КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III тур
II тур Сопоставьте экономические термины и понятия, приведенные в левых колонках таблиц с примерами и определениями из правых. Iтур КЛАСС ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ По два балла за пропуск, 24 балла максимум. III. Заполните пропуски в схеме Максимум 8 баллов. II. Лингвистический конструктор. Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь
«правильного» и «надлежащего», действия, для социального, и выражающее, общим, ожидания, поведения, предписание, служащее, социальные, указанием ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По четыре балла максимум за каждое верное определение.
IV. Объясните содержание любого одного из приведенных тезисов, используя термины обществознания, и проанализируйте мысль автора. Приведите пример общественного и личного опыта
Максимум: 19 баллов
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2014/2015 гг. 1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. 1) налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог 2) право собственности, право хозяйственного ведения имуществом, право постоянного пользования земельным участком, сервитут 3) частные учреждения, государственные компании, религиозные организации, фонды, ассоциации 4) Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли 5) человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность, правдивость Ответ: 1)________________________________________ 2)________________________________________ 3)________________________________________ 4)________________________________________ 5) _______________________________________ (5 баллов) 2. Выберите из перечня: 2.1 – характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания: 1) обязательность уплаты 2)безвозмездность 3)пропорциональность доходу 4)возвратный характер 5)законодательное установление 2.2 – товары, спрос на которые будет эластичным: 1) престижный автомобиль 2) хлеб 3) баранина 4) электрические лампочки 5) фломастеры 6) соль 2.3 – категории граждан, не обладающие избирательным правом: 1) профессиональные военные 2) лица без определенного места жительства 3) находятся в тюрьме по приговору суда 4) священнослужители 5) признанные судом недееспособными 6) привлеченные к суду по административному делу 7) проживающие за границей Всего за задание 3 балла 3. Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ: 1) Исполнение конституционной обязанности по защите Отечества 2) Совершение мелких бытовых сделок 3) Несение полной уголовной ответственности 4) Осуществление права авторства 5) Избрание в Государственную Думу Ответ: ____________ __________________ (2 балла) 4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу: 4.1. Игра, учеба, творчество, труд являются видами деятельности. 4.2. Социальная структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и отношений между ними. 4.3. Одной из стран БРИКС является Испания 4.4. Критерием истины является признание ее большинством общества. 4.5. Владелец облигации является кредитором акционерного общества 4.6. Джон Кейнс является одним из учеников Альфреда Марщалла
(3 балла)
5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие имена мыслителей, название их важнейших произведений и цитаты из него, вписав имена и номера цитат в таблицу. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем цитат и произведений.
(6 баллов)
(7 баллов)
7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите в ответе порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: слова в списке даны в именительном падеже, слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! «Две Декларации, изменившие мир» «…Принципы ____________, выдвинутые _____________ и другими мыслителями XVII – XVIII вв., нашли практическое развитие в двух декларациях и заложили основы современной____________ политической системы. Первая из них – _____________, написанная ____________... Она стала первым в истории _________ актом, провозгласившим идею народного ______________ как основу государственной жизни. При этом автор данной Декларации вместо триады Локка «______,________ и _________» в качестве естественных прав личности ввел иную триаду: «________,_______ и ________». Другим выдающимся документом, объявившим ________ принципы, стала _____________, в которой провозглашалось, что: – люди рождаются и остаются свободными и ________ в правах; – цель каждого государственного союза – _________ естественных и неотъемлемых прав ______; – источник суверенитета зиждется в _________; – _________ состоит в возможности делать все, что не приносит _______ другому; – закон может _________ лишь деяния, вредные для _________; – ________ есть выражение общей воли.
