КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расположение речи
Как известно, для разговорной речи вопрос о композиции не ставится. В центре разговорной речи лежит повтор. В отличие от разговорной речи письменная речь конденсирована. Представьте себе, что пишущий начнет, как это принято в разговорной речи, многократно возвращаться к одному и тому же, - надолго ли хватит читателя? Оратор, хотя он и пользуется устной формой речи, не должен забывать о словах Цицерона: «Перо – лучший и превосходнейший наставник красноречия». Разумеется, соотношение между устным и написанным текстом определяется индивидуальностью оратора. Но то, что композиция публичной речи (ораторской или гомилетической) должна быть тщательно продумана, - не подлежит сомнению. Характерно, что и в разговорной речи тщательно продумываются те фрагменты, в которых говорящий не вполне искренен и преследует цель произвести совершенно определенное впечатление (вспомним заповедь неувядаемого Штирлица: «Запоминается всегда последняя фраза»). Таким образом, требования к композиции речи тем выше, чем менее она спонтанна. С этих позиций ораторская и гомилетическая речь не могут не иметь продуманной композиции, ибо в противном случае может возникнуть эффект, противоположный задуманному (пошатнется система аргументации, разрушится образ ритора). Вместе с тем при продумывании композиции публичной речи необходимо принимать во внимание закономерности восприятия на слух, - а они такие же, что и при восприятии любой устной речи. Слушающий нуждается в повторе. Итак, чтобы быть правильно понятым, надо не бояться повторов, а чтобы не утратить внимания слушателей – повторов следует избегать! Как же проскользнуть между Сциллой непонимания и Харибдой скуки? Выход есть. И этот выход – правильное расположение речи. Универсальная композиция была разработана в античной риторике. Достоинство этой композиции еще и в том, что она национально не маркирована, т.е. годится для речи на любом естественном языке. Теоретиками античной риторики было разработано восемь композиционных форм речи. Эти формы назывались «частями речи» (не путать с грамматическими частями речи – это случайное совпадение звучания). Набор и порядок расположения речи определяется темой речи, характером аудитории, жанром речи, объемом ее, характером выводов. Части речи можно также считать крупными риторическими аргументами, средствами риторического доказывания. Классическая последовательность их такова: 1) обращение, 2) обозначение темы, 3) повествование, 4) изложение, 5) доказательство, 6) опровержение, 7) воззвание, 8) заключение. 1. Обращение представляет собой аргумент о личности говорящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора действует через обращенную к аудитории речь. Поэтому в обращении содержится так или иначе выраженная просьба выслушать то, что последует за ним. Непосредственная задача обращения – расположить аудиторию к оратору. Обращение – форма знакомства оратора с аудиторией. В нем оратор стремится так или иначе представить собственную личность. Продемонстрировать наличие у него знаний о нуждах, настроении, образе мыслей аудитории. Обращение требует от слушателей внимания. Каждый приучен к тому, что слушание следует предпочесть всем другим видам деятельности. Поэтому, учитывая этот «рефлекс слушания», лекторы часто используют обращение в середине речи, с целью восстановить ослабевшее внимание слушателей. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию речи. Поэтому в обращении не следует жалеть приятных для аудитории слов. В обращении нельзя быть скучным, недоброжелательным, неуважительным. Вместе с тем, если оратор хорошо знаком аудитории, он может позволить себе лаконичное обращение. В совещательной речи обращение может действовать как отдельный риторический аргумент – при условии, что оратор пользуется исключительным доверием и уважением публики. 2. Обозначение темы. Оно также является важным риторическим аргументом. Название темы и ее объяснение составляют смысловой центр аргументации. Название темы – необходимая часть композиции любой лекции, причем в публичной лекции название не только должно соответствовать предмету речи, но и быть понятным аудитории, а главное – должно стилистически быть построено так, чтобы заинтересовать аудиторию. Таким образом, известная уловка Ходжи Насреддина, состоящая в его отказе от речи, сначала ввиду незнакомства аудитории с темой речи, потом именно в силу знакомства, и наконец – потому, что знающая часть аудитории могла проинформировать незнающую, – строится именно на преднамеренном неразграничении хитрецом трех частей речи: обращения, обозначения темы и повествования. 3. Повествование содержит историю предмета речи либо историю мысли об этом предмете. Повествование обычно легко и с интересом воспринимается аудиторией, однако поскольку повествование поневоле носит выборочный характер, кто-либо из аудитории может припомнить опущенные оратором подробности и тем самым подвергнуть сомнению ход мыслей, а то и выводы оратора. Поэтому при повествовании надо не просто отбирать те события, которые позволяют подвести слушателя к определенным выводам, но и обосновать свой выбор. 4. Изложение. В изложении предмет речи описывается системно, т.е. предмет рассматривается по частям, в их соотношении друг с другом и в их отношении к целому. В изложение обычно вводятся примеры, возможно описать мысленный эксперимент. В этом случае описание предшествует доказательству. 5. Доказательство – центральный аргумент речи. Без него нельзя выступать вообще. Однако в разных риторических жанрах доказательство может принимать разные формы и даже, например, в популярной лекции, быть опущено. Но это не значит, что в этом жанре эту часть не надо готовить вообще. Наоборот, всегда следует быть готовым по желанию слушателей ее воспроизвести. В доказательстве используются силлогизмы, энтимемы, примеры. Примеры могут быть обобщающие, иллюстрирующие (подтверждающие ранее сделанное обобщение), эталонные (образцовые). Гомилетика предъявляет к примерам особые требования: значимость в истории развития какой-либо человеческой деятельности, наглядность, обыденность и, что особенно важно, нравственная ориентированность. 6. Опровержение. «Ну, а это-то зачем? – спросит иной. – Опровергнуть и без меня найдутся охотники». И даже более категорично: «Скажи о себе хорошее сам – плохое и без тебя скажут». Вот именно потому, что охотников опровергнуть слова оратора найдется немало, все возможные опровержения лучше привести самому. Тогда опровержение станет доказательством «от противного». Когда можно не прибегать к опровержению? Если аудитория однородна и не подозревает о наличии противоположной точки зрения по этой теме (хотя сегодня трудно представить себе такую тему и такую аудиторию). 7. Воззвание. Эта часть речи обращена к чувствам слушателей. Она содержит оценку всего ранее сказанного, передает личное отношение говорящего к речи. В учебной и публичной лекциях используется реже, чем в ораторике, однако при необходимости апеллировать к гражданским чувствам аудитории, указать на нравственные аспекты проблемы, привлечь внимание к общественным интересам, - эта часть уместна и в учебной гомилетике. 8. Заключение. Целесообразность этой части речи связана с особенностями восприятия речи на слух. Слушатель не в состоянии запомнить весь объем информации. Поэтому заключение должно напомнить все, что уже было сказано, т.е. представляет собой краткое изложение основного содержания, подводит итоги всего рассуждения. Итак, восемь частей речи – восемь способов говорить об одном и том же предмете. Возможности языка ограничены только этими способами представления содержания. Девятого не дано. Приведенная выше композиция – оптимальна. Она справедлива и для письменных жанров. Однако есть жанры, где все восемь частей речи не требуются. Так, например, агитационная речь может состоять из шести элементов: 1. Описание создавшегося положения. 2. Описание возможных выходов. 3. Опасности, которые ожидают аудиторию в случае неисполнения (или, наоборот, исполнения) чего-либо. 4. Указание на необходимость действия. 5. Обещание выгод от данного действия. 6. Призыв к действию. Доклад-отчет о работе 1. Перечень заданий. 2. Состояние дела в связи с заданиями. 3. Причины данного состояния: а) благоприятствующие обстоятельства; б) неблагоприятствующие обстоятельства; 4. Перспективы. ЖАНРЫ НАУЧНОЙ РЕЧИ А. Академические доклады I. Отчет о проведении исследования 1. История вопроса. 2. Современные точки зрения. 3. Критика современных точек зрения. 4. Точка зрения докладчика. 5. Преимущества этой точки зрения. II. Доклад-защита 1. История вопроса. 2. Нерешенные проблемы. 3. Методы исследования. 4. Материал. 5. Ход исследования. 6. Результаты. 7. Выводы. 8. Перспективы. Б. Рецензия(и реферат) 1. Автор. 2. Работа, ее жанр, на кого рассчитана. 3. Задачи, поставленные автором. 4. Степень выполнения поставленных задач: а) последовательность/непоследовательность; б) ясность/неясность; в) полнота/неполнота; г) обоснованность/необоснованность. 5. Выводы о пригодности работы.
Вопросы и задания для самопроверки 1.Каковы функции «частей речи» как риторических аргументов? 2. В каких случаях возможна минимизация обращения? 3. В каких жанрах возможно опустить воззвание? 4. Составьте рецензию на избранное вами произведение, пользуясь приведенным выше планом. 5. Прочитайте тексты №5, №9, №10 (см. Приложение). А) Определите тип речи (совещательная, судительная, показательная). Б) Охарактеризуйте композицию речи: выделите части речи, объясните, каким образом каждая часть речи соотносится с общим замыслом/ целью ритора. В) Определите, все ли части речи присутствуют в каждом тексте. Если нет, объясните почему. Г) Составьте краткий и полный планы текстов.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |