Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расстройство слуховой функции





5.2.1. Слуховой анализатор

Слуховой анализатор является вторым по значению анализатором в обеспечении адаптивных реакций и позна­вательной деятельности человека. Воспринимающей час­тью слухового анализатора является ухо, проводящей — слуховой нерв, а центральной — подкорковые структуры и слуховые зоны коры головного мозга.

^ Орган слуха делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 1).

Рис.1 Строение уха


Во внутреннем ухе находится еще и орган равновесия.

^ Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, затянутого в конце упругой барабан­ной перепонкой. Снаружи находится только ушная рако­вина, остальная часть уха расположена в височной кости.

^ Среднее ухо является полостью, которая соединена с но­соглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы. В поло­сти среднего уха находятся три косточки: молоточек, нако­вальня и стремечко. Своей рукояткой молоточек срастается с барабанной перепонкой, наковальня же сочленена и с мо­лоточком, и со стремечком, которое соприкасается с мем­браной овального отверстия, ведущего во внутреннее ухо.

^ Внутреннее ухо, или лабиринт, расположено в толще ви­сочной кости и имеет двойные стенки: лабиринт перепон­чатый как бы вставлен в лабиринт костный, повторяя его форму. В лабиринте находятся улитка, преддверие и три полукружных канала. Преддверие и полукружные каналы относятся к органам равновесия.

Органом слуха является улитка, представляющая робой заполненный эндолимфой и спирально закрученный ка нал, внутри которого находится кортиев орган. Он состоит примерно из 24 тысяч волосковых рецепторов, преобразу­ющих колебания эндолимфы в нервные импульсы. В зави­симости от расположения в улитке рецепторы реагируют на разные частоты звуковых колебаний. Отростки рецеп-торных клеток образуют синапсы на нейронах спирально­го ганглия, а аксоны нейронов этого ганглия образуют слуховой нерв.

^ Слуховой тракт (рис.2). Пройдя через отверстие в ви­сочной кости, слуховой нерв направляется к кохлеарному (слуховому) ядру, находящемуся в варолиевом мосту мозга на стороне расположения уха. Кохлеарное ядро имеет три отдела: дорзальный, передний вентральный и задний вент­ральный. Слуховой нерв входит в область соединения двух вентральных отделов и ветвится, иннервируя все три отде­ла кохлеарного ядра.

Из вентрального кохлеарного ядра нервные волокна направляются к оливарным комплексам обоих полуша­рий, т. е. нейроны оливарного комплекса получают не­рвные импульсы от обоих ушей. На этом нейронном уров­не (в верхней оливе) происходит сравнение акустических сигналов, воздействующих на оба уха, что позволяет опре­делять нахождение источника звука.

Из дорсального кохлеарного ядра нервные волокна пе­реходят на противоположную сторону и поступают в нахо­дящиеся на этой стороне верхние оливы оливарного комп­лекса. От верхних олив идут пути боковой петли, которые направляются в нижние бугры четверохолмия (средний / мозг), представляющие собой элементарный рефлектор­ный центр слуховой системы. Именно здесь осуществляет­ся передача слуховых импульсов на двигательные пути, в результате чего возникают такие реакции, как двигатель­ное настораживание или сокращение зрачка в ответ на внезапно возникающий звук.

Рис.2

От бугров четверохолмия нервные волокна направля­ются к внутренним коленчатым телам (промежуточный мозг), а от них к поперечной извилине височной области коры, или извилине Гешля, представляющей собой корко­вый конец слухового анализатора.

Особенностью корковых отделов слухового анализатора является то, что в каждом полушарии представлены оба уха, поэтому повреждение одной (например, правой) из­вилины Гешля приводит лишь к незначительному сниже­нию слуха, в несколько большей степени проявляющемуся в противоположном (левом) ухе.

На наружной поверхности височной области, в преде­лах верхней височной извилины расположены вторичные поля слуховой коры. В них выполняются сложные формы анализа и синтеза звуковой информации, которые делают возможным восприятие сложных музыкальных и речевых звуков. Поражение вторичных полей слуховой коры вызы­вает нарушение различения мелодий или сложно постро­енных звуков речи.

^ 5.2.2. Нарушения слуха

Нарушения слуха в виде его понижения (тугоухости) или полной глухоты могут быть врожденными или приобре­тенными при жизни. Причинами приобретенных наруше­ний слуха могут быть заболевания периферической части слухового анализатора (отиты, лабиринтопатии), проводя­щих путей (неврит слухового нерва) и корковых отделов (сенсорная глухота). К тугоухости и даже к полной глухоте могут приводить продолжительные воздействия производ­ственных шумов или резких звуков. Наконец, одной из причин снижения слуха являются возрастные изменения. Около 30% людей старше 65 лет имеют ту или иную сте­пень потери слуха, и с возрастом этот процент растет. Воз­растная тугоухость развивается постепенно, у мужчин она встречается чаще, чем у женщин, и обычно более зна­чительна.

Отит — это воспаление уха. В зависимости от поражен­ной части уха различают наружный, средний и внутренний отит.

^ Наружный отит может быть ограниченным (фурункул наружного слухового прохода) и диффузным. Ограничен­ный наружный отит возникает в результате внедрения ин­фекции (чаще всего стафилококка) в волосяные фолликулы и сальные железы фиброзно-хрящевого отдела наружного слухового прохода. Слух почти не страдает. Диффузный (разлитой) наружный отит развивается преимущественно при хроническом гнойном среднем отите вследствие вне­дрения в кожу и подкожную жировую клетчатку слухового прохода различных бактерий, а также грибков (отомикоз). Воспалительный процесс может распространиться и на ба­рабанную перепонку.

^ Средний отит развивается в результате проникновения инфекции главным образом через слуховую трубу в сред­нее ухо при остром или обострении хронического воспале­ния слизистой оболочки носа и носоглотки (острый ринит, грипп и др.). У новорожденных отит возникает в результа­те попадания околоплодных вод в среднее ухо.

Эта форма отита опасна тем, что в полости среднего уха может скапливаться гной. Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но при несвоевремен­ном или неправильном лечении скопление гноя может привести к разрыву барабанной перепонки или вызвать тяжелые инфекционные осложнения.

Внутренний отит — это воспаление внутреннего уха, встречается не часто. В большинстве случаев он является осложнением среднего отита, воспаления мозговых оболо­чек или соматических инфекционных болезней.

Начало заболевания чаще всего сопровождается шумом в ушах, головокружением, тошнотой, рвотой, вестибуляр­ными расстройствами, снижением слуха. При благоприят­ном течении заболевания воспалительная жидкость (экс­судат) рассасывается. В противном случае накопление гноя во внутреннем ухе может привести к полной потере слуха.

Синдром Меньера — заболевание, относящееся к кате­гории лабиринтопатии (поражений внутреннего уха невос­палительного характера). Обычно болезнь развивается в возрасте 30-50 лет. У детей встречается крайне редко.

Для заболевания характерны приступы системного го­ловокружения, сопровождающегося тошнотой и рвотой, снижение слуха (чаще в одном ухе), шум в ушах, ощуще­ние заложенности или давления внутри уха.

Приступы могут повторяться с различной частотой. У большинства пациентов четко прослеживается чередова­ние периодов частых приступов с периодами их отсут­ствия. В фазе обострения в течение нескольких недель приступы могут повторяться многократно, в промежутках между ними вестибулярные расстройства полностью не исчезают, а только стихают. В период ремиссии, продолжающейся в течение нескольких месяцев и даже лет, состоя­ние улучшается, и больные становятся трудоспособными.

Этиология неизвестна. Основной причиной развития заболевания является увеличение количества эндолимфы и повышение ее давления, что может быть обусловлено на­рушением продукции и рассасывания (резорбции) эндо­лимфы или дисфункцией сосудистой системы лабиринта.

Применение винпотропила в комплексной терапии лабиринтопатий и синдрома Меньера позволяет сделать ле­чение более эффективным.

^ Неврит слухового нерва (нейросенсорная тугоухость, кохлеарный неврит). Воспаление слухового нерва, которое проявляется шумом в ушах и нарушением слуха (тугоухос­тью). Понижение слуха может быть значительным, вплоть до полной глухоты на одно или оба уха. При осмотре уха патологических изменений не отмечается.

Если воспаление затрагивает вестибулярную ветвь слу­хового нерва, то наблюдаются расстройство равновесия и головокружение.

Неврит слухового нерва бывает врожденным и приоб­ретенным. Он может возникать вследствие инфекций, воз­действия ядов различного происхождения, аллергии. Одной из причин возникновения неврита, особенно в раннем детском возрасте, может быть применение антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина и др.). У лиц старше 35 лет снижение слуха может быть след­ствием нарушения кровообращения в ухе. Наконец, при­чиной неврита могут быть звуковые травмы — длительные воздействия шума и вибрации или мощные кратковремен­ные воздействия типа взрыва.

^ Слуховая агнозия (агнозия акустическая, глухота душев­ная) — неспособность различать звуки речи (фонемы) и узнавать предметы по характерным для них звукам, напри­мер тиканье часов, шум льющейся воды и пр. При обще­нии больной напоминает человека, с которым разговари­вают на незнакомом ему языке.

Слуховая агнозия связана с поражениями вторичных корковых полей: поля 41 коры височной доли мозга (рас­положена в высоких поперечных извилинах — извилинах

Гешля), а также полей 42 и 22, причем агнозия слуховая возникает при довольно обширном поражении височной области справа либо при двустороннем повреждении. В тяжелых случаях больные перестают понимать смысл простых звуков, например шума шагов, скрипа дверей и т. п., хотя слух у них сохранен. Возможна стертая форма нарушений слуха, выражающаяся в виде дефектов слухо­вой памяти — больные не могут запомнить два или не­сколько звуковых стимулов.

При поражении височных долей характерны также на­рушения речи в виде аритмии, при которых снижены пра­вильная оценка ритмических структур и их воспроизведе­ние. Больные не различают оттенков собственной речи, вследствие чего и возникают нарушения ритма, темпа и интонации голоса.

^ Врожденная глухота (полная глухота — аногузия) может быть наследственной, реже она обусловлена родовой трав­мой, вирусными болезнями матери (главным образом краснухой, корью, гриппом), а также воздействием на плод алкоголя, употребляемого женщиной во время бере­менности, некоторых лекарственных препаратов. Наруше­ния слуха чаще наблюдаются при недоношенности.

При врожденной глухоте устная речь не может разви­ваться, поскольку в ее основе лежит взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализатора, который у глухих не функционирует. Речь же тесно связана с мышле­нием, из-за ее отсутствия мышление глухого ребенка от­стает в своем развитии. Поэтому основной задачей сурдо­педагога является развитие у глухого словесной речи, понятийного мышления, т. е. второй сигнальной системы. В центральной нервной системе имеется тенденция к замещаемости функций. При отсутствии слуха особенно важную роль играют зрительный, вибрационный и так­тильный анализаторы. И именно они используются глухи­ми людьми в процессе познания окружающего мира. На­пример, глухого можно обучить восприятию речи по движениям речевых органов говорящего человека. В этом случае в процесс обучения вовлечены зрительный и вибра­ционный анализаторы.

При утрате слуха зрительный анализатор используется в качестве средства общения в особой форме речи. Она на­зывается тактильной речью и состоит из специальных зна­ков, изображаемых при помощи пальцев рук. Для такой речи разработана специальная пальцевая азбука (дактило­логия).

 

14.Отогематома,перихондрит ушной раковины,экзема,опоясывающий лишай.Фурункулез,серная пробка,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.