Ответ: ______________________________________________________________ (10 баллов) 8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации и ответьте на вопросы: 8.1. Гражданин Н. заключил с фирмой «Прозрачный квадрат» договор об установке окон. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, но качество работ гражданина Н. не устроило. Фирма отказалась переделать работу, поскольку посчитала требования заказчика не объективными. В рамах какого процесса может быть разрешен этот спор? Назовите обе стороны процесса, указав, кто из названных участников спора к каждой из сторон относится? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл) 8.2. Совершеннолетние дееспособные мужчина и женщина собирались подать в органы ЗАГС заявление о регистрации брака, однако знакомые сказали, что заявление могут не принять, так как они предварительно не заключили брачный договор. Правомерны ли опасения этих граждан? Объясните свой ответ. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла) 8.3. Елена устроилась на постоянную работу в небольшую частную фирму. Должен ли руководитель фирмы сделать соответствующую запись о поступлении на работу в трудовой книжке Елены? Обоснуйте свой ответ. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла) (Всего 5 баллов) 9. Ответьте на вопросы о российском парламенте: 9.1. Как называется высший законодательный орган Российской Федерации? __________________________________________________________________ 9.2. Государственная Дума какого созыва действует в Российской Федерации? _______________________________________________________________ 9.3 Когда проходили последние выборы в Государственную Думу? _______________________________________________________________ 9.4. Какие политические партии сформировали фракции в действующей Государственной Думе? ________________________________________________________________ 9.5. Напиши имена политических деятелей, изображенных на фотографиях. Что их объединяет? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-(всего за задание – 9 баллов)
Нет такого общества, в котором не существовала бы преступность. Правда, она изменяет форму; действия, квалифицируемые как преступные, не везде одни и те же, но всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что навлекали на себя уголовное наказание. Если бы, по крайней мере, с переходом обществ от низших к более высоким типам процент преступности снижался, то можно было бы думать, что, не переставая быть нормальным явлением, преступление все-таки стремится утратить этот характер … Существование преступности само по себе нормально, но лишь тогда, когда оно достигает, а не превосходит определенного для каждого социального типа уровня. Мы приходим к выводу, по-видимому, достаточно парадоксальному. Не следует обманывать себя; относить преступление к числу явлений нормальной социологии — значит не только признавать его явлением неизбежным, хотя и прискорбным, вызываемым неисправимой испорченностью людей; это значит одновременно утверждать, что оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества. …Нетрудно найти причины, объясняющие и в то же время подтверждающие эту нормальность. Прежде всего, преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно. Преступление представляет собой действие, оскорбляющее известные коллективные чувства... Для того чтобы в данном обществе перестали совершаться действия, признаваемые преступными, нужно было бы, чтобы оскорбляемые ими чувства встречались во всех индивидуальных сознаниях без исключения и с той степенью силы, какая необходима для того, чтобы сдержать противоположные чувства. Предположим даже, что это условие могло бы быть выполнено, но преступление все-таки не исчезнет, а лишь изменит свою форму, потому что та же самая причина, которая осушила бы источники преступности, немедленно открыла бы новые. Так, воровство и просто нечестность оскорбляют одно и то же альтруистическое чувство — уважение к чужой собственности. Но одно из этих действий слабее, чем другое, и к последнему относятся терпимее… Но если это же чувство станет настолько сильным, что совершенно уничтожит склонность к воровству, то другие нарушения… перейдут из списка простых нравственных проступков в разряд преступлений. Преступление, стало быть, необходимо, оно связано с основными условиями всякой социальной жизни и уже потому полезно, так как условия, с которыми оно связано, в свою очередь необходимы для нормальной эволюции морали и права.
Э. Дюркгейм Задания: 1. Какой парадоксальный вывод о преступлении как явлении социологии приводит автор? Проведи критический анализ текста и попробуй опровергнуть вывод автора, опираясь на его же аргументы, приведенные в тексте.
2. Автор утверждает, что действия, квалифицируемые как преступные, не везде одни и те же. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните суждение автора и проиллюстрируйте его двумя примерами.
3. Как известно из социологии, причины преступности связывают и с жизненными условиями, и, с личностными характеристиками человека, совершающего преступление. Привлекая обществоведческие знания, назови по две соответствующие причине преступного поведения и приведи по одному аргументу, подтверждающему каждую позицию. (Всего за задания второго тура – 26 баллов) Творческое задание. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе: 1. «Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде» (М.Монтень) 2. «Образование создает разницу между людьми» (Джон Локк) 3. «Не стремись получить отцовское наследство, лучше овладей знаниями, которыми владел твой отец» (Саади) 4. «Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни» (Вольтер) 5. «Не работодатель выдает зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдает клиент» (Г.Форд) Критерии оценивания: 1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики. 2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения при раскрытии темы. 3. Уровень аргументации: а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений; б) опора на научные теории, владение понятиями курса; в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт; г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.) 4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы. (24 балла) Итого100 баллов
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |