Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III тур




II тур

Сопоставьте экономические термины и понятия, приведенные в левых колонках таблиц с примерами и определениями из правых.

Iтур

КЛАСС

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

По два балла за пропуск, 24 балла максимум.

III. Заполните пропуски в схеме

Максимум 8 баллов.

II. Лингвистический конструктор. Из приведенных слов составьте и запишите определение понятия. Запишите само понятие, о котором идет речь

 

«правильного» и «надлежащего», действия, для социального, и выражающее, общим, ожидания, поведения, предписание, служащее, социальные, указанием

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в данном, ему, индивидом, образцов, обществе, поведения, позволяющих, процесс, социальных норм и ценностей, усвоения, успешно, функционировать

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

По четыре балла максимум за каждое верное определение.


• Наличие определенной территории,что означает распространение ________________ на определенной территории и на ________________, живущее на этой территории. В связи с этим возникает вопрос ________________ (в республике) и подданства (в монархии). Государство может иметь административно- территориальное деление (делиться на штаты, субъекты, земли, области и т. д.) • Публичность властивключает в себя аппарат ________________ (слой людей, выполняющих властные и управленческие функции) и аппарат ________________ (слой людей, выполняющих принудительные и карательные функции - армия, милиция и т.д.)  
ПРИЗНАКИ ________________
________________ -особое свойство государства, которое выражается в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства в международных отношениях во внешней политике Взимание ________________ и привлечение займовдля государственных нужд с населения страны и на внешнем рынке Наличие ________________ государственной власти(наличие столицы, властного органа, ________________, ________________, ________________). Данный признак отражает оформленность власти.
       

 

 

 


IV. Объясните содержание любого одного из приведенных тезисов, используя термины обществознания, и проанализируйте мысль автора. Приведите пример общественного и личного опыта

Философия «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину». Н. Пирогов
Экономика «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
Социология «Для других мы создаем правила, для себя — исключения». Ш. Лемель
Политология Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна». А. Сумароков
Правоведение Законы для всех должны иметь одинаковый смысл». Ш. Монтескье

 

Максимум: 19 баллов

 

 

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2014/2015 гг.

1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

1) налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог

2) право собственности, право хозяйственного ведения имуществом, право постоянного пользования земельным участком, сервитут

3) частные учреждения, государственные компании, религиозные организации, фонды, ассоциации

4) Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли

5) человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность, правдивость

Ответ:

1)________________________________________

2)________________________________________

3)________________________________________

4)________________________________________

5) _______________________________________

(5 баллов)

2. Выберите из перечня:

2.1 – характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

1) обязательность уплаты

2)безвозмездность

3)пропорциональность доходу

4)возвратный характер

5)законодательное установление

2.2 – товары, спрос на которые будет эластичным:

1) престижный автомобиль

2) хлеб

3) баранина

4) электрические лампочки

5) фломастеры

6) соль

2.3 – категории граждан, не обладающие избирательным правом:

1) профессиональные военные

2) лица без определенного места жительства

3) находятся в тюрьме по приговору суда

4) священнослужители

5) признанные судом недееспособными

6) привлеченные к суду по административному делу

7) проживающие за границей

Всего за задание 3 балла

3. Восстановите правильную последовательность расширения дееспособности гражданина РФ:

1) Исполнение конституционной обязанности по защите Отечества

2) Совершение мелких бытовых сделок

3) Несение полной уголовной ответственности

4) Осуществление права авторства

5) Избрание в Государственную Думу

Ответ: ____________ __________________ (2 балла)

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

4.1. Игра, учеба, творчество, труд являются видами деятельности.

4.2. Социальная структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и отношений между ними.

4.3. Одной из стран БРИКС является Испания

4.4. Критерием истины является признание ее большинством общества.

4.5. Владелец облигации является кредитором акционерного общества

4.6. Джон Кейнс является одним из учеников Альфреда Марщалла

 

4.1. 4.2. 4.3 4.4. 4.5 4.6
           

(3 балла)

 

5. В идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие имена мыслителей, название их важнейших произведений и цитаты из него, вписав имена и номера цитат в таблицу. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем цитат и произведений.

Понятия, категории, идеи   Имена мыслителей, ученых
1. «Один путь ведет к "позитивной" свободе; индивид может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей…"
  1. «Смерть и Время царят на земле, –
Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви».
  1. «Тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний…Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего…»
  2. «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с затрудненным, уродливым и даже одичавшим правосознанием»
  3. «Все конституционные хартии ни к чему не ведут, это контракт между господином и рабами; задача ни в том, чтобы рабам было лучше, но чтобы не было рабов»
  4. «Революция – конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь…»
А) Чаадаев П. Б) Фромм Э. В) Соловьев В.С. Г) Ильин И.А. Д) Бердяев Н. Е) Толстой Л.Н. Ж) Герцен А.И. З) Фрейд З.  
Произведение Мыслитель № цитаты
«Философские письма»    
«Критика отвлеченных начал»    
«О сопротивлении злу силою»    
«Истоки и смысл русского коммунизма»    
«Былое и думы»    
"Бегство от свободы"    

(6 баллов)

6.1. Что такое экономика
1.Физиократы А.Производство товаров и услуг за время Великой депрессии в США резко сократилось
2. Отрицательный экономический рост Б.Увеличение производства картофеля на садовых и приусадебных участках в России
3. Натуральное хозяйство В.Источником богатства являются природные ресурсы
4. Бартер Г.«Люди выбирают вариант, который кажется им наилучшим, поскольку он несет в себе наименьшие издержки и наибольшие выгоды по сравнению с другими вариантами…»
5. Меркантилисты Д.Источник богатства заключается в торговле
6. Экономическая рациональность Е.Робинзон Крузо сразу после высадки на необитаемый остров был озабочен тем, как добыть еду, одежду и жилище
7. Основные материальные потребности Ж.Оплата японского оборудования для нефтяной и газовой промышленности встречными поставками нефти и газа из Западной Сибири
             
             
               

 

6.2. Механизм рынка
1. Величина предложения А. Процент увеличения продаж при однопроцентном снижении цены
2. Эластичность спроса по цене Б. Опрос в школе показал, что при цене 57 рублей школьники готовы купить 87 шоколадок
3. Феномен Гиффена В. Снизив цену, Ирина Ивановна продала больше елочных украшений и получила большую прибыль, чем конкуренты
4. Конкуренция качества Г. Население настолько обеднело, что отреагировало на увеличение цены хлеба ростом спроса на него
5. Верхняя граница цены покупателя Д. Наибольшая цена, по которой вы согласитесь приобрести планшетный компьютер
6. Ценовая конкуренция Е. Максимальная цена, при которой величина предложения не превышает величины спроса
7. Цена равновесия Ж. Отечественные «пуховики» быстро отвоевали свою долю рынка за счет более высокой прочности и лучшего дизайна при примерно той же цене, что и китайские «пуховики»
             
Б А Г Ж Д В Е
               

(7 баллов)

 

7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите в ответе порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: слова в списке даны в именительном падеже, слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

«Две Декларации, изменившие мир»

«…Принципы ____________, выдвинутые _____________ и другими мыслителями XVII – XVIII вв., нашли практическое развитие в двух декларациях и заложили основы современной____________ политической системы.

Первая из них – _____________, написанная ____________... Она стала первым в истории _________ актом, провозгласившим идею народного ______________ как основу государственной жизни. При этом автор данной Декларации вместо триады Локка «______,________ и _________» в качестве естественных прав личности ввел иную триаду: «________,_______ и ________».

Другим выдающимся документом, объявившим ________ принципы, стала _____________, в которой провозглашалось, что:

– люди рождаются и остаются свободными и ________ в правах;

– цель каждого государственного союза – _________ естественных и неотъемлемых прав ______;

– источник суверенитета зиждется в _________;

– _________ состоит в возможности делать все, что не приносит _______ другому;

– закон может _________ лишь деяния, вредные для _________;

– ________ есть выражение общей воли.

1. закон 2. общество 3. воспрещать 4. нация 5. свобода 6. равные 7. обеспечение 8. человек 9. демократические 10. Декларация прав человека и гражданина 11. «жизнь, свобода и стремление к счастью» 12. «жизнь, свобода и собственность» 13. суверенитет 14. государственный 15. Томас Джефферсон 16. Декларация независимости США 17. Декларация прав трудящихся 18. западная 19. восточная 20. либерализм 21. социализм 22. Джон Локк 23. Шарль Фурье 24. Джордж Вашингтон 25. вред  
 
 
 

 

Ответ: ______________________________________________________________

(10 баллов)

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации и ответьте на вопросы:

8.1. Гражданин Н. заключил с фирмой «Прозрачный квадрат» договор об установке окон. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, но качество работ гражданина Н. не устроило. Фирма отказалась переделать работу, поскольку посчитала требования заказчика не объективными.

В рамах какого процесса может быть разрешен этот спор?

Назовите обе стороны процесса, указав, кто из названных участников спора к каждой из сторон относится?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (1 балл)

8.2. Совершеннолетние дееспособные мужчина и женщина собирались подать в органы ЗАГС заявление о регистрации брака, однако знакомые сказали, что заявление могут не принять, так как они предварительно не заключили брачный договор.

Правомерны ли опасения этих граждан? Объясните свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (2 балла)

8.3. Елена устроилась на постоянную работу в небольшую частную фирму.

Должен ли руководитель фирмы сделать соответствующую запись о поступлении на работу в трудовой книжке Елены? Обоснуйте свой ответ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла) (Всего 5 баллов)

9. Ответьте на вопросы о российском парламенте:

9.1. Как называется высший законодательный орган Российской Федерации?

__________________________________________________________________

9.2. Государственная Дума какого созыва действует в Российской Федерации?

_______________________________________________________________

9.3 Когда проходили последние выборы в Государственную Думу?

_______________________________________________________________

9.4. Какие политические партии сформировали фракции в действующей Государственной Думе?

________________________________________________________________

9.5. Напиши имена политических деятелей, изображенных на фотографиях. Что их объединяет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-(всего за задание – 9 баллов)

Рисунок 1 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4  

Нет такого общества, в котором не существовала бы преступность. Правда, она изменяет форму; действия, квалифицируемые как преступные, не везде одни и те же, но всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что навлекали на себя уголовное наказание. Если бы, по крайней мере, с переходом обществ от низших к более высоким типам процент преступности снижался, то можно было бы думать, что, не переставая быть нормальным явлением, преступление все-таки стремится утратить этот характер …

Существование преступности само по себе нормально, но лишь тогда, когда оно достигает, а не превосходит определенного для каждого социального типа уровня. Мы приходим к выводу, по-видимому, достаточно парадоксальному. Не следует обманывать себя; относить преступление к числу явлений нормальной социологии — значит не только признавать его явлением неизбежным, хотя и прискорбным, вызываемым неисправимой испорченностью людей; это значит одновременно утверждать, что оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества. …Нетрудно найти причины, объясняющие и в то же время подтверждающие эту нормальность.

Прежде всего, преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно. Преступление представляет собой действие, оскорбляющее известные коллективные чувства... Для того чтобы в данном обществе перестали совершаться действия, признаваемые преступными, нужно было бы, чтобы оскорбляемые ими чувства встречались во всех индивидуальных сознаниях без исключения и с той степенью силы, какая необходима для того, чтобы сдержать противоположные чувства. Предположим даже, что это условие могло бы быть выполнено, но преступление все-таки не исчезнет, а лишь изменит свою форму, потому что та же самая причина, которая осушила бы источники преступности, немедленно открыла бы новые.

Так, воровство и просто нечестность оскорбляют одно и то же альтруистическое чувство — уважение к чужой собственности. Но одно из этих действий слабее, чем другое, и к последнему относятся терпимее… Но если это же чувство станет настолько сильным, что совершенно уничтожит склонность к воровству, то другие нарушения… перейдут из списка простых нравственных проступков в разряд преступлений.

Преступление, стало быть, необходимо, оно связано с основными условиями всякой социальной жизни и уже потому полезно, так как условия, с которыми оно связано, в свою очередь необходимы для нормальной эволюции морали и права.

 

Э. Дюркгейм

Задания:

1. Какой парадоксальный вывод о преступлении как явлении социологии приводит автор? Проведи критический анализ текста и попробуй опровергнуть вывод автора, опираясь на его же аргументы, приведенные в тексте.

 

2. Автор утверждает, что действия, квалифицируемые как преступные, не везде одни и те же. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните суждение автора и проиллюстрируйте его двумя примерами.

 

3. Как известно из социологии, причины преступности связывают и с жизненными условиями, и, с личностными характеристиками человека, совершающего преступление. Привлекая обществоведческие знания, назови по две соответствующие причине преступного поведения и приведи по одному аргументу, подтверждающему каждую позицию.

(Всего за задания второго тура – 26 баллов)

Творческое задание.

Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

1. «Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде – значит быть нигде» (М.Монтень)

2. «Образование создает разницу между людьми» (Джон Локк)

3. «Не стремись получить отцовское наследство, лучше овладей знаниями, которыми владел твой отец» (Саади)

4. «Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни» (Вольтер)

5. «Не работодатель выдает зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдает клиент» (Г.Форд)

Критерии оценивания:

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения при раскрытии темы.

3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.)

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

(24 балла)

Итого100 баллов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.