Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV четверть




 

 

Урок 1 (27). Искусство предков коми.

1. Новый материал.

Предки коми.

– На уроках краеведения мы много говорили о предках коми народа, о тех, кто населял наши земли сотни и тысячи лет назад. знаете ли вы древнее название коми населения? (Пермь, пермяне, зыряне – название древнего населения коми края. Пермь – в переводе: окраина, край земли, земля за рубежом, отдалённая земля. Так назывались наши земли многими народами, и вот от финнов и карелов название пера маа попало и к нам, и в письменные древние летописи.)

Справка: Ближайшие предки коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов жили в I тыс. до н.э. на огромной территории от Волго-Камья на юге до бассейна Печоры на севере, от западных склонов Урала на востоке до реки Северная Двина на западе. Уже на рубеже и в первые века нашей эры выделяется древнекоми этнос. Древнекоми племена жили на Каме, Вычегде и Печоре.

Народ коми в русских летописях известен под именем «пермь, пермяне». Слово пермь – географический термин (объяснение см. выше).

Известно и второе название северных коми – зыряне. «Пермь» и «зыряне» – названия-синонимы и обозначают «живущие на краю».

Самоназвание народа – коми. «Хум» в переводе с хантыйского языка означает «человек», «ком» с мансийского – «мужчина».

Занятие населения.

– Попробуйте догадаться о том, какие занятия были главными в жизни пермян? (Селились наши предки рядом с лесом, по берегам рек и озёр. Они были хорошими охотниками и рыбаками. Так они добывали пищу и материал для одежды.)

– Какие природные материалы умели обрабатывать наши предки? Что из них изготавливали? (Обрабатывали глину, бересту, дерево, кости. Изготавливали посуду, инструменты, украшения, детали для скрепления одежды.)

Обработка металлов.

Пермский звериный стиль.

– Вспомните древний коми промысловый календарь. Из чего он был выполнен? (Из металла – бронзы.) Значит, у пермян была развита и обработка металлов. Об этом говорят и находки археологов на древних стоянках, поселениях, захоронениях. Археологи нашли особые вещи и приспособления, говорящие о получении металла и изготовлении вещей из него: кострища со скоплением шлаков, особые сосуды (тигли) для плавки бронзы, специальные ложечки для разлива металла, особые формы для получения изделий, сами предметы из металла.

Древние коми обрабатывали медь, бронзу, серебро. Изделия были плоские и объёмные; они украшались и довольно сложным способом: чеканкой, гравировкой, напайкой.

Какие вещи могли изготавливать из металла древние мастера? (Детали для предметов быта: рукоятки ножей, копья, жезлы; детали одежды: накладные бляшки, одибулы (застёжки); украшения: на пояса (подвески, пронизки), на грудь, на женский головной убор (височные кольца), перстни (кольца); религиозно-культовые предметы.)

– Кого могли изображать мастера на предметах или в виде чего делали вещь? (Чаще всего использовали изображения зверей, учёные называют его «звериный стиль».) Каких животных изображали и почему? (Медведя, лося, птиц – тех, кто считался священным, почитаемым, кому поклонялись, о ком складывали легенды.)

Рассказать о некоторых украшениях, показать их на иллюстрациях (см. книги: «Народное искусство коми», «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник» – с. 105, «Родники пармы. 1989» – с. 20), сделать зарисовки в тетрадь.

В земли, заселённые пермянами, проникают предметы скифо-сибирского звериного стиля. Они часто становились образцами для местных мастеров, но они вносили свои местные традиции в изделия, которые приобретали национальные особенности. В XIX веке учёные назвали эти вещи предметами пермского звериного стиля.

Интересны по форме и способу изготовления подвески. Они были плоские и полые, с изображением птицы, конька, медведя, имели отверстия, чтоб прикрепить шумящие привески (в виде утиных лапок или колокольчиков). Шумящие подвески носили попарно на груди, у пояса, у головного убора, это была деталь женского костюма. И шумящими они были не случайно – они служили своеобразным амулетом, оберегом для женщины. Блестящий цвет, шум, издаваемый при ходьбе, орнамент, форма – всё должно было отгонять от хозяйки злые силы.

Своеобразны коньковые подвески – две конские фигуры с головами, повёрнутыми в разные стороны.

Предметы религиозного культа отражали представления наших предков о вселенной, месте человека, его происхождении.

· Интересны плоские, ажурные металлические бляхи с изображением реальных зверей и птиц и фантастических существ: человеко-лося, человеко-птицы, человеко-лося-птицы.

· Удивляет мастерство в предметах, где животные изображены в движении, в борьбе. На поселении у деревни Весляна Княжпогостского района найдена пластина, на которой изображена сцена борьбы волка и какого-то животного.

· Первобытный человек очень тесно был связан с природой, зависим от неё. Эта зависимость нашла отражение в предметах, выполненных древними мастерами. На древних стоянках человека при раскопках археологи находят бляшки с повторяющимися сюжетами: в верхней части бляшек обычно помещены птицы и звери (чаще всего лосиные головы), в нижней – существа, обитающие под землей и в воде (змеи, рыбы, ящерицы), в центре, между ними – человек.

С древнейших времён искусство коми-пермян было тесно связано с хозяйственной жизнью, бытовым укладом и традиционным мировоззрением.

2. Закрепление изученного.

– Как называли древних коми в старинных летописях? Что означает это слово?

– Что значит выражение «пермский звериный стиль»?

– Какие предметы делали древние коми мастера из металла?

– С какой целью носили подвески на одежде женщины-пермянки? (Как украшение костюма, как оберег, амулет.)

Справочный материал.

Пермский звериный стиль – это условное наименование широко распространённых в искусстве северного Приуралья 1 тыс. н.э. стилизованных изображений животных и частей тела, композиций с животными фигурами. Звериный стиль как особый вид декора известен у многих племён и народов Европы и Азии. Наиболее развит он был у скифов, сарматов, древних алтайцев.

На территории Западного Приуралья он прошёл длительный и своеобразный путь развития. Ныне известно огромное количество изображений, украшавших орудия труда, оружие, бытовые вещи, выгравированных на металлической привозной посуде. Большинство предметов являются самостоятельными произведениями искусства. Ещё во второй половине XIX века он получил название пермского звериного стиля, так как большинство изделий было обнаружено на территории Пермской губернии.

Все предметы пермского звериного стиля можно разделить на 2 большие группы.

Часть из них – фигурки зверей и птиц – служили украшениями. (Это подвески, пронизки, отлитые из различных медных сплавов, отшлифованные до блеска, обработаны резцом.) В украшениях встречаются изображения птиц – водоплавающих (лебедь, утка) и лесных (тетерев, глухарь), хищных птиц. Встречаются коньковые подвески. Среди зверей – изображения медведя, пушных зверьков (соболя, куницы).

Другая часть предметов – разнообразные культовые бляшки с изображениями животных и сложными композициями из них. (Фигурки летящих птиц, изображения медвежьих голов, ящеров, человеко-лосей.) Они выполнены в технике плоского и полурельефного литья с последующей гравировкой, чеканкой, напайкой деталей. Многие имеют отверстия, скобочки для подвешивания, подставочки. Учёные установили, что в этих вещах отражены представления древнего населения об устройстве мира и месте человека в нём, закреплены знания о природе и человеческом обществе. Они играли важную роль в древних обрядах. Все бляшки найдены на культовых памятниках – жертвенниках, священных местах.

Для пермского звериного стиля характерны ещё и другие образцы (кроме названных выше): фантастическая птица со звериной мордой, летящая птица с личиной на груди, фигурки с признаками человека, птицы, зверя одновременно. Сложные образы – главная особенность пермского звериного стиля.

Наиболее богаты и разнообразны изделия VI-VII в. Не зря это время исследователи называют «золотым веком» пермского звериного стиля.

В дальнейшем ряд образов утрачивают первоначальный смысл, реалистичные изображения сменяются схематическими, стилизованными. Культовые образы переходят на украшения. Многие сюжеты исчезают. Первая четверть II тыс. – это время заката своеобразного искусства металлической пластики.

Однако пермский звериный стиль оказал значительное влияние на всё последующее развитие изобразительного творчества северных приуральских народов: его черты были унаследованы и сохранены в вышивке, ткачестве, меховой мозаике, деревянной скульптуре.

 

 

Урок 2 (28). Элементы пермского звериного стиля в украшении дома и предметов обихода.

1. Проверка домашнего задания.

– В старинных летописях население коми края называли «пермяне», позже – «зыряне». Что означают эти слова?

– Почему украшения из металла, изготовленные предками коми, учёные называют «звериный стиль»?

– Фигурки каких животных встречаются в предметах пермского звериного стиля?

– Как назывались украшения, которые носили на одежде женщины? (Подвески.) В чём была их особенность? (Шумящие.) Какую роль они играли в костюме?

2. Новый материал.

– У пермского звериного стиля был подъём, расцвет и постепенное угасание, закат. Как вы считаете, а что всё-таки осталось?

Справка. Мотивы пермского звериного стиля сохранились в традиционном народном искусстве коми. Он оказал значительное влияние на всё последующее развитие изобразительного творчества. Он нашёл яркое выражение в деревянной пластике. Широкое распространение получили резные пластические изображения зверей и птиц, украшавшие некоторые части домов и хозяйственных построек, бытовую утварь и посуду. Мотивы птиц и зверей сохранились в текстильном орнаменте, меховой мозаике, в металлическом литье и обработке кости.

– Поговорим о том, какие мотивы (элементы) звериного стиля сохранились, в каких предметах их можно обнаружить даже спустя много веков после их появления.

· Украшение дома. (Рассмотреть на иллюстрациях коми избы. См. книги: «Атлас Республики Коми»; «Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник», с. 154; «Традиционная культура народа коми», с. 83.) Какие части дома украшены? Какие изображения использованы при украшении?

Крыша дома закреплялась охлупнем (бревном с выдолбленным низом), фигурно вырезанная часть охлупня – конёк. Конёк – главное украшение жилища. Он имел форму головы коня, птицы, лося.

Нижние концы уключин для удержания тёса (тонких досок) на скате крыши – «курицы» – изготавливаемые из корневища ели, часто вырезались в форме птичьих головок.

Наличники, ставни окон украшались резьбой. Главным элементом резьбы были фигурки уток, лебедей, коней.

Возле дома часто укрепляли высокий шест с флюгером. Флюгер вырезали из дощечки в форме птиц.

· Украшение мебели. Рассмотреть на иллюстрациях внутреннее убранство избы. (См. рисунок в книге «Народное искусство коми», № 16 и 17, разворот.) Вспомнить материал, изученный во II классе. Какая мебель была в избе? Из чего она была изготовлена? Как украшена?

– Детали шкафов, скамеек, диванов, детских люлек украшались резьбой. Фигурная резьба встречалась и в других предметах домашнего обихода: в вешалках, на ножках столов и табуреток, в частях ткацкого станка. При резьбе использовали изображение двух конских головок, направленных в разные стороны, головок птиц, оленей, коня-птицы, фантастические образы двуглавого коня и др.

· Украшение посуды. Рассмотреть на рисунках посуду. (См. книгу «Народное искусство коми».) Из чего изготовлена посуда? Какие предметы можете назвать? (Блюда, ковши, чаши, солонки, ложки и др.)

– Многие предметы выдалбливались из берёзового капа, имели красивую обтекаемую форму, напоминающую очертания туловища птицы (утки, лебедя), ручки – голова и хвост птицы.

Среди резных и плетёных изделий особое место занимают утки-солонки. Они отличаются большим разнообразием форм. Одни низкие, широкие, как бы вобравшие в себя голову, другие с вытянутой шеей, с раскрытым клювом. На крышке-спинке нередко вырезали фигурки утят. Утка занимала особое место в коми мифологии. Она считалась прародительницей мира, земли и всего, что есть на ней. Утка являлась символом плодородия, семейного благополучия. В прошлом утки-солонки играли обрядовую роль: отец обычно дарил такую утку своей дочери в день её свадьбы.

– Деревянные ложки вырезались в форме водоплавающей птицы; или ручка могла быть похожа на рыбку.

· Прялки. Большим разнообразием отличаются прялки. (Прялка – приспособление для ручного прядения – скручивания волокна с целью получения нити.) Прялки были составные (выполненные из двух кусков дерева) и цельные (резные из одного куска). Форма лопасти прялок различна: прямоугольная, овальная, с закруглённым верхом. Их украшали резьбой. Встречаются и расписные прялки. В разных районах коми края узоры отличаются друг от друга, но есть и общие мотивы: знак солнца, растительный орнамент, силуэты коней, оленей, цветов. Крупным центром производства прялок с самобытной росписью было село Керчомья на Верхней Вычегде.

– Какие изображения для украшения дома, мебели, посуды дошли из глубины веков? (Рисунки почитаемых животных: оленя, лося, птиц, коня.) Какое значение они имели? (Символ плодородия, счастья, благополучия.)

3. Выполнение зарисовок.

Ученики могут зарисовать конёк; составить орнамент для оконных наличников; нарисовать посуду; донце прялки, используя коми национальные традиции.

Комментируя работы, дети могут объяснить, какой смысл они вкладывали в то или иное изображение.

 

Урок 3 (29). Экскурсия в музей этнографии. «Дом – полная чаша».

 

 

Урок 4 (30). Национальные народные традиции в современном прикладном искусстве.

1. Новый материал.

– Ребята, кто из вас вместе с родителями бывали летом (в июне и в августе) на праздниках День города и День республики? Что вам запомнилось, удивило? В дни этих праздников на центральных улицах и площади Сыктывкара открывается «Город мастеров». Какие вещи в нём вы видели? Из чего они выполнены? На что похожи? (Мастера выставляют изделия из дерева, бересты, кости, выполненные в лучших народных традициях.)

Ученики рассматривают на иллюстрациях изделия современных мастеров. (См. фотографии в книгах: «Народное искусство коми», «Атлас Республики Коми» и др.) Дети выбирают для описания наиболее им понравившиеся, затем в роли экспертов рассказывают об изделии по определённому плану. (Название; автор, если есть; материал, из которого изделие выполнено; в чём проявляются старинные традиции.)

Справка. С появлением крупных городов, посёлков произошли коренные изменения в традиционном укладе жизни народа. Изменились жилища, внутреннее их убранство, исчез народный костюм и многое другое. Однако, тяга к традиционному искусству не исчезла. Она выражается в сохранении старинных образцов узорных тканей, изготовлении дорожек (половиков), вышитых и вязаных вещей с использованием народного орнамента.

Продолжается изготовление, и пользуются большим спросом у населения предметы быта, изготовленные из дерева, корней, лыка, бересты и ивовой лозы. (Берестяные сосуды, туеса, пестери, корзины, плетёные кузова и др.)

Народные мастера сохраняют и развивают национальные традиции в изделиях декоративно-прикладного искусства. Они специализируются на выпуске художественных изделий сувенирного характера из традиционных для коми материалов – дерева, капа, бересты, меха, замши, кости.

Талантливым мастером-художником был Владимир Яковлевич Павлов (1927-1988 г.г.). Его деятельность началась в 50-е годы ХХ века. Всю жизнь мастер искал, экспериментировал, работал с разными материалами, в разной технике. Расцвет самобытного таланта художника приходится на 70-80-е годы. Значки и эмблемы из металла и бересты, кулоны и броши из дерева и меха с использованием бисера, меховые и замшевые сумочки с аппликацией, резные с геометрическим узором доски, панно, шкатулки, деревянные подсвечники, берестяные бусы и многое другое создано замечательным мастером. Особенно интересны его декоративные туеса и коробки из бересты, украшенные тиснением и резьбой, плетением. Наборы посуды, утки-солонки, ковши – подлинная творческая удача мастера, – изделия, которые приближены к народной художественно-ремесленной традиции. (См. рис. в книге «Народное искусство коми», № 53.) В течение более 30 лет В.Я.Павлов представлял декоративно-прикладное искусство коми на всесоюзных и международных выставках. Ему по праву было присвоено звание Заслуженного деятеля культуры Коми АССР.

Среди мастеров-прикладников успешно работали Валериан Андреевич Лыюров, Семён Ильич Оверин. Их изделия из дерева и бересты выполнены в лучших традициях коми народного искусства.

В.А.Лыюров (1936-1992 г.г.) участник многих выставок. Излюбленным материалом мастера был кап. Его работы отличаются тонким художественным вкусом, филигранно выполненной резьбой. (См. иллюстрацию № 49.)

С.И.Оверин унаследовал мастерство от отца. Уже с пяти лет он мастерил, глядя на отца, из дерева и бересты. Ещё в довоенные годы его поделки стали известны на всю округу. Вернувшись с фронта, Семён Ильич вспомнил своё ремесло. Туеса, солонки, хлебницы пользовались большим спросом на селе. В изготовлении берестяных изделий он достиг подлинного совершенства. Он – «Народный мастер РСФСР». Более 10 лет он руководил студией декоративно-прикладного искусства в Пажгинской средней школе. (См. иллюстрацию № 50, 133, 134.)

Очень много талантливых мастеров продолжают сохранять и развивать народные традиции. Их неповторимые изделия украшают российские и международные выставки, хранятся в музеях.

2. Творческая работа учеников.

– В классе организуем творческую мастерскую. Вы будете создавать свои изделия, сохраняя народные традиции. (Можно предложить нарисовать туес, выполняя коми народный орнамент, или любое другое изделие.)

Справка. Туес – это особая ёмкость наподобие банки с крышкой, имеющей ручку. В нём хранили жидкие и сыпучие продукты. Туеса различались разнообразной высотой: от 10 см до 50 см и выше. Основу туеса изготавливали, сгибая цельный берёзовый пласт-сколотень, затем он обшивался целым или плетёным куском бересты. Декоративным украшением служили верхний и нижний венчики цилиндра, которые чуть отличались по цвету от основной плоскости туеса. Оба венчика украшались резьбой. Декоративную роль играл шов, соединяющий две стороны наружного слоя бересты. Широко применялось тиснение на бересте. (Орнаментальный мотив вырезали на костяном или деревянном штампе, а затем этим штампом выбивали узор.) Узор был достаточно прост. Другим способом украшения туесов была ажурная резьба по верхнему слою, под которую подкладывались цветные ткани и фольга. Реже туеса расписывались подобно прялкам растительными узорами.

 

Раздел 5. Мой город Сыктывкар.

 

В этот раздел включено четыре урока. Цель этих уроков – рассказать и показать, чем гордится город, научить видеть красоту Сыктывкара, побудить желание лучше узнать историю города, прочитать о людях, кто принёс ему славу, гордиться теми, кто защищал свободу.

Уроки по предложенным темам могут провести сотрудники музеев города. Желательно совместить урок в классе с экскурсией по городу, в музеи. Лучший вариант – все занятия провести в форме экскурсий, путешествий, посещения музея.

 

 

Необходимый справочный материал можно найти в следующих книгах:

1. Их именами названы улицы. Сыктывкар, 1979.

2. Историко-культурный атлас Республики Коми.

3. Наш край родной. 5 класс. Сыктывкар, 1988.

4. Республика Коми. Энциклопедия. Т. 1, 2, 3.

 

Урок 1 (31). Они защищали Родину.

Урок можно построить в форме устного журнала.

1. Вступительное слово учителя.

Рассказ о празднике 9 Мая – Дне Победы, о начале Великой Отечественной войны.

– «27 июня на фронт провожали первую большую группу сыктывкарцев. Земляки дали им строгий наказ – быть храбрыми, беспощадными к врагам. Этот наказ воины из Коми республики с честью выполнили. Они сражались на всех фронтах, защищали северное Заполярье и Кавказ, воевали в степях Украины и лесах Белоруссии, обороняли Москву и Сталинград, освобождали европейские государства, многие дошли до Берлина.

Сыны и дочери коми народа повсюду проявляли отвагу, стойкость, смелость. Родина высоко оценила подвиг посланцев нашей республики. Более 13 тысяч бойцов и командиров были награждены орденами и медалями. А 22-м воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Многие из ушедших на фронт не вернулись с полей сражений, погибли смертью храбрых в боях за Родину. Память о павших жива в сердцах людей.»

(См. книгу «Наш край родной. 5 класс.» С. 81.)

2. Наши земляки – Герои Советского Союза.

«Есть слова, чей возраст неизвестен. Словом «герой» ещё в древней Греции, за много веков до нашей эры называли человека, совершившего подвиг.

Бесстрашных, идущих на подвиг людей, Родина называет героями.

Героизм – выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Героизм на поле боя требует от человека личного мужества, стойкости, готовности пожертвовать собой. Народ чтит память воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

У слов «Герой Советского Союза» есть точная дата рождения: 16 апреля 1934 г.

Звание Героя Советского Союза присваивалось за личные заслуги перед Советским государством или обществом, связанные с совершением героического подвига.

Герою Советского Союза вручалась высшая награда СССР – орден Ленина и знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда».»

(См. книгу «Что такое? Кто такой?» Т. 1, с. 285.)

Сообщения детей о героях. (См. книгу «Наш край родной. 5 класс.» С. 81, 82. Александров А.Н. «Семнадцать золотых звёзд».)

3. Пионеры Коми в годы войны.

Материал можно взять в книге «Наш край родной. 5 класс.» С. 88-90.

(На таблицах-карточках дана краткая информация, а ученики более подробно её раскрывают.)

4. Память жива.

· Рассмотреть открытки, фотографии и рассказать о том, как сохраняется память о тех, кто сражался за свободу Отчизны. (Мемориал Вечной славы воинам в Сыктывкаре; улицы, носящие имена героев; памятники воинам в городах и сёлах республики; памятные мемориальные доски на школах на родине героев; бюсты защитников, установленные на их родине.)

· Прослушать стихотворение, посвященное героическим страницам истории.

Навек запомни.

М.Исаковский.

Когда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись…

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

 

 

Урок 2 (32). Музеи города Сыктывкара.

1. Новый материал.

Послушать строчки стихотворения С.Михалкова.

«В воскресный день с сестрой моей

Мы вышли со двора. «Я поведу тебя в музей», –

Сказала мне сестра.

Вот через площадь мы идём

И входим наконец

В большой красивый светлый дом,

Похожий на дворец.»

– О чём это стихотворение? Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в музеи нашего города.

– Что такое музей? (Учреждение, которое собирает, хранит и показывает посетителям произведения искусств, исторические документы и т.п.) Много ли музеев в Сыктывкаре? (Несколько десятков.) Какие есть музеи? (Государственные, музеи предприятий, например, музей пожарной части, школьные музеи.) В каких музеях мы бывали? С какими экспонатами знакомились?

– Рассмотрите фотографию (или рисунок в книге.) Знаете ли вы, какой музей города изображён? Что за экспонаты в нём хранятся? Какую работу выполняют работники музея?

2. Закрепление.

– Для чего люди посещают музеи?

– Посещение какого музея запало вам в душу? Какие экспонаты запомнились?

– Соотнеси названия экспонатов с названиями музеев.

· картины, скульптуры · краеведческий музей
· полезные ископаемые · музей природы
· объекты природы · музей археологии
· исторические материалы · картинная галерея
· древние находки · музей геологии

– В наших руках оказались ценные предметы. (Показ иллюстраций, предметов быта, декоративно-прикладного искусства, минералов и т.д.) В какой музей их следовало поместить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.