Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка эффективности публичного выступления




Лекция 14

Типы слушателей по умению понять смысл сообщения

Т. М. Дридзе в результате своих многолетних исследований установила, что аудитория делится на 7 рельефных групп, различающихся по умению понимать смысл сообщения, которое им предъявляется.

Она положила в основу своей классификации три критерия – знание слов и выражений, употребленных в сообщении; понимание текста сообщения в целом; умение определить главную мысль сообщения. По каждому из этих критериев можно охарактеризовать конкретного человека, воспринимающего то или иное сообщение, с точки зрения уровня его навыка – высокий, средний, низкий уровень навыка.

Получившаяся в результате исследования классификация довольно сложна, но для нас важны в основном первые четыре группы, выделенные исследовательницей.

Первая группа: люди хорошо знают слова сообще-

 

ния, хорошо поняли текст и хорошо выделили главную мысль. Это значит, что они хорошо поняли сообщение. Такие люди в среднестатистической аудитории составляют 12%.

Вторая группа: люди удовлетворительно знают слова сообщения, удовлетворительно поняли текст и удовлетворительно выделили главную мысль. Сообщение они поняли удовлетворительно. Таких оказывается 17%.

Третья группа: все показатели на низком уровне, сообщение понято плохо. Таких людей оказывается 19%. Четвертая группа: люди хорошо знают слова, хорошо поняли текст, но плохо выделили главную мысль. Таких оказалось 32%.

Какие же выводы мы можем сделать на основании данных этого эксперимента?

Сообщения понимает хорошо и удовлетворительно 29% слушателей (первая плюс вторая группы). А треть всех слушателей не поняли сообщения только из-за того, что не смогли выделить главную мысль (группа № 3, 32%). Что это означает? Это означает, что надо учить людей выделять главную мысль в воспринимаемых письменных и устных сообщениях, это позволит на треть улучшить понимание. А для оратора это значит: надо очень следить за тем, чтобы главная мысль была преподнесена слушателям четко и ясно, тогда число понявших выступление составит две трети аудитории, а это вполне достаточно.

 

Какое выступление можно считать эффективным?

Конечно, в разных типах публичных выступлений эффективность может и должна пониматься по-разному.

П. Сопер считает эффективным такое агитационное выступление, когда удалось убедить двух-трех сторонников оппозиционной партии.

В информационных речах, видимо, эффективность определяется понятностью и запоминаемостью материала.

В протокольно-этикетных и развлекательных речах эффективность определяется тем, приятно ли было слушать,

 

 

приятно ли было смотреть на выступавшего, остроумно ли он говорил, все ли правила этикета были соблюдены.

Проводились исследования по определению, популярности лектора. Популярность определялась, как желание аудитории вновь встретиться с тем или иным лектором («Слово лектора», 1989, № 6, с. 40). Исследование показало, что популярны те, кто дает слушателям: не менее 30% новой информации; не менее 40% обязательной; не более 30% ненужной.

У популярных лекторов усвоение материала, по данным исследования, составляло 52–67%.

Непопулярными были признаны лекторы, которые дают: новой информации – менее 30%; ненужной информации – более 30%. Усвоение материала у таких лекторов – около 30%. Таким образом, можно сказать, что эффективны лекции популярных лекторов, а популярность достигается за счет правильного дозирования необходимой информации. Таким образом, эффективны информативные лекции.

Лектор, оратор всегда пытается заинтересовать аудиторию, создать в аудитории установку на слушание. Исследования показывают, что в среднестатистической аудитории около 35% аудитории поддается установке оратора, 54% не поддаются, то есть остаются индифферентными, а 10– 11 % активно сопротивляются установке на слушание, внимание. Нетрудно заметить, что эти цифры очень близки приведенным на предыдущей странице и характеризующим активных, потенциальных и негативных слушателей; видимо, близость цифр свидетельствует об их объективности. Эффективным в связи со сказанным можно, видимо, считать выступление, которое заинтересовало более половины аудитории.

Оценить публичное выступление можно и с чисто «технической» стороны. Такая оценка важна для оратора, так как позволяет ему увидеть те аспекты его деятельности, которые требуют дополнительной работы, совершенствования, коррекции.

Можно предложить оратору самому оценить после выступления некоторые параметры своего ораторского опыта. Для этого оратор должен ответить на следующие вопросы:

1. Удалось ли завоевать внимание аудитории?

 

 

2. Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления?

3. Уложился ли я в регламент?

4. Все ли я сказал, что хотел?

5. Подчеркнул ли я в заключение главное?

6. Не сбивался ли я, не отклонялся ли от темы?

7. Уверенно ли я чувствовал себя за трибуной, не дал ли повода усомниться в своей компетентности?

8. Хотелось ли бы мне еще раз выступить перед этой аудиторией?

На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: «да» – 10, «нет» – 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим.

Можно оценить выступление и «снаружи». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме:

1. Удачно ли начало выступления?

2. Есть ли драматизм в изложении?

3. Удачны ли примеры, иллюстрации?

4. Адекватна ли громкость?

5. Адекватен ли темп?

6. Адекватен ли язык и стиль выступления?

7. Удачно ли завершено выступление?

8. Уложился ли оратор в регламент?

9. Хорошо ли держался оратор?

10. Интересно?

11. Оригинально?

12. Ясна ли основная мысль выступления?

13. Убедительно?

Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: «да» – 10 баллов, «нет»– 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1.

Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, то есть не менее 86 при 13 вопросах.

Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.

 

Заключение

Практическая риторика – это и наука, и искусство одновременно. Овладеть хотя бы некоторыми навыками этой науки должен, по нашему глубокому убеждению, любой грамотный, культурный человек. Ведь кому из нас ни приходится выступать время от времени перед людьми?

Мы надеемся, что наш небольшой курс лекций по практической риторике поможет читателям приобрести представление об этой науке, а также, возможно, и подскажет кое-что в практической деятельности, научит более эффективно «подходить» к разным людям, разным аудиториям.

Желаем вам большого успеха в общении с самыми разными людьми!

Успеха вам в ваших выступлениях!

Использованная литература

Адамов Е. А. Культура речи пропагандиста. М., 1970.

Аристотель. Риторика //Античные риторики. М., 1978.

Гроссман Л. П. Об искусстве лектора. М., 1970.

Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М., 1980.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990,

Зимняя И. А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970.

Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в. себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. М., 1981.

Общая риторика. М., 1986/Под ред. Ж. Дюбуа.

Парыгин Б. Д. Научно-техническая революция и личность. М., 1978.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979.

Павлова Л. Т. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Снелл Ф. Искусство делового общения, М., 1990.

 

Сопер П. Основы искусства слова. М., 1958; изд. II, М., 1992.

Стернин И. А. Общение в современном обществе. Воронеж, 1991.

Стешов А. В. Как победить в споре. Л., 1982.

Тарасов Е. Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

Ушакова Н. В., Козлов Н. И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1990.

Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1988.

Юнина Е. А., Саган Г. М. Общая риторика. Пермь, 1992.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.