КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Немного истории
Разделение. В первые периоды развития А. содержание этой науки охватывало собой только тот материал, который в настоящее время понимается под термином описательная или систематическая А. человека. Этот отдел описывает строение органов тела, распределяя их по системам, каковы - костная система, кровеносная система, нервная система и проч. Для целей хирургии потребовалось создать особый отдел А., Так наз. топографическую А., рассматривающую размеры, положение в пространстве и взаимоотношение органов данной области тела; другими словами, в отличие от описательно А., рассматривающей материал с точки зрения функции, топографическая А. тот же материал описывает с точки зрения топографии, т. е. положения в пространстве. Исследования, производимые при помощи одного ножа и невооруженного глаза, нередко не выясняют строения органа в той мере, в какой это необходимо для понимания функции. Так, внешний вид мозга и взаимное расположение его частей ничего не говорят нам о нервных путях пролегающих внутри мозговой массы, с виду однородной. В виду этого создалась особая отрасль анатомического знания, носящая имя микроскопической А. или гистологии (учение о тканях). Три названных отдела А. в совокупности составляют нормальную А. человека. Болезненные изменения органов, видимые простым глазом и открываемые при помощи микроскопа, описываются при помощи патологической А. Нормальная и патологическая А. человека, развившись из потребностей медицины, представляют собой науки описательного характера. Выводы из описательного материала этих наук делает физиология и патология. Однако, описание строения тела и формы органов выдвинуло ряд теоретических вопросов чисто анатомического характера. Эти вопросы составляют содержание трех наук: сравнительной А., истории развития или эмбриологии, и механики развития. Сопоставление строения тела человека и высших позвоночных позволило установит черты сходства, настолько близкого, что, например, еще греческие анатомы позволяли себе изучать А. человека на трупах обезьян. Это повело к установлению некоторых типов строения, под которые подводится строение тела различных животных, встречаемых нами в природе. Установление этих типов и составляет предмет сравнительной А. Форма и строение органов создается не сразу в том сложном виде, как мы встречаем ее у взрослого животного; в зародышевом состоянии структура тела несравненно проще; только путем ряда последовательных усложнений из зародышевого зачатка образуется орган взрослого тела. Описание процесса развития животных и человека составляет содержание истории развития. Этот отдел дал много опорных пунктов для сравнительной А., так как в зародышевом состоянии нередко можно наблюдать одинаковое строение таких органов, которые во взрослом организме и по структуре, и по функции резко отличаются друг от друга. Но, возникши, как дополнительный отдел сравнительной А. эмбриология выдвинула и свои собственные теоретические задачи. Именно, благодаря ей было показано, что образование формы есть сложный процесс, есть некоторая функция организма. Явилась мысль о возможности исследовать зависимость этого процесса от внутренних и внешних факторов. Так создалась механика развития, выясняющая механизм образования животных форм, его общие законы и влияние различных условий на выработку того или иного строения тела. Общие представления о пластике, красоте формы человеческого тела существовали с глубокой древности. В особенности они были развиты в античном искусстве. Но база для создания современной анатомии была заложена в эпоху Возрождения. Основоположником анатомии как науки принято считать Леонардо да Винчи (1452-1519), который много лет посвятил анатомическим исследованиям и как художник, и как ученый. Результаты своих наблюдений Леонардо отразил в многочисленных рукописных заметках и трактатах. Часть из них стали известны уже его современникам, другие были обнаружены в архивах только в XVIII веке. В последние годы жизни он пытался создать систематический курс анатомии человека, но эта работа осталась незавершенной. Большинство известных анатомических трудов Леонардо переведены и опубликованы на русском языке [1]. Конечно, в настоящее время они представляют интерес скорее для историков. Однако многочисленные (свыше 700) анатомические рисунки Леонардо занимают особое место в истории искусств. Это не просто иллюстрации к