Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II четверть




 

Урок 1 (10). По заповедным тропам Республики Коми. (Заповедник, Национальный парк.)

1. Новый материал.

1 вариант. – Заранее подготовленные учащиеся делают сообщение о Печоро-Илычском заповеднике и Национальном парке «Югыд ва», демонстрируют иллюстрации природных уголков, животных, растений, которые охраняются на этих территориях.

2 вариант. – Урок строится в форме «заочного путешествия» в названные охранные территории, при этом каждая группа детей работает по следующим пособиям:

Атлас Республики Коми. Москва, 2001;

Наш край родной. 5 класс, с. 54-56;

Национальный парк «Югыд ва». Москва, 2001.

2. Справочный материал.

В северных промысловых районах, в том числе и на территории Коми края, у каждого охотника было своё заповедное место, где размножались промысловые звери и птица.

В начале XVIII века Пётр I издал указы о сохранении лесных полос шириной 20-30 км вдоль рек, корабельных лесов в Поволжье и на Южном Урале. Предполагают, что заказники мачтовой сосны по указу Петра были созданы и на территории Коми края – по берегам рек Вычегды и на Урале.

В целях сохранения первозданных ландшафтов тундры, лесотундры и тайги, являющихся уникальными невосстановимыми природно-территориальными комплексами, в республике ведётся большая работа по созданию сети охраняемых природных территорий.

Печоро-Илычский заповедник.

Издавна славилась Печорская земля своими богатствами, особенно животным миром. В записках Епифания – сподвижника Стефана Пермского – приводятся слова одного из вымских волхвов: «… не нашею ли ловлею ваши князья, бояре и вельможи обогащаются… Не от нашего ли лова и в Орду посылаются, и в Царьград, и в немцы, и в Литву, и в прочие города и страны…».

Печорские леса были богаты такими ценными промысловыми животными, как соболь, куница, бобр, выдра; во множестве водились лоси и олени; в реках было много рыбы. Славилась Печора бескрайними лесами с богатыми ценными породами деревьев.

Шло время. И документы XVII-XVIII веков говорят о заметном сокращении численности отдельных видов животных. Основная причина – усиление охоты. Последний бобр в районе Печоры был истреблён в 1818 г., последние сведения о добыче соболя датируются 1871 годом. Сокращалась площадь ценных пород леса, особенно, кедра.

В начале ХХ века отмечается, что очень редкими здесь стали лось, соболь, выдра, кидас (помесь соболя и куницы).

С 1912 года поступают предложения организовать в районе рек Печоры и Илыч соболиный заказник.

В 1930 г. был образован Печорский (позднее Печоро-Илычский) заповедник, он является одним из крупнейших в России. Но лишь в 1934 г. была налажена охрана территории и начали проводиться научные исследования.

Заповедник расположен на западных склонах Северного Урала, в зоне северной и средней тайги. Его естественными границами на востоке является главный хребет Уральских гор, на юге и западе – верховья реки Печоры, на севере – река Илыч и её приток Кожым-Ю. Заповедник был создан для сохранения уникального животного и растительного мира горно-таёжной экосистемы, в которой существуют европейские и азиатские виды животных и растений. В заповеднике выделяются три ландшафтные зоны: низменность с сосновыми лесами и болотами; предгорья с тёмнохвойными лесами из ели, пихты и кедра; Уральские горы с горными хвойными лесами, горными лугами, поясом тундр.

Территория Печоро-Илычского заповедника является местом обитания около 40 видов млекопитающих, 200 видов птиц и 20 видов рыб. Животный мир представляют такие виды как лось, северный олень, волк и росомаха. Это единственное место, где совместно обитают соболь, лесная куница и их помесь – кидас. В реках распространены ценные виды рыб (сёмга, сиг, хариус, таймень).

При организации заповедника перед ним была поставлена задача по восстановлению численности особо ценных промысловых животных (соболя, куницы, выдры, кидаса, северного оленя, бобра и др.)

Благодаря строжайшей охране зверя, к середине 40-х годов возросло и достигло оптимальной численности поголовье лосей, дикого северного оленя; численность выдры выросла в 3-4 раза; к началу 50-х годов численность куницы выросла в 14 раз.

Из Воронежского заповедника были завезены и расселены бобры. Подготовительная работа продолжалась 4 года. На берегах реки Большой Шежим были приготовлены норы. В сентябре 1938 г. первые 8 бобров заселили «землю предков». Начались интереснейшие наблюдения за поведением бобров, они продолжались 13 месяцев. Бобры хорошо прижились, перенесли суровую зиму, дали потомство.

В 1940 г. на реку Кедровку (приток Печоры) было выпущено ещё 11 воронежских бобров. С 1942 г. началось самостоятельное расселение бобров по рекам заповедника.

Уникальными являются работы сотрудников заповедников по одомашниванию лося. В 1949 г. была организована опытная лосеферма. На ней изучались особенности животного, разрабатывался режим кормления, содержания, воспитания животных в домашних условиях. Благодаря этой работе, лось является наиболее изученным представителем животного мира.

В 1984 г. Печоро-Илычскому заповеднику был присвоен статус биосферного.

Национальный парк «Югыд ва».

В 1990 г. постановлением республиканского правительства было принято решение о создании Государственного природного национального парка республики с целью сохранения уникальных природных комплексов горно-таёжных и горно-тундровых экосистем Приполярного Урала в пределах Вуктыльского, Печорского и Интинского районов. Четыре года спустя решение республиканских властей было поддержано правительством России. Постановлением правительства России от 23 апреля 1994 г. был создан на территории республики Национальный природный парк «Югыд ва» (Светлая вода). С 1996 г. он включён в список Всемирных национальных парков. По своей площади он занимает седьмое место в мире и не имеет равных среди охраняемых природных территорий России.

Природные ценности «Югыд ва» – первозданная северная природа, красивейшие реки и озёра, редкие растения и животные, горные хребты и вершины.

Здесь растут очень редкие растения, которые встречаются только в парке. Богат животный мир парка, обитает более 190 видов птиц, около 65 видов млекопитающих, более 20 видов рыб, в том числе и редкие, занесённые в Красную книгу.

3. Закрепление изученного.

· Как называется заповедник республики? Национальный парк?

· Какие природные объекты взяты в них под охрану?

· Какие виды животных удалось сохранить благодаря заповеднику?

4. Домашнее задание.

Дома рассказать родителям то, что запомнили про заповедник и национальный парк. Поискать иллюстрации.

 

 

Урок 2 (11). Заказники, памятники природы нашей республики.

1. Проверка домашнего задания.

· Как называется заповедник в нашей республике? Расскажите, что интересного из его истории запомнилось.

· Как называется Национальный парк на территории нашего края? Расскажите о нём.

· Из данного списка животных выберите тех, которых удалось сохранить благодаря работе заповедника.

Лисица, лось, северныйолень, соболь, заяц, куница, медведь, волк, выдра, бобр.

· Расскажите о расселении бобра.

· Какое животное одомашнили на ферме заповедника? (Лося.)

· Какие породы деревьев в заповеднике самые ценные? (Сибирская сосна – кедр.)

2. Справочный материал.

– Какие ещё охранные территории существуют в стране?

Заказник – очень распространённая форма охраны природных территорий. У него и самая длительная история. Старинное слово «заказ» – это запрет на охоту.

Заказники могут быть охотничьими, ботаническими, геологическими и другими. В республике их 179: 23 комплексных и 143 видовых: болотных – 95, лесных – 20, ихтиологических – 15, флористических – 9.

Памятники природы. Этот термин в 1818 г. предложил известный естествоиспытатель и путешественник А.Гумбольдт. Первое время к памятникам относили живые объекты природы – вековые деревья, экзотические растения. Позже стали включать озёра, участки рек, водопады, пещеры, редкие или исторически ценные деревья и др. В республике их 108.

Заказники.

Само название говорит о назначении заказника.

Комплексные – те, где под охрану взяты все природные объекты.

Из них очень интересный заказник Сабля. Он находится на территории Печорского района, это горный массив. Здесь находится 21 крупная вершина высотой от 900 м до 1426 м. Пики гор островерхие, труднодоступные, скалы отвесные, обрывистые.

Главная достопримечательность заказника – это ледники. (Их здесь 7.) Возраст ледников десятки тысяч лет. На склонах Сабли берут начало множество рек, они прорезают множество ущелий и текут в живописных каньонах. Здесь много живописных водопадов. Места эти богаты озерами с чрезвычайно холодной и прозрачной водой.

Богат растительный мир: можно встретить растения леса и тундры; обитают 30 видов млекопитающих и 120 видов птиц: соболь, куница, песец, лось, дикий северный олень; беркут, скопа, кречет, сапсан, орлан-белохвост; редкие виды сов: неясыть, бородатая, болотная, филин.

К комплексным относится:

Заказник Щугорский. Он находится на территории Вуктыльского района, включает реку Щугор и охранные лесные полосы по берегам. Здесь много красивых порогов и перекатов, здесь расположен ряд памятников природы – наиболее примечательный на Урале водопад, скалы Нижние Ворота. В заказнике огромные площади занимает кедр. Река Щугор является одной из важнейших семужье – нерестовых рек.

Заказник Белая Кедва расположен в Ухтинском районе, стержнем его является река Белая Кедва – левый приток Ижмы. Здесь встречаются разнообразные пещеры, исчезающие реки и озёра. Здесь встречаются редкие растения, занесённые в Красную книгу страны (горечавка, орхидные растения, астра альпийская, ветреница лесная) и редкие виды птиц (лебедь-кликун, серые журавли, неясыть).

Заказник Адак расположен на территории Интинского района. В переводе с ижемского диалекта коми языка Адак – «глубокий омут между высокими берегами». Высота скал по берегам реки Усы составляет 30-40 м. В заказнике имеются горные ниши и пещеры; открыт сероводородный источник, целебные свойства имеет и другой – солёный источник. Район Адака интересен и в историческом плане: в одной из пещер обнаружено древнее святилище; несколько стоянок древнего человека, в XII-XVI в. по реке Усе проходил древний торговый путь на Обь.

Заказник Уньинский расположен в Троицко-Печорском районе. Здесь нередки пещеры, живописной формы скалы; перекаты по реке Унье, много порогов, самый крупный – Большой Приступ, протяженностью около 4 км; живописный водопад.

Лесные заказники служат охране лесов из наиболее ценных пород деревьев, в первую очередь это сибирская сосна (кедр) – таких заказников 17; сосновые боры; высокогорные еловые леса; лиственные леса.

Заказник Сусъёль Локчимский. С коми языка название переводится как «Кедровый ручей». Это первый заказник республики, созданный для охраны кедра. Высота кедра в заказнике 16-22 м, диаметр стволов 32-44 см, но у отдельных деревьев он достигает 85 см. Возраст деревьев 170-220 лет. Есть и около 2 тыс. молодых деревьев. К очень редким находкам относится лишайник – уснея длиннейшая. Она обитает в лесах с исключительно чистым воздухом.

Заказник Сула-Харьягинский расположен в Усть-Цилемском районе. Здесь находятся самые северные сосновые боры. В лесах, в тундре, на болотах заказника созревают большие урожаи морошки, клюквы, голубики, брусники. Болота ценны тем, что на них пасутся дикие северные олени.

Горно-лесной заказник Лиственничное расположен на Приполярном Урале. В нём охраняется редкий тип лиственничника с елью.

Флористические заказники – служат охране растений, это красиво цветущие, лекарственные и другие группы растений.

Такие заказники есть во всех районах республики.

Заказник Сыктывкарский находится на территории Сыктывдинского района, в 17 км к югу от Сыктывкара, в бассейне реки Сысолы. Здесь охраняются еловые, елово-берёзовые, берёзовые, высокотравные леса. Трав насчитывается более 100 видов. К редким растениям относится волчье лыко, жимолость обыкновенная, медуница, вороний глаз, любка двулистная, ятрышники, башмачок настоящий.

Болотные заказники. Болота – хранители пресной воды, на них произрастают разнообразные растения, в том числе лекарственные – багульник, клюква, вахта, они являются местами обитания и кормовыми угодьями многих птиц, редкие среди них – лебедь-кликун, серый журавль. Болота – естественные фильтры загрязнённых вод. Болота – крупнейшие источники ягодных ресурсов, полезного ископаемого – торфа.

Ихтиологические заказники включают реки, озёра; те водоёмы, которые являются местом обитания и нереста ценных пород рыб: сига, нельмы, хариуса, омуля, тайменя, сёмги.

Визингский заказник находится в Сысольском районе, включает речку Малая Визинга. Он создан для охраны хариуса.

Заказник Усинский создан для охраны нерестилищ сиговых рыб: омуля, сига, пеляди, ряпушки-зельди.

Вадбожский и Шерьягинский заказники находятся на Вычегде и созданы для охраны нерестилищ стерляди.

Памятники природы.

В качестве памятников природы в нашей республике охраняются многие природные объекты.

Леса-кедровники. (Кременьельский в Печорском районе, Вадчарты в Интинском районе и Юнъяхоты с очень живописным озером в виде восьмёрки.)

Леса-сосняки, ельники. (Габшорский в Усть-Куломском районе, Ярегский.)

К памятникам природы отнесены участки лесов, лугов, где произрастают редкие виды растений: сон-трава, ирис сибирский, ветреница пермская, курильский чай, башмачок настоящий и др.

Геологические памятники. К ним относятся пещеры, скалы, каменные столбы.

Пещер открыто 50, лишь 5 из них объявлены памятниками природы.

Медвежья пещера находится на берегу Малой Печоры. В ней найдены кости пещерного медведя, тигролова, овцебыка, зубра, мамонта, волосатого носорога. Это стоянка первобытного человека.

Ледяная пещера находится в том же районе. В неё ведёт узкий лаз, закупоренный льдом. Лишь в тёплое время он стаивает и позволяет попасть в пещеру. Стены, пол, свод зала пещеры состоят из плотного льда, он образует красивые крупные гроздья и отдельные кристаллы диаметром 3-4 см. В дальнем конце зала потоки холодного воздуха «соорудили» во льду миниатюрную «горную систему»: пики высотой 70-90 см чередуются с впадинами – «долинами».

На Урале и Тимане природа создала удивительно живописные образования, напоминающие столбы, развалины, каменных «баб» и др.

Большие манзские болваны (Семь богатырей). Они находятся на склоне горы Мань-Пупу-Нёр. Они возвышаются на 30 м и больше (примерно 10-этажный дом).

Развалины «древнего города» расположены в северной части горного кряжа Торре-Порре-из. С ним связано много легенд.

Вода и мороз из горных пород создали «город». «Стены, бойницы, ворота, зубцы на них, 40-метровые сторожевые башни, улицы, дома».

Качающиеся камни (валуны) – каменные изваяния, которые встречаются на Северном Тимане. За сходство с известными всем предметами им даны имена: «Бокал», «Гриб», «Слон», «Юрта».

«Ворота». Так на Урале называют суженные, похожие на ущелья (каньоны) участки рек. Их образовали прибрежные скалы. На многих северных реках есть такие «ворота», которые очень живописны.

«Ворота» реки Щугор тянутся на несколько километров. Скалы очень живописны, имеют высоту от 15-18 м до 35-40 м; выветриванием на них созданы орнаменты, профили; в скалах многочисленные ниши, пещеры. В этом районе находится красивый водопад (высотой 15 м), тоже являющийся памятником природы.

Наша республика очень богата разнообразными природными объектами, задача – сохранить их для будущих поколений.

3. Закрепление изученного.

· О чём узнали на уроке? Что было новым, удивило вас?

· Какие охраняемые объекты запомнились больше всего?

4. Домашнее задание.

Рассказать дома о тех природных объектах, которыми богат наш край.

Поискать иллюстрации, на которых они запечатлены и принести в класс.

Подготовить рассказ о редком растении, животном, подлежащем охране.

 

Урок 3 (12). Красная книга Республики Коми.

1. Проверка домашнего задания.

· Материал о каком заказнике запомнился больше всего? Расскажите.

· Что запомнили о памятниках природы, охраняемых в нашем крае? Расскажите.

· Выставка иллюстраций, подготовленных детьми с комментированием.

· Распределить названия в 2 группы, дать общее название каждой группе природных объектов. (Одна – заказники республики, другая – памятники природы.)

Белая Кедва (1), Водопад (2), «Семь богатырей» (2), Сабля (1), Адак (1), Каменный «город» (2), Ледяная пещера (2).

2. Новый материал.

Вспомнить материал о Красной книге, знакомый учащимся по урокам природоведения.

Рассказать о Красной книге Республики Коми. (Если есть возможность, рассмотреть её.)

Заполнить таблицу. (Вписать названия охраняемых природных объектов.)

Прослушать выступления учащихся (подготовленные заранее) о некоторых растениях, животных, грибах.

3. Справочный материал.

На территории республики встречается много редких видов растений и животных, которые занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу страны. Несколько лет назад была издана такая книга и в нашей республике.

· Список природных объектов Красной книги Республики Коми.

Растения: различные папоротники, сосна сибирская (кедр), ветреница, сон-трава, полярный мак, гвоздика (часики), пион – марьин корень, примула, колокольчик персиколистный, кошачья лапка, ирис сибирский, башмачок настоящий, сфагнум, лишайники.

Грибы: сморчок, желчный гриб, грибная капуста, рогатик.

Звери: заяц-русак, колонок, енотовидная собака, европейская норка, лесной хорёк, барсук, косуля.

Птицы: чомга, выпь, серый гусь, малый лебедь, серая утка, скопа, осоед, орлан-белохвост, беркут, сапсан, перепел, коростель, серый журавль, филин, белая сова, неясыть.

Рыбы: хариус, нельма, таймень.

Насекомые: махаон, мнемозина, адмирал, бражник, шмели.

· Некоторые из растений и животных занесены в Международную и Российскую Красную книгу. Например: колокольчик персиколистный, башмачок настоящий, скопа, орлан-белохвост, ирис сибирский.

· Материал для сообщений можно найти в следующей литературе:

1. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Большая книга леса. Москва, «Дрофа», 1996.

2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Москва, «Просвещение», 1994.

3. Я познаю мир. «Растения», «Животные».

4. Викторина «Верите ли вы?»

1) Правда ли, что грибная капуста, рогатик и сморчок это растения? (Нет, грибы.)

2) Верно ли, что у боровика есть несъедобный двойник? (Да, это желчный гриб.)

3) Верно ли, что в лесах республики растут орхидеи? (Да, к орхидным относятся некоторые редкие растения, которые встречаются в республике.)

4) Правда ли, что можно и у нас встретить растения-хищники? (Да, на болотах растут такие растенияпузырчатка и росянка.)

5) Верно ли, что все лишайники растут там, где воздух загрязнён? (Нет, лишайник уснея длиннейшая обитает в лесах с исключительно чистым воздухом.)

6) Правда ли, что шкурка животного может заменять деньги? (Да, в Киевской Руси шкурки куницыкуны – заменяли деньги.)

7) Горностай часто часть добычи прячет на чёрный день, т.к. нередко остаётся без добычи, так ли это? (Нет, горностай ловкий, сильный, он почти всегда находит себе еду. Но часто он ловит грызунов больше, чем требуется, тогда часть добычи он съедает, а остальное прячет.)

8) Правда ли, что бабочку махаон прозвали «ласточкин хвост» за то, что быстро летает? (Нет, концы крыльев бабочки, вытянутые в две длинные ленточки при полёте похожи на хвостики.)

 

 

Урок 4 (13). Эти удивительные животные.

(Урок-игра об охраняемых животных нашей республики.)

Урок пройдёт в форме игры-соревнования «Крестики-нолики». Игра называется «Эти удивительные животные» и посвящена обитателям лесов и рек нашей республики.

Класс разделён на 2 команды. Разыгрывается название команд: «крестики» или «нолики». Название 1-го игрового поля выбирают «крестики».

– На протяжении многих столетий человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устаёт удивляться ими.

– Мы тоже попытаемся открыть секреты, тайны и удивиться им.

Конкурс 1. «Золотая» рыбка. (Играет команда.)

В этом конкурсе речь пойдёт о рыбах, которые обитают в водоёмах нашей республики. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

– Слушайте рассказ-описание, узнайте, о ком идёт речь, найдите на доске рисунок рыбы и карточку с названием, соотнесите их. Чем можете дополнить рассказ?

1) Эта рыба замечательна тем, что приобретает окраску в зависимости от водоёма и места обитания. Встречается с зеленоватым и фиолетовым отливом чешуи. Любит быстрое течение.

(Хариус.)

2) Ценная пресноводная рыба. Водится в Вычегде. Любит глубокие участки рек с быстрым течением. В Вычегду она попала примерно 150 лет назад из Волги по Екатерининскому каналу.

(Стерлядь.)

3) Это очень крупная и красивая рыба. Вес её иногда достигает 50 кг. Спина с синим отливом, бока серебристые. Местное её название – «выйчери» – «масляная рыба».

(Сёмга.)

· Интересно, что сёмга проходит путь до нереста до 1500 км, преодолевая пороги высотой до 3-4 м.

4) Любит эта рыба чистую свежую воду. Крупные особи держатся в глубинах и омутах, откуда выходят лишь утром и под вечер. С наступлением холодов они залегают в зимовальные ямы. Рыба ярко окрашена, имеет острые зубы и шипы.

(Окунь.)

· Интересно, что окунь так назван за большие глаза. «Окунь» – от слова «око», а «око», как известно, и есть глаз.

5) Рыба крупная, живущая в верховьях рек, предпочитает быстрые горные реки и, будучи хищником, держится в одиночку. Это редкая рыба в наших водоёмах.

(Таймень.)

– Какие рыбы занесены в Красную книгу? (Хариус, нельма, таймень.)

Конкурс 2. Мир насекомых.

В этом туре от каждой команды участвует по 3 человека (отдельно на каждый вопрос.)

Предстоит узнать с 3-х подсказок название насекомого. (3 б. – 1 подсказка, 2 б. – 2 подсказки, 1 б. – 3 подсказки.)

1) • Вполне сухопутная бабочка, а название морское.

• На крыльях имеет отметины, похожие на погоны.

• Великая путешественница. Делает перелёты через моря и океаны.

(Адмирал.)

2) • Одна из самых крупных бабочек в Европе. Размах её крыльев достигает 15 см.

• Рта не имеет – значит ничего не ест, живёт за счёт запасов, накопленных гусеницей.

• Её название созвучно имени птицы с роскошным ярким хвостом.

(Павлиний глаз.)

3) • Назовите их одним словом: любка, бабка, дедка, красавка, коромысло, дозорщик.

• Это отличные летуны и большую часть времени проводят в воздухе.

• Название они получили от старинного русского слова, которое означает – очень быстро двигаться (стрекать).

(Стрекозы.)

4) • Это ночные бабочки.

• Грудка и брюшко покрыты нежнейшим мехом.

• Они – самые лучшие летуны среди бабочек, развивают скорость до 50 км/ч.

(Бражники.)

5) Выбери из предложенных другое название бабочки зорька.

А – Аврора.

Б – Красавка.

В – Психея.

6) Без каких первоцветов не сможет жить бабочка мнемозина?

А – Без ландыша.

Б – Без подснежника.

В – Без хохлатки.

Конкурс 3. Самые, самые… птицы.

Каждая команда получает по листочку с заданиями. Даны названия птиц и описания. Их надо соотнести.

1) Беркут. 4) Воробьиный сычик.

2) Поползень. 5) Чомга.

3) Вальдшнеп. 6) Коростель.

· Птица, которая самым удивительным способом (в лапах) переносит птенцов на новое место, если им грозит опасность. (№ 3.)

· Эта птица – самый лучший ныряльщик. Может проплыть под водой несколько десятков метров, держа на спине птенцов. (№ 5.)

· У неё самое большое гнездо. (№ 1.)

· Птица, у которой самый удивительный способ передвижения на юг – пешком. (№ 6.)

· У неё самый удивительный способ передвижения по стволу дерева – вниз головой. (№ 2.)

· Самая маленькая сова. (№ 4.)

Конкурс 4. Легендарная птица. Всё о сове.

Этот тур посвящён сове. Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с совой.

Она привлекала внимание людей испокон веков, конечно, не случайно: необычная внешность, бесшумный полёт, страшный голос, ночной образ жизни – всё это тревожило людское воображение. Её название произошло от древнего слова, означающего «кричать», «громко звать».

В Китае сова считалась символом благосостояния. Издревле сова считается символом мудрости.

(Конкурс проходит в форме блицтурнира.)

1. Сову можно назвать:

· «пернатойкошкой»,

· «водяным воробьём»,

· «летающим тигром».

2. Почему сова летает бесшумно? (Это связано с удивительным устройством её крыльев и оперения. По переднему краю крыльев проходит острый гребень, который при взмахе тормозит поток встречного воздуха. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха, образующиеся позади крыльев.)

3. Почему у совы немигающий взор? (Нет век.)

4. Какие виды сов вы знаете? (Сплюшка, неясыть, болотная сова, ушастая сова, полярная сова, филин.)

Конкурс 5. О чём говорит имя птицы?

(Команды отвечают по очереди, а карточку с названием птицы выбирают по стрелке волчка – детской игрушки.)

Кукушка – названа так по голосу, который издаёт.

Зяблик – прилетает эта птица одной из первых ранней весной, а улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое» время.

Дятел – от слова долото (инструмент, которым долбят дерево).

Воробей – они ловко таскают, «воруют» хлебные крошки у неповоротливых голубей, «вора бей». Другой вариант, от слова «вор» – ворота, любят эти птицы посидеть на воротах.

Вертишейка – при опасности птица вытягивает шею, вертит головой, шипит, что даже похожа на змею.

Трясогузка – во время движения птица постоянно потряхивает хвостом и гузкой.

Поползень – лазает по стволу дерева как акробат, во всех направлениях.

Конкурс 6. Кто любит загадки?

Каждая команда получает кубик. На каждой грани записана загадка о животном, дан рисунок (или надпись), которая является отгадкой на другую загадку.

Надо соотнести загадки с отгадками и сделать это быстрее соперников. Каждый член команды выполняет задание по одной грани кубика.

Конкурс 7. Лесной великан.

– Назовите самого крупного животного нашей тайги. (Лось.) Что вы о нём знаете?

(Выбрать ответ на вопрос из предложенных вариантов.)

1) Сколько могут весить рога лося?

13,5 кг 20 кг 34 кг 40 кг

2) На каком расстоянии слышит лось скрип снега под валенком?

500 м 3 км 700 м 1 км

(Слух у лося отличный, а со зрением беда – стоящего человека не заметит и в ста шагах.)

3) Когда были сделаны первые попытки приручить и одомашнить это животное?

· 500 лет назад

· 40 лет назад

· 4-5 тысяч лет назад

· 100 лет назад

4) Удивительно лосиное молоко. Оно густое, напоминает сливки. Его используют в медицине как лечебное средство. Как долго оно не скисает?

4 дня 2 дня неделю 2 недели

5) Составить меню лося. (Даются рисунки и карточки с названиями.)

ветки рыба грызуны кора

грибыягоды корни лишайники

(Питается лось только растительной пищей. За сутки взрослый лось съедает летом до 30-40 кг зелёного корма, зимой – всего 12-15 кг.)

Конкурс 8. Викторина о зверях.

Конкурс проходит в форме блицтурнира.

1) Кого зовут лесным инженером? Почему? (Бобра. Он способен строить плотины, прокладывать каналы.)

2) Почему у зайца косые глаза? Для чего это?

3) Как заяц может постоять за себя?

4) Какой зверь изображён на гербе Республики коми? Гербе города Сыктывкара?

5) Почему бобры не боятся за зубы? (Они у них постоянно отрастают.)

6) Наступают тёплые весенние дни. Что будет делать барсук? (В первую очередь просушит на солнце припасы и подстилку, вычистит нору.)

Конкурс 9. Чей хвост лучше?

Каждая команда получает вопрос, обдумывает, готовит ответ-рассказ.

· Чем служит хвост белке?

· Чем служит хвост бобру?

 

Подведение итогов игры.

Урок 5 (14). Экскурсия в музей природы.

 

Урок 6 (15). Полезные ископаемые родного края.

1. Новый материал.

Вспомнить материал о полезных ископаемых, полученный на уроке природоведения. (Группы полезных ископаемых.)

Заслушать рассказы-сообщения учащихся (подготовленных к уроку) о богатствах недр нашей республики.

Можно использовать чтение с комментированием. (См. книгу «Наш край родной. 5 класс». Книга для чтения по природе и истории родного края, Сыктывкар, 1988, с. 10-14.)

2. Справочный материал.

Республика Коми располагает уникальными по запасам, условиям залегания, разнообразию и качеству – полезными ископаемыми.

Республика располагает вторым по запасам и размерам в России месторождениями нефти и торфа, первым – по горючим сланцам, и четвертым – по углям.

Уголь.

О горючих камнях известно было очень давно. Но научные экспедиции для поисков и разведки месторождений были направлены в 1921 г.

В 1932 г. была заложена первая шахта в Воркуте, летом 1933 г. пароход доставил в Архангельск первую партию угля для Северного флота.

В республике открыто 12 месторождений угля, эксплуатируется 5. Уголь добывают в Инте, Воркуте. Интинский уголь используют как топливо в электростанциях. Воркутинский уголь (антрацит) более ценный, он идёт на производство кокса. Кокс служит топливом для выплавки чугуна.

Уголь добывают в шахтах. Стволы шахт очень глубокие, более 1 км. В них устанавливают подъёмные машины. От ствола шахты роют подземные коридоры. Эту работу выполняют особые машины – угольные комбайны, которыми управляют шахтёры. Добытый уголь перевозят в особых вагонетках до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность.

 

Торф.

Торф находится почти повсеместно. (А почему?) Его у нас используют в основном как удобрение на полях.

Нефть.

О нефти в нашем крае было известно почти 200 лет тому назад. В 1745 г. архангельский купец Фёдор Прядунов организовал в Ухте сбор нефти. Он построил первый нефтеперегонный завод в России.

В республике открыто 80 месторождений нефти. Добыча её идёт в Усинске, Ухте, Сосногорске.

Есть в нашей республике особая – тяжёлая нефть. Она очень вязкая, т.к. содержит особые смолы и парафин. Её добывают в шахтах. Её месторождение – посёлок Ярега. Из этой нефти готовят машинные смазочные масла, применяющиеся в условиях Севера и в Антарктиде.

Газ.

В республике разведано 23 месторождения газа. Крупнейшее – Вуктыльское.

Руды.

Очень разнообразны и богаты полезным компонентом рудные месторождения республики. Они обнаружены на Полярном и Приполярном Урале, Среднем и Южном Тимане. В республике выявлены и разведаны месторождения руд чёрных (марганец, титан), цветных (бокситы, медь), редких (вольфрам, молибден), благородных (золото, серебро) металлов и алмазов.

Ярегское месторождение титана является крупнейшим в России и не имеет себе равных по содержанию полезного компонента.

Выявлено 13 месторождений бокситов. На долю 4-х из них приходится более трети запасов бокситов России и половина бокситных ресурсов её Европейской части.

В республике добыто около 3 т золота. Месторождениями россыпного золота являются бассейны рек Кожим и Ичетью.

Каменная соль.

Соль играет огромную роль в жизни человека. Солеварение на территории республики является одним из старейших промыслов. В районе села Серёгово ещё древние обитатели края добывали соль путём выпаривания.

Соль здесь залегает в виде крупного купола на глубине 200-300 м. Подземные воды проникают к соляному куполу, растворяют соль, образуют рассол, который по трубам выкачивают насосами. Соль выходит на поверхность и в виде соляных источников.

Глина.

Известно 40 месторождений глин, которые можно использовать для производства кирпича. Очень высококачественные глины находятся в районе Ухты. А белая глина – каолин – используется на Ухтинском заводе для производства посуды.

Строительное сырьё.

В республике есть запасы различного строительного сырья: известняки, гипс, мрамор, песчаник, гравий, песок. Разведано 190 месторождений, а 106 из них находятся в разработке. Особенно богаты строительным сырьём Ухтинский и Воркутинский районы.

Поделочные камни.

Республика располагает редким сочетанием сырья для изготовления сувениров и ювелирных изделий. Этому служат полудрагоценные камни: агат, нефрит, яшма, халцедон, кварц, горный хрусталь.

Минеральные воды.

Значительных размеров и большого разнообразия достигают запасы минеральной воды разного состава, содержащие бром, железо и другие вещества; сероводородных грязей; сапропелевого ила, который обнаружен на дне озёр Дон и Синдор.

3. Закрепление изученного.

– Что можно сказать о полезных ископаемых нашей республики?

– Какое особое месторождение нефти есть в республике? Где оно находится?

– Знаете ли вы, что это? (На доске записаны названия, учитель читает пояснения, а дети находят соответствующее слово.)

· Бокситы, антрацит, каолин, агат, гипс.

Строительный материал (гипс).

Алюминиевые руды (бокситы).

Коксующийся уголь (антрацит).

Белая глина (каолин).

Поделочный камень (агат).

4. Разгадать кроссворд. (По данной букве.)

с е р е б р о   х р у с т а л ь
  ж е л е з         у г о л
  з о л о т         н е ф т
                        с о л
                        м е д

 

 

Урок 7 (16). Экскурсия в музей геологии.

 

Раздел 3. Занятия населения коми края в давние времена.

 

В этот раздел включены уроки, связанные с особенностями коми календаря; изучением основных занятий населения коми и верований охотников и рыболовов, воспитанием детей. Он рассчитан на III четверть и составляет 10 уроков.

Основной материал для детей новый, поэтому в качестве главного приёма работы на уроке будет рассказ учителя. Но уместно использовать проблемные вопросы с тем, чтобы активизировать внимание учащихся, учить их строить предположения, выдвигать свои гипотезы. В уроках встретится много новых терминов, понятий, их не следует заучивать, важно, чтоб ученики представляли, о чём идёт речь. На уроках обязательно надо использовать иллюстрированный материал.

Главная задача уроков – научить детей представлять прошлое, «увидеть» особенности жизни наших предков, удивиться их мудрости, понять трудолюбие, воспитать уважение к прошлому.

 

 

При подготовке к урокам поможет следующая литература:

1. Жеребцов Л.Н., Конаков Н.Д., Королёв К.С. Из жизни древних коми. Сыктывкар, 1985.

2. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.

3. Коми легенды и предания. Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1984.

4. Коми старинные детские игры. Сост. Ю.Г.Рочев. Сыктывкар, 1988.

5. Кузнецова С.В. Краеведение в начальной школе. Второй класс. Методические рекомендации.

6. Родники пармы. Сыктывкар, 1989.

7. Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. Сыктывкар, 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.224 сек.