектам перевозочного процесса и дорожного движения (пожары, стихийные бедствия и т.п.). Перечисленные выше риски и значительные убытки не только участников дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры), но и участников перевозочного процесса (грузоотправители, грузополучатели, автотранспортные организации), связанные с автотранспортным средством, его движением, выполнением перевозочной деятельности, объективно предполагают необходимость наличия страховой защиты по возмещению личного и имущественного вреда физическим и юридическим лицам, которая покрывала бы возможные убытки как участников дорожного движения и транспортного процесса, так и третьих лиц, случайно оказавшихся пострадавшими (например, жертвами ДТП). Страхование на автомобильном транспорте, которое в дальнейшем будем называть также автотранспортным страхованием, по сути является сложным комплексом страховых услуг, состоящим из нескольких видов страхования, но объединенных в принципе одним классом страховых рисков - автотранспортных рисков, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств и осуществлением перевозочной деятельности и представляющим страховую защиту участникам дорожного движения, участникам перевозочного процесса, владельцам автотранспортных средств и грузов, иным пострадавшим лицам в результате эксплуатации автотранспортных средств. Автомобильный транспорт являясь специфичной и достаточно самостоятельной отраслью экономики обусловливает специфику и особенности страховых отношений или страхования на автомобильном транспорте. Эти особенности или специфика страхования на автомобильном транспорте предопределяются наличием в страховых отношениях: во-первых - самого автотранспортного средства (АТС) - как средства удовлетворения потребностей в перемещении грузов и пассажиров; во-вторых - процесса движения АТС по улицам и дорогам; в-третьих - процесса организации и осуществления автомобильных перевозок грузов и пассажиров. Вышеизложенные моменты автотранспортной специфики предопределяют и специфику страховых рисков - автотранспортных рисков, которые связаны с АТС и осуществлением его эксплуатации. Основными видами автотранспортного страхования являются: страхование автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование грузов, страхование ответственности автомобильного перевозчика, страхование пассажиров, перевозящихся автомобильным транспортом, которые будут в дальнейшем более подробно рассмотрены. Страхование, согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Гражданский кодекс РФ применительно к договору страхования гласит, что одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Как следует из этих определений в страховании участвуют две стороны: страховщик, т.е. страховая компания, и страхователь - гражданин или организация. При этом страхование выгодно обеим сторонам. Страхователь (например владелец автотранспортного средства), платя относительно небольшую сумму (страховую премию, страховые взносы), при наступлении страхового случая (например, ДТП, в результате которого причинен ущерб) получит денежную компенсацию своего ущерба, которая существенно выше сделанных им взносов. Экономическая выгода для него очевидна. Но и страховая компания тоже не работает себе в убыток. Страхование - это вообще бизнес страховщика, т.е. сфера деятельности, приносящая ему доходы и прибыль. Следовательно, оно необходимо и выгодно также и страховой компании. Причина того, что при осуществлении страхования и страховые компании имеют доход и застрахованные граждане и организации при происшествиях и иных страховых случаях получают больше денег, чем они заплатили страховщику, заключается в следующем. При страховании, в первом приближении, должен соблюдаться определенный баланс между суммой собранных платежей и суммой выплачиваемого страхового возмещения. Среднее число страхователей (например, владельцев автомобилей) всегда намного больше, чем среднее число страховых случаев среди этих страхователей (например, ДТП или хищений автомобилей), т.е. число плательщиков страховых взносов всегда больше числа получателей страхового возмещения (страховых выплат). В результате этого у страховой компании практически всегда есть возможность возместить потерпевшему страхователю гораздо большую сумму денег, чем сумма его уплаченной страховой премии (это увеличение в общем случае пропорционально отношению числа страхователей к числу страховых случаев). При этом, чем больше будет страхователей, тем меньший размер страховых взносов можно для них установить при сохранении существующего уровня выплат, т.к. на основании математических формул расчета страховых тарифов чем больше масштаб (объем, охват) страхования, тем меньше будет значение рисковой составляющей, входящей в состав выражения величины страхового тарифа. При этом у страховой компании за счет разницы между суммой собранных взносов и суммой выплаченного возмещения будет также образовываться доход, который страховая компания оставляет себе на ведение дел и административно-хозяйственные расходы. Страхователь (владелец автотранспортного средства или груза), делая относительно «маленький» взнос, имеет гарантию возмещения «больших» убытков. Таким образом, механизм страхования основывается на распределении произошедших потерь (убытков) среди достаточно большой группы страхователей, подвергающихся однотипному риску. Иными словами, ущерб от малого числа страховых случаев делится на большое число всех страхователей, что и предопределяет как сравнительно небольшую величину страховых взносов, так и саму возможность функционирования такой рыночной отрасли экономики, как страхование. Страхование осуществляется только на основании договоров страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом с одной стороны, и страховой компанией с другой стороны. Оба участника договора страхования являются равноправными субъектами и несут друг перед другом определенные обязательства, предусмотренные договором страхования и действующим законодательством. В Российской Федерации отсутствуют специальные законодательные и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение автотранспортного страхования (страхования автотранспортных рисков), включая страхование автотранспортных средств, грузов и багажа, ответственности автоперевозчика, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Единственным исключением является обязательное личное страхование пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом. Основы проведения данного вида страхования регламентированы указом Президента РФ № 750 от 7.07.1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров» и дополняющим и изменяющим его указом Президента РФ № 667 от 6.04.1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования». В отсутствии специальной законодательной нормативно-правовой базы по вопросам проведения страхования на автомобильном транспорте осуществление этого страхования происходит на основе общего гражданского и страхового законодательства, а именно: Гражданского кодекса Российской Федерации (Глава 48. Страхование) и Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ». Эти акты устанавливают лишь общие правовые основы страхования, не раскрывая особенностей страхования на автомобильном транспорте. Реальное страхование - заключение договоров страхования, определение размера страховой премии, определение порядка осуществления страховых выплат, установление прав и обязанностей сторон - осуществляется по так называемым правилам страхования, разработанным и утвержденным самостоятельно каждой страховой компанией и согласованным с органом государственного надзора за страховой деятельностью (Департамент страхового надзора Минфина РФ). Поэтому можно сказать, что вся практическая специальная нормативная база в сфере автотранспортного страхования по сути состоит из множества правил. В результате отсутствия специализированного законодательства по вопросам проведения автотранспортного страхования заключение договоров страхования осуществляется в добровольном порядке. Это обусловливает возможность наличия различий в условиях страхования и объемах страховых услуг по автотранспортным видам страхования в различных страховых компаниях, включая перечень страховых рисков и случаев, размеры страховых тарифов и страховых выплат. Договор страхования может быть заключен двумя способами. Наиболее распространенным способом является вручение страхователю документа под названием «страховой полис» (на специальном бланке, принятом в конкретной страховой компании) на основании письменного (как правило) или устного заявления. Обычно этот способ применяется, когда страхование осуществляется на условиях, изложенных в стандартных правилах страхования данной страховой компании. При таком способе заключения договора страхователю также вручаются правила страхования, которые в этом случае являются неотъемлемой частью договора страхования. При этом, как правило, в письменном заявлении страхователь должен указать всю информацию об объекте страхования, предусмотренную бланком этого заявления. Однако при заключении договора страхования стороны могут договориться об изменении отдельных положений стандартных правил страхования и в этом случае договор страхования может быть заключен путем составления одного документа под названием «договор страхования», подписываемого обеими сторонами, в котором излагаются все необходимые условия страхования. Несмотря на объективную возможность наличия различий в условиях страхования различных компаний, принципы и основные моменты страхования автотранспортных рисков являются достаточно общими, универсальными и даже стабильными. Во многом это предопределяется международным опытом и традициями в этих видах страхования. В дальнейшем рассмотрим такие основные виды автотранспортного страхования, как страхование автотранспортных средств, грузов, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам, страхование ответственности автомобильного перевозчика и страхование пассажиров, перевозящихся автомобильным транспортом. 