КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расстройство слуховой функции
Слуховой анализатор является вторым по значению анализатором в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Воспринимающей частью слухового анализатора является ухо, проводящей — слуховой нерв, а центральной — подкорковые структуры и слуховые зоны коры головного мозга. ^ Орган слуха делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 1). Рис.1 Строение уха
^ Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, затянутого в конце упругой барабанной перепонкой. Снаружи находится только ушная раковина, остальная часть уха расположена в височной кости. ^ Среднее ухо является полостью, которая соединена с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы. В полости среднего уха находятся три косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Своей рукояткой молоточек срастается с барабанной перепонкой, наковальня же сочленена и с молоточком, и со стремечком, которое соприкасается с мембраной овального отверстия, ведущего во внутреннее ухо. ^ Внутреннее ухо, или лабиринт, расположено в толще височной кости и имеет двойные стенки: лабиринт перепончатый как бы вставлен в лабиринт костный, повторяя его форму. В лабиринте находятся улитка, преддверие и три полукружных канала. Преддверие и полукружные каналы относятся к органам равновесия. Органом слуха является улитка, представляющая робой заполненный эндолимфой и спирально закрученный ка нал, внутри которого находится кортиев орган. Он состоит примерно из 24 тысяч волосковых рецепторов, преобразующих колебания эндолимфы в нервные импульсы. В зависимости от расположения в улитке рецепторы реагируют на разные частоты звуковых колебаний. Отростки рецеп-торных клеток образуют синапсы на нейронах спирального ганглия, а аксоны нейронов этого ганглия образуют слуховой нерв.
^ Слуховой тракт (рис.2). Пройдя через отверстие в височной кости, слуховой нерв направляется к кохлеарному (слуховому) ядру, находящемуся в варолиевом мосту мозга на стороне расположения уха. Кохлеарное ядро имеет три отдела: дорзальный, передний вентральный и задний вентральный. Слуховой нерв входит в область соединения двух вентральных отделов и ветвится, иннервируя все три отдела кохлеарного ядра. Из вентрального кохлеарного ядра нервные волокна направляются к оливарным комплексам обоих полушарий, т. е. нейроны оливарного комплекса получают нервные импульсы от обоих ушей. На этом нейронном уровне (в верхней оливе) происходит сравнение акустических сигналов, воздействующих на оба уха, что позволяет определять нахождение источника звука. Из дорсального кохлеарного ядра нервные волокна переходят на противоположную сторону и поступают в находящиеся на этой стороне верхние оливы оливарного комплекса. От верхних олив идут пути боковой петли, которые направляются в нижние бугры четверохолмия (средний / мозг), представляющие собой элементарный рефлекторный центр слуховой системы. Именно здесь осуществляется передача слуховых импульсов на двигательные пути, в результате чего возникают такие реакции, как двигательное настораживание или сокращение зрачка в ответ на внезапно возникающий звук. Рис.2 От бугров четверохолмия нервные волокна направляются к внутренним коленчатым телам (промежуточный мозг), а от них к поперечной извилине височной области коры, или извилине Гешля, представляющей собой корковый конец слухового анализатора. Особенностью корковых отделов слухового анализатора является то, что в каждом полушарии представлены оба уха, поэтому повреждение одной (например, правой) извилины Гешля приводит лишь к незначительному снижению слуха, в несколько большей степени проявляющемуся в противоположном (левом) ухе.
На наружной поверхности височной области, в пределах верхней височной извилины расположены вторичные поля слуховой коры. В них выполняются сложные формы анализа и синтеза звуковой информации, которые делают возможным восприятие сложных музыкальных и речевых звуков. Поражение вторичных полей слуховой коры вызывает нарушение различения мелодий или сложно построенных звуков речи. ^ 5.2.2. Нарушения слуха Нарушения слуха в виде его понижения (тугоухости) или полной глухоты могут быть врожденными или приобретенными при жизни. Причинами приобретенных нарушений слуха могут быть заболевания периферической части слухового анализатора (отиты, лабиринтопатии), проводящих путей (неврит слухового нерва) и корковых отделов (сенсорная глухота). К тугоухости и даже к полной глухоте могут приводить продолжительные воздействия производственных шумов или резких звуков. Наконец, одной из причин снижения слуха являются возрастные изменения. Около 30% людей старше 65 лет имеют ту или иную степень потери слуха, и с возрастом этот процент растет. Возрастная тугоухость развивается постепенно, у мужчин она встречается чаще, чем у женщин, и обычно более значительна. Отит — это воспаление уха. В зависимости от пораженной части уха различают наружный, средний и внутренний отит. ^ Наружный отит может быть ограниченным (фурункул наружного слухового прохода) и диффузным. Ограниченный наружный отит возникает в результате внедрения инфекции (чаще всего стафилококка) в волосяные фолликулы и сальные железы фиброзно-хрящевого отдела наружного слухового прохода. Слух почти не страдает. Диффузный (разлитой) наружный отит развивается преимущественно при хроническом гнойном среднем отите вследствие внедрения в кожу и подкожную жировую клетчатку слухового прохода различных бактерий, а также грибков (отомикоз). Воспалительный процесс может распространиться и на барабанную перепонку.
^ Средний отит развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в среднее ухо при остром или обострении хронического воспаления слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и др.). У новорожденных отит возникает в результате попадания околоплодных вод в среднее ухо. Эта форма отита опасна тем, что в полости среднего уха может скапливаться гной. Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но при несвоевременном или неправильном лечении скопление гноя может привести к разрыву барабанной перепонки или вызвать тяжелые инфекционные осложнения. Внутренний отит — это воспаление внутреннего уха, встречается не часто. В большинстве случаев он является осложнением среднего отита, воспаления мозговых оболочек или соматических инфекционных болезней. Начало заболевания чаще всего сопровождается шумом в ушах, головокружением, тошнотой, рвотой, вестибулярными расстройствами, снижением слуха. При благоприятном течении заболевания воспалительная жидкость (экссудат) рассасывается. В противном случае накопление гноя во внутреннем ухе может привести к полной потере слуха. Синдром Меньера — заболевание, относящееся к категории лабиринтопатии (поражений внутреннего уха невоспалительного характера). Обычно болезнь развивается в возрасте 30-50 лет. У детей встречается крайне редко. Для заболевания характерны приступы системного головокружения, сопровождающегося тошнотой и рвотой, снижение слуха (чаще в одном ухе), шум в ушах, ощущение заложенности или давления внутри уха. Приступы могут повторяться с различной частотой. У большинства пациентов четко прослеживается чередование периодов частых приступов с периодами их отсутствия. В фазе обострения в течение нескольких недель приступы могут повторяться многократно, в промежутках между ними вестибулярные расстройства полностью не исчезают, а только стихают. В период ремиссии, продолжающейся в течение нескольких месяцев и даже лет, состояние улучшается, и больные становятся трудоспособными.
Этиология неизвестна. Основной причиной развития заболевания является увеличение количества эндолимфы и повышение ее давления, что может быть обусловлено нарушением продукции и рассасывания (резорбции) эндолимфы или дисфункцией сосудистой системы лабиринта. Применение винпотропила в комплексной терапии лабиринтопатий и синдрома Меньера позволяет сделать лечение более эффективным. ^ Неврит слухового нерва (нейросенсорная тугоухость, кохлеарный неврит). Воспаление слухового нерва, которое проявляется шумом в ушах и нарушением слуха (тугоухостью). Понижение слуха может быть значительным, вплоть до полной глухоты на одно или оба уха. При осмотре уха патологических изменений не отмечается. Если воспаление затрагивает вестибулярную ветвь слухового нерва, то наблюдаются расстройство равновесия и головокружение. Неврит слухового нерва бывает врожденным и приобретенным. Он может возникать вследствие инфекций, воздействия ядов различного происхождения, аллергии. Одной из причин возникновения неврита, особенно в раннем детском возрасте, может быть применение антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина и др.). У лиц старше 35 лет снижение слуха может быть следствием нарушения кровообращения в ухе. Наконец, причиной неврита могут быть звуковые травмы — длительные воздействия шума и вибрации или мощные кратковременные воздействия типа взрыва. ^ Слуховая агнозия (агнозия акустическая, глухота душевная) — неспособность различать звуки речи (фонемы) и узнавать предметы по характерным для них звукам, например тиканье часов, шум льющейся воды и пр. При общении больной напоминает человека, с которым разговаривают на незнакомом ему языке. Слуховая агнозия связана с поражениями вторичных корковых полей: поля 41 коры височной доли мозга (расположена в высоких поперечных извилинах — извилинах Гешля), а также полей 42 и 22, причем агнозия слуховая возникает при довольно обширном поражении височной области справа либо при двустороннем повреждении. В тяжелых случаях больные перестают понимать смысл простых звуков, например шума шагов, скрипа дверей и т. п., хотя слух у них сохранен. Возможна стертая форма нарушений слуха, выражающаяся в виде дефектов слуховой памяти — больные не могут запомнить два или несколько звуковых стимулов. При поражении височных долей характерны также нарушения речи в виде аритмии, при которых снижены правильная оценка ритмических структур и их воспроизведение. Больные не различают оттенков собственной речи, вследствие чего и возникают нарушения ритма, темпа и интонации голоса. ^ Врожденная глухота (полная глухота — аногузия) может быть наследственной, реже она обусловлена родовой травмой, вирусными болезнями матери (главным образом краснухой, корью, гриппом), а также воздействием на плод алкоголя, употребляемого женщиной во время беременности, некоторых лекарственных препаратов. Нарушения слуха чаще наблюдаются при недоношенности. При врожденной глухоте устная речь не может развиваться, поскольку в ее основе лежит взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора, который у глухих не функционирует. Речь же тесно связана с мышлением, из-за ее отсутствия мышление глухого ребенка отстает в своем развитии. Поэтому основной задачей сурдопедагога является развитие у глухого словесной речи, понятийного мышления, т. е. второй сигнальной системы. В центральной нервной системе имеется тенденция к замещаемости функций. При отсутствии слуха особенно важную роль играют зрительный, вибрационный и тактильный анализаторы. И именно они используются глухими людьми в процессе познания окружающего мира. Например, глухого можно обучить восприятию речи по движениям речевых органов говорящего человека. В этом случае в процесс обучения вовлечены зрительный и вибрационный анализаторы. При утрате слуха зрительный анализатор используется в качестве средства общения в особой форме речи. Она называется тактильной речью и состоит из специальных знаков, изображаемых при помощи пальцев рук. Для такой речи разработана специальная пальцевая азбука (дактилология).
14.Отогематома,перихондрит ушной раковины,экзема,опоясывающий лишай.Фурункулез,серная пробка,
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |