КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения коллективных отношений
.Успешная адаптация ребенка к школе также во многом зависит от готовности участвовать в общественно полезных делах коллектива, желания помогать окружающим, делиться с ними своими достижениями и неудачами. Для изучения коллективных отношений используется методика изучения коллективных отношений, которая состоит из рассказов-коллизий. В них описываются различные ситуации из повседневной жизни детей. Особенно большой интерес у детей вызывают рассказы из жизни школьников. Рассказы-коллизии провоцируют определенное проявление коллективизма: ■ ответственное отношение к задачам коллектива; ■ готовность к выполнению общественных поручений; ■ доброжелательное отношение к успехам своих друзей; ■ отзывчивость, сострадание, доброту. В рассказах-коллизиях сюжет обрывается в тот момент, когда герой оказывается перед выбором: поступить в интересах коллектив.а товарищей или в своих личных интересах. Прослушав очередной сюжет, ребенок должен закончить его, сказав, как, по его мнению, поступит герой. Эмоциональная заинтересованность ребенка в судьбе героя приводит к тому, что он идентифицирует данного героя с собой и приписывает ему свои отношения. Рассказ 1. Учительница попросила Сережу после уроков навестить своего друга Мишу. Он уже неделю болеет ангиной. — Конечно, Нина Петровна, — сказал Сережа, — я сегодня же к нему схожу.
Когда после уроков Сережа пришел домой, мама напомнила, что они идут к тете Вере надень рождения. — Да, — вспомнил Сережа, — мы же давно собирались к тете Вере. Там будет мой И Сережа решил... Рассказ 2. Однажды учительница Анна Ивановна сказала, что сегодня все ученики будут выполнять важное задание: она будет диктовать буквы, а все должны их писать. Саша очень старался, и ему казалось, что он написал букву «А» хорошо. Но когда он заглянул в тетрадь своей соседки Лены, то увидел, что у нее написано значительно лучше. «Значит, ее опять будет хвалить Анна Ивановна, а меня нет», — подумал Саша. — Теперь напишите большое «3», — сказала Анна Ивановна. Вдруг Саша видит, что Саша решил... Результаты оцениваются по 5-балльной шкале от 0 до 5 включительно. Общая оценка выставляется по количеству предложенных данным учеником концовок, отражающих черты коллективизма героя. Например, если на 5 рассказов-коллизий ребенок дал 5 ответов, отражающих коллективистскую направленность героя, ему ставят 5 баллов. Если же ученик не дал ни одного подобного ответа, он получает 0 баллов. Полученные оценки учитель может проанализировать по трем типам качеств: коллективистские, индивидуалистические и компромиссные. Коллективистские качества свидетельствуют о том, что ребенок руководствуется общественными мотивами. Его отношение к отдельным людям и коллективу основано на дружеской взаимопомощи, сознательном и добровольном подчинении личных интересов общественным, на уважении мнения коллектива и ответственности перед ним за свои поступки. Например: «Сережа решил проведать больного друга»; «Саша решил помочь Лене написать правильно, чтобы ее похвалили». Индивидуалистические качества характеризуются преобладанием мотивов, связанных с получением личного удовольствия. Ребенок, противопоставляя себя коллективу, сознательно принимает решение действовать в своих интересах, подчиняя, таким образом, общественные интересы личным. Например: «Саша обрадовался, что у него будет лучше и учительница его похвалит». Ребенок вполне может осознавать коллизию, представленную в рассказе, понимать, какой в данной ситуации необходимо сделать выбор, но принять другое решение, объяснимое только его эгоистическими намерениями: «Саша решил сказать Лене, что она неправильно пишет. А я бы не говорил». Компромиссные качества демонстрируют столкновение разных по силе коллективистских и индивидуалистических мотивов. Ребенок уже осознает важность требований коллектива, однако ему трудно преодолеть свои личные желания, в результате он не может отдать предпочтение тому или иному решению и пытается их совместить. Пример: «Нужно, чтобы мама позвонила тете Вере, чтоб она сама к нам рришла с тортом, а Сережа в это время быстро навестит своего друга Мишу и вернется домой пить чай с тортом». Таким образом, можно выявить три группы детей: 1. дети с развитым чувством коллективизма; 2. дети, у которых ярко выражена индивидуалистическая направленность; 3. дети, развитие личности которых характеризуется наличием разнонаправленных мотивационных тенденций: коллективистской и индивидуалистической одновременно..;'■• ' Результаты по изучению коллективных отношений могут служить для воспитателей и родителей важным ориентиром при формировании нравственных качеств учащихся.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |