Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение процесса государственного управления




Информатизация пронизывает все направления деятельности органов управления, предприятий, учреждений, оказывает решающее влияние на процесс принятия решений, предопределяет компетентность государственных служащих. Осуществляется программа правовой информатизации органов государственной власти. Она призвана создать условия для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ едином информационном пространстве.

Доставку всей служебной корреспонденции высших должностных лиц, органов власти и управления Российской Федерации, субъектов РФ обеспечиваетГосударственная фельдъегер­ская служба Российской Федерации (ГФС России). Она имеет подразделения в центрах республик, краев, областей, в городах Сочи, Минеральные Воды. Для обеспечения оперативной и надежной связи используется сеть постоянно действующих авиационных, железнодорожных, автомобильных маршрутов.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой управление как процесс? Каковы особенности процесса управления? Каковы особенности процесса государственного управления?

2. Чем характеризуется содержание процесса управления? Каковы основные этапы процесса управления в соответствии с его содержанием? Каковы свойства процесса управления?

3. Охарактеризуйте основные виды процессов управления, а также связь процесса и структуры управления.

4. Что представляет собой государственное регулирование? Каковы его основные объекты?

5. Охарактеризуйте роль государства в регулировании экономики, социальной сферы, рынка труда и занятости, основные методы регулирования.

6. Что представляет собой государственная политика? Каковы основы государственной политики, основные этапы «политического цикла»? Какие выделяются виды политики?

7. Как осуществляется контроль за реализацией государственной политики в России и информационное обеспечение процесса управления?

Тема 13: «Технология государственного управления»

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы рассмотрим этапы, операции и стадии процесса управления, а также выявим взаимосвязь методов управления и технологии. Мы изучим понятие и содержание технология управления: требования, виды и принципы проектирования и организации технологий управления.

Основные понятия и термины: управленческая операция, технология управления, принципы технологизации.

При организации процесса государственного управления формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой ин­тересами и целями подготовки, принятия и исполнения управлен­ческих решений, проведения организационных мероприятий.

Эта­пы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Стадии имеют логическую связь и образуют в совокупности кругооборот управлен­ческих действий — единичный «виток» управленческого процесса.

Семь основных стадий управленческой деятельности:

1) анализ и оценка управленческой ситуации (необходимо как знание закономерностей изучаемых процессов, так и системное «видение» управляемых объектов, оценивающий их в многообразии, совокупности и взаимозависимости)

2) прогнозирование и моделирование необходимых действий по сохранению и преобразованию состояния управленче­ской ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);

3) разработка предполагаемых правовых актов или организаци­онных мероприятий ( связана с кругом участников этой стадии, их отношением к предшествующей управленческой дея­тельности);

4) обсуждение и принятие правовых актов и осуществление орга­низационных мероприятий;

5) организация исполнения принятых решений (эта ста­дия включает в себя: своевременное оформление решений в качест­ве документа со всеми необходимыми реквизитами; адресное дове­дение информации, содержащейся в решениях, до исполнителей; обеспечение понимания и адекватной трактовки содержания реше­ния; обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения; осуществление конкретных действий по претворению в жизнь наме­ченного в решениях. Считается наиболее трудоемкой и проблемной стадией);

6) контроль выполнения и оперативное информирование ( контроль представляет собой обратную связь, кото­рая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений. Информирование должно идти непрерывно, с начала исполне­ния решения)

7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации. При ее осуществлении целесооб­разно определять: соответствие итогов реализации решения целям, задачам, которые были сформулированы; реальное использование при реализации решения тех ме­тодов, средств, ресурсов, информации и т.д., которые были в нем намечены; реальные поступки и действия исполнителей, благодаря кото­рым получен соответствующий результат.

Наполнение стадий управления составляет совокупность определенных управленческих технологий.

Управленческая технология (или технология управления) - одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно управлен­ческие процессы.

Социальная тех­нология — это определенный способ достижения поставленных об­щественных целей; сущность этого способа состоит в пооперацион­ном осуществлении деятельности, операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; эта разработка прово­дится на основе и с использованием научных знаний; при разработ­ке учитывается специфика области, в которой осуществляется дея­тельность; социальная технология выступает в двух формах — как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятель­ность, построенная в соответствии с этим проектом; социальная технология — элемент человеческой культуры, она возникает дву­мя путями: вырастает в культуре эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которо­го сегодня — соединение науки и практики

Технология управления:

1) совокупность сведений о наиболее рациональных алгоритмах и приемах выполнения управленческих работ;

2) совокупность знаний, умений и навыков персонала по рациональному выполнению управленческих работ;

3) материально-технические средства выполнения управленческих работ;

4) способ соединения в процессе производства управленческих работ интеллектуальных, социальных и вещественных элементов управления.

Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соедине­нии научного знания, управленческих потребностей и интересов об­щества, целей и функций государственного управления, возможнос­тей и элементов управленческой деятельности.

Технология управления расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которых осуществляется тот или иной основ­ной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии.

Операция — это однородная, логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели, она вы­полняется одним или несколькими исполнителями.

Становление управленческих технологий является следствием усиления системности государственного управления, его научного осмысления. Смысл внедрения заключается в обязательном (принудительном) массовом использовании в управленческой дея­тельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта государственного управления.

Освоение управленческих технологий начинается с выделения видов управленческих ситуаций, поскольку их основные виды пред­полагают адекватные им формы и методы управленческой деятель­ности.

Для этого проводится анализ состояния и поведения управляемых объектов, на­ходящихся в ведении того или иного государственного органа.

Результатом анализа должны стать понятные и адекватные описания повторяющихся (ординарных), проблемных и экстре­мальных ситуаций, встречающихся при функционировании системы. В соответствии с ними описываются типовые управленческие решения и действия по ним; наборы модулей ресурсов, процедур и операций, применяемых при реализации решений.

В зависимости от специфики государственных органов и управляемых объектов выделяют различные виды управленческих технологий:

1. Технологиидиагностирования, проектирования и реформирования соответству­ющих подсистем;

2. Информационные, внедренческие и обучающие технологии;

3. По уровням управления — центрального, регионально­го и местного управления;

4. Разрешения социальных конфликтов (конфликтология), инновационного развития управляющих компо­нентов и др

Существует несколько аспектов управленческой деятельности, где в современных условиях внедрение управленческих техноло­гий крайне актуально.

1. Процессы прогнозирова­ния, программирования, оценки и отслеживания общественного развития и соответственно реформирования организации и функ­ционирования компонентов субъекта государственного управле­ния.

2. Практика программирования и планирования комплексного развития тер­риторий.

Формирование управленческой технологии включает в себя:

1. установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих соответствующие процессы;

2. обеспечение долж­ной согласованности, логики в систематизации таких показателей, чтобы они в целом давали реальную картину общественной жизне­деятельности (как исходную, так и предполагаемую);

3. создание ор­ганизационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через все структурные подсистемы, звенья и их подразделения, вовлеченные в указанные процессы;

4. применение идентичных методов, процедур и операций анализа и характеристики изучаемых и программируемых объектов;

5. исполь­зование тождественных форм фиксации информационных матери­алов и другие моменты, свойственные рассматриваемому аспекту государственного управления.

Когда мы говорим, что функционируют определенные управленческие технологии, то подразумеваем, что в их рамках люди осуществляют определенные действия, направленные как на взаимодействие с внешней средой, так и на внутриорганизационное взаимодействие.

Управленческая операция – совокупность последовательных действий сотрудника органа управления от момента получения задания от руководителя или предмета работы от другого сотрудника до получения измеримого изменения в объекте управления.

Принципы технологизации – руководящие требования организации наиболее рациональной последовательности выполнения работ; требования, предъявляемые к технологии.

Процесс реализации управленческой технологии отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках управленческой технологии действий, что за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.

Структура управленческой технологии отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, составляющие данную технологию.

Все вместе это позволяет достаточно четко выделить и описать тот или иной участок работы. Данный процесс называется проектированием управленческой технологии в организации и во многом определяет успех деятельности.

Проектирование управленческой технологии представляет собой процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации, т.е. проектирование работы является дизайном работы.

Для оценки существующих технологий управления очень часто применяется оценка результатов, которых она позволяет достигнуть.

Первый аспект состоит в выяснении того, действительно ли возник ре­зультат государственного управления. Нередко влияние естественно-природ­ных и общественно-исторических закономерностей и сил, стечение определенных обстоятельств, срабатывание саморегулятивных механизмов выдают за результаты государственного управления.

Второй аспект связан с поиском и определением источника ре­зультата управления. В государственном управлении действуют различные органы, юридические документы, организационные ме­ры разного уровня, многообразные ресурсы, методы, знания, ини­циативы и воля многих людей и т.д. В итоге они способны давать определенный результат.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой технология управления? Какие виды технологий управления выделяются?

2. Что включает в себя формирование управленческой технологии?

3. Охарактеризуйте принципы технологизации управления и процесс проектирования технологии управления.

 

Тема 14: «Современные административные реформы»

Целевые установки изучения темы:

В данном разделе мы рассмотрим вопросы повышения эффективности государственного управления. Мы уясним понятие реформ управления, их сущность особенности проведения в сфере государственного управления. Также мы проанализируем основные модели государственного управления, сложившиеся к концу ХХ века, в частности, «новый государственный менеджмент» - теоретическую основу государственного управления в современных демократических государствах. Мы также исследуем задачи и этапы реформы государственного управления в России, особенности ее реализации.

Основные понятия и термины: реформа управления, эффективность государственного управления, новый государственный менеджмент, стратегия реформ.

 

Эффективность государственного управления – уровень достижения целей государственного управления; относительная результативность управления: соотношение уровня результата и уровня затрат.

Различные государственные органы и органы местного самоуправ­ления управляют многообразными видами управляемых объектов. Естественно, что эффект управления в каждом из управляе­мых объектов своеобразен.

Первый, производственный эффект, возникает, когда тот или иной управляемый объект призван производить строго определенную продукцию или оказывать такую же четко обозначенную социальную услугу (снабжение водой, газом и т.д.). Такой эффект управления заключа­ется в соотнесении результатов, полученных на выходе продукта (услуги) из стадии производства, и затрат на его изготовление (осу­ществление). Он связан, с внутренней организацией труда, имеет технологи­ческий характер и измеряется по нормативно-стоимостно-затратным показателям. Производственный эффект был главным в централизованной плановой экономике, при которой предприятиям задавали номенклатурно-натуральные показатели, подлежащие обязательному выполнению. Дальнейшая судьба произведенного продукта (качества услуги) ма­ло интересовала производителя и соответствующий государственный орган, который управлял им.

Второй вид эффекта управления — экономический.

Произ­водитель получает реальную плату за произведенный продукт (услугу) — возврат затраченных ресурсов и плюс доход — и может начинать новое и расширенное производство. Получение экономического эф­фекта является основной целью всех производителей в рыночной экономике, и вполне логично, что на это направлены усилия соот­ветствующих субъектов управления, в том числе и государственно­го управления.

Для общества необходимо и знание того, как ведет себя продукт (услуга) в стадии потребления и какую здесь приносит пользу людям, обществу. К этому ведет третий вид эф­фекта управления — социальный эффект. Он представляет собой совокупный и общий положительный ре­зультат, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного рода работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных ценностей. Другими словами, соци­альный эффект получается в течение и в итоге всего жизненного цикла изделия, идеи, организационной формы, социальной нормы и т.д. Социальный эффект показывает актуальность, рациональность и эффективность любого труда, в том числе и затрачиваемого на ста­дии потребления.

Общепринята оценка государственного управления, главным образом, по социаль­ным эффектам.

Крите­рии общей социальной эффективности государственного управле­ния раскрывают результаты функционирования системы, т.е. совокупности субъекта и управляемых объектов государственного управления, либо, иными словами, управленческой системы.

К повсеместно применимым критериям общей социальной эф­фективности управления можно отнести:

а) уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;

б) темпы и масштабы прироста национального богатства, исчис­ляемые по методике ООН;

в) уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу насе­ления и с разбивкой доходов различных категорий, а также в срав­нении со стандартами развитых стран;

г) упорядоченность, безопасность и надежность общественных от­ношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным резуль­татом.

Существует методика Всемирного банка (стандартные индикато­ры, критерии, показатели), по которой определяется развитие раз­ных стран и их сравнение между собой:

1. Картина мира: основные экономические показатели, качество жизни (долголетие, образованность и уровень жизни).

2. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бедность; распределение доходов и потребления; образование; здравоохране­ние.

3. Окружающая среда: землепользование и сельскохозяйствен­ное производство; водные ресурсы, облесение и заповедные зоны; энергопотребление и выбросы.

4. Экономика: динамика экономического роста; структура произ­водства; структура спроса; бюджет центрального правительства; платежный баланс, счета текущих операций и валютные резервы.

5. Государство и рынок: финансирование в частном секторе; роль государства в экономике; энергетика и транспорт; связь, информа­тика; научно-техническое развитие.

6. Глобальные связи: международная торговля; финансовая по­мощь и потоки капитала.

Общая социальная эффективность государственного управления достигается усилиями двух компонентов системы последнего:

- государства, его органов и служащих,

- общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур.

Эта эффективность но­сит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов. Необходим анализ критериев специальной социальной эффективности:

1.Целеориентированность организации и функцио­нирования государственно-управляющей системы.

2. Затраты времени на реше­ние управленческих вопросов и осуществление управленческих действий

3. Стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур.

4. Сложность организации субъекта государственного управления, его подсистем и звеньев.

5. Общие (совокупные) издержки на содержание и обеспе­чение функционирования государственно-управляющей системы.

Важная роль в измерении государственного управления принад­лежит также критериям конкретной социальной эффективности деятель­ности каждого управленческого органа и должностного лица:

1. Степень соответствия направлений, содержания и ре­зультатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе ор­гана\должности.

2. Законность решений и действий органов госу­дарственной власти и местного самоуправления, а также их долж­ностных лиц.

3.Реальность управляющих воздействий.

4.Содержание любых управленческих актов с точки зрения отражения в них запро­сов и нужд людей, направленности на их благополучие и развитие.

5. Характер и объем взаимосвязей соответствую­щих управленческих органов и должностных лиц с гражданами, т.е. уровень демократизма управлен­ческой деятельности.

По мнению международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Россия находится на одном уровне со странами, намного уступающими в экономическом развитии.

Необходимо пересмотреть содержание управления в трех сферах: исполняемые государством функции; деятельность органов, на которые возложено исполнение этих функций, и принципы функционирования органов государственной власти. Изменения в этих областях затрагиваются административной реформой.

Реформа – это преобразование, переустройство в способе функционирования тех или иных социальных институтов, действующих в рамках данного общества.

Реформа управления – процесс обеспечения достижения показателей внешней эффективности на основе рационализации принципов и правил взаимодействия с объектом управления, иерархии, состава и содержания функций управления и порядка их исполнения; обязательно требует изменения внешних по отношению к органам управления условий. Основная сущностная черта реформ – это достижение некого нового качества объекта.

Непременные атрибуты реформ:

1. Инициатива «сверху» - отличие реформы от революции

2. Законодательный механизм осуществления

3. Направленность преобразований по пути прогресса

Административная реформа – это не одномоментное событие, а поступательный процесс. Отсюда следует требование к реформированию любого социального института: необходимо избегать общих абстрактных программ и ставить четкие измеряемые задачи.

Первый этап современных административных реформ в России начался в 2003 году.

Приоритетные направления административной реформы в России (в соответствии с Указом Президента «О мерах по проведению административной реформы» 2003 г):

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;

- исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

- организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

- завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов исполнительной власти.

Основное содержание административной реформы в России:

1. Разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями власти (закрепление за каждым уровнем власти четких функций, обеспеченных финансовыми ресурсами, исходя из принципа, что каждая функция закрепляется за минимально необходимым уровнем власти)

2. Реформа государственной службы (пересмотр статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих – эффективными исполнителями функций государства)

3. Реформа функций и структуры исполнительной власти (состоит из двух частей:

А) Оперативная – отказ от избыточных функций, совершенствование порядка реализации необходимых государственных функций, построение системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям.

Б) Институциональная - создание механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг.

Цель административной реформы – создание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Стратегия реформ – процесс использования стимулов внешнего по отношению к органам государственной администрации происхождения для создания у них заинтересованности в увеличении объема и качества конечных результатов деятельности.

Стратегия проведения административной реформы в России в 2003-2004 году:

1. Аудит государственных функций. Были проанализированы установленные в нормативных правовых актах функции госорганов.

2. Идентификация избыточных функций – функция проверяется на соответствие целям и задачам государственной политики, а также на соответствие минимально необходимому уровню власти. (Были подготовлены рекомендации по сокращению избыточных и дублирующих (насчитано около 30%), однако значительного сокращения не произошло).

3. Упразднение избыточных функций. Основные варианты: 1) ликвидация функции, 2) сокращение масштаба выполнения, 3) передача функции участникам рынка, 4) передача функции на минимально необходимый уровень власти, 5) придание функции процессуального характера.

4. Защита от появления новых избыточных функций.Основным механизмом, помогающим избежать данного явления, является принятие закона о нецелесообразности введения новой функции, если ведомством не доказано иное.

5. Изменение организации исполнительной власти.

6. Обеспечение информационной открытости власти.

7. Закрепление стандартов качества оказания государственных услуг

8. Создание административных регламентов и стандартов.

Цели второго этапа: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства; повышение эффективности деятельности госорганов.

Поставленные задачи второго этапа реформы: 1) внедрение в органах власти принципов управления по результатам, 2) разработка и внедрение стандартов государственных услуг, а также административных регламентов в органах власти, 3) оптимизация функционирования органов власти и введение механизмов противодействия коррупции, 4) повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, 5) модернизация системы информационного обеспечения органов власти, 6) формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.