Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика в христианской культуре




Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к III-IV веку наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Послания Апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова, проповеди Иисуса Христа – суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, создававшиеся, по-видимому, первоначально в устной форме, передававшиеся из уст в уста и впоследствии записанные.

Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его поучения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу.

В первом столетии н.э. появляется гомилетика --- христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в главе X Евангелия от Матфея.

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника — бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду

Нельзя забывать, что до III—IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но с соединением христианства с государственной властью ситуация меняется, Церковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы направляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, преподавателям православных гимназий.

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И само Евангелие, и тексты молитв не лишены этих риторических приемов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклесиаст», «Песня песней Соломона».

Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.

08. "Слово о законе и благодати" Илариона

Выдающееся произведение ораторской прозы XI в.- "Слово о законе и благодати". Оно было написано между 1037-1050 гг. священником княжеской церкви в Берестове Иларионом, обладавшим незаурядным умом, широкой образованностью и писательским талантом. Созданное им произведение было, очевидно, произнесено либо в Десятинной церкви, либо в Софийском соборе и произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По настоянию великого князя Иларион в 1051 г. стал главой русской церкви - митрополитом Киевским. Он недолго занимал митрополичий престол. В 1055 г., после смерти Ярослава, его преемник вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона.

" Слово о законе и благодати" проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в начале своего "Слова" доказывает преимущества Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать - достояние всех народов. Ветхий завет - Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет - христианское вероучение - имеет всемирное значение, и каждый народ обладает полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью. Он создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории, прославляя Русь и ее "просветителя" "кагана" Владимира.

Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. Владимир владычествовал "не в худе бо и не в неведомы земли", а "в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земли".

В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. В "Слове" содержится весьма обидное для греков сопоставление Владимира с царем Константином.

Таким образом, "Слово о законе и благодати" выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно прославляло и деятельность Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распространению христианства на Руси: прославлялись строительная деятельность Ярослава и его заботы о распространении христианской образованности.

"Слово" Илариона построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения: "Слово о законе, Моисеом даннем ему, и о благодати и истине, Исус Христом бывшим, и како закон отиде, благодетъ же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка рускаго и похвала кагану нашему Влодимеру, от него же крещени быхом, и молитва к богу от веса земля нашеа".

Первая часть - сопоставление Закона и Благодати - является пространным введением ко второй, центральной, части-похвале Владимиру, завершающейся авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христианское имя Ярослава). Вторая часть ставит своей задачей непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности. Третья часть - молитвенное обращение к богу "от всея земли нашая".

"Слово" адресовано к людям "преизлиха насышътьшемся сладости книжные", поэтому автор облекает свое произведение в книжную риторическую форму. Он постоянно пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать - с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символические параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

В первой части "Слова" Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы - типичнейший прием ораторского красноречия. "Прежде закон, потом благодать: прежде степь (тень) ти, потом истина".

В похвале Владимиру он сравнивает деятельность русского князя с деятельностью апостолов - учеников Христа: "Хвалит же похвальными гласы Римъская страна Петра и Павла, имиже вероваша в Исуса Христа, сына божиа; Асиа, и Ефес, и Патм -Иоанна Богослова; Индия - Фому, Египет - Марка; вся страны, и грады и людие чьтут и славят коегождо их учителя, иже научиша православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великаа и дивнаа сътворшаго нашего учителя и наставника, великого кагана нашеа земля Владимера, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, иже, в своа лета владычьствующа, мужством же и храбъръствомь прослушя в странах многах и победами и крепостию поминаются ныне и словут". Иларион разделяет родовую точку зрения летописца, подчеркивая, что Владимир - сын славного Святослава, внук старого Игоря. Он отмечает воинскую доблесть князя и его христианские добродетели.

Широко использует Иларион книжные метафоры - символы и метафорические сравнения: Закон - это "иссохшее озеро"; язычество - "мрак идольский", "тьма служения бесовского"; Благодать - это "наводнившийся источник" и др. Он нередко употребляет риторические вопросы и восклицания - типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи. Этой же цели служит и ритмическая организация "Слова". Иларион часто прибегает к повторам, глагольным рифмам. Например: «ратныя прогони, мир утверди, страны укроти, гладугобзи, боляры умудри, грады разсели, церковь твою возрасти, достояние свое соблюди, мужи и жены и младенцы спаси».

Высокое художественное мастерство обеспечило "Слову о законе и благодати" большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII-XV вв., которые используют отдельные приемы и стилистические формулы "Слова".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.