Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III четверть. 2 страница




Есть такая коми пословица: Белка сама в лузан не полезет. Объясните её смысл.

· Ружейному охотнику нужны были пороховница и другие приспособления. Это снаряжение прикреплялось к охотничьему поясу, который носили через плечо.

· Охотники пользовались специальной обувью для промысла: осенью – кожаные сапоги с длинным голенищем, зимой – особые лыжные ботинки, которые шились из одного куска тонкой кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками.

3. Закрепление изученного.

1) Дополни схему.

Орудия охотничьего промысла:

1. … 4. … (Ловушки, силки, петли,

2. … 5. … капканы, лук, сети, копьё.)

3. … 6. …

2) Соотнеси названия.

лямпы сани посох накидка койбедь лыжи лузан нарты

4. Домашнее задание.

Составить кроссворд, используя новые слова. Сделать рисунки (или найти книги, в которых есть рисунки коми охотников, их снаряжения.) Придумать по теме урока вопросы для викторины.

 

 

Урок 5 (21). Верования, связанные с охотой.

1. Проверка домашнего задания.

· Что запомнилось из рассказа об охоте, удивило? Расскажите.

· Викторина – ответы на вопросы, придуманные самими учащимися. Определить самый интересный, трудный, забавный вопрос.

· Выставка детских рисунков с комментированием; рассматривание иллюстраций из книг. (Можно по группам, с детскими комментариями.)

· Разгадывание кроссвордов, составленных детьми. (Парами, группами.)

· Вспомним снаряжение охотника. (Вписать слова в кроссворд, рассказать о назначении предметов, показать на рисунках.)

  с и л о к          
        х            
      к о п ь ё      
  н а р т ы          
л у з а н            
  л ы ж и            
        к о й б е д ь

– петля для ловли мелких зверьков и птиц;

– приспособление для охоты на крупных зверей;

– лёгкие санки;

– охотничья накидка;

– охотничьи снегоходы;

– охотничий посох

2. Новый материал.

· Коми охотники в очень давние времена с большим почтением относились к лесу и его обитателям (объекту охоты). Этот обычай сохраняется многими охотниками и по сей день.

В лес охотник шел в гости и должен был соблюдать особые неписаные правила-законы.

– Во-первых, в лесу обитают хозяевалесные духи. С ними надо считаться, уважать, выполнять их требования. Перед охотой их следовало задобрить.

Имена некоторых хозяев леса мы знаем по сказкам. Вспомните их, опишите. Вот имена других духов:

Вöрса – лесной (леший). Чукля – кривой.

Ягса (Яг-морт) – боровой. Ыджыд – большой.

Кузь – длинный. Вöрпöль – лесной старик.

Кольча син – круглый глаз. Гöна пель – лохматое ухо.

Владыка лесной дух невидим, представить его можно в виде смерча, полёта птицы. Крик совы или филина – это голос лесного духа; вихрь, ураган – его путешествие, движение.

– Во-вторых, владыки леса были разными по характеру. Какими, как думаете? (Добрыми и злыми.) Как помогали они охотнику? (Обеспечивали удачу, обилие дичи, погоду, здоровье, помогали в пути.) Как могли навредить? (Лишить удачи, здоровья, скрыть дорогу (охотник заблудится).

– В-третьих, охотник должен по-особому вести себя, чтоб получить благосклонность лесных духов. Что надо делать? (Выполнять охотничьи законы – не браконьерствовать, не трогать ловушки и запасы других охотников, не оставлять за собой мусор; следовало задобрить духа леса – на пнях или ветках дерева оставить небольшую часть добычи, продукты и др.)

· Бытуют среди охотников былички: один охотник сквернословил в лесу; другой утаил часть добычи от артели; третий ругал лес за плохую охоту – владыка лесной всем им отомстил – охотники были выброшены из леса.

· Очень разные существуют поверья о месте обитания лесного владыки – это далёкие, глухие, таежные места, где не бывал человек; очень красивые живописные уголки. Так сохранилась легенда о духе горы Сабля, который владеет и озером, и лесом в том районе, в нём нельзя ни охотиться, ни рыбачить. Охотники строго соблюдали этот запрет на протяжении многих веков, может потому и сохранился этот чудный уголок нашей северной природы.

· Живо поверье и о том, что лесной дух способен переселяться в животных. В каких? (В медведя, в лису, в зайца.)

· В лесных избушках тоже есть свои хозяева – духи. Как же следовало вести себя в избушке? (Попроситься на ночлег, отблагодарить утром, всё прибрать, оставить полные запасы.)

Вот какие приговорки знали охотники:

«Избушка, избушка, пусти меня спать. Храни меня от всего плохого, от беды, от плохих людей, от буйного ветра.» Или:

«Избушка-матушка, пусти меня переночевать да погреться!»

А если охотник забывал это правило, что могло случиться? (Есть такая легенда, что избушка скрипела, стучала, стонала, и пришлось охотнику её покинуть.)

· Хранителями лесных духов считались и некоторые деревья.

Промысловая мораль воспрещала рубить лес понапрасну. Среди коми населения бытовали поверья о существовании «живых» деревьев; о том, что у каждого человека есть дерево-двойник, срубленное – оно обладает чудодейственной силой. Если из него сделать стол, то он не оскудеет припасами; если сделать лыжи, то при одной только мысли о путешествии, они сами переносят человека до места назначения.

– Какой герой коми легенд смастерил себе такие лыжи? (Йиркап.)

Промысловики верили в то, что по ночам деревья разговаривают между собой, сообщая увиденное днём. Особое почитание заключалось в том, что при устройстве ночлега в лесу полагалось обратиться с просьбой к дереву: «Дерево, прими на отдых меня». Или: «Дерево, дерево, пусти меня к себе спать, защити от плохих людей, от огня и воды, хищных зверей, ветра со снегом».

Если правило не нарушалось, охотник попадал под полное покровительство приютившего его на ночь дерева. В противном случае охотника ждали неприятности (он не мог уснуть, дерево могло упасть и придавить его).

(Поверья и сказания о деревьях можно найти в книге «Коми легенды и предания». Сост. Ю.Рочев, Сыктывкар, 1984. Можно зачитать следующие легенды: «Разговаривающие деревья», «Перешептывающиеся сосны», «Подлинный случай с Элене Яком», «Я ещё не готова».)

· Охотник с почтением относился к любой добыче, независимо от её ценности. Но при поимке особо ценного зверя, ему оказывалось особое почтение. У коми охотников в этом случае устраивался праздничный ужин из лучших продуктов, куда приглашали «почётного гостя» – дух добытого зверя. Шкурка вывешивалась на видном месте. Разговоры были посвящены эпизодам охоты, о добытом звере отзывались только доброжелательно.

У древних коми охотников существовал культ (особо уважительное, почтительное отношение) промысловых животных, когда они одушевляли птиц и зверей, приписывали им способность понимать речь людей, верили в возрождение убитого зверя, проводили особые магические действия и обряды с целью обеспечения успешной охоты и воспроизводства промысловых животных.

Особенно много таких обрядов существовало при охоте намедведя. Перед её началом варили специальное блюдо «юм» (сладкую кашу из ржаной муки), ставили на пне. Перед убитым медведем полагалось извиниться. В него нельзя было стрелять повторно.

· В охотничьей среде широко использовался особый охотничий язык (тайный, шифрованный), когда животные не назывались своими именами, а имели особые описательные названия. Угадайте, каких животных могли так называть. Почему? (Особенности внешнего вида, повадок.)

Вöркань – лесная кошка – … (рысь).

Сьöдбöж – чёрный хвост – … (горностай).

Сер – пятнышко – … (куница).

Кузьбöж – длинный хвост – … (лисица).

Лек зверь – плохой зверь – … (волк).

Небыд кок – мягкая лапа – … (соболь).

Дзор – седой – … (медведь).

Кузь кок – длинная нога – … (лось).

Итак, у коми охотников существовало много поверий и обрядов, особенно уважительное отношение к лесу, его обитателям и добыче.

3. Закрепление изученного.

– Что вас удивило в рассказах о верованиях коми охотников?

– С какими объектами леса были связаны легенды, верования?

– Почему у охотников существовало такое уважительное отношение к лесу и его обитателям?

4. Домашнее задание.

Найти сказки, в которых упоминаются лесные хозяева, найти описание Чукли, Вöрса.

Рассказать о верованиях охотников.

 

 

Урок 6 (22). Рыболовство. Верования, связанные с рыболовством.

1. Проверка домашнего задания.

· Какие объекты леса коми охотники наделяли особой магической силой? (Деревья, животных, лесную избушку, дух леса.) В чём это проявлялось? Расскажите запомнившиеся верования, обряды.

· Объясните, с чем связано такое трепетное, почтительное отношение к лесу? (Жизнь людей с ним тесно связана, зависима, от охотничьей удачи зависело благополучие семьи.)

· В каких сказках герои похожи на лесных духов? (Назвать сказки, показать иллюстрации или свои рисунки, зачитать описания.)

· Знаете ли вы тайный охотничий язык? (Учитель называет животное, а дети находят иллюстрацию.)

Длинный хвост – … (лисица), мягкая лапа – … (соболь), седой – … (медведь), длинная нога – … (лось), плохой зверь – … (волк), чёрный хвост – … (горностай), пятнышко – … (куница), лесная кошка – … (рысь).

2. Новый материал.

1) Рыболовство.

· Какое ещё занятие, кроме охоты, было очень распространено у коми народа? (Рыболовство.) Почему? (Коми край богат водоёмами, люди издавна селились по берегам рек и озёр.) Рыбу ловили для себя (это был основной продукт питания) и на продажу. Из рыбьих внутренностей варили рыбий жир, который шёл для приготовления пищи и для освещения. На Печоре из чешуи крупной рыбы варили рыбий клей, который использовали и для подклейки камусной обшивки лыж.

Назовите породы рыб, которыми богаты наши водоёмы. Какие из них наиболее ценные? (Сёмга, налим, хариус, омуль, таймень.) Именно они и шли на продажу.

Как, в каком виде использовало рыбу местное население? (Солили, сушили, вялили и, конечно, варили, жарили свежую рыбу.)

Рыбачили в своих охотничьих угодьях по одиночке и артелью.

2) Снаряжение рыбака.

· Какое снаряжение требовалось для рыбалки?

Лодка. Самые древние лодки были долблённые. Их выдалбливали (отсюда название «долблёнки») из целого осинового бревна. Длина достигала 2,5-3 м, вмещала около 200 кг груза, она была недостаточно устойчива, от гребца требовались хорошие навыки управления лодкой. Долблёнки использовали при плавании по малым рекам и озёрам.

Большей вместимостью и более устойчивыми были лодки, собранные (сшитые) из досок (дощаник). Дощаник состоит из каркаса (брус из одного дерева с корнем) и укреплённых на нём досок. Изготовлением лодок из досок занимались мастера-лодочники. Эти традиции сохраняются и в наше время.

· Какой ещё инвентарь нужен рыбаку? Орудия рыболовства были очень разнообразны. Распространён был лов с помощью устройства заграждений на реке и установке специальных ловушек: морды, вентеря. Морда – рыболовушка из деревянных планок или прутьев; вентерь (ветель) – конусовидная сеть на обручах из дерева.

Сеть (невод) для ловли рыбы был почти в каждой семье.

Во время весеннего половодья в небольших водоёмах использовали «сак» – сетчатый мешок из редкой ткани на обруче, приделанный к длинному шесту. «Сак» служил для лова мелкой рыбы.

Широко применялся лов рыбы переметом (продольником). «Продольник» представлял собой бечёвку длиной около 30 м, к которой на коротких поводках привязывались железные крючки.

На маленьких реках, в старицах и озёрах занимались лучением рыбы. (Лучить – ловить рыбу ночью при специальном освещении факелом.) Лучили рыбу с лодки острогой (специальное приспособление с крючками (зубьями) на длинном деревянном шесте.)

3) Верования, связанные с рыболовством.

· С реками, озёрами и их обитателями у коми тоже было связано много поверий. Дух, олицетворяющий водную стихию, имел разные названия.

Васа, вакуль – водяной (ва – вода).

Ваолысь – обитатель воды.

Тыса – озёрный (ты – озеро).

Шорса – хозяин ручья (шор – ручей).

· Как мог выглядеть дух воды?

Существовали разные представления о внешнем виде Васа.

Часто его представляли в виде огромного человека с большой головой, с тёмно-зелёными илистыми волосами, одетого в зелёный кафтан. Иногда он выходил в таком виде на берег, а когда бросался обратно в воду, поднималась буря.

Коми рыбаки за живое воплощение «вакуля» принимали крупных старых щук, их остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака.

(Популярны были у коми легенды – они нашли отражение в сказках – о том, как рыболовы стали добычей большого «васа»; бытовало сказание о девушке, проглоченной огромной щукой.)

Водяного представляли и в виде могучего старика с седой бородой. Внешний вид мог зависеть от погоды: в дождливые, ненастные дни васа появлялся в виде брюнета с мрачным взором и изможденным лицом, а в солнечную погоду превращался в блондина с голубыми весёлыми глазами и белым лицом. Считалось, что кровь у водяного синего цвета, что живут они в подводном мире в обычных крестьянских избах, разводят коров и лошадей.

· Рыболовы, как и охотники, перед началом промысла делали «вакулю» приношения. В жертву приносили табак, кусочки хлеба и другие продукты, кроме рыбного пирога полагалась и первая добыча.

Если закон промысловой морали нарушался, то водный дух мог мстить рыбакам. В одной из быличек речь идёт о рыболовной артели, в которой один из участников произнёс ругательство после заброса невода. В наказание «васа» в клочья изодрал рыбачьи сети.

4) Сказки с упоминанием водяных.

Хозяева воды встречаются и в коми народных сказках.

«Ёма и две сестры.»

– Как оказалась девушка в подводном мире? Опишите, как выглядел подводный мир.

«Портной и Омэли.»

– Кто такой Омэли? Где он обитает? Как удалось портному с женой перехитрить Омэли? Почему это получилось у них?

3. Закрепление изученного.

· О чём узнали на уроке? Что запомнилось больше всего? Расскажите.

· Заполнить кроссворд. (Вспомнить имена хозяев – духов леса и воды у коми охотников и рыбаков, вписать их в клетки кроссворда, пользуясь имеющимися буквами.)

                  Ч  
                  у  
                  к  
          В а к у л ь
      Ш   а       я  
      о   с          
  В э р с а          
      с              
Т ы с а              

4. Викторина. (Материал взят из пособия: Кузнецова С.В. Краеведение в начальной школе. II класс. Методические рекомендации. С. 43-44.)

1) Какие занятия были основными у населения Коми с давних времён? (Охота и рыболовство.)

2) Как называют животных, на которых охотятся? (Промысловые.)

3) На какие периоды подразделялся промысловый сезон у коми охотников? (На осенний и весенне-зимний.)

4) Как называли духа леса? (Вэрса, Чукля.)

5) Как называли духа воды? (Васа, вакуль.)

6) Кто, по представлениям охотников, обитал в лесной избушке? (Леший.)

7) Какие слова нужно было сказать перед тем, как переночевать в охотничьей избушке? («Избушка-матушка, пусти меня переночевать да погреться.»)

8) Почему охотники не называли промысловых зверей их собственными именами, а придумывали специальный охотничий язык? (Чтобы животные, услышав своё название, не испугались и не убежали.)

9) Как называется охотничий посох в виде палки с лопаткой? (Койбедь.)

10) В каких коми народных сказках упоминаются хозяева леса, воды, подводный мир? («Охотник и Чукля», «Портной и Омэли», «Ёма и две сестры», «Хлеб и огонь» и др.)

 

 

Урок 7 (23). Итоговое занятие по теме. Экскурсия в музей истории. «Как в старину охотились.»

 

 

Урок 8 (24). Воспитание детей в коми семье.

1. Новый материал.

· На прошлых уроках мы говорили об охоте, о том, как много умели охотники, какими были выносливыми. При каких условиях из мальчика мог вырасти хороший охотник; надёжный кормилец семьи?

О воспитании детей в коми семье и пойдёт речь на уроке.

· Кто занимался и занимается вашим воспитанием? Кто, по-вашему, самый главный в этом процессе? Что, какие качества стараются воспитать в вас близкие, учителя? Как они это делают?

· Как происходило воспитание детей в коми семье?

Коми семьи были обычно большими, многодетными. Об этом говорят и коми избы – вместительные, просторные.

У родителей новорождённых было принято спрашивать: Кто родился? Ягодница или добытчик? Будущий охотник или следящая за печью? Уже в этих вопросах на первый план выступает будущая трудовая деятельность.

Мама малыша приступала к домашним и хозяйственным обязанностям. Кто же занимался с малышами? (Более старшие дети, бабушка с дедушкой.) Так продолжалось до 5-6 лет. Они учили детей любить окружающих, всё живое, прививали навыки самообслуживания, самостоятельности, уважения к взрослым, послушания. В детях поощрялось разумная активность. Интересна в этом смысле коми пословица: Человеку быть смирным, как рябчику, нехорошо. (Объясните её смысл.)

Детям рассказывали разные истории, сказки, учили отгадывать загадки, пели народные песенки. Таким образом знакомили с окружающим миром, развивали активность, любознательность.

Интересно, что при воспитании практически не использовали грубых наказаний.

· Какая сторона жизни была самой главной? (Труд.) К труду детей начинали приучать очень рано. Делали это без принуждения, поощряя детей, предлагая им посильное занятие.

С 6-7, а то и с 5 лет дети начинали помогать взрослым. Причём, работа мальчиков и девочек в большинстве отличалась.

Чем могли помочь такие маленькие дети? (Убирали дом, помогали в приготовлении пищи, весной и летом собирали лесные и луговые дары: ягоды, грибы, травы.) Взрослые обязательно хвалили детей, говорили, что на столе есть продукты, собранные детьми.

С 8 лет приучали ухаживать за скотом: пасти его на лугах, гонять на водопой.

С 10 лет дети работали на сенокосе (сгребали сено, готовили пищу для взрослых); на жатве (собирали колоски, возили хлеб с полей, собирали солому.) Зимой в обязанности входило обеспечить дом водой и дровами.

С этого же возраста нанимались работать за плату (няньками на летний период, подпасками).

В возрасте 11-13 лет подростки часто работали наравне со взрослыми (мальчики на пахоте, девочки на косьбе).

С 12-13 лет уже работали на общих работах – помочи – постройка дома, подготовка места для пашни.

· Кроме того, девочек с 6-7 лет приучали к рукоделию. Что она должна была уметь делать? (Ткать, прясть, шить, вышивать, вязать, плести пояса.) К 14 годам она становилась настоящей рукодельницей, самостоятельно выполняла большие сложные работы, её изделия затем выставляли на свадьбе, чтобы показать мастерство и умение.

А мальчиков с детства приучали к охотничьим правилам, охотничьей культуре. Уже в младенческом возрасте, в колыбельных и детских песенках звучали такие слова: «Баю-бай, папа твой в лес пошёл белок-рябчиков ловить, лисиц-зайцев стрелять».

«Расти и будь, как дед, добытчик. Приноси дичь богатую. Стань зорким, с одного выстрела дичь ранящим!»

С 6-7 лет мальчики с помощью самоловов охотились на мелких зверей и птиц. С 8-9 лет их брали уже в промысловые угодья, учили ставить ловушки, проверять их. (Один уже пожилой охотник рассказывал, что когда он просил у отца разрешение проверить силки, тот разрешал, но у последней ловушки велел оставить на дереве пометку, чтоб отец мог потом проверить сына, дошёл ли тот до конца охотничьего путика.) И хотя так строго контролировали юных охотников, за ошибки их не наказывали.

С 10 лет мальчиков брали на ружейную охоту. Они вспугивали белок, ударяя по стволу дерева, их учили обращаться с оружием, позволяли стрелять.

Уже с 11-12 лет они начинали охотиться как взрослые. Рассказывал один охотник, что занимался охотой с 12 лет, а через год уже добывал 3-6 белок и до 10 рябчиков в день.

В 16 лет юные охотники уже уходили на дальний, артельный промысел.

Мальчикам обязательно прививали охотничьи правила, учили охотничьей морали. Требовали бережного отношения к природе, к запасам зверей, птиц, рыбы.

Один охотник рассказывал: «Меня дед учил охоте. Он часто говорил: «Леса лишнего не руби, свежий хлеб не трогай.» Я один раз срубил около охотничьей избушки дерево – показалось, что оно мешает, так он меня долго ругал.»

Итак, к 14-16 годам заканчивался период трудового воспитания и обучения. Дети становились полноправными членами сельского общества, им не делали уже никаких скидок на возраст, в любом деле они должны были трудиться наравне со взрослыми.

3. Закрепление изученного.

– С какого возраста начиналось и когда завершалось трудовое воспитание? Почему оно было самым главным?

– Какие умения и навыки (что умели) приобретали к возрасту 14-16 лет девочки; мальчики?

4. Домашнее задание.

Уметь рассказывать о том, как учились трудиться дети в коми семьях.

Вспомнить коми пословицы о труде.

 

 

Урок 9 (25). Коми народные игры.

1. Проверка домашнего задания.

· Какую тему изучали на прошлом уроке?

– Расскажите о том, как приучали к труду девочек. Что умела девушка к 16 годам?

– Расскажите о трудовом воспитании мальчиков. Что юноши умели делать к 16 годам?

· Какие пословицы о труде нашли? Прочитайте. Объясните их смысл.

2. Новый материал.

· Чем занимались дети в свободное от трудовых обязанностей время? (Играли, забавлялись.)

· Кто из вас любит играть? Какие игры более интересные: шумные, подвижные или тихие, спокойные? На улице или в помещении? Во что играете на улице летом? Зимой?

· Выскажите своё мнение об играх детей примерно 100-200 лет назад.

· В летний период широко были распространены подвижные игры с деревянными битами и кожаными мячами: лапта, городки, чирк, кляпча, в попа, в котёл. Эти игры проводились во дворе, на дороге или на лесной поляне вблизи селения. В обычные дни в них принимали участие дети и подростки, а в праздничные дни к ним присоединялись юноши и мужчины. К пасхе приурочивалось строительство качелей, на которых одновременно могло качаться до восьми человек. Распространены были состязания на воде: на дальность заплыва; в скорости переплывания реки; в нырянии; кто дальше просидит под водой.

В летние месяцы девочки девяти- двенадцати лет строили рядом с домом или под крыльцом небольшие деревянные домики «чомики». В них создавали обстановку, напоминающую взрослое жилище, играли в семью.

· Очень разнообразным был зимний игровой репертуар. Непременной зимней забавой детей было катание с обледенелых горок, его назвали «излюбленным северным спортом». Ребята катались на небольших деревянных санях и на бересте. Нередко устраивались состязания на дальность «заездов».

Самые маленькие дети катались со взвоза – бревенчатого настила, пристраивавшегося ко входу в скотный двор. Дети постарше катались на масленицу с рукотворных снежных гор, которые строились «всем миром». Они заливались водой и назывались «катушками». Сооружались так, чтобы спуск выходил на реку. Катались и на берестяных пестерях и на небольших деревянных саночках.

В народные праздники с детьми катались и молодежь, и взрослые люди.

Ближе к весне, когда снег постепенно увлажнялся, ребята начинали строить снежные домики и крепости. Вначале выкапывали подземные ходы (они могли достигать длины 50 м), затем сооружали укрепления – стены и башни. Когда крепость была готова, мальчики делились на две команды и начинали играть в снежки. После нескольких дней игры в снежные перестрелки, начинался штурм крепости. Если штурм оканчивался успешно, то победители разрушали её и подземные ходы.

Везде дети играли в салки, догонялки, прятки.

· Как в игре выбирают ведущего? (По считалке.) У коми ребят тоже были такие считалки. Они возникли в такой седой древности, что бывают непонятны современному человеку. Перевод считалок разрушает ритмику, они теряют смысл. (См. книгу: «Коми старинные детские игры». Сост. Ю.Г.Рочев, с. 23.)

Гигин, гогин, Напаръя. Шыръя, пыръя Локтöм! Чикили-микили, Канарье-напарье, Вильс-вальс. Гулю!

(Можно записать на доске считалки, научиться читать и использовать для расчета.)

· В плохую (ненастную, морозную) погоду играли дома. Очень популярным развлечением у коми мальчиков была игра в лодыжки («шег»). Лодыжка – это соединительная косточка коленного сустава у барана или овцы. Иногда ребята их окрашивали в синий или красный цвет. (Лодыжки служили платой мальчикам за хозяйственную работу; они обменивались ими; на них могли «выкупать» пряники – излюбленное лакомство детей.) Играли на полу или на печи. Один игрок брал косточки в ладонь, подбрасывал вверх. Падали косточки по-разному. Затем по косточке щёлкали с таким условием, чтоб лежащие в одинаковом положении косточки задели друг друга. Выбитую косточку игрок забирал себе и получал право следующего щелчка.

Играли и в другие игры.

· Какие вы любите игрушки? Откуда они у вас появились? Расскажите.

А какие игрушки были у детей в старину? (Самодельные и выполненные взрослыми.) Из чего их изготавливали? (Из дерева, глины, тряпочек.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 7063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.