дневниковым записям, а самостоятельный метод научного исследования. Рисунки Леонардо отличаются от анатомических изображений его предшественников значительно большей точностью, грамотностью, новым подходом – стремлением понять устройство и различные функции человеческого организма. Одним из творческих принципов Леонардо было признание важности для художника теоретического обобщения, разумного, сознательного творчества. В развитии анатомических знаний велика также роль другого представителя Возрождения – Микеланджело Буонарротти (1475-1564). Сохранилось значительное количество анатомических этюдов Микеланджело, набросков, снабженных описаниями, сведениями о пропорциях, о их подчиненности идее задуманного произведения. А еще один современник Леонардо да Винчи, немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528), настолько углублялся в изучение пропорций человеческого тела, что в его анатомических трудах можно обнаружить даже довольно сложные математические расчеты. Самым знаменитым анатомом Возрождения, реформатором античных представлений об этой науке, стал Андреас Везалий (1514-64). В результате его трудов анатомические знания стали основываться на систематических опытных исследованиях. Рисунки из его классической книги «О строении тела человека» [2], выполненные Иоганном Калькаром и Тицианом, впоследствии стали воспроизводиться практически в любом издании, посвященном анатомическим вопросам. Однако не все ученые-анатомы признавали подход Везалия. Наиболее известным его противником был итальянский врач и анатом Бартоломео Евстахио (1510-74). Он тоже считается одним из основоположников научной анатомии, в основу которой им были положены сравнительные исследования органов и патологоанатомические вскрытия. Бартоломео создал «Анатомические таблицы» с 38 гравюрами (Bartolomeo Eustachi. Anatomical Engravings). Правда, их удалось опубликовать только в 1714 г., тем не менее, эта книга надолго сделалась бестселлером. Со времен Ренессанса необходимость изучения анатомии в художественном образовании является общепризнанной. В XVII-XVIII вв. анатомия стала обязательным предметом в художественных школах большинства европейских стран. В это время врачи-анатомы в содружестве с художниками составили множество руководств и атласов (например, Ф. Тортеба, Ш. Эррар и Б. Дженга, К. Чезино, И. Лафатер и др.). В России шаг к реалистической живописи был сделан Симоном Ушаковым (1626-86), который предпринял попытку написать и издать книгу «Азбука искусств». В нее, по словам автора, были включены в том числе и описания человеческого тела, необходимые в изобразительном искусстве (к сожалению, сама книга не сохранилась до наших дней). В 1757 г. в России была открыта Академия Художеств, в учебные планы которой вошла и анатомия, как обязательный предмет. Преподавателем был приглашен Максим Шеин (1712-62), анатом и художник, автор переводов на русский язык немецких руководств, создатель русской анатомической терминологии и рисунков к анатомическим атласам. В 1770-е годы вышло в свет первое русское руководство к детальному изучению анатомии «Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй...», составленное художником, профессором (впоследствии директором) Академии Художеств А. П. Лосенко. Он считается одним из создателей школы русского реалистического рисунка, основанной на принципах передачи объемов, использования анатомии, перспективы и пропорций. Его живописные работы и академические рисунки (числом около 200) были весьма ценны, пользовались известностью и являлись лучшим учебным пособием для нескольких поколений художников. Часть из них сохранилась в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея. Выдающаяся роль в развитии анатомических знаний у русских художников XIX в. принадлежит профессору анатомии Академии Художеств И. В. Буяльскому. В творческом содружестве с лучшими художниками своего времени – К. П. Брюлловым, П. В. Басиным, Г. Г. Черенцовым и др. – он создал знаменитые атласы по анатомии, принесшие славу русской науке. Многолетний опыт И. В. Буяльского в области пластической анатомии нашел отражение в его книге «Анатомические записки для обучающихся живописи и скульптуре» (1860), с иллюстрациями профессора живописи В. К. Шебуева. Широкой известностью пользовались в свое время также учебники М. А. Тихомирова (1854) и М. Т. Тихонова (1906), по которым учились многие художники.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |