Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с текстом




II тур

Сопоставьте экономические термины и понятия, приведенные в левых колонках таблиц с примерами и определениями из правых.

I тур

КЛАСС

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2014/2015 гг.

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, ОБЩЕЕ для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1) Абстрагирование, выдвижение гипотезы, описание, анализ

2) Семья, производство, государство, образование, религия

3) Не сотвори себе кумира, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй

4) Франция, Чехия, Финляндия, Нидерланды

5) Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский

Ответ: 1) ____________________________.

2) ____________________________.

3) ____________________________.

4) ______________________________.

5) ______________________________.

(5 баллов)

2. Выберите из перечня:

2.1 – какие из перечисленных действий могут быть предметом изучения экономической науки:

1) путешественник утоляет жажду водой из ручья

2) путешественник утоляет жажду водой из фляги

3) скупой рыцарь перебирает свои сокровища в сундуке

4) ребенок играет в песочнице

5) молодожены решили купить новую стиральную машину

2.2 – категории граждан, относящиеся в РФ к занятому населению:

1) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей

2) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам

3) члены жилищных кооперативов

4) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

5) члены крестьянского (фермерского) хозяйства

2.3 – функции и полномочия Совета Федерации:

1) назначение выборов в Государственную Думу

2) формирование Совета Безопасности РФ

3) утверждение изменения границ между субъектами РФ

4) назначение на должность судей Конституционного суда РФ

5) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных сил РФ

Всего за задание 3 балла

3. Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ:

1) Исполнение конституционной обязанности по защите Отечества

2) Совершение мелких бытовых сделок

3) Несение полной уголовной ответственности

4) Осуществление права авторства

5) Избрание в Государственную Думу

Ответ: ______________________________ (2 балла )

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

4.1. Игра, учеба, творчество, труд являются видами деятельности.

4.2. Социальная структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и отношений между ними.

4.3. Одной из стран БРИКС является Канада

4.4. Критерием истины является признание ее большинством общества.

4.5. Прием в гражданство РФ осущестляется по личному заявлению, подаваемому в органы внутренних дел по месту жительства на территории РФ или в дипломатические представительства

4.6. Одним из представителей договорной теории происхождения государства является Карл Каутский

 

4.1. 4.2. 4.3 4.4. 4.5 4.6
           

(3 балла)

 

5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие имена мыслителей, название их важнейших произведений и цитаты из него, вписав имена и номера цитат в таблицу. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем цитат и произведений.

Понятия, категории, идеи   Имена мыслителей, ученых
1. «Один путь ведет к "позитивной" свободе; индивид может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей…" 2. «Смерть и Время царят на земле, – Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви». 3. «Тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний…Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего…» 4. «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с затрудненным, уродливым и даже одичавшим правосознанием» 5. «Все конституционные хартии ни к чему не ведут, это контракт между господином и рабами; задача ни в том, чтобы рабам было лучше, но чтобы не было рабов» 6. «Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь…» А) Чаадаев П. Б) Фромм Э. В) Соловьев В.С. Г) Ильин И.А. Д) Бердяев Н. Е) Толстой Л.Н. Ж) Герцен А.И. З) Фрейд З.  
Произведение Мыслитель № цитаты
«Философские письма»    
«Критика отвлеченных начал»    
«О сопротивлении злу силою»    
«Истоки и смысл русского коммунизма»    
«Былое и думы»    
"Бегство от свободы"    

(6 баллов)

6.1. Что такое экономика
1.Физиократы А.Производство товаров и услуг за время Великой депрессии в США резко сократилось
2. Отрицательный экономический рост Б.Увеличение производства картофеля на садовых и приусадебных участках в России
3. Натуральное хозяйство В.Источником богатства являются природные ресурсы
4. Бартер Г.«Люди выбирают вариант, который кажется им наилучшим, поскольку он несет в себе наименьшие издержки и наибольшие выгоды по сравнению с другими вариантами…»
5. Меркантилисты Д.Источник богатства заключается в торговле
6. Экономическая рациональность Е.Робинзон Крузо сразу после высадки на необитаемый остров был озабочен тем, как добыть еду, одежду и жилище
7. Основные материальные потребности Ж.Оплата японского оборудования для нефтяной и газовой промышленности встречными поставками нефти и газа из Западной Сибири
             
             
               

 

6.2. Механизм рынка
1. Величина предложения А. Процент увеличения продаж при однопроцентном снижении цены
2. Эластичность спроса по цене Б. Опрос в школе показал, что при цене 57 рублей школьники готовы купить 87 шоколадок
3. Феномен Гиффена В. Снизив цену, Ирина Ивановна продала больше елочных украшений и получила большую прибыль, чем конкуренты
4. Конкуренция качества Г. Население настолько обеднело, что отреагировало на увеличение цены хлеба ростом спроса на него
5. Верхняя граница цены покупателя Д. Наибольшая цена, по которой вы согласитесь приобрести планшетный компьютер
6. Ценовая конкуренция Е. Максимальная цена, при которой величина предложения не превышает величины спроса
7. Цена равновесия Ж. Отечественные «пуховики» быстро отвоевали свою долю рынка за счет более высокой прочности и лучшего дизайна при примерно той же цене, что и китайские «пуховики»
             
Б А Г Ж Д В Е
               

(7 баллов)

7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите в ответе порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: слова в списке даны в именительном падеже, слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«Две Декларации, изменившие мир»

«…Принципы ____________, выдвинутые _____________ и другими мыслителями XVII – XVIII вв., нашли практическое развитие в двух декларациях и заложили основы современной____________ политической системы.

Первая из них – _____________, написанная ____________... Она стала первым в истории _________ актом, провозгласившим идею народного ______________ как основу государственной жизни. При этом автор данной Декларации вместо триады Локка «______,________ и _________» в качестве естественных прав личности ввел иную триаду: «________,_______ и ________».

Другим выдающимся документом, объявившим ________ принципы, стала _____________, в которой провозглашалось, что:

– люди рождаются и остаются свободными и ________ в правах;

– цель каждого государственного союза – _________ естественных и неотъемлемых прав ______;

– источник суверенитета зиждется в _________;

– _________ состоит в возможности делать все, что не приносит _______ другому;

– закон может _________ лишь деяния, вредные для _________;

– ________ есть выражение общей воли.

1. закон 2. общество 3. воспрещать 4. нация 5. свобода 6. равные 7. обеспечение 8. человек 9. демократические 10. Декларация прав человека и гражданина 11. «жизнь, свобода и стремление к счастью» 12. «жизнь, свобода и собственность» 13. суверенитет 14. государственный 15. Томас Джефферсон 16. Декларация независимости США 17. Декларация прав трудящихся 18. западная 19. восточная 20. либерализм 21. социализм 22. Джон Локк 23. Шарль Фурье 24. Джордж Вашингтон 25. вред  
 
 
 

 

Ответ: ______________________________________________________________

(10 баллов)

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации и ответьте на вопросы:

8.1. Гражданин Н. заключил с фирмой «Прозрачный квадрат» договор об установке окон. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, но качество работ гражданина Н. не устроило. Фирма отказалась переделать работу, поскольку посчитала требования заказчика не объективными.

В рамах какого процесса может быть разрешен этот спор?

Назовите обе стороны процесса, указав, кто из названных участников спора к каждой из сторон относится?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл)

8.2. Совершеннолетние дееспособные мужчина и женщина собирались подать в органы ЗАГС заявление о регистрации брака, однако знакомые сказали, что заявление могут не принять, так как они предварительно не заключили брачный договор.

Правомерны ли опасения этих граждан? Объясните свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)

8.3. Елена устроилась на постоянную работу в небольшую частную фирму.

Должен ли руководитель фирмы сделать соответствующую запись о поступлении на работу в трудовой книжке Елены? Обоснуйте свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла) (Всего 5 баллов)

9. Ответьте на вопросы о российском парламенте:

9.1. Как называется высший законодательный орган Российской Федерации?

__________________________________________________________________

9.2. Государственная Дума какого созыва действует в Российской Федерации?

_______________________________________________________________

9.3 Когда проходили последние выборы в Государственную Думу?

_______________________________________________________________

9.4. Какие политические партии сформировали фракции в действующей Государственной Думе?

________________________________________________________________

9.5. Напиши имена политических деятелей, изображенных на фотографиях. Что их объединяет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-(всего за задание – 9 баллов)

Рисунок 1 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4  

Задание: Прочтите фрагмент статьи, опубликованный в «Российской газете», и ответьте на вопросы:

« Выборная кампания – время споров о доходах богатых и бедных. СМИ пестрят подсчетами. Показания, правда, разнятся. В трех взятых наугад изданиях разрыв в уровне доходов самых богатых и самых бедных россиян оценивался в 15, 26 и 33 раза соответственно.

Налицо две тенденции. С одной стороны, активная социальная политика последних лет начала давать свои результаты: процент людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, ощутимо уменьшился. С другой стороны, разрыв между богатыми и бедными продолжает расти. Общий расклад: хотя от роста экономики выиграют все, но богатые – больше, чем остальные. В этом – ответ на вопрос, почему вся наша политика год от года «левеет». Действующие мягкие, «рыночные» механизмы перераспределения благ «не тянут», и в поисках альтернатив люди снова обращаются к идее распределительного (т.е. социального) государства. В итоге власть оказывается перед сложной задачей: как добиться относительного выравнивания доходов, не «заморозив» динамику роста?

Между тем проблемы, являющиеся прямым следствием долговременного роста экономики, могут оказаться фатальными. Во-первых, рост никогда не бывает равномерным – а, значит, создает новые противоречия и обостряет уже существующие. Во-вторых, в нем всегда есть ни только победитель, но и проигравший.

Рост меняет мотивации людей. Честный работник, который в кризисные годы исполнял свой долг на низко оплачиваемом рабочем месте, в годы роста уже не сможет относиться к этому столь же бескорыстно и будет требовать свое. Призывать людей «работать и зарабатывать своим трудом» в такой ситуации крайне не просто. Для этого у нас слишком много миллиардеров и мультимиллионеров, о которых точно известно, что никаким «трудом» до их состояний дорасти невозможно. В этом еще один парадокс: чем больше сверх богатых, тем более «левой» становится политическая повестка дня; иначе говоря, миллиардер и левый популист всегда идут рука об руку.

Проблема разрыва между бедными и богатыми ни столько в объемах контролируемой собственности и суммах доходов, сколько в публичных формах потребления, допустимых общественной моралью. Когда западный мультимиллионер едет на работу на велосипеде, все понимают: гигантские активы в его собственности – это гарантия того, что ресурс у достойного хозяина. И наоборот, когда у нас молодой здоровый парень, купивший в кредит иномарку, гудками сгоняет с пешеходной «зебры» идущего в булочную пенсионера, начинаешь задаваться вопросом: а достоин ли он своей внушительной зарплаты? И не лучше ли будет отдать ее дедушке?»

1. Какие проблемы современного общества рассматриваются в статье?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие последствия, по мнению редакции газеты, имеет экономический рост?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какое государство в статье названо социальным? Дайте определение понятия «социальное государство»? Опираясь на обществоведческие знания, приведите пример социальной политики государства.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите два последствия, к которым может привести разрыв в уровне доходов населения?

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(Всего – 26 баллов)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.