Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия пластической анатомии от медицинской




Первоначально анатомия и для художников, и для врачей (а также физиологов, биологов) развивалась как единая наука. Но по мере накопления материала и появления потребности в изложении специализированных вопросов отличительные особенности пластической анатомии стали все больше осознаваться и выделяться. Можно отметить, что:

§ в пластической анатомии основное внимание уделяется тем структурам, которые определяют внешние, видимые формы тела, тогда как подробности строения внутренних органов и систем для художников не представляют особого интереса;

§ пластическая анатомия интересуется строением живого тела, а не трупа, поэтому для нее важны динамические изменения рельефа фигуры в различных позах, при напряжениях и расслаблениях мышц, связок, при сдавливании и под действием тяжести;

§ большое значение имеет исследование биомеханики, возможных равновесий и движений тела и его частей, их анатомические причины и ограничения;

§ изучаются также вопросы, совершенно не характерные для медицинской анатомии: пропорции, «опорные» (топографические) или «опознавательные» точки фигуры, ракурсы и перспектива, возрастные, половые, расовые особенности и влияние внешней среды, выражение эмоций посредством мимики; все меньше используется специальная анатомическая терминология, наблюдается тенденция к замене ее более простой и интуитивно понятной.

По этим причинам анатомические атласы для врачей в настоящее время практически не находят применения в художественных учебных заведениях. Уже в XIX вв. наметилось расхождение в составе, стиле и последовательности изложения анатомических сведений в изданиях, специально предназначенных для художников, от медицинских руководств, хотя иногда и в наше время в подготовке таких книг участвуют авторы и с художественным, и с медицинским образованием.

Книги конца XIX – первой половины XX века

Одним из первых специализированных руководств для художников, снискавшим мировую популярность, явилась «Художественная анатомия» [3] французского анатома, скульптора и преподавателя рисования Поля Рише (1849-1933), который был известен несколькими сочинениями в этой области. Рише описывал структуру человеческого тела с научной точностью и скрупулезностью, принятой в медицинских атласах, однако отбирал только необходимые для художника данные. Оригинальное французское издание было впервые опубликовано в 1890 г., а через 35 лет вышел английский перевод под редакцией Роберта Хэла (автора и редактора многих книг по пластической анатомии). Английский текст впоследствии неоднократно переиздавался вплоть до конца XX в., т.к. эта книга до сих пор представляет не только исторический, но и вполне практический интерес. В ней свыше 400 точнейших изображений: описаны и детально зарисованы практически все кости и мышцы тела. Также применен очень удачный иллюстративный прием, впоследствии неоднократно использовавшийся в других атласах: для изучения рельефов мускулатуры даны фотографии и полутоновые рисунки частей тела, на которые наложены кальки с линейными прорисями их контуров и обозначениями. Труд Рише стал чем-то вроде канона для большинства напечатанных с тех пор произведений по анатомии для художников. Некоторым недостатком книги является то, что в ней еще почти не рассматривались равновесия и «большие» движения, хотя статические напряжения мускулатуры описаны весьма подробно. На русский язык эта книга, к сожалению, не переводилась.

Другой известный французский ученый XIX в. – профессор анатомии, академик медицины Матье Дюваль (1844-1907) – наряду с медицинскими трудами написал ряд книг для художников, в том числе даже исследование по истории пластической анатомии (Mathias-Marie Duval. Histoire d'anatomie plastique: les maitres, les livres et les echorches, 1898). Наиболее известная его книга – «Анатомия для художников» [4] – вышла на французском языке в 1884 г. и многократно переиздавалась. Она была переведена на английский (1905), русский (1917), немецкий (1922) языки, затем повторно издана на русском языке (1936) в переработанном виде, с добавленными и замененными иллюстрациями, и в 2001 г. переиздана вновь. Это курс лекций, в которых последовательно рассматриваются все элементы скелета, приведены сведения по антропометрии черепа (для разных рас, возрастов людей и античных статуй), исключительно детально описана мышечная система. Однако движения тела объясняются все еще на словах, иллюстрирована лишь мимика лица с показом ответственных за нее мускулов. Большинство изображений не создавались специально для этой книги, а заимствованы из самых различных источников – в основном, это известные анатомические рисунки и гравюры старых западных мастеров.

Альфред Фрип и Ральф Томпсон, два британских хирурга и анатома, в 1920 г. выпустили «Анатомию человека для студентов-художников» [5]. Все рисунки в ней выполнены специально для этой книги в едином стиле художницей Инессой Фрип. Этот учебник построен традиционно: сначала общая структура тела, затем подробнее скелет и мускулатура. Но параллельно с описанием костей сразу же поясняются повороты конечностей в суставах, а параллельно с изучением отдельных групп мышц – их функции в формировании движений, что можно считать шагом вперед. Хотя равновесию, движениям и различным ракурсам фигуры по-прежнему уделено недостаточно внимания. Особо подробно рассмотрены: анатомия головы и ее деталей, выражение эмоций, пропорции тела и возрастные изменения. Книга в целом глубокая и полезная, но ориентирована в первую очередь на чтение текста, из одних рисунков много информации не получить. На русский язык не переводилась.

Джордж Брант Бриджмен (1864-1943), преподаватель Высшей художественной школы Нью-Йорка, был широко известен своими лекциями, на которые в течении 30 лет собирались тысячи студентов. По свидетельствам современников, «живая и выразительная манера мистера Бриджмена придавала лекциям по анатомии необычайный интерес. Его превосходные рисунки... стали поистине новым словом в учебных пособиях по данному предмету... Упрощая формы и придавая им повышенную выразительность, Бриджмен сделал свой метод более простым для запоминания». Он также написал несколько оригинальных книг по пластической анатомии и рисунку фигуры человека, наиболее известной из которых стала «Конструктивная анатомия» [6], вышедшая в 1920 г. Она очень мало похожа на другие книги по анатомии. Рассматривая тело человека с точки зрения художника, а не анатома, Бриджмен обращает внимание прежде всего на расположение и движения основных масс. Для этого он систематически применяет прием разбиения фигуры на крупные обобщенные части и показывает их формы, ракурсы, соподчиненности, взаимосвязи и движения. Это не мешает автору затем углубляться все больше в «конструкцию» каждой исследуемой части и разбирать ее внутреннее устройство, доходя до мышц и костей, показывая огромное многообразие форм и ракурсов, возникающих при напряжениях, поворотах и скручиваниях. Таким образом, его метод является в некотором смысле противоположным традиционному. Свыше 500 схематических набросков автора напоминают по своему стилю и динамике скорее записные книжки Леонардо да Винчи, чем статичные, перегруженные деталями копии анатомических препаратов, выполненные профессорами анатомии XIX-XX вв. Книга может быть очень полезным дополнением к любому классическому курсу, хотя именно это издание на русский язык не переводилось. Однако очень похожие материалы воспроизведены в двух русских изданиях другой его книги [7]. Они хоть и были названы по-разному, на самом деле являются различающимися лишь в деталях переводами одной и той же книги Бриджмена.

Еще один преподаватель анатомии, работавший в Трафагенской художественной школе Нью-Йорка, француз Виктор Перар издал в 1928 г. книгу «Анатомия и рисование» [8] (повторно она выходила еще раз через 60 лет). Этот автор несколько более строго следовал традиционному подходу в изложении материала, чем предыдущий, и не отличался таким оригинальным стилем в рисовании. Тем не менее, он поместил на страницы своей книги огромное количество линейных контурных рисунков не только анатомических деталей, но и человеческих фигурок, лиц, кистей рук, ног, торсов и «экорше» в самых разнообразных позах и движениях, благодаря чему это скорее богато иллюстрированный атлас, чем учебник. И хотя книга на русский язык не переводилась, подробнейшие иллюстрации делают ее вполне доступной самой широкой аудитории.

В довоенные годы в СССР изучение пластической анатомии заняло прочное место в системе средних и высших художественных школ. В 1920-х – 30-х годах в художественных вузах Москвы ее преподавали известные советские анатомы П. И. Карузин и Б. Н. Усков, являвшиеся авторами собственных учебников. П. И. Карузин (1864-1939) посвятил многие годы изучению пропорций тела человека, мимики, а также истории пластической анатомии. Его руководство [9] стало в те годы ценным пособием для художников и скульпторов, как и анатомический атлас Б. Н. Ускова [10], переизданный затем в 1963 г. Кроме того, выходили и некоторые другие книги по пластической анатомии разных авторов [11, 12]. Однако этих сравнительно кратких и несистематических курсов было недостаточно. Поэтому благодаря усилиям Б. Н. Ускова в 1936 г. было осуществлено новое издание на русском языке уже упоминавшихся лекций Дюваля [4].

Преимуществом книг начала XX вв. и более ранних является то, что многие из них сейчас свободно и легально доступны в виде электронных копий в Интернете, т.к. уже не охраняются авторским правом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.