9.2. СТРАХОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Статистика свидетельствует, что в среднем каждый водитель при вождении автомобиля в течение 10 лет один раз должен попасть в ДТП. Кроме ДТП каждый владелец АТС подвержен и иным рискам, начиная от воздействия стихийных бедствий, кончая банальным противоправным деянием в виде угона автомобиля. Убытки в результате этих происшествий и случаев как правило достаточно высоки и зачастую равны стоимости самого автотранспортного средства. Что касается угонов, то ежегодно угоняется практически каждый двадцатый новый легковой автомобиль. А согласно гражданскому законодательству риск случайной гибели или повреждения имущества несет сам собственник имущества и никто иной. Поэтому страхование АТС является одним из эффективных методов экономической защиты от возможных убытков. Данный вид страхования осуществляется только в добровольной форме. Из этого следует, что условия страхования у различных страховых компаний могут быть разными, а иногда и существенно отличаться по перечням страхуемых рисков, формулировке страховых случаев, по видам, типам и маркам принимаемых на страхование автотранспортных средств (АТС), по значениям страховых тарифов и т.п. Объектами страхования могут быть любые АТС - легковые и грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, тягачи и специальные автомобили (например, автомобили скорой помощи), прицепы и полуприцепы. Однако эти АТС должны быть зарегистрированы в установленном порядке органами ГИБДД и пройти государственный технический осмотр. Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Однако эти лица должны быть или собственниками АТС или обладать правом владения, пользования или распоряжения от имени собственника страхуемым АТС по различным законным основаниям и предъявить страховщику соответствующие документы. Документами, удостоверяющими право собственности на АТС, являются паспорт транспортного средства (технический паспорт транспортного средства), справка-счет о покупке АТС, договор купли-продажи АТС, документы, выдаваемые таможенными органами, органами социальной защиты, свидетельство о праве на наследование и другие. Документами, удостоверяющими право пользования и (или) распоряжения АТС от имени собственника, могут быть доверенность, договор аренды, договор залога и пр. При страховании АТС, как правило, страховыми случаями являются: повреждение, уничтожение или утрата автотранспортного средства или его частей. При этом каждый страховой случай может произойти по разным причинам, перечень которых также входит в предлагаемый набор услуг конкретной страховой компании и в состав формулировки конкретных страховых случаев. Так, наиболее распространенными причинами (страховыми рисками) повреждения, уничтожения или утраты АТС являются: а) дорожно-транспортное происшествие (столкновение, опрокидывание, наезд и т.п.); б) пожар, самовозгорание, взрыв; в) стихийные бедствия (например, наводнение, ураган, землетрясение и т.д.); г) противоправные действия третьих лиц (например, угон, кража деталей, бой стекол и т.п.). В практике отечественного страхования наиболее распространенными рисками, по которым может быть застраховано АТС, являются следующие риски, которые в большинстве страховых компаний имеют название «Угон», «Ущерб», «Утрата товарной стоимости», «Дополнительное оборудование». Ниже кратко охарактеризуем их. «Ущерб» - это повреждение (гибель) АТС по различным причинам (перечень причин может несколько отличаться в различных страховых компаниях). «Угон» - утрата АТС, происшедшая в результате угона или хищения. «Утрата товарной стоимости» - дополнительное снижение стоимости АТС, которое происходит в результате аварийного повреждения и последующих ремонтно-восстановительных воздействий. Утрата товарной стоимости может проявляться в преждевременном ухудшении товарного (внешнего) вида; в снижении прочности и долговечности отдельных деталей, узлов, агрегатов, защитных покрытий; в использовании бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. Утрата товарной стоимости определяется в зависимости от состояния и остаточной (действительной) стоимости АТС до получения повреждений, необходимости выполнения конкретных видов ремонтных воздействий по восстановлению АТС по специальным методикам. АТС могут быть застрахованы как по всем рискам, так и в отдельности по любому из них, за исключением риска «Угон». В настоящее время страховые компании практически не принимают на страхование АТС только по одному риску «Угон» и осуществляют страхование по этому риску только совместно со страхованием как минимум еще и по риску «Ущерб». Ряд страховых компаний предлагает так называемое страхование по риску «Автокаско» («Каско», «Полное каско»), который включает страхование и от ущерба и от угона одновременно (с назначением одной общей страховой суммы) и не предлагают в «чистом» виде страхование по риску «Угон». В договор страхования может быть также включено страхование дополнительного оборудования АТС, не входящего в его комплектацию согласно документов завода-изготовителя (самое распространенное дополнительное оборудование - это радиоприемник и магнитола). Этот риск часто называется у страховщиков «Дополнительное оборудование». Застраховать автотранспортное средство можно по любому риску на любую сумму (страховую сумму), но не выше его действительной стоимости. Страховая стоимость - это действительная стоимость АТС, определенная на дату заключения договора страхования. Обычно страховая стоимость АТС определяется на основании данной или аналогичной модели АТС, установленной заводом-изготовителем и уменьшенной на величину процента износа АТС. Для этого страховые компании используют специальные справочники цен АТС (НАМИ, Shwacke и др.) и специальные таблицы износа, устанавливающие процент снижения цены нового АТС за каждый прошедший год эксплуатации. Также могут приниматься во внимание справки-счета, выданные торговыми организациями и договора купли-продажи АТС. Страховая сумма означает предельный размер страхового возмещения со стороны страховщика, его максимальная выплата при наступлении страхового случая. Если страхование осуществляется по нескольким рискам, то стороны согласовывают страховую сумму по каждому страховому риску отдельно. При выплате страхового возмещения соответствующая страховая сумма уменьшается на выплаченную сумму страхового возмещения. Если страховая сумма, указанная в договоре страхования автотранспортного средства превышает страховую стоимость, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. В период действия договора страхования страхователь имеет право увеличить страховую сумму и переоформить договор страхования на новых условиях, если страховая сумма была установлена ниже, чем страховая стоимость или если действительная стоимость застрахованного АТС увеличилась (например: в результате дополнительных денежных вложений в АТС в целях его совершенствования). При заключении договора страхования может быть установлен размер не возмещаемого страховщиком убытка - франшиза, которая может быть условной или безусловной и устанавливается как в процентах от страховой суммы, так и в денежном выражении. Если установлена условная франшиза, то страховщик не возмещает убыток, не превышающий сумму франшизы, но возмещает убыток полностью, если сумма убытка превышает сумму франшизы. Если установлена безусловная франшиза, то страховщик во всех случаях возмещает убыток за вычетом суммы франшизы. Страхование с франшизой приводит к значительному снижению страхового тарифа. Причем, чем больший размер франшизы устанавливается, тем меньше тариф. При безусловной франшизе страховые тарифы меньше, чем при условной. Т.е. франшиза - это доля собственного участия Страхователя в возмещении ущерба. Использование франшизы не снижает интереса к страхованию, т.к. из суммы страхового возмещения исключается лишь относительно небольшая доля (до 30 %) с одновременным значительным снижением тарифа. Однако страхование с франшизой избавляет страховые компании от необходимости проведения достаточно большого комплекса мероприятий по урегулированию значительного числа незначительных убытков и разгружает правоохранительные и судебные органы от рассмотрения относительно мелких дел, и в то же время является превентивной мерой по уменьшению числа страховых случаев, экономически стимулируя владельцев АТС избегать различного рода нарушений при эксплуатации и хранении АТС. Кроме возможности установления франшизы страхование АТС может осуществляться с учетом ряда иных дополнительных условий, наиболее распространенные из которых приведены ниже. Страхование «по первому риску». Общее правило определения величины страхового возмещения заключается в том, что если договором страхования страховая сумма установлена ниже страховой стоимости АТС, то при наступлении страхового случая возмещается только часть причиненного убытка пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости (так называемая система пропорциональной ответственности). При заключении договора страхования на условии «по первому риску» страховое возмещение выплачивается полностью в размере причиненного убытка, несмотря на то, что страховая сумма меньше страховой стоимости. Однако страхование на этом условии будет осуществляться по более высоким тарифным ставкам, чем по системе пропорциональной ответственности.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |