Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры контрольных заданий для проведения рубежного контроля 2 страница




Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти к слушателям. Максимально контролируйте свое поведение, мимику, жесты, интонации, чтобы выработать специфическую, свойственную только вам манеру общения с аудиторией.

 

Тестовое задание «ПРОВЕРКА СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ»

Предложите своей аудитории упражнение для проверки и развития слуховой памяти[11] (но предварительно, попросив вам помочь, выполните его сами).

Помните: оптимальная скорость речи составляет 110-120 слов в минуту (средняя скорость речи может достигать и 150 слов в минуту), слушающий же способен воспринять в минуту от 300 до 500 слов. Так что у него остается время на анализ фактов и повтор некоторых слов и фраз вслед за говорящим.

 

Итак, прочтите вслух 10 слов под порядковыми номерами со скоростью 1 слово – 2 секунды, и пусть ваши слушатели запишут запомнившиеся слова с их номерами.

Например:

1 – клен,

2 – акварель,

3 – медленно,

4 – глобус,

5 – культура,

6 – мужественный,

7 – сова,

8 – фотографировать,

9 – кристалл,

10 – сходство.

(Слова могут быть и другими; единственное ограничение: хорошо знакомыми вашим слушателям).

Порядок подсчета коэффициента таков:

Ø если порядковый номер и слово совпадают – 10 баллов;

Ø если слово и его номер не совпадают – 5 баллов.

Сумма баллов дает примерный процент эффективности слуховой памяти.

Результаты:

От 100 до 90 баллов – эффективность слушания » 95%;

От 85 до 70 баллов – эффективность слушания » 80%;

От 65 до 50 баллов – эффективность слушания » 60%;

От 55 до 30 баллов – эффективность слушания » 40%;

От 25 до 10 баллов – эффективность слушания » 20%;

Менее 10 баллов – эффективность слушания » 5%.

Тест «УРОВЕНЬ ВАШЕГО УМЕНИЯ СЛУШАТЬ»

Инструкция:

На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.

Варианты ответов: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».

1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда ее тема (или собеседник) вам не интересны?

2. Раздражают ли вас манеры собеседника?

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком?

5. Перебиваете ли вы собеседника?

6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

7. Изменяется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?

8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, «сленговые словечки», вульгаризмы?

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения или иронии по отношению к собеседнику?

Ключ: (в баллах):

«почти всегда» – 2, «в большинстве случаев» – 4,

«иногда» – 6, «редко» – 8, «почти никогда» – 10.

 

 

Результаты:

Максимальная оценка – 100 баллов.

Если вы набрали 62 и более, то уровень вашего умения слушать выше среднего.

Экспериментально подтверждено, что средний балл слушателя – 55.

Приложение 2.

Задание 2.1.* Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»[12] стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

 

Блиц-урок 16.

В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления”.

Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.

Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.

Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.

Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.

Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».

Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.

Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».

11 способов завоевать аудиторию

1. Почему данная группа пригласила меня выступить (мотивировка, указанная в приглашении)? Какая предварительная информация о моем выступлении и с каким уклоном была предоставлена данной аудитории?

2. Какую цель ставит перед собой данная группа?

3. Какими основными особенностями характеризуется данная группа (с профессиональной стороны, с социальной стороны, с демографической стороны, по служебному положению и т. п.)?

4. Кто недавно выступал перед этой группой? Как были приняты эти ораторы? Могу ли я получить копии их текстов?

5. Кто те ораторы, которые с наибольшим успехом выступали перед данной группой в недалеком прошлом? Почему они имели успех?

6. Каким путем я могу подать свое выступление так, чтобы оно соответствовало особенностям именно данной группы? Какого рода юмор будет оправдан? Что категорически возбраняется?

7. Кто те люди, которые являются в данной группе неформальными лидерами? Кто из них будет присутствовать на моем выступлении? Как мне установить с ними контакт?

8. Кто представит меня аудитории? Как он (или она) меня охарактеризует? Какие комплименты я смогу сделать ему (или ей)?

9. Ожидается ли, что я буду отвечать на вопросы? Какие основные вопросы могут быть заданы? Существуют ли какие-либо нежелательные вопросы, которые не должны застать меня врасплох?

10. Какие именно положения, высказанные в моем выступлении, будут действительно полезными для данной группы? Следует ли мне для большей доходчивости использовать какие-либо наглядные пособия (графики, сводки и т.п.)?

11. Кто является «моим человеком» в данной группе, способным помочь мне в работе над выступлением, а также обеспечить надежную «обратную связь» при оценке моего выступления?

 

 

Задание 5.1. Оформите себе как памятку правила работы над концептуальными аспектами текста публичной речи. Приведите примеры из собственной речевой практики. Продолжите список правил и примеров.

 

ПРАВИЛО ПРИМЕР
Для замены стилистически неуместных слов и выражений следует использовать их альтернативные варианты.  
Следует упрощать высказывания, перенасыщенных терминологией.  
Следует различать функционально оправданные и немотивированные случаи употребления вводных слов (немотивированные вводные слова являются словами-паразитами).  
Следует разграничивать функционально оправданные и немотивированные повторы (немотивированные повторы обычно свидетельствуют о бедности словарного запаса). Исправлять текст путем нахождения синонимов (в том числе с использованием словарей).  
Сокращать текст выступления следует только без ущерба для полноты изложения.  

 

Задание 5.2. Подберите три ряда синонимов. Составьте из каждого ряда фигуру градации.

 

Задание 5.3. Подберите три ряда антонимов. На основе каждой пары постройте антитезу.

 

Задание 5.4. Придумайте фразу. Перестройте ее с использованием инверсии. Проанализируйте смысловую структуру каждого варианта.

 

Задание 5.5. Придумайте небольшой текст из повествовательных фраз. Примените к нему вопросно-ответный ход для оживления изложения.

Задание 6.1. Прочтите дайджест, составленный из рассуждений на тему «Устная речь». Выделите главные мысли текста, основные понятия расположите по мере «вхождения» одного в другое. Составьте памятку

Первая наша задача – выяснить, что мы делаем, когда говорим. Речь – это общение.

Устная речь возможна в определенной обстановке и при определенных условиях. Она ограничена во времени и в пространстве, ибо существует лишь в момент произнесения. Чтобы объясниться, нужно быть по крайней мере вдвоем. При этом один говорит, а другой слушает.

Речь собеседников не должна быть одновременной, иначе они ничего не поймут и ни о чем не договорятся. В процессе речи собеседники, говорящий и слушающий, меняются ролями.

В отличие от слова письменного, устное исчезает мгновенно, поэтому слушающий понимает, «схватывает» речь.

Собеседники должны быть разделены расстоянием, достаточным, чтобы слышать, не напрягая слуха, и говорить, не напрягая голоса. Это расстояние – примерно полтора-два метра. Поэтому речь обладает свойством, называемым линейностью, – слова произносятся и осмысливаются последовательно одно за другим.

…Всякий говорящий слушает самого себя. Контроль собственной речи обязателен. Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз. Поэтому собеседники устанавливают темп речи, приноравливаясь друг к другу. Изменение его одним из собеседников значимо. Оно связано или с поворотом темы, или с возникшей в процессе беседы новой эмоцией.

Темп речи зависит от предмета разговора. Услышав реплику собеседника, мы некоторое время обдумываем ее, прежде чем ответить. Скорость ответа зависит от новизны и сложности сказанного.

Правильная тактика речи, в особенности в дискуссии и полемике, во многом зависит от того, сумеем ли мы навязать собеседнику нужный темп речи. Каждый из нас вольно или невольно подражает собеседнику. Если один из участников разговора заранее продумал его, хорошо знает, о чем пойдет разговор, и представляет себе, как будет отвечать собеседник, то он станет быстрее реагировать на речь. У него останется больше времени на обдумывание реплик, и он сможет владеть беседой.

Устная речь подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывание хода не задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот, кто оказался в цейтноте, обязан сделать ход или отложить партию.

Если же мы хотим понять собеседника, узнать, что он собой представляет, следует замедлить темп его речи вопросительными репликами.

Устная беседа состоит из трех частей: выяснения предмета разговора и взаимного приспособления собеседников, обсуждения вопроса, принятия решения. Если в речи меньше частей, она недостаточна, если больше – избыточна. Речь – особого рода часы. Если она правильно организована, ее темп – мера умственной работы человека.

Задание 6.2. Составьте информационное описание любого объекта, например компьютера. Теперь, не меняя цели речи и адресата, опишите компьютер, следуя предложенной В.И. Андреевым[13] технологии:

1) Каковы существенные характеристики объекта (размер, форма, свойства)?

2) Какова его структура (состав элементов, их связи и отношения)?

3) Чем отличается данный объект от сходных, близких ему объектов?

4) Какова история появления данного объекта?

5) Каково предназначение объекта?

6) Кто чаще всего использует объект?

7) Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?

Сопоставьте оба описания. Есть ли существенная разница?

Намного ли содержательнее и длиннее описание, сделанное
«по шагам»?

Сколько времени вы потратили на каждое из них?

Сделайте выводы и оформите их в тетради как «памятную страницу».

 

Задание 6.3. Составьте небольшое информационное описание любого события, например одного из последних конфликтов, который произошел в вашей жизни.

Теперь, не меняя цели речи и адресата, опишите это событие, следуя предложенной В.И. Андреевым технологии:

1) Кто (что), когда, почему, с какой целью что-то сделал?

2) Каковы условия, обстоятельства совершенного события?

3) Как можно квалифицировать событие?

4) В чем сходство и в чем отличия этого события от аналогичных?

5) Из какого источника вам известно о событии? Надежен ли этот источник?

6) Можно ли было изменить или избежать события?

7) Каковы возможные последствия данного события?

Сопоставьте оба описания. Есть ли существенная разница?

Сколько времени вы потратили на каждое из них?

Сделайте выводы и оформите их в тетради как «памятную страницу».

7.1. Задания и упражнения на отработку дикции.

7.1.1. По свидетельству Плутарха, ценою невероятных усилий шел к ораторским лаврам Цицерон:

«Говорят, что он не менее Демосфена страдал недостатками в декламации, а потому усердно поучался как у комического театра Росция, так и у трагического – Эзопа.... Декламация же Цицерона немало содействовала убедительности его речей. Высмеивая ораторов, прибегавших к громкому крику, он говорил, что те по немощи своей выезжают на громогласии, подобно тому, как хромые садятся на лошадей»[14].

Вслед за Демосфеном и Цицероном проделайте упражнения, ставшие классическими для развития дикции и жестикуляции:

Ø Возьмите в рот несколько камешков (или конфет) и пытайтесь ясно и отчетливо декламировать какие-либо стихи.

Ø Чтобы укрепить голос, пытайтесь, декламируя, перекричать шум прибоя на море (гудок паровоза или громко включенную музыку) – но только так, чтобы никому не мешать.

Ø Произносите стихи или какие-нибудь длинные фразы, поднимаясь в гору или на бегу.

 

7.1.2. Все ли сочетания звуков вы произносите легко и чисто? Проверьте себя, произнося каждую скороговорку несколько раз, ускоряя темп. Потом быстро и громко прочтите все эти скороговорки (и подберите другие).

1) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

3) Рапортовал да недорапортовал, стал дорапортовывать да зарапортовался.

3) Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

7.2. Задания и упражнения на отработку правильного дыхания.

7.2.1. Основная стойка: руки на поясе.

На счет «раз» – поднимитесь на носки, отведя локти назад.

На счет «два» – опуститесь на полную ступню, локти вперед.

Темп медленный.

При подъеме на носки – вдох, при опускании – выдох.

Повторите четыре раза.

7.2.2. Основная стойка: руки на поясе.

Сделайте глубокий вдох и наполните легкие воздухом.

Задержите дыхание, а затем скажите: «Ура, ура, ура».

7.2.3. Представьте себе, что перед вами пять свечей. Погасите их по очереди резкими толчками выдыхаемого воздуха, добирая воздух после каждого толчка.

7.2.4. Прочтите любимое стихотворение вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор дыхания в начале, середине и конце строки.

7.3. Задания и упражнения на отработку интонирования текста.

7.3.1. Тяните «а-а-а», меняя звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте звук, а затем снижайте его до полного вымирания.

7.3.2. На каждое слово поочередно поставьте логическое ударение и проанализируйте, как меняется при этом смысл фразы.

Например:

Дайте мне чашечку кофе (я сделал заказ уже давно);

Дайте мне чашечку кофе (именно мне, а не кому-то другому);

Дайте мне чашечку кофе (маленькую чашку);

Дайте мне чашечку кофе (а не чаю).

 

1) Выбери, пожалуйста, красивую книгу.

2) Нужные бумаги лежат на столе.

3) Она сама туда придет.

4) Вы звонили мне?

 

7.3.3. Прочтите следующие выражения, соблюдая обозначенные стрелками повышение и понижение голоса.

Пример:

Аторадолжна быть лю

У ор ­ ¯ прежде всего ­ ¯ бОвь к

¯ дЕлу, о котором

¯ он гово

¯ рИт.

(М. Горький)

По данному образцу прочтите следующие выражения:

1) «Последствия слова, сказанного вовремя, неисчислимы» (Амиель).

2) «Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусственной» (Сенека).

3) «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи» (К.С. Станиславский).

4) «Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания» (К.С. Станиславский).

Подберите другие высказывания, в том числе вопросительные и побудительные, прочтите вслух, послушайте сами себя.

 

7.3.4. Используйте приведенные выше высказывания в качестве тезисов и распространите их аргументами. Выделите смысловой центр высказывания логическим ударением, паузами.

Замедляя и ускоряя темп произношения отдельных слов, словосочетаний и предложений в потоке речи, передайте смысловые акценты построенной вами аргументации.

 

7.3.5. Для усиления эмоциональной стороны слова в речи используется эмфатическое ударение. Гамма сильных положительных эмоций (восторг, восхищение, удовольствие, умиление и т. п.) выражается, как правило, в удлинении ударного гласного, например: Та-ак! Да-а! Отрицательные же эмоции (негодование, раздражение, угроза, гнев и др.) зачастую проявляются в удлинении первого согласного в слове, например: Ч-черт побери! З-замолчите!

В свою очередь, категоричному утверждению соответствует краткое, но максимально энергичное произношение всего выделяемого слова (особенно ударного слога): Так! Да! Причем, глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные человеческие чувства, представления о величественном требуют более плавной смены интонации. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Приведите по 2-3 примера на каждый из видов эмфатического ударения. Как вы думаете, всегда ли уместен такой способ выражения эмоций, как эмфатическое ударение, в публичной речи?

 

7.3.6. С.М. Волконский описал риторическое ударение как переломленное ощущение, макушку, на которую вы взбирались, на которой остановились и с которой спускаетесь во вторую часть периода.

Например:

Если хочешь меня застАть – приходи сегодня.

Приведите 5 собственных примеров с риторическим ударением (учите, что в родительном падеже существительное превращается в прилагательное, и ударение с него снимается).

7.4. Задания и упражнения на владение голосом.

7.4.1. Характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке – его голос. Вот некоторые характеристики человеческого голоса: Сила: - громкий голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости;- тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;- резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении. Высота: - фальцет (дословно – «головной голос») присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта;- грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно;- высокий пронзительный голос – признак страха и волнения;- низкий голос означает покой, расслабленность и достоинство. Артикуляция: - ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости;- расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли. Скорость речи: - оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;- спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;- заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость. Режим и течение речи: - ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) свидетельствует о богатстве чувств, уравновешенности, хорошем основном настроении;- строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств;- округло-текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально;- угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.Проанализируйте собственную звучащую речь.Определите свои сильные стороны; подумайте, не мешает ли невладение техникой звучащей речи раскрываться вашей личности в ситуациях речевого общения?

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

7.5. Задания и упражнения на овладение мимикой.

7.5.1. Прочтите вслух перед зеркалом стихотворение В. Хлебникова, изображая авторскую звукопись. Найдите другие звукописные примеры.

Бобэ О би пелись губы,

Вээ О ми пелись взоры,

Пиэ Э о пелись брови,

Лиэ Э эй – пелся облик,

Гзи-гзи-гз Э о пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

 

7.5.2. Встаньте перед зеркалом и наденьте на себя следующие «ораторские маски»:

· доброжелательный взгляд;

· возмущенное лицо, гневный взгляд;

· приветливое лицо, приветливый взгляд.

Обратите внимание, как меняется при этом ваше лицо: то оно спокойное, то возмущенное, то имеет приветливое выражение. Сделайте из этого выводы.

 

7.5.3. Встаньте перед зеркалом и окиньте взглядом воображаемую аудиторию из 10, 50 и 100 человек.

Приходится ли вам при этом отступать от зеркала?

Продумайте, что еще может вам потребоваться для максимального зрительного контакта со слушателями.

7.6. Задания и упражнения на овладение жестикуляцией.

 

7.6.1. Произнесите пословицы, сопровождая слова ритмическими жестами:

1) Говорит, как воду цедит.

2) Строчит как из пулемета.

7.6.2.Определите, какие жесты (ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические) могут быть использованы при произнесении фраз:

1) Афиняне осудили тебя, Сократ, к смерти!

2) Вы, правители и врачи, собрались на консультацию у постели больного. Займитесь же болезнью!

3) Все это не совсем так…

4) Перед нами пример того, что признается юстицией в качестве причины преступления.

5) Каждый судья должен иметь совесть, она имеет силу, и в этом заключается привилегия судьи.

Произнесите, жестикулируя, эти фразы перед зеркалом.

 

7.6.3. Проанализируйте жестовое сопровождение речи ораторами в любом из ток-шоу. Оцените их с позиций целесообразности и нежелательности.

 

7.6.4. Наблюдая за беседой друзей, обратите внимание на «отзеркаливание» дружественных поз и жестов собеседниками.

Наблюдая за спором оппонентов, обратите внимание, что сторона, готовая к компромиссу, «нейтрализует» отрицательные, агрессивные невербальные проявления со стороны собеседника.

Как вы думаете, могут ли «отзеркаливаться» жесты при ссорах?

Обратите внимание на собственное невербальное выражение эмоций. Все нежелательные проявления «возьмите на контроль».

 

 

7.7. Задания и упражнения на отработку поз говорящего и слушателя.

 

7.7.1. Прочтите внимательно несколько рекомендаций оратору, данных А.А. Волковым. Сравните их со своими привычками. Проанализируйте разницу и сделайте для себя выводы.

«Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. <…> Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу»[15].

 

7.7.2. Ораторская практика доказывает, что привычка правильно и удобно стоять во время выступления важна не только для легкости и подвижности позы, но и для чувства уверенности. Существуют целые комплексы упражнений по выработке манеры правильно стоять. Вот один из них:

«Ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не на столько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если чувствуете скованность в ногах, согните их несколько раз в коленях; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее»[16].

7.7.3. Сядьте перед зеркалом. Представьте себе, что вы слушаете доклад. Отработайте активную позу при слушании.

 

7.7.4. Встаньте перед зеркалом. Представьте себе, что вы беседуете с другом или подругой. Отработайте мимическую маску и позу активного слушания.

8.1. Прочтите назидательную историю. Запомните ее на случай, если подобная ситуация сложится в вашей аудитории. Подберите 2-3 интересные истории подобного плана, чтобы пополнить ими свой ораторский арсенал.

Кашель в аудитории как-то мешал лектору начать выступление. В ответ на его просьбу перестать кашлять из аудитории ответили:

– Что значит перестать? Кашель неуправляем…

– Представьте себе – управляем, – ответил лектор и рассказал о народовольце Н.А. Морозове, который, попав в Шлиссельбургскую крепость с очагом туберкулеза в легких и, зная, что кашель ускоряет болезненный процесс, усилием воли приказал себе не кашлять. Когда через 30 лет он вышел на свободу, врачи поразились: от туберкулеза не осталось и следа.

– Кстати, – закончил лектор, – обратите внимание: за то время, пока я рассказывал, ни один из вас не кашлянул.

8.2. Придумайте фрагменты публичных сообщений, рассуждений и доказательств с употреблением различных приемов привлечения и удержания внимания слушателей. Сыграйте их перед зеркалом, как в «театре одного актера».


* Помимо основного плана практических занятий, в рамках риторического обучения предусмотрена риторическая прогулка «Чтение лиц»

* Список литературы для использования в подготовке к данному практическому занятию приводится в содержательном (не алфавитном) порядке.

[1] Чехов А.П. Собр. соч. в 12-ти т. Т. 6. – М., 1962. – С. 281-282.

[2] Примеры из: Кошанский Н.Ф. Общая риторика. – СПб, 1829. – С. 83

[3] Волконский С.М. Выразительное слово. – СПб., 1913. – С. 196-198.

[4] Закушняк А.А. Вечера рассказа. – М., 1984. – С. 59-62.

[5] Гиндин С.И. Риторика и проблемы структуры текста. // Общая риторика. – М., 1986. – С. 364.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.