Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третья группа показателей




Включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.

К ним относятся:

· доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;

· доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;

· доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

· доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

· доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;

· доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;

· доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.

Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.

 

56. Экологический аудит.

Экологический аудит представляет собой инструмент управления, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку того, насколько организационная система, управление охраной окружающей среды и функционирование оборудования соответствуют экологическим целям.

Экологический аудит - проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем и с иными целями, предусмотренными экологическими законодательствами.

Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах.

Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Основные функции экологического аудита:

– оценка соответствия текущей деятельности хозяйствующего субъекта экологическому законодательству;

– обеспечение руководства хозяйствующего субъекта информацией, необходимой для планирования и управления;

– оценка результативности (эффективности) решений руководства хозяйствующего субъекта, принятых по вопросам охраны окружающей среды;

– сбор информации о результатах природоохранной деятельности хозяйствующего субъекта, которая может быть использована для информирования общественности, акционеров, правительства.

Объектами экологического аудита являются:

♦ имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины и оборудование и пр.);

♦ текущие операции предприятия (производственные, коммерческие и пр.);

♦ система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

♦ программа охраны окружающей среды и обеспечения безопасности трудового коллектива и т.д.

Предметом экологического аудита является не столько отчетность в части природопользования и охраны окружающей среды субъектов хозяйствования и регионов, сколько их фактическая экологическая деятельность с точки зрения соблюдения принципов и требований природопользования и природоохранной деятельности.

Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятий явно угрожает окружающей среде и населению, по решению исполнительной власти может быть проведена принудительно.

 

57. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности, экологическая экспертиза.

 

58. Система платного природопользования. Экологический налог.

Центральным звеном экономического механизма природопользования на современном этапе является система платности, объединяющая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущербов. Являясь важным инструментом государственного регулирования, такая система должна экономически стимулировать природоохранную деятельность предприятий и обеспечивать формирование централизованных (местных, республиканских) источников финансирования охраны и воспроизводства природных ресурсов. Помимо стимулирующей и фискальной функций экологические платежи позволяют решить следующие задачи:

♦ обеспечить учет природного фактора в составе производственных затрат и результатов, в доходах и расходах предприятий и регионов, где находятся и (или) используются ресурсы природы;

♦ согласовать интересы предприятий сферы природопользования и потребителей естественных ресурсов между собой, а также с интересами народного хозяйства в целом;

♦ компенсировать ущерб владельцу природных ресурсов при изъятии последних из сферы традиционного использования или ухудшении их качества;

♦ частично возместить ущерб реципиентам от загрязнения и истощения окружающей среды.

23 декабря 1991 г. платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием Закона "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)". Все природопользователи, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, стали облагаться экологическим налогом, который состоит из платежей за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Ставки налога и лимиты добываемых природных ресурсов и допустимых выбросов в окружающую среду определялись в соответствии с утвержденными нормативами. Внесенные суммы налога за природопользование в пределах установленных лимитов относятся на издержки производства, то есть включаются в себестоимость продукции, а сверх установленных лимитов - изымаются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей. За превышение установленных объемов добычи природных ресурсов экологический налог взимался в 10-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов - в 15-кратном.

Законом Республики Беларусь "О платежах за землю" (принят 18 декабря 1991 г.) были установлены ставки платежей за земли сельскохозяйственного назначения (в зависимости от кадастровой оценки), земли населенных пунктов (в зависимости от категории населенного пункта) и средние ставки земельного налога по административным районам. С учетом инфляционных процессов ставки экологического и земельного налогов неоднократно пересматривались.

В соответствии с Законом "Об отходах производства и потребления" предусмотрены платежи за размещение отходов в санкционированных местах (полигонах или территориях предприятий - юридических лиц) с дифференциацией в зависимости от токсичности отходов, а также промышленных радиоактивных отходов на специальных полигонах. За размещение всех видов отходов в санкционированных местах сверх допустимых норм установлены штрафные санкции в 5-кратном размере от норматива; за самовольное размещение отходов в несанкционированных местах или с нарушением санитарных норм и экологических требований, а также за сжигание их с целью сокрытия предусмотрен штраф в 15-кратном размере.

Нормативы платы за размещение отходов устанавливаются Советом Министров. За природопользование сверх установленных лимитов плата взимается в кратном размере, определенном законодательством.

Законом "Об охране окружающей среды" (1992) регламентировано создание внебюджетных фондов охраны природы, одним из основных источников формирования которых стали платежи за загрязнение окружающей среды. С этого времени платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также за размещение твердых отходов стали поступать не в местные бюджеты, а во внебюджетные фонды охраны природы.

Внесение платы за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, другие виды вредного воздействия на окружающую среду не освобождают природопользователя от осуществле­ния мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, при­чиненного окружающей среде.

Экологические налоги - налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в документах Европейского союза к одноименной категории. Экологические налоги или Экологические платежи имеют различную форму и часто по-разному называются, экологические налоги могут быть в широком плане определены, как «все налоги, база взимания которых оказывает специфическое негативное воздействие на окружающую среду.

 

59. Экономическое стимулирование рационального природопользования.

Экономический механизм природоохраны – это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Роль экономического механизма в экологическом праве определяется выполняемыми им функциями в данной сфере.

Функции экономического механизма в экологическом праве:

обеспечивающая (экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды);

стимулирующая (заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства).

Правовые требования, касающиеся экономических мер природопользования и охраны окружающей среды, содержатся в ряде законов и подзаконных актов.

Элементы экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды:

1. планирование природопользования и охраны окружающей среды;

2. финансирование охраны окружающей среды;

3. платежи за природопользование;

4. экологическое страхование;

5. меры экономического стимулирования.

Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды

В целях экономического стимулирования эффективного природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве предусматриваются различные меры.

Стимулирующая функция реализуется следующими экономическими мерами:

платежами за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду;

налоговыми и кредитными льготами, иными поощрительными мерами в сфере охраны природы. В известной мере в качестве стимулятора выступает экологическое страхование.

Экологическое нормирование, экспертиза, лицензирование, сертификация выражают суть административных методов или мер охраны окружающей среды. Их характерной особенностью является то, что они основаны на административном предписании или приказе, выполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

В любом случае, в правовом государстве как административные, так и экономические методы стимулирования закреплены законодательно и регламентируются нормативными правовыми актами. Поэтому более правильно называть данные методы административно-правовыми и экономическо-правовыми.

Рациональное природопользование — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства, которое развивается на основе научно-технического прогресса и хорошей организации труда при высокой производительности труда. Примером рационального природопользования может быть безотходное производство, в котором полностью используются отходы, в результате чего снижается расход сырья и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды.

Одним из видов безотходного производства является многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин и т.д. Использованная вода очищается и вновь участвует в производственном процессе.

 

60. Зарубежный опыт эколого-экономического стимулирования.

В условиях перехода к рыночным отношениям наиболее эффективной является система экономического стимулирования природоохранной и природосберегающей деятельности как у производителя, так и у потребителя, так как предприятия, функционирующие в условиях рынка, чрезвычайно восприимчивы к экономическим мерам в области налогов, кредита, финансирования, к изменению цен, т.е. на них можно оказывать значительное влияние с помощью экономических льгот и санкций.

Основные инструменты ценового экологического регулирования:

1. Платежи за загрязнения окружающей среды. Важным средством экономического стимулирования являются платежи, за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды.

Стимулирующее действие платежей зависит от того, в каких пределах они влияют на уровень суммарных затрат производства, и тем самым на конкурентоспособность предпринимателя. Основой определения платы за загрязнение является объем или состав отходов (сбросы в атмосферу, сточные воды, твердые отходы).

Эффективность применения платы, снижает относительно значительные расходы на мониторинг (инспектирование пользователей очистных сооружений). Во многих странах (Франция, Швеция, Финляндия, США) плата пользователей учитывается в тарифах за муниципальные услуги и приводится в расчете на квартиру или особняк.

Основой определения размеров этой платы является одна или несколько характеристик продукта (например, плата за содержание серы в нефти), а также продукт в целом (например, плата за бензин или дизельное топливо).

2. Дифференциация налогов на прибыль. Дифференциация налогов представляет собой, по существу, систему применения льготных налогов с оборота для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и наоборот, повышенных для тех предприятий, которые выпускают «грязную» продукцию. При этом, как правило, существует градация дифференцированных налогов с оборота по отдельным видам изделий. Дифференциация налогов - это плата влияющая на выпуск продукции или положительно, или негативно.

3. Субсидии. Субсидии представляют собой временную (краткосрочную) или безвозмездную (долгосрочную) государственную денежную помощь природопользователям в период введения новых (более жестких) экологических требований. Субсидии могут получать только те предприятия, продукция которых признается общественно необходимой. Разработано и функционирует несколько видов субсидий:

гранты (стипендии) - форма безвозмездной финансовой помощи применяются тогда, когда загрязнитель намерен, хотя и не обязан, реализовать определенные мероприятия для значительного снижения загрязнения, которые имеют общегосударственное или региональное значение;

«мягкие» ссуды - целевые низкопроцентные кредиты предприятиям для реализации определенных мероприятий по снижению загрязнения (например, для модернизации технологии.

Источниками таких субсидий являются государственный бюджет, бюджет министерств по вопросам охраны окружающей среды или созданные для этих целей специальные фонды.

В Германии была принята специальная программа субсидий, в соответствии с которой выделялось 500 млн. марок на возмещение части (до 50%) расходов частных фирм, осуществляющих перестройку своей технологии на средоохранной основе. В Швеции субсидии выдаются муниципалитетам и отдельным предприятиям на перестройку, расширение и усовершенствование очистных сооружений в пределах 30-50% от общей стоимости работ в зависимости от достигаемой степени очистки.

4. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями - это плата за услуги местных органов власти. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей - в зависимости от объемов и состава загрязнений (стоки, твердые отходы и др.), переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы. Во многих странах этот вид платежей учитывается в тарифах за муниципальные услуги.

5. Ресурсные платежи: плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются:

а) налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;

б) налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы;

в) ройялти - выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса - по сути налог на валовой доход от продажи.

6. Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически "грязных" продуктов и технологий. Так, по рекомендации Института экологических прогнозов в г. Гейдельберге (ФРГ) предложено ввести такой налог на тропическую древесину, алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т.п. В перспективе он будет играть значительную роль в экономике природопользования, поскольку способствует сокращению как производства, так и применения экологически вредной продукции (низкая цена для производителя и высокая - для потребителя).

7. Экологическое страхование: страхование экономической (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.

8. Важным средством экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды является рыночный механизм продажи прав на изменение окружающей среды. Эти права могут продаваться государственным органом предприятиям и одним предприятием другому. Система «торговли правами» может быть эффективно использована при выдаче разрешений на размещение новых предприятий на территории с напряженной экологической обстановкой. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия. В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы - ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени. Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная).

 

61. Сущность и основные источники финансирования природоохранной деятельности.

Под финансированием мероприятий для целей охраны природы понимаются все финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, предприятий, организаций, аккумулированные в соответствующих фондах и предназначенные для покрытия затрат, связанных с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий нарушения состояния окружающей среды.

Одной из важнейших задач государства в сфере охраны окружающей среды является создание и обеспечение функционирования такой системы финансирования экологических мероприятий, которая оказывала бы стимулирующее воздействие на природопользователей с целью снижения их технических нагрузок на природу.

В настоящее время в Беларуси финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:

– средств республиканского и местных бюджетов;

– средств бюджетных фондов охраны природы;

– средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– средств граждан, в т. ч. иностранных;

– кредитов банков;

– иностранных инвестиций;

– иных привлекаемых для выполнения этих программ и мероприятий внебюджетных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Создание бюджетных фондов охраны природы позволяет более полно учитывать местную специфику финансируемых объектов и необходимые пропорции в выделении средств на отдельные направления охраны окружающей среды.

Подходы:

Необходимость в специализированных банках:

1. ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы;

2. необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ;

3. в-третьих, растянутостью сроков окупаемости экологических затрат, следовательно, повышенной степенью банковского риска;

4. возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.

Экологический банк является эффективным экономическим центром регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.

Преимущество банковского кредитования природоохранной деятельности по сравнению с бюджетным финансированием состоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выделяемых ресурсов и сокращению времени их реализации.

Существует также еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизации будущих доходов государства для решения неотложных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций).

Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность.

Новые подходы к финансированию требуют создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующее:

финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

развитую систему природоохранных, инновационных. экологических и других фондов;

систему экологических банков;

привлечение средств из фондов экологического страхования;

привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экосферы;

использование собственных средств предприятий на экологические нужды;

систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

 

62. Экологическое страхование.

Экологическое страхование – это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Система экологического страхования включает в себя следующие виды: -страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.; -имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы; -личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности; Институт экологического страхования появился в результате презумции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Отличительной чертой экологического страхования является также возможность компенсации неопределенного чрезвычайного ущерба.

Таким образом, экологическое страхование – это особенный вид страховых правоотношений относительно защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц (страхователей) в случае наступления определенных событий в процессе осуществления хозяйственной деятельности, которые могут возникать при наличии экологического риска (страховых случаев), определенных действующим законодательством или договором экологического страхования за счет Экологического фонда денежных гарантий. Субъектами экологического страхования является: - страховщики – страховые организации, которые образованы в соответствии с законодательством Украины о страховании и получили в установленном порядке лицензию на осуществление экологического страхования; - страхователи – физические или юридические лица, что согласно законодательству заключили со страховщиками договоры экологического страхования; - третьи лица, которым причинен вред ухудшением состояния окружающей естественной среды в результате техногенных аварий или катастроф. Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, который проявляется в предъявлении страховщику имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства о возмещении вреда в случае возникновения случая, на который проводилось экологическое страхование. Основанием для возникновения страховых отношений является договор экологического страхования, заключенный между страховщиком и страхователем, согласно которому страховщик принимает на себя обязательство в случае наступления страхового случая возместить нанесенный вред в пределах страховой суммы, а страхователь обязывается платить страховые платежи в определенные сроки и выполнять другие условия договора.

 

63. Глобальные экологические проблемы.

Глобальные проблемы порождены противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия деятельности человечества на окружающий мир и связаны также с неравномерностью социально-экономического и научно-технического развития стран и регионов. Решение глобальных проблем требует развертывания международного сотрудничества.

Важнейшие глобальные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком, следующие: загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, истощение «озонового слоя», фотохимический смог, кислотные дожди, деградация почв, обезлесевание, опустынивание, проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы и др.

Парниковый эффект – это нагрев внутренних слоев атмосферы Земли, обусловленный прозрачностью атмосферы для основной части излучения Солнца (в оптическом диапазоне) и поглощением атмосферой основной (инфракрасной) части теплового излучения поверхности планеты, нагретой Солнцем.

В атмосфере Земли излучение поглощается молекулами Н2О, СО2, О3 и др. Парниковый эффект повышает среднюю температуру планеты, смягчает различия между дневными и ночными температурами.

В результате антропогенных воздействий (сжигание топлива и промышленные выбросы) содержание углекислого газа, метана, пыли, фторхлоруглеродных соединений (и других газов, поглощающих в инфракрасном диапазоне) в атмосфере Земли постепенно возрастает. Смесь пыли и газов действует как полиэтиленовая пленка над парником: хорошо пропускает солнечный свет, идущий к поверхности почвы, но задерживает рассеиваемое над почвой тепло – в результате под пленкой создается теплый микроклимат.

Не исключено, что усиление парникового эффекта в результате этого процесса может привести к глобальным изменениям климата Земли, таянию ледников и повышению уровня Мирового океана.

Кислотные дожди – это атмосферные осадки (в т. ч. снег), подкисленные (pH ниже 5,6) из-за повышенного содержания в воздухе промышленных выбросов, главным образом SO2, NO2, HCl и др. В результате попадания кислотных дождей в поверхностный слой почвы и водоемы развивается подкисление, что приводит к деградации экосистем, гибели отдельных видов рыб и др. водных организмов, сказывается на плодородии почв, снижении прироста лесов и их усыхании. Кислотные дожди особенно характерны для стран Западной и Северной Европы, для США, Канады, промышленных районов Российской Федерации, Украины и др.

Истощение запаса энергетических ресурсов. Важнейшим фактором, ограничивающим развитие промышленной деятельности человека, является энергетический лимит. Современное мировое энергопотребление человечества составляет около 10 ТВт Основой энергетики сегодня является ископаемое топливо: уголь, нефть, газ и уран-235.

Рост мирового потребления энергии во времени имеет экспоненциальный характер (также, как и рост численности населения Земли). Промежуток времени между освоением первых 10% и разработкой последних 10% запаса невозобновимого ресурса называют полезным периодом использования сырьевого источника. Проведенные расчеты показали, что, например, для газа полезный период продлится 20 — 25 лет, для нефти -30 — 40 лет, для угля — до 100 лет. Таким образом, в основу своей энергетической стратегии человечество положило явно не тот вариант, который мог бы обеспечить достаточно продолжительное стабильное развитие человечества. Если предположить, что численность населения планеты в некоторый период времени стабилизируется на отметке 15 млрд. человек и при этом его энергетический бюджет будет лишь в 2 раза превышать современный энергетический бюджет США (20 кВт на одного человека), то окажется, что все разведанные сегодня запасы нефти будут использованы в течение 3 месяцев, а запасы угля — 15 лет.

В настоящее время альтернативным и, возможно, единственным выходом из сложившейся ситуации представляется разработка неисчерпаемых (и к тому же экологически чистых) источников энергии, потенциал которых весьма значителен.

Биосфера загрязняется различными химически инертными органическими веществами, пестицидами, гербицидами, тяжелыми металлами (ртутью, свинцом и др.), радиоактивными веще­ствами и т.д.

Загрязняется нефтью и нефтепродуктами Мировой океан, планктон которого обеспечивает 70% поступающего в атмосферу кислорода.

Масштабы загрязнения столь велики, что естественная способность биосферы к нейтрализации вредных веществ и самоочищению близка к пределу.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) — экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Эколо­гический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на природные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

К числу важнейших проблем, затрагивающих существование человечества в целом, относится быстрый прирост и изменение структуры населения Земли, а также вопрос о последствиях и воз­можности предотвращения термоядерной войны. Нельзя сказать, что оба эти вопроса не интересовали философов прежде. По крайней мере второму из них они уделяли внимание всегда, ибо войны известны с тех пор, как человечество обрело свою определенность и вступило на путь социального, экономического и культурного развития. Предельной же остроты оба эти вопроса достигли в последние четыре десятилетия, когда начался так называемый демографический взрыв, а крупнейшие страны мира приступили к созданию атомного и ракетного оружия.

В чем сущность демографической проблемы, какое место занимает она в контексте других глобальных проблем? Еще в XVIII в. английский экономист Т. Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения...» (1798) обрисовал сложную ситуацию, которая в наши дни получила название демографической проблемы. Мальтус видел ее в том, что население растет в геометрической прогрессии, т. е. увеличивается с невероятной скоростью, тогда как прирост необходимого для его прокормления продовольствия осуществляется по арифметической прогрессии.

Одна из глобальных проблем — проблема предотвращения мировой термоядерной войны. Компьютерное моделирование показало, что если в возникшем ядерном конфликте будет исполь­зована только часть смертоносного потенциала атомного и водородного оружия, то и тогда на Земле наступит «ядерная зима», или «ядерная ночь». От совокупного действия радиации, взрывов и пожаров в воздух попадет огромное количество пылевых частиц, которые резко уменьшат попадание солнечных лучей на поверхность Земли и снизят температуру воздуха до такого уровня, что сделает­ся невозможным существование на Земле человека и большинства растительных и животных видов. Количество стран, имеющих или могущих стать обладателями ядерного оружия, неуклонно растет, и вместе с тем растет опасность термоядерной войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.