КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 4. Исследование моторной и сенсорной асимметрии
Цель работы: исследовать моторную и сенсорную асимметрию человека. Тело человека имеет, как правило, двустороннюю симметрию. Однако существуют некоторые различия в структуре и функциях парных органов, а также симметричных частей тела. Такие различия позволяют говорить о моторной, сенсорной и психической асимметрии. Моторной асимметрией называется неравенство функций рук, ног, мышц правой и левой половины туловища и лица. У большинства людей, по данным литературы, в 75% случаев правая рука является ведущей, а регулирующее ее деятельность левое полушарие, соответственно, главенствующим, или доминантным. Левши составляют примерно 5-10% среди населения Земли и доминантным полушарием у них является правое. Амбидекстры (люди с отсутствием моторной асимметрии) составляют около 15-20% от всех людей. У правшей ведущая правая рука превосходит левую (неведущую) по длине, силе, скорости включения в двигательный акт, точности и координации движений, скорости выработки двигательного навыка. Левая рука у правшей выполняет преимущественно подсобную роль, чаще служит опорой при выполнении различных операций. Она более вынослива к статическим усилиям и обладает меньшими скоростными возможностями. Сенсорной асимметрией называется функциональное неравенство правой и левой частей сенсорных систем организма. Примерно две трети человечества имеет ведущий правый глаз, около одной трети - ведущий левый глаз и, очень немногие,- симметрию зрительной функции. Ведущий глаз имеет большую остроту зрения, лучшее цветоразличение, более широкое поле зрения. При прицеливании воспринимается лишь та часть объекта, которая входит в поле зрения ведущего глаза. В целом, восприятие объекта обеспечивается в большей мере ведущим глазом, а окружающего фона - неведущим. У подавляющего большинства людей речевые сигналы лучше воспринимаются правым ухом, а музыка, интонации речи, эмоциональная окраска - левым ухом. В функциях осязания, обоняния и вкуса также в большей степени проявляется левосторонняя асимметрия. Сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий составляет индивидуальный личностный профиль человека.При этом может наблюдаться либо правостороннее, либо левостороннее доминирование функций рук, ног, зрения и слуха. Такое доминирование может быть либо абсолютным, либо парциальным или частичным, с любой степенью выраженности преобладания функций. Функциональные асимметрии изменяются под влиянием специфических тренировочных воздействий. Они способны усиливаться при выполнении односторонних (несимметричных) нагрузок и сглаживаться при выполнении симметричных упражнений. Ход работы. Сначала у испытуемого определяется ведущая рука. Для этого проводятся несколько тестов. Тест 1 - «переплетение пальцев кисти». Испытуемый переплетает пальцы кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. Тест 2 - «поза Наполеона». Испытуемый скрещивает руки на груди. Ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди. Тест З - «аплодирования». При аплодировании ведущая рука более активна и подвижна, она ударяет о ладонь неведущей руки. Тест 4 - «на силу». С помощью динамометра трижды определяется сила кисти каждой руки. Ведущая рука превосходит другую на 2 кг и более. При разнице между руками менее 2 кг наблюдается симметрия рук. Тест 5 - «на точность». С открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой. Ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом. Затем определяется ведущая нога. Также выполняется несколькотестов. Тест 1 - «нога на ногу». В положении сидя закидывается нога на ногу. Ведущая нога оказывается сверху. Тест 2 - «опускание на колено». Испытуемый из положения стоя по команде опускается на колено ведущей ноги. Тест 3 - «внезапный шаг». Испытуемый поднимается с закрытыми глазами на носки и вытягивает руки вперед. Сзади его внезапно толкают, и он делает шаг вперед ведущей ногой. Экспериментатор должен страховать испытуемого от падения.
В дальнейшем определяется ведущий глаз. Тест 1 — «на прицельную способность (проба Розенбаха)». Обоими глазами фиксируется карандаш на вытянутой руке и совмещается с какой-либо вертикалью на расстоянии 3-4 м. Попеременно закрывается вначале левый, а затем и правый глаз. Ведущим считается глаз, который видит карандаш без смещения относительно выбранной вертикали. При взгляде неведущим глазом изображение
карандаша смещается в сторону. Если смещение наблюдается в обоих глазах, то асимметрия отсутствует. Полученные в тестах результаты заносятся в протокол, где знаком «+» отмечаются ведущие рука, нога и глаз (табл. 4). Таблица 4.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |