КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Месячные чтения. ДЕКАБРЬ 1 страница
ДЕКАБРЯ (Настоящее) Прошедшего нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке и совершается истинная жизнь человека. «Время проходит!» привыкли мы говорить. Времени нет; движемся мы. По Талмуду Время за нами, время перед нами, при нас его нет. Я состою из духа и тела. Для тела все безразлично, ибо вещество лишено способности различать что бы то ни было. Для духа же все то, что не исходит от духа, тоже безразлично, ибо жизнь духа самостоятельна. Но жизнь духа не имеет ни малейшего значения ни в прошедшем, ни в будущем. Вся ее важность сосредоточена в настоящем времени. Марк Аврелий Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь, образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее. Глаз не видит шара всего сразу, хотя шар существует весь сразу. Нужно одно из двух: либо чтобы шар вертелся перед глазом, который смотрит на него, либо чтобы глаз обошел вокруг наблюдаемого им шара. В первом случае — это мир, развертывающийся или как будто развертывающийся во времени; во втором случае — это наша мысль, анализирующая и постепенно восстановляющая. Для высшего разума нет времени: что будет, то есть. Время и пространство — это раскрошение бесконечного для пользования им существами конечными. Амиель Можно себе представить такое мыслящее существо, которому легче предвидеть будущее, чем помнить прошедшее. Уже в инстинктах насекомых есть нечто, заставляющее нас предполагать, что они руководятся будущим больше, чем прошедшим. Если бы животные настолько же обладали воспоминанием прошлого, как предчувствием будущего, то некоторые насекомые превосходили бы нас, на самом же деле сила предчувствия всегда, по-видимому, находится в обратном отношении к памяти о прошлом. Лихтенберг Наша душа брошена в тело, где она находит число, время, измерение. Она рассуждает об этом и называет это природой, необходимостью и не может мыслить иначе. Паскаль ———————— Времени нет. Есть только бесконечно малое настоящее. В нем-то и совершается жизнь. И потому на одно настоящее должен направить человек все свои духовные силы. СКАЗКА ОБ ИВАНЕ ДУРАКЕ И ЕГО ДВУХ БРА ТЬЯХ: СЕМЕНЕ-ВОИНЕ И ТАРАСЕ-БРЮХАНЕ, И НЕМОЙ СЕСТРЕ МАЛАНЬЕ, И О СТАРОМ ДЬЯВОЛЕ И ТРЕХ ЧЕРТЕНЯТАХ I В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый мужик. И было у богатого мужика три сына: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак, и дочь Маланья-вековуха, немая. Пошел Семен-воин на войну, царю служить, Тарас-брюхан пошел в город к купцу, торговать, а Иван-дурак с девкою остался дома работать, горб наживать. Выслужил себе Семен-воин чин большой и вотчину и женился на барской дочери. Жалованье большое было и вотчина большая, а все концы с концами не сводил: что муж соберет, все жена-барыня рукавом растрясет; все денег нет. И приехал Семен-воин в вотчину доходы собирать. Приказчик ему и говорит: — Не с чего взять; нет у нас ни скотины, ни снасти, ни лошади, ни коровы, ни сохи, ни бороны; надо всего завести — тогда доходы будут. И пошел Семен-воин к отцу: — Ты, — говорит, — батюшка, богат, а мне ничего не дал. Отдели мне третью часть, я в свою вотчину переведу. Старик и говорит: — Ты мне в дом ничего не подавал, за что тебе третью часть давать? Ивану с девкой обидно будет. А Семен говорит: — Да ведь — он дурак, а она — вековуха немая; чего им надо? Старик и говорит: — Как Иван скажет. А Иван говорит: — Ну что ж, пускай берет. Взял Семен-воин часть из дома, перевел в свою вотчину, опять уехал к царю служить. Нажил и Тарас-брюхан денег много — женился на купчихе, да все ему мало было, приехал к отцу и говорит: — Отдели мне мою часть. И не хотел старик и Тарасу давать часть. — Ты, — говорит, — нам ничего не подавал, а что в доме есть, то Иван нажил. Тоже и его с девкой обидеть нельзя. А Тарас говорит: — На что ему, он дурак; жениться ему нельзя, никто не пойдет, а девке немой тоже ничего не нужно. Давай, — говорит, — Иван, мне хлеба половинную часть; я снасти брать не буду, а из скотины только жеребца сивого возьму, — тебе он пахать не годится. Засмеялся Иван. — Ну что ж, — говорит, — я пойду обротаю. Отдали и Тарасу часть. Увез Тарас хлеб в город, увел жеребца сивого, и остался Иван с одной кобылой старой по-прежнему крестьянствовать — отца с матерью кормить. II Досадно стало старому дьяволу, что не поссорились в дележе братья, а разошлись по любови. И кликнул он трех чертенят. — Вот видите, — говорит, — три брата живут: Семен-воин, Тарас-брюхан и Иван-дурак. Надо бы им всем перессориться, а они мирно живут: друг с дружкой хлеб-соль водят. Дурак мне все дела испортил. Подите вы втроем, возьмитесь за троих и смутите их так, чтобы они друг дружке глаза повыдрали. Можете ли это сделать? — Можем, — говорят. — Как же вы делать будете? — А так, — говорят, — сделаем: разорим их сперва, чтоб им жрать нечего было, а потом собьем в одну кучу, они и передерутся. — Ну, ладно, — говорит, — я вижу — вы дело знаете; ступайте и ко мне не ворочайтесь, пока всех троих не смутите, а то со всех троих шкуру спущу. Пошли чертенята все в болото, стали судить, как за дело браться; спорили, спорили, каждому хочется полегче работу выгадать, и порешили на том, что жеребий кинуть, какой кому достанется. А коли кто раньше других отделается, чтоб приходил другим подсоблять. Кинули жеребий чертенята и назначили срок, опять когда в болоте собраться, узнать, кто отделался и кому подсоблять идти. Пришел срок, и собрались по уговору чертенята в болоте. Стали толковать, как у кого дела. Стал рассказывать первый чертенок — от Семена-воина. — Мое дело, — говорит, — ладится. Завтра, — говорит, — мой Семен домой к отцу придет. Стали его товарищи спрашивать: — Как ты, — говорят, — сделал? — А я, — говорит, — первым делом храбрость такую на Семена навел, что он обещал своему царю весь свет завоевать, и сделал царь Семена начальником, послал его воевать индейского царя. Сошлись воевать. А я в ту же ночь в Семе-новом войске весь порох подмочил и пошел к индейскому царю из соломы солдат наделал видимо-невидимо. Увидали Семеновы солдаты, что на них со всех сторон соломенные солдаты заходят, — заробели. Велел Семен-воин палить: пушки, ружья не выходят. Испугались Семеновы солдаты и побежали, как бараны. И побил их индейский царь. Осрамился Семен-воин, отняли у него вотчину и завтра казнить хотят. Только мне на день и дела осталось, из темницы его выпустить, чтобы он домой убежал. Завтра отделаюсь, так сказывайте, кому из двух помогать приходить? Стал и другой чертенок, от Тараса, рассказывать про свои дела. — Мне, — говорит, — помогать не нужно. Мое дело тоже на лад пошло, больше недели не проживет Тарас. Я, — говорит, — первым делом отрастил ему брюхо и навел на него зависть. Такая у него зависть на чужое добро сделалась, что, что ни увидит, все ему купить хочется. Накупил он всего видимо-невидимо на все свои деньги и все еще покупает. Теперь уж стал на заемные покупать. Уж много на шею набрал и запутался так, что не распутается. Через неделю сроки подойдут отдавать, а я из всего товара его навоз сделаю — не расплатится и придет к отцу. Стали спрашивать и третьего чертенка, от Ивана. — А твое дело как? — Да что, — говорит, — мое дело не ладится. Наплевал я ему первым делом в кувшин с квасом, чтобы у него живот болел, и пошел на его пашню, сбил землю, как камень, чтоб он не осилил. Думал я, что он не вспашет, а он, дурак, приехал с сохой, начал драть. Кряхтит от живота, а сам все пашет. Изломал я ему одну соху — поехал дурак домой, переладил другую, подвои новые подвязал и опять принялся пахать. Залез я под землю, стал за сошники держать, не удержишь никак — налегает на соху, а сошники вострые: изрезал мне руки все. Почти все допахал, одна только полоска осталась. Приходите, — говорит, — братцы, помогать, а то, как мы его одного не осилим, все наши труды пропадут. Если дурак останется да крестьянствовать будет, они нужды не увидят, он обоих братьев кормить будет. Пообещал чертенок от Семена-воина назавтра приходить помогать, и разошлись на том чертенята. III Вспахал Иван весь пар, только одна полоска осталась. Приехал допахивать. Болит у него живот, а пахать надо. Выхлестнул гужи, перевернул соху и поехал пахать. Только завернулся раз, поехал назад — ровно за корень зацепило что-то — волочит. А это чертенок ногами вокруг рассохи заплел — держит. «Что за чудо! — думает Иван. — Корней тут не было, а корень». Запустил Иван руку в борозду, ощупал — мягкое. Ухватил что-то, вытащил. Черное, как корень, а на корне что-то шевелится. Глядь — чертенок живой. — Ишь ты, — говорит, — пакость какая! Замахнулся Иван, хотел о приголовок пришибить его, да запищал чертенок: — Не бей ты меня, — говорит, — а я тебе что хочешь сделаю. — Что ж ты мне сделаешь? — Скажи только, чего хочешь. Почесался Иван. — Брюхо, — говорит, — болит у меня — поправить можешь? — Могу, — говорит. — Ну лечи. Нагнулся чертенок в борозду, пошарил, пошарил когтями, выхватил корешок-тройчатку, подал Ивану. — Вот, — говорит, — кто ни проглотит один корешок, всякая боль пройдет. Взял Иван, разорвал корешки, проглотил один. Сейчас живот прошел. Запросил опять чертенок. — Пусти, — говорит, — теперь меня, я в землю проскочу — больше ходить не буду. — Ну что ж, — говорит, — бог с тобой! И как только сказал Иван про бога — юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась. Засунул Иван два остальных корешка в шапку и стал допахивать. Запахал до конца полоску, перевернул соху и поехал домой. Отпряг, пришел в избу, а старший брат, Семен-воин, сидит с женой — ужинают. Отняли у него вотчину, — насилу из тюрьмы ушел и прибежал к отцу жить. Увидал Семен Ивана. — Я, — говорит, — к тебе жить приехал, корми нас с женой, пока место новое выйдет. — Ну что ж, — говорит, — живите. Только хотел Иван на лавку сесть, не понравился барыне дух от Ивана. Она и говорит мужу. — Не могу я, — говорит, — с вонючим мужиком вместе ужинать. Семен-воин и говорит: — Моя барыня говорит, от тебя дух нехорош, ты бы в сенях поел. — Ну что ж, — говорит. — Мне и так в ночное пора — кобылу кормить. Взял Иван хлеба, кафтан и поехал в ночное. IV Отделался в эту ночь чертенок от Семена-воина и пришел по уговору Иванова чертенка искать — ему помогать дурака донимать. Пришел на пашню, поискал, поискал товарища — нет нигде, только дыру нашел. «Ну, — думает, — видно с товарищем беда случилась, надо на его место становиться. Пашня допахана — надо будет дурака на покосе донимать». Пошел чертенок в луга, напустил на Иванов покос паводок, затянуло весь покос грязью. Вернулся на зорьке Иван из ночного, отбил косу, пошел луга косить. Пришел Иван, стал косить, махнет раз, махнет другой — затупится коса, не режет, точить надо. Бился, бился Иван. — Нет, — говорит, — пойду домой, отбой принесу да и хлеба ковригу. Хоть неделю пробьюсь, а не уйду, пока не выкошу. Услыхал чертенок — задумался. — Калян, — говорит, — дурак этот, не проймешь его. Надо на другие штуки подниматься. Пришел Иван, отбил косу, стал косить. Залез чертенок в траву, стал косу за пятку ловить, носком в землю тыкать. Трудно Ивану, однако выкосил покос — осталась одна делянка в болоте. Залез чертенок в болото, думает себе: «Хоть лапы перережу, а не дам выкосить». Зашел Иван в болото, трава — смотреть — не густая, а не проворотить косы. Рассердился Иван, начал во всю мочь махать, стал чертенок подаваться — не поспевает отскакивать, видит — дело плохо, забился в куст. Размахнулся Иван, шаркнул по кусту, отхватил чертенку половину хвоста. Докосил Иван покос, велел девке грести, а сам пошел рожь косить. Вышел с крюком, а кургузый чертенок уж там, перепутал рожь так, что на крюк нейдет. Вернулся Иван, взял серп и принялся жать — выжал всю рожь. — Ну, теперь, — говорит, — надо за овес браться. Услыхал кургузый чертенок, думает: «На ржи не донял, так на овсе дойму, дай только утра дождаться». Прибежал чертенок утром на овсяное поле, а овес уже скошен. Иван его ночью скосил, чтоб меньше сыпался. Рассердился чертенок. — Изрезал, — говорит, — меня и замучил дурак. И на войне такой беды не видал! Не спит, проклятый, за ним не поспеешь! Пойду, — говорит, — теперь в копны: прогною ему все. И пошел чертенок в ржаную копну, залез между снопами — стал гноить: согрел их и сам согрелся и задремал. А Иван запряг кобылу и поехал с девкой возить. Подъехал к копне, стал кидать на воз. Скинул два снопа, сунул — прямо чертенку в зад; поднял — глядь, на вилах чертенок живой, да еще кургузый барахтается, ужимается, соскочить хочет. — Ишь ты, — говорит, — пакость какая! Ты опять тут? — Я, — говорит, — другой, то мой брат был. А я, — говорит, — у твоего брата Семена был. — Ну, — говорит, — какой ты там ни будь, и тебе то же будет! — Хотел его об грядку пришибить, да стал его просить чертенок: — Отпусти, — говорит, — больше не буду, а я тебе что хочешь сделаю. — Да что ты сделать можешь? — А я, — говорит, — могу из чего хочешь солдат наделать. — Да на что их? — А на что, — говорит, — хочешь их поверни, они все могут. — Песни играть могут? — Могут. — Ну что ж, — говорит, — сделай. И сказал чертенок: — Возьми ты вот сноп ржаной, тряхни его о землю гузом и скажи только: «Велит мой холоп, чтоб был не сноп, а сколько в тебе соломинок, столько бы солдат». Взял Иван сноп, тряхнул оземь и сказал, как велел чертенок. И расскочился сноп, и сделались солдаты, и впереди барабанщик и трубач играют. Засмеялся Иван. — Ишь ты, — говорит, — как ловко! Это, — говорит, — хорошо — девок веселить. — Ну, — говорит чертенок, — пусти же теперь. — Нет, — говорит, — это я старновки делать буду, а то даром зерно пропадает. Научи, как опять в сноп поворотить. 1Я его обмолочу. Чертенок и говорит: — Скажи: «Сколько солдат, столько соломинок. Велит мой холоп, будь опять сноп!» Сказал так Иван, и стал опять сноп. И стал опять проситься чертенок. — Пусти, — говорит, — теперь. — Ну что ж! Зацепил его Иван за грядку, придержал рукой, сдернул с вил. — С Богом, — говорит. И только сказал про Бога — юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась. Приехал Иван домой, а дома и другой брат, Тарас, с женой сидят — ужинают. Не расчелся Тарас-брюхан, убежал от долгов и пришел к отцу. Увидал Ивана. — Ну, — говорит, — Иван, пока я расторгуюсь, корми нас с женой. — Ну что ж, — говорит, — живите. Снял Иван кафтан, сел к столу. А купчиха говорит: — Я, — говорит, — с дураком кушать не могу: от него, — говорит, — потом воняет. Тарас-брюхан и говорит: — От тебя, — говорит, — Иван, дух нехорош — поди в сенях поешь. — Ну что ж, — говорит. Взял хлеба, ушел на двор. — Мне, — говорит, — кстати в ночное пора — кобылу кормить. V Отделался в эту ночь и от Тараса чертенок — пришел по уговору товарищам помогать — Ивана-дурака донимать. Пришел на пашню, поискал, поискал товарищей — нет никого, только дыру нашел. Пошел на луга — в болоте хвост нашел, а на ржаном жниве и другую дыру нашел. «Ну, — думает, — видно, над товарищами беда случилась, надо на их место становиться, за дурака приниматься». Пошел чертенок Ивана искать. А Иван уж с поля убрался, в роще лес рубит. Стало братьям тесно жить имеете, велели дураку себе на избы лес рубить, новые дома строить. Прибежал чертенок в лес, залез в сучья, стал мешать Ивану деревья валить. Подрубил Иван дерево как надо, чтоб на чистое место упало, стал валить — дуром пошло дерево, повалилось куда не надо, на суках застряло. Вырубил Иван рочаг, начал отворачивать — насилу свалил дерево. Стал Иван рубить другое — опять то же. Бился, бился, насилу выпростал. Взялся за третье — опять то же. Думал Иван хлыстов полсотни срубить, и десятка не срубил, а уж ночь на дворе. И замучился Иван. Валит от него пар, как туман по лесу пошел, а он все не бросает. Подрубил он еще дерево, и заломило ему спину, так что мочи не стало, воткнул топор и присел отдохнуть. Услыхал чертенок, что затих Иван, обрадовался. «Ну, — думает, — выбился из сил — бросит; отдохну теперь и я». Сел верхом на сук и радуется. А Иван поднялся, вынул топор, размахнулся да как тяпнет с другой стороны, сразу затрещало дерево — грохнулось. Не спопашился чертенок, не успел ног выпростать, сломался сук и защемил чертенка за лапу. Стал Иван очищать — глядь: чертенок живой. Удивился Иван. — Ишь ты, — говорит, — пакость какая! Ты опять тут? — Я, — говорит, — другой. Я у твоего брата Тараса был. — Ну, какой бы ты ни был, а тебе то же будет! Замахнулся Иван топором, хотел его обухом пристукнуть. Взмолился чертенок. — Не бей, — говорит, — меня, я тебе что хочешь сделаю. — Да что ж ты сделать можешь? — А я, — говорит, — могу тебе денег сколько хочешь наделать. — Ну что ж, — говорит, — наделай! И научил его чертенок. — Возьми ты, — говорит, — листу дубового с этого дуба и потри в руках. Наземь золото падать будет. Взял Иван листьев, потер — посыпалось золото. — Это, — говорит, — хорошо, когда на гулянках с ребятами играть. — Пусти же, — говорит чертенок. — Ну что ж! — Взял Иван рочаг, выпростал чертенка. — Бог с тобой! — говорит. И как только сказал про Бога — юркнул чертенок под землю, как камень в воду, только дыра осталась. VI Построили братья дома и стали жить порознь. А Иван убирался с поля, пива наварил и позвал братьев гулять. Не пошли ^братья к Ивану в гости. — Не видали мы, — говорят, — мужицкого гулянья. Угостил Иван мужиков, баб и сам выпил — захмелел и пошел на улицу в хороводы. Подошел Иван к хороводам, велел бабам себя величать. — Я, — говорит, — вам того дам, чего вы в жизнь не видали. — Посмеялись бабы и стали его величать. Отвеличали и говорят: — Ну что ж, давай. — Сейчас, — говорит, — принесу. — Ухватил севалку, побежал в лес. Смеются бабы: «То-то дурак!» И забыли про: него. Глядь: бежит Иван назад, несет севалку полну чего-то. — Оделять, что ли? — Оделяй. Захватил Иван горсть золота — кинул бабам. Батюшки! Бросились бабы подбирать; выскочили мужики, друг у дружки рвут, отнимают. Старуху одну чуть до смерти не задавили. Смеется Иван. — Ах вы дурачки, — говорит, — зачем вы бабушку задавили. Вы полегче, а я вам еще дам. — Стал еще швырять. Сбежался народ, расшвырял Иван всю севалку. Стали просить еще. А Иван говорит: — Вся. Другой раз еще дам. Теперь давайте плясать, играйте песни. Заиграли бабы песни. — Не хороши, — говорит, — ваши песни. — Какие же, — говорят, — лучше? — А я, — говорит, — вот вам покажу сейчас. Пошел на гумно, выдернул сноп, обил его, поставил на гузо стукнул. — Ну, — говорит, — сделай холоп, чтоб был не сноп, а каждая соломинка — солдат. Расскочился сноп, стали солдаты, заиграли барабаны, трубы. Велел Иван солдатам песни играть, вышел с ними на улицу. Удивился народ. Поиграли солдаты песни, и увел их Иван назад на гумно, а сам не велел никому за собой ходить, и сделал опять солдат снопом, бросил на одонье. Пришел домой и лег спать в закуту. VII Узнал наутро про эти дела старший брат Семен-воин, приходит к Ивану. — Открой ты мне, — говорит, — откуда ты солдат приводил и куда увел? — А на что, — говорит, — тебе? — Как на что? С солдатами все сделать можно. Можно себе царство добыть. Удивился Иван. — Ну? Что ж ты, — говорит, — давно не сказал? Я тебе сколько хочешь наделаю. Благо мы с девкой много насторновали. Повел Иван брата на гумно и говорит: — Смотри же, я их делать буду, а ты их уводи, а то коли их кормить, так они в один день всю деревню слопают. Обещал Семен-воин увести солдат, и начал Иван их делать. Стукнет по току снопом — рота, стукнет другим — другая, наделал их столько, что все поле захватили. — Что ж, будет, что ли? Обрадовался Семен и говорит: — Будет! Спасибо, Иван. — То-то, — говорит. — Коли тебе еще надо, ты приходи, я еще наделаю. Соломы нынче много. Сейчас распорядился Семен-воин войском, собрал их как следует и пошел воевать. Только ушел Семен-воин, приходит Тарас-брюхан — тоже узнал про вчерашнее дело, стал брата просить: — Открой мне, откуда ты золотые деньги берешь? Кабы у меня такие вольные деньги были, я бы к этим деньгам со всего света деньги собрал. Удивился Иван. — Ну! Ты бы давно, — говорит, — мне сказал. Я тебе - сколько хочешь натру. Обрадовался брат. — Дай мне хоть севалки три. — Ну что ж, — говорит, — пойдем в лес, а то лошадь запряги — не унесешь. Поехали в лес, стал Иван с дуба листья натирать. Насыпал кучу большую. — Будет, что ли? Обрадовался Тарас. — Пока будет, — говорит. — Спасибо, Иван. — То-то, — говорит. — Коли тебе еще надо, приходи, я натру еще — листу много осталось. Набрал Тарас-брюхан денег воз целый и уехал торговать. Уехали оба брата. И стал Семен воевать, а Тарас торговать. И завоевал себе Семен-воин царство, а Тарас-брюхан наторговал денег кучу большую. Сошлись братья вместе и открылись друг другу, откуда у Семена солдаты, а у Тараса деньги. Семен-воин и говорит брату: — Я, — говорит, — царство себе завоевал, и мне жить хорошо, только у меня денег нехватка — солдат кормить. А Тарас-брюхан говорит: — А я, — говорит, — нажил денег бугор большой, только одно, — говорит, — горе — караулить денег некому. Семен-воин и говорит: — Пойдем, — говорит, — к брату Ивану, — я велю ему еще солдат наделать — тебе отдам твои деньги караулить, а ты вели ему мне денег натереть, чтобы было чем солдат кормить. И поехали они к Ивану. Приезжают к Ивану, Семен и говорит: — Мне мало, братец, моих солдат, сделай мне, — говорит, — еще солдат, хоть копны две переделай. Замотал головой Иван. — Даром, — говорит, — не стану больше тебе солдат делать. — Да как же, — говорит, — ты обещал? — Обещал, — говорит, — да не стану больше. — Да отчего ж ты, дурак, не станешь? — А оттого, что твои солдаты человека до смерти убили. Я намедни пашу у дороги, вижу, баба по дороге гроб везет, а сама воет. Я спросил: «Кто помер?» Она говорит: «Мужа Семеновы солдаты на войне убили». Я думал, что солдаты будут песни играть, а они человека до смерти убили. Не дам больше. Так и уперся, не стал больше делать солдат. Стал и Тарас-брюхан просить Ивана-дурака, чтоб он ему еще золотых денег наделал. Замотал головой Иван. — Даром, — говорит, — не стану больше тереть. — Да как же, ты, — говорит, — обещал? — Обещал, — говорит, — да не стану больше. — Да отчего же ты, дурак, не станешь? — А оттого, что твои золотые у Михайловны корову отняли. — Как отняли? — Так отняли. Была у Михайловны корова, ребята молоко хлебали, а намедни пришли ее ребята ко мне молока просить. Я и говорю им: «А ваша корова где?» Говорят: «Тараса-брюхана приказчик приезжал, мамушке три золотые штучки дал, а она ему и отдала корову, нам теперь хлебать нечего». Я думал, ты золотыми штучками играть хочешь, а ты у ребят корову отнял: не дам больше! И уперся дурак, не дал больше. Так и уехали братья. Уехали братья и стали судить, как им своему горю помочь. Семен и говорит: — Давай вот что сделаем. Ты мне денег дай солдат кормить, а я тебе половину царства с солдатами отдам — твои деньги караулить. Согласился Тарас. Поделились братья, и стали оба царями и оба богаты. VIII А Иван дома жил, отца с матерью кормил, с немой девкой в поле работал. Только случилось раз, заболела у Ивана собака дворная старая, опаршивела, стала издыхать. Пожалел ее Иван — взял хлеба у немой, положил в шапку, вынес собаке, кинул ей. А шапка продралась, и выпал с хлебом один корешок. Слопала его с хлебом собака старая. И только проглотила корешок, вскочила собака, заиграла, залаяла, хвостом замахала — здорова стала. Увидали отец с матерью, удивились. — Чем ты, — говорят, — собаку вылечил? А Иван и говорит: — У меня два корешка были — от всякой боли лечат, так она и слопала один. И случилось в это время, что заболела у царя дочь, и повестил царь по всем городам и селам — кто вылечит ее, того он наградит, и если холостой, за того и дочь замуж отдаст. Повестили и у Ивана в деревне. Позвали отец с матерью Ивана и говорят ему: — Слышал ты, что царь повещает? Ты сказывал, что у тебя корешок есть, поезжай, вылечи царскую дочь. Ты навек счастье получишь. — Ну что ж, — говорит. И собрался Иван ехать. Одели его, выходит Иван на крыльцо, видит — стоит побирушка косорукая. — Слышала я, — говорит, — что ты лечишь? Вылечи мне руку, а то и обуться сама не могу. Иван и говорит: — Ну что ж! Достал корешок, дал побирушке, велел проглотить. Проглотила побирушка и выздоровела, сейчас стала рукой махать. Вышли отец с матерью Ивана к царю провожать, услыхали, что Иван последний корешок отдал и нечем царскую дочь лечить, стали его отец с матерью ругать. — Побирушку, — говорят, — пожалел, а царскую дочь не жалеешь! Жалко стало Ивану и царскую дочь. Запряг он лошадь, кинул соломы в ящик и сел ехать. — Да куда же ты, дурак? — Царскую дочь лечить. — Да ведь тебе лечить нечем? — Ну что ж, — говорит, и погнал лошадь. Приехал на царский двор и только ступил на крыльцо — выздоровела царская дочь. Обрадовался царь, велел звать к себе Ивана, одел его, нарядил. — Будь, — говорит, — ты мне зятем. — Ну что ж, — говорит. И женился Иван на царевне. А царь вскоре помер. И стал Иван царем. Так стали царями все три брата. IX Жили три брата — царствовали. Хорошо жил старший брат Семен-воин. Набрал он со своими соломенными солдатами настоящих солдат. Велел он по всему своему царству с десяти дворов по солдату поставлять, и чтобы был солдат тот и ростом велик, и телом бел, и лицом чист. И набрал он таких солдат много и всех обучил. И как кто ему в чем поперечит, сейчас посылает этих солдат и делает все, как ему вздумается. И стали его все бояться. И житье ему было хорошее. Что только задумает и на что только глазами вскинет, то и его. Пошлет солдат, а те отберут, и принесут, и приведут все, что ему нужно. Хорошо жил и Тарас-брюхан. Он свои деньги, что забрал от Ивана, не растерял, а большой прирост им сделал. Завел он у себя в царстве порядки хорошие. Деньги держал он у себя в сундуках, а с народу взыскивал деньги. Взыскивал он деньги и с души, и с водки, и с пива, и со свадьбы, и с похорон, и с проходу, и с проезду, и с лаптей, и с онуч, и с оборок. И что ни вздумает, все у него есть. За денежки к нему всего несут и работать идут, потому что всякому деньги нужны. Неплохо жил и Иван-дурак. Как только похоронил тестя, снял он все царское платье — жене отдал в сундук спрятать, — опять надел посконную рубаху, портки и лапти обул и взялся за работу. — Скучно, — говорит, — мне: брюхо расти стало, и еды и сна нет. Привез отца с матерью и девку немую и стал опять работать. Ему и говорят: — Да ведь ты царь! — Ну что ж, — говорит, — и царю жрать надо. Пришел к нему министр, говорит: —. У нас, — говорит, — денег нет жалованье платить. — Ну что ж, — говорит, — нет, так и не плати. — Да они, — говорит, — служить не станут. — Ну что ж, — говорит, — пускай, — говорит, — не служат, им свободнее работать будет, пускай навоз вывозят, они много его нанавозили. Пришли к Ивану судиться. Один говорит: — Он у меня деньги украл. А Иван говорит: — Ну что ж! значит, ему нужно. Узнали все, что Иван — дурак. Жена ему и говорит: — Про тебя говорят, что ты дурак. — Ну что ж, — говорит. Подумала, подумала жена Иванова, а она тоже дура была. — Что же мне, — говорит, — против мужа идти? Куда иголка, туда и нитка. Подняла царское платье, положила в сундук, пошла к девке немой работе учиться. Научилась работать, стала мужу подсоблять. И ушли из Иванова царства все умные, остались одни дураки. Денег ни у кого не было. Жили — работали, сами кормились и людей добрых кормили. Х Ждал, ждал старый дьявол вестей от чертенят о том, как они трех братьев разорили, — нет вестей никаких. Пошел сам проведать, искал, искал нигде не нашел, только три дыры отыскал. «Ну, — думает, — видно, не осилили — надо самому приниматься». Пошел разыскивать, а братьев на старых местах уже нет. Нашел он их в разных царствах. Все три живут-царствуют. Обидно показалось старому дьяволу. — Ну, — говорит, — возьмусь-ка я сам за дело. Пошел он прежде всего к Семену-царю. Пошел он не в своем виде, а оборотился воеводой — приехал к Семену-царю. — Слышал я, — говорит, — что ты, Семен-царь, воин большой, а я этому делу твердо научен, хочу тебе послужить.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |