Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нагайка




На берегу Невы

Пустынны берега реки Невы: леса, топи да непролазные чащи. И проехать трудно, и жить негде. А место важное – море.
Через несколько месяцев после взятия Ниеншанца1 Пётр забрал Меншикова, сел в лодку и поехал к устью2 Невы. При самом впадении Невы в море – остров. Вылез Пётр из лодки, стал ходить по острову. Остров длинный, плоский, словно ладошка. Хохолками торчат хилые кусты, под ногами мох.
– Ну и место, государь! – проговорил Меншиков.
– Место, как место, – ответил Пётр. – Знатное место: море.
Пошли дальше. Вдруг Меншиков провалился по колени в болото. Рванул ноги, стал на четвереньки, пополз на сухое место. Посмотрел на ноги – одного ботфорта3 нет.
– Ай да Алексашка! – рассмеялся Пётр.
– Ну и места проклятущие! – с обидой проговорил Меншиков. – Государь, пошли назад.
– Зачем же назад, иди вперёд, Данилыч. Чай, хозяйничать сюда пришли, а не гостями, – ответил Пётр и зашагал к морю.
Меншиков нехотя поплёлся сзади.
– А вот смотри, – обратился Пётр к Меншикову. – Жизни, говоришь, никакой нет, а это что, не жизнь?
Пётр подошёл к кочке, осторожно раздвинул кусты, и Меншиков увидел гнездо. В гнезде птица. Она с удивлением смотрела на людей, не улетала.
Наконец Пётр и Меншиков вышли к морю. Большое, мрачное, оно бросало о берег волны, било о гальку. Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны.
Меншиков сидел на камне, переобувался.
– Данилыч! – вновь повторил Пётр. Меншиков насторожился.
– Здесь, у моря, – Пётр обвёл рукой, – здесь, у моря, – повторил он, – будем строить город.
– Город? – переспросил Меншиков. – Тут, на сих болотах, город?!
– Да, – ответил Пётр и зашагал по берегу.
А Меншиков продолжал сидеть на камне и смотрел удивлённым, восторженным взглядом на удаляющуюся фигуру Петра. (274 слова)

(По С. Алексееву)

Вопросы и задания

1. Какая картина открылась перед Петром и Меншиковым, когда они высадились на острове?

2. Как вёл себя Меншиков и как вёл себя царь Пётр? Как это их характеризует?

3. Какая фраза текста раскрывает весь смысл действий Петра? Найди и прочитай её.

___________________

1 Ниеншанц – шведская крепость (близ устья Невы), которую завоевал Пётр I и дал указание сровнять её с землёй.
2 Устье – место впадения реки в море.
3 Ботфорты – в старину: высокие кавалерийские сапоги.

Кутузов никогда не расставался с казацкой нагайкой. Висела она у него через плечо, без всякого дела. Коня не стегал, руку на солдат не поднимал. Зачем же тогда нагайка?
Спросит об этом кто-нибудь у Кутузова.
– Пусть повисит, – ответит Кутузов. – Дело и ей найдётся.
Наступили холода. По-разному одеты в частях солдаты. Там, где интенданты1 и офицеры заботливы, полки и роты в тепле. Там, где с ленцой, мерзнут, бедуют солдаты.
Как-то приехал Кутузов в полк, где офицеры ленивые. Пошёл фельдмаршал2 в одну: одежонка солдатская – старь, башмаки ни разу не чинены, форма к зиме не завезена. Посетил вторую, третью роту – всё точь-точь, как и в первой. Вернулся Кутузов в полковую избу, собрал офицеров:
– Как живёте, господа офицеры?
– Бог милует.
– Как службу несёте?
– Стараемся.
– Не холодно вам, господа офицеры?
– Согреты вашим присутствием, – льстиво отвечают ему офицеры.
Усмехнулся Кутузов. Видит – перед ним не только ленивцы, но и отменные хитрецы. Кряхтя, начинает он снимать нагайку.
– Так, так... Ну, а солдаты чем же согреты?
– Победами, ваша светлость! – гаркнули офицеры. Кутузов остановился, глянул на офицеров. И вдруг передумал, надел нагайку. Находчивость офицеров поразила фельдмаршала. Решил он виновных простить.
– Виноваты, – признались теперь офицеры, всё ещё с опаской поглядывая на нагайку. – Будет исполнено.
– Ладно, ступайте, – сказал Кутузов.
А сам подумал: "А всё же хорошо, что нагайка висит. Гляжу, она и без дела инструмент небесполезный". (214 слов)

(С. Алексеев)

Вопросы и задания

1. Почему можно утверждать, что Кутузов любил и заботился о солдатах?

2. Какие человеческие качества были присущи Кутузову?

3. Собрав все сведения о Кутузове, составь его словесный портрет.

___________________

1 Интендант – военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.
2 Фельдмаршал – в царской армии и некоторых других иностранных армиях высший генеральский чин